Особенности хранения и экспонирования древнерусских нотированных рукописей XVI – XVII веков

Куприянова Анна Сергеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Древнерусские нотированные рукописи – уникальные памятники средневековой музыкальной культуры. Они свидетельствуют о высоком уровне музыкального творчества Древней Руси, являются основным источником информации о древнерусском певческом искусстве. Нотированные рукописи являются объектом изучения узкого круга исследователей-медиевистов и не рассматривались ранее с точки зрения музеологии, что обусловило актуальность настоящей работы.
Большинство рукописей, имеющих важное практическое значение, датируются XVI-XVII вв. и исчисляются тысячами экземпляров. В связи с этим в работе определяется проблема выработки критериев отбора рукописей для исследования, а также рассматриваются особенности хранения, каталогизации, реставрации и экспонирования памятников.
Хранение и экспонирование любых рукописей имеют ряд особенностей, однако именно музыкальные рукописные памятники требуют особого подхода. Находясь в музейной или библиотечной среде, эти рукописи неизменно включаются в состав различных экспозиций и являются экспонатами, которые возможно «озвучить»: многие выставки древнерусского искусства сопровождаются музыкальными фрагментами, почерпнутыми из экспонируемых источников, и свидетельствуют о высоком уровне древнерусской музыкальной культуры и многофункциональности рукописи как экспоната.

Введение 2

Глава 1. Рукописные памятники в музейных и библиотечных 6

собраниях
§1. Рукопись как музейный предмет
§2. Особенности нотированных рукописей
Глава 2. Хранение древнерусских нотированных рукописей 23

§1. Особенности хранения рукописей 23

§2. Проблемы каталогизации нотированных рукописей в музейных и
библиотечных собраниях 30
2.2.1. Санкт-Петербург 31

2.2.2. Москва 34

Глава 3. Экспонирование древнерусских нотированных
рукописей 39
§1. Организация экспозиций в музеях и библиотеках
§2. Нотированные рукописи в составе экспозиций музеев и библиотек
2.2.1. Российская национальная библиотека
2.2.2. Государственный Исторический музей
2.2.3. Российская государственная библиотека
2.2.4. Региональные и зарубежные музеи и библиотеки
Заключение 58

Список литературы 61

Список источников 68

Список принятых сокращений 70

Приложение 1 72
Приложение 2 75
Приложение 3 79

В настоящее время наблюдается возрождение интереса к
древнерусской профессиональной музыкальной культуре. Это связано со
многими аспектами. Одним из главных является стремление полнее
погрузиться в музыкальное средневековье; обнаружить закономерности
создания музыкальных текстов; выявить основы фиксации нотных знаков,
традиции звучания.
Основным источником информации являются рукописные и
старопечатные книги. В свою очередь, сами рукописи представляют
обширный материал для изучения, а нотированные манускрипты до сих пор
во многом остаются загадкой, привлекая только специалистов в области
музыкальной медиевистики.
Нотированные рукописи, являющиеся объектом исследования данной
работы, представляют особый пласт культуры. Эти памятники – одна из
составляющих национального культурного наследия, уникальные носители
исторической памяти, под которой в целом подразумевается «совокупность
научных знаний, культурных и научно-технических достижений, предметов
декоративно-прикладного искусства, характеризующихся эмоциональной
восприимчивостью и творческим подходом человека, уникальностью и
неповторимостью образа»1. Нотированные манускрипты – это памятники
древнерусского профессионального музыкального творчества, тесно
связанного с духовной культурой. В целом певческие рукописи представляют
собой сборники богослужебных книг с зафиксированной в них, помимо
богослужебного текста, формой нотации – невменной (крюковой) или
пятилинейной.
Нотированные рукописи являются объектом изучения узкого круга
исследователей и не привлекают внимания широкой аудитории.
Большинство специалистов обращаются к этим памятникам в контексте
1
Маркова Т. Б. Библиотека-музей как место памяти // Вестник СПБГУ. Серия 6. 2009. Вып.4. С. 91.
решения отдельных аспектов или явлений древнерусского искусства.
Рассмотрение рукописи как исторического памятника, культурной ценности,
музейного экспоната является предметом данной работы.
Выявленный к настоящему времени корпус нотированных рукописных

Древнерусские нотированные рукописи рассматривались в данной
работе как уникальные, выдающиеся памятники музыкальной культуры
Древней Руси. Они являются источником для исследования в различных
областях науки: истории, источниковедения, искусствоведения,
музееведения, текстологии, палеографии, музыковедения и других.
Нотированные рукописи обладают большим количеством функций и
смыслов, находясь как в составе музейной экспозиции, так и являясь
библиотечным документом (что не исключает экспозиционной функции).
Это «звучащие» памятники, материал содержания которых имеет большое
практическое значение.

 В результате анализа сходств и различий музейной и библиотечной
работы, рассмотрения вопроса о положении нотированных рукописей
среди музейных и библиотечных коллекций были получены
следующие выводы: Музеи, библиотеки и архивы имеют несколько
общих основных принципов работы, на основании которых уместно
рассматривать рукопись в контексте документа, культурной ценности и
исторического источника;
 Рукописи, в том числе нотированные, можно рассматривать с точки
зрения музейного предмета. Однако существует некая двойственность
в понимании музейного предмета, о которой упоминают исследователи
А. А. Никонова, Т. Б. Маркова, Е. А. Воронцова и др.;
 Нотированные рукописи могут занимать полноправное место среди
музейных коллекций, обладая всеми свойствами музейного предмета.

Вопросы хранения и реставрации занимают одно из центральных мест
при работе с рукописными памятниками. Так, хранение и реставрация
нотированных рукописей осуществляется во многом по принципам работы с
другими рукописными книгами. Однако существуют определенные
трудности в выработке критериев отбора рукописей для исследования,
экспозиции, публикации в связи с относительной массовостью
сохранившихся памятников XVI-XVII вв. Не обнаружено специальных работ,
посвященных истории реставрации нотированных манускриптов XVI-
XVII вв. Очевидно, что основное внимание уделяется древним пергаменным
памятникам, в которых, к тому же, зафиксирована уникальная форма
нотации – кондакарная. Однако число рукописей XVI-XVII вв. по
результатам анализа хранилищ наиболее велико и зачастую составляет
центральную и самую масштабную часть коллекций.

Экспонирование – еще одна неотъемлемая часть работы со
средневековыми памятниками и документами. Самое большое количество
выставок с участием нотированных рукописей организовывается в
Российской национальной библиотеке в рамках различных научных
мероприятий, основным из которых является ежегодный международный
симпозиум «Бражниковские чтения». Тематика экспозиций обширна и
различается по хронологии, географии, сюжетам. С помощью нотированных
рукописей оказывается возможным раскрыть даже самый сложный сюжет,
или дополнить и усилить образ самых разных экспозиций. Нотированная
рукопись, представленная на экспозиции, обладает способностью
эмоционального, образного, познавательного воздействия на аудиторию. К
тому же она является и экспонатом, который возможно «озвучить», что
подчеркивает ее уникальность среди других памятников. Нотированная
рукопись может быть представлена практически во всех типах музейных
выставок; она будет уместна в контексте тематической, фондовой или
отчетной экспозиций.
Важное место в работе с рукописями занимает оцифровка памятников
и коллекций. Однако нотированных рукописей среди представленных в
виртуальном пространстве – меньшинство. Это также связано как со
спецификой манускриптов, так и с неразработанностью критериев отбора
рукописей.

Древнерусские нотированные рукописи привлекают специалистов из
разных областей науки для решения конкретных исследовательских задач,
затрагивающих содержание кодекса или его фрагментов; отдельных
предметов и явлений древнерусского музыкального искусства; внешних
особенностей памятника. Перспективным представляется музеологический
подход в изучении данных манускриптов, начальный этап которого призвана
продемонстрировать данная работа. Такой подход будет способствовать
более глубокому и всестороннему исследованию памятников; расширит
источниковую базу; позволит еще более привлечь интерес к древнерусскому
музыкальному искусству.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Дискурс желания в ранней советской культуре
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Корейская каллиграфия как текст культуры
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет