Особенности хранения и экспонирования древнерусских нотированных рукописей XVI – XVII веков

Куприянова Анна Сергеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Древнерусские нотированные рукописи – уникальные памятники средневековой музыкальной культуры. Они свидетельствуют о высоком уровне музыкального творчества Древней Руси, являются основным источником информации о древнерусском певческом искусстве. Нотированные рукописи являются объектом изучения узкого круга исследователей-медиевистов и не рассматривались ранее с точки зрения музеологии, что обусловило актуальность настоящей работы.
Большинство рукописей, имеющих важное практическое значение, датируются XVI-XVII вв. и исчисляются тысячами экземпляров. В связи с этим в работе определяется проблема выработки критериев отбора рукописей для исследования, а также рассматриваются особенности хранения, каталогизации, реставрации и экспонирования памятников.
Хранение и экспонирование любых рукописей имеют ряд особенностей, однако именно музыкальные рукописные памятники требуют особого подхода. Находясь в музейной или библиотечной среде, эти рукописи неизменно включаются в состав различных экспозиций и являются экспонатами, которые возможно «озвучить»: многие выставки древнерусского искусства сопровождаются музыкальными фрагментами, почерпнутыми из экспонируемых источников, и свидетельствуют о высоком уровне древнерусской музыкальной культуры и многофункциональности рукописи как экспоната.

Введение 2

Глава 1. Рукописные памятники в музейных и библиотечных 6

собраниях
§1. Рукопись как музейный предмет
§2. Особенности нотированных рукописей
Глава 2. Хранение древнерусских нотированных рукописей 23

§1. Особенности хранения рукописей 23

§2. Проблемы каталогизации нотированных рукописей в музейных и
библиотечных собраниях 30
2.2.1. Санкт-Петербург 31

2.2.2. Москва 34

Глава 3. Экспонирование древнерусских нотированных
рукописей 39
§1. Организация экспозиций в музеях и библиотеках
§2. Нотированные рукописи в составе экспозиций музеев и библиотек
2.2.1. Российская национальная библиотека
2.2.2. Государственный Исторический музей
2.2.3. Российская государственная библиотека
2.2.4. Региональные и зарубежные музеи и библиотеки
Заключение 58

Список литературы 61

Список источников 68

Список принятых сокращений 70

Приложение 1 72
Приложение 2 75
Приложение 3 79

В настоящее время наблюдается возрождение интереса к
древнерусской профессиональной музыкальной культуре. Это связано со
многими аспектами. Одним из главных является стремление полнее
погрузиться в музыкальное средневековье; обнаружить закономерности
создания музыкальных текстов; выявить основы фиксации нотных знаков,
традиции звучания.
Основным источником информации являются рукописные и
старопечатные книги. В свою очередь, сами рукописи представляют
обширный материал для изучения, а нотированные манускрипты до сих пор
во многом остаются загадкой, привлекая только специалистов в области
музыкальной медиевистики.
Нотированные рукописи, являющиеся объектом исследования данной
работы, представляют особый пласт культуры. Эти памятники – одна из
составляющих национального культурного наследия, уникальные носители
исторической памяти, под которой в целом подразумевается «совокупность
научных знаний, культурных и научно-технических достижений, предметов
декоративно-прикладного искусства, характеризующихся эмоциональной
восприимчивостью и творческим подходом человека, уникальностью и
неповторимостью образа»1. Нотированные манускрипты – это памятники
древнерусского профессионального музыкального творчества, тесно
связанного с духовной культурой. В целом певческие рукописи представляют
собой сборники богослужебных книг с зафиксированной в них, помимо
богослужебного текста, формой нотации – невменной (крюковой) или
пятилинейной.
Нотированные рукописи являются объектом изучения узкого круга
исследователей и не привлекают внимания широкой аудитории.
Большинство специалистов обращаются к этим памятникам в контексте
1
Маркова Т. Б. Библиотека-музей как место памяти // Вестник СПБГУ. Серия 6. 2009. Вып.4. С. 91.
решения отдельных аспектов или явлений древнерусского искусства.
Рассмотрение рукописи как исторического памятника, культурной ценности,
музейного экспоната является предметом данной работы.
Выявленный к настоящему времени корпус нотированных рукописных

Древнерусские нотированные рукописи рассматривались в данной
работе как уникальные, выдающиеся памятники музыкальной культуры
Древней Руси. Они являются источником для исследования в различных
областях науки: истории, источниковедения, искусствоведения,
музееведения, текстологии, палеографии, музыковедения и других.
Нотированные рукописи обладают большим количеством функций и
смыслов, находясь как в составе музейной экспозиции, так и являясь
библиотечным документом (что не исключает экспозиционной функции).
Это «звучащие» памятники, материал содержания которых имеет большое
практическое значение.

 В результате анализа сходств и различий музейной и библиотечной
работы, рассмотрения вопроса о положении нотированных рукописей
среди музейных и библиотечных коллекций были получены
следующие выводы: Музеи, библиотеки и архивы имеют несколько
общих основных принципов работы, на основании которых уместно
рассматривать рукопись в контексте документа, культурной ценности и
исторического источника;
 Рукописи, в том числе нотированные, можно рассматривать с точки
зрения музейного предмета. Однако существует некая двойственность
в понимании музейного предмета, о которой упоминают исследователи
А. А. Никонова, Т. Б. Маркова, Е. А. Воронцова и др.;
 Нотированные рукописи могут занимать полноправное место среди
музейных коллекций, обладая всеми свойствами музейного предмета.

Вопросы хранения и реставрации занимают одно из центральных мест
при работе с рукописными памятниками. Так, хранение и реставрация
нотированных рукописей осуществляется во многом по принципам работы с
другими рукописными книгами. Однако существуют определенные
трудности в выработке критериев отбора рукописей для исследования,
экспозиции, публикации в связи с относительной массовостью
сохранившихся памятников XVI-XVII вв. Не обнаружено специальных работ,
посвященных истории реставрации нотированных манускриптов XVI-
XVII вв. Очевидно, что основное внимание уделяется древним пергаменным
памятникам, в которых, к тому же, зафиксирована уникальная форма
нотации – кондакарная. Однако число рукописей XVI-XVII вв. по
результатам анализа хранилищ наиболее велико и зачастую составляет
центральную и самую масштабную часть коллекций.

Экспонирование – еще одна неотъемлемая часть работы со
средневековыми памятниками и документами. Самое большое количество
выставок с участием нотированных рукописей организовывается в
Российской национальной библиотеке в рамках различных научных
мероприятий, основным из которых является ежегодный международный
симпозиум «Бражниковские чтения». Тематика экспозиций обширна и
различается по хронологии, географии, сюжетам. С помощью нотированных
рукописей оказывается возможным раскрыть даже самый сложный сюжет,
или дополнить и усилить образ самых разных экспозиций. Нотированная
рукопись, представленная на экспозиции, обладает способностью
эмоционального, образного, познавательного воздействия на аудиторию. К
тому же она является и экспонатом, который возможно «озвучить», что
подчеркивает ее уникальность среди других памятников. Нотированная
рукопись может быть представлена практически во всех типах музейных
выставок; она будет уместна в контексте тематической, фондовой или
отчетной экспозиций.
Важное место в работе с рукописями занимает оцифровка памятников
и коллекций. Однако нотированных рукописей среди представленных в
виртуальном пространстве – меньшинство. Это также связано как со
спецификой манускриптов, так и с неразработанностью критериев отбора
рукописей.

Древнерусские нотированные рукописи привлекают специалистов из
разных областей науки для решения конкретных исследовательских задач,
затрагивающих содержание кодекса или его фрагментов; отдельных
предметов и явлений древнерусского музыкального искусства; внешних
особенностей памятника. Перспективным представляется музеологический
подход в изучении данных манускриптов, начальный этап которого призвана
продемонстрировать данная работа. Такой подход будет способствовать
более глубокому и всестороннему исследованию памятников; расширит
источниковую базу; позволит еще более привлечь интерес к древнерусскому
музыкальному искусству.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Дискурс желания в ранней советской культуре
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Корейская каллиграфия как текст культуры
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет