Особенности хранения и экспонирования древнерусских нотированных рукописей XVI – XVII веков

Куприянова Анна Сергеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Древнерусские нотированные рукописи – уникальные памятники средневековой музыкальной культуры. Они свидетельствуют о высоком уровне музыкального творчества Древней Руси, являются основным источником информации о древнерусском певческом искусстве. Нотированные рукописи являются объектом изучения узкого круга исследователей-медиевистов и не рассматривались ранее с точки зрения музеологии, что обусловило актуальность настоящей работы.
Большинство рукописей, имеющих важное практическое значение, датируются XVI-XVII вв. и исчисляются тысячами экземпляров. В связи с этим в работе определяется проблема выработки критериев отбора рукописей для исследования, а также рассматриваются особенности хранения, каталогизации, реставрации и экспонирования памятников.
Хранение и экспонирование любых рукописей имеют ряд особенностей, однако именно музыкальные рукописные памятники требуют особого подхода. Находясь в музейной или библиотечной среде, эти рукописи неизменно включаются в состав различных экспозиций и являются экспонатами, которые возможно «озвучить»: многие выставки древнерусского искусства сопровождаются музыкальными фрагментами, почерпнутыми из экспонируемых источников, и свидетельствуют о высоком уровне древнерусской музыкальной культуры и многофункциональности рукописи как экспоната.

Введение 2

Глава 1. Рукописные памятники в музейных и библиотечных 6

собраниях
§1. Рукопись как музейный предмет
§2. Особенности нотированных рукописей
Глава 2. Хранение древнерусских нотированных рукописей 23

§1. Особенности хранения рукописей 23

§2. Проблемы каталогизации нотированных рукописей в музейных и
библиотечных собраниях 30
2.2.1. Санкт-Петербург 31

2.2.2. Москва 34

Глава 3. Экспонирование древнерусских нотированных
рукописей 39
§1. Организация экспозиций в музеях и библиотеках
§2. Нотированные рукописи в составе экспозиций музеев и библиотек
2.2.1. Российская национальная библиотека
2.2.2. Государственный Исторический музей
2.2.3. Российская государственная библиотека
2.2.4. Региональные и зарубежные музеи и библиотеки
Заключение 58

Список литературы 61

Список источников 68

Список принятых сокращений 70

Приложение 1 72
Приложение 2 75
Приложение 3 79

В настоящее время наблюдается возрождение интереса к
древнерусской профессиональной музыкальной культуре. Это связано со
многими аспектами. Одним из главных является стремление полнее
погрузиться в музыкальное средневековье; обнаружить закономерности
создания музыкальных текстов; выявить основы фиксации нотных знаков,
традиции звучания.
Основным источником информации являются рукописные и
старопечатные книги. В свою очередь, сами рукописи представляют
обширный материал для изучения, а нотированные манускрипты до сих пор
во многом остаются загадкой, привлекая только специалистов в области
музыкальной медиевистики.
Нотированные рукописи, являющиеся объектом исследования данной
работы, представляют особый пласт культуры. Эти памятники – одна из
составляющих национального культурного наследия, уникальные носители
исторической памяти, под которой в целом подразумевается «совокупность
научных знаний, культурных и научно-технических достижений, предметов
декоративно-прикладного искусства, характеризующихся эмоциональной
восприимчивостью и творческим подходом человека, уникальностью и
неповторимостью образа»1. Нотированные манускрипты – это памятники
древнерусского профессионального музыкального творчества, тесно
связанного с духовной культурой. В целом певческие рукописи представляют
собой сборники богослужебных книг с зафиксированной в них, помимо
богослужебного текста, формой нотации – невменной (крюковой) или
пятилинейной.
Нотированные рукописи являются объектом изучения узкого круга
исследователей и не привлекают внимания широкой аудитории.
Большинство специалистов обращаются к этим памятникам в контексте
1
Маркова Т. Б. Библиотека-музей как место памяти // Вестник СПБГУ. Серия 6. 2009. Вып.4. С. 91.
решения отдельных аспектов или явлений древнерусского искусства.
Рассмотрение рукописи как исторического памятника, культурной ценности,
музейного экспоната является предметом данной работы.
Выявленный к настоящему времени корпус нотированных рукописных

Древнерусские нотированные рукописи рассматривались в данной
работе как уникальные, выдающиеся памятники музыкальной культуры
Древней Руси. Они являются источником для исследования в различных
областях науки: истории, источниковедения, искусствоведения,
музееведения, текстологии, палеографии, музыковедения и других.
Нотированные рукописи обладают большим количеством функций и
смыслов, находясь как в составе музейной экспозиции, так и являясь
библиотечным документом (что не исключает экспозиционной функции).
Это «звучащие» памятники, материал содержания которых имеет большое
практическое значение.

 В результате анализа сходств и различий музейной и библиотечной
работы, рассмотрения вопроса о положении нотированных рукописей
среди музейных и библиотечных коллекций были получены
следующие выводы: Музеи, библиотеки и архивы имеют несколько
общих основных принципов работы, на основании которых уместно
рассматривать рукопись в контексте документа, культурной ценности и
исторического источника;
 Рукописи, в том числе нотированные, можно рассматривать с точки
зрения музейного предмета. Однако существует некая двойственность
в понимании музейного предмета, о которой упоминают исследователи
А. А. Никонова, Т. Б. Маркова, Е. А. Воронцова и др.;
 Нотированные рукописи могут занимать полноправное место среди
музейных коллекций, обладая всеми свойствами музейного предмета.

Вопросы хранения и реставрации занимают одно из центральных мест
при работе с рукописными памятниками. Так, хранение и реставрация
нотированных рукописей осуществляется во многом по принципам работы с
другими рукописными книгами. Однако существуют определенные
трудности в выработке критериев отбора рукописей для исследования,
экспозиции, публикации в связи с относительной массовостью
сохранившихся памятников XVI-XVII вв. Не обнаружено специальных работ,
посвященных истории реставрации нотированных манускриптов XVI-
XVII вв. Очевидно, что основное внимание уделяется древним пергаменным
памятникам, в которых, к тому же, зафиксирована уникальная форма
нотации – кондакарная. Однако число рукописей XVI-XVII вв. по
результатам анализа хранилищ наиболее велико и зачастую составляет
центральную и самую масштабную часть коллекций.

Экспонирование – еще одна неотъемлемая часть работы со
средневековыми памятниками и документами. Самое большое количество
выставок с участием нотированных рукописей организовывается в
Российской национальной библиотеке в рамках различных научных
мероприятий, основным из которых является ежегодный международный
симпозиум «Бражниковские чтения». Тематика экспозиций обширна и
различается по хронологии, географии, сюжетам. С помощью нотированных
рукописей оказывается возможным раскрыть даже самый сложный сюжет,
или дополнить и усилить образ самых разных экспозиций. Нотированная
рукопись, представленная на экспозиции, обладает способностью
эмоционального, образного, познавательного воздействия на аудиторию. К
тому же она является и экспонатом, который возможно «озвучить», что
подчеркивает ее уникальность среди других памятников. Нотированная
рукопись может быть представлена практически во всех типах музейных
выставок; она будет уместна в контексте тематической, фондовой или
отчетной экспозиций.
Важное место в работе с рукописями занимает оцифровка памятников
и коллекций. Однако нотированных рукописей среди представленных в
виртуальном пространстве – меньшинство. Это также связано как со
спецификой манускриптов, так и с неразработанностью критериев отбора
рукописей.

Древнерусские нотированные рукописи привлекают специалистов из
разных областей науки для решения конкретных исследовательских задач,
затрагивающих содержание кодекса или его фрагментов; отдельных
предметов и явлений древнерусского музыкального искусства; внешних
особенностей памятника. Перспективным представляется музеологический
подход в изучении данных манускриптов, начальный этап которого призвана
продемонстрировать данная работа. Такой подход будет способствовать
более глубокому и всестороннему исследованию памятников; расширит
источниковую базу; позволит еще более привлечь интерес к древнерусскому
музыкальному искусству.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Дискурс желания в ранней советской культуре
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Корейская каллиграфия как текст культуры
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет