Особенности хранения и экспонирования древнерусских нотированных рукописей XVI – XVII веков

Куприянова Анна Сергеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Древнерусские нотированные рукописи – уникальные памятники средневековой музыкальной культуры. Они свидетельствуют о высоком уровне музыкального творчества Древней Руси, являются основным источником информации о древнерусском певческом искусстве. Нотированные рукописи являются объектом изучения узкого круга исследователей-медиевистов и не рассматривались ранее с точки зрения музеологии, что обусловило актуальность настоящей работы.
Большинство рукописей, имеющих важное практическое значение, датируются XVI-XVII вв. и исчисляются тысячами экземпляров. В связи с этим в работе определяется проблема выработки критериев отбора рукописей для исследования, а также рассматриваются особенности хранения, каталогизации, реставрации и экспонирования памятников.
Хранение и экспонирование любых рукописей имеют ряд особенностей, однако именно музыкальные рукописные памятники требуют особого подхода. Находясь в музейной или библиотечной среде, эти рукописи неизменно включаются в состав различных экспозиций и являются экспонатами, которые возможно «озвучить»: многие выставки древнерусского искусства сопровождаются музыкальными фрагментами, почерпнутыми из экспонируемых источников, и свидетельствуют о высоком уровне древнерусской музыкальной культуры и многофункциональности рукописи как экспоната.

Введение 2

Глава 1. Рукописные памятники в музейных и библиотечных 6

собраниях
§1. Рукопись как музейный предмет
§2. Особенности нотированных рукописей
Глава 2. Хранение древнерусских нотированных рукописей 23

§1. Особенности хранения рукописей 23

§2. Проблемы каталогизации нотированных рукописей в музейных и
библиотечных собраниях 30
2.2.1. Санкт-Петербург 31

2.2.2. Москва 34

Глава 3. Экспонирование древнерусских нотированных
рукописей 39
§1. Организация экспозиций в музеях и библиотеках
§2. Нотированные рукописи в составе экспозиций музеев и библиотек
2.2.1. Российская национальная библиотека
2.2.2. Государственный Исторический музей
2.2.3. Российская государственная библиотека
2.2.4. Региональные и зарубежные музеи и библиотеки
Заключение 58

Список литературы 61

Список источников 68

Список принятых сокращений 70

Приложение 1 72
Приложение 2 75
Приложение 3 79

В настоящее время наблюдается возрождение интереса к
древнерусской профессиональной музыкальной культуре. Это связано со
многими аспектами. Одним из главных является стремление полнее
погрузиться в музыкальное средневековье; обнаружить закономерности
создания музыкальных текстов; выявить основы фиксации нотных знаков,
традиции звучания.
Основным источником информации являются рукописные и
старопечатные книги. В свою очередь, сами рукописи представляют
обширный материал для изучения, а нотированные манускрипты до сих пор
во многом остаются загадкой, привлекая только специалистов в области
музыкальной медиевистики.
Нотированные рукописи, являющиеся объектом исследования данной
работы, представляют особый пласт культуры. Эти памятники – одна из
составляющих национального культурного наследия, уникальные носители
исторической памяти, под которой в целом подразумевается «совокупность
научных знаний, культурных и научно-технических достижений, предметов
декоративно-прикладного искусства, характеризующихся эмоциональной
восприимчивостью и творческим подходом человека, уникальностью и
неповторимостью образа»1. Нотированные манускрипты – это памятники
древнерусского профессионального музыкального творчества, тесно
связанного с духовной культурой. В целом певческие рукописи представляют
собой сборники богослужебных книг с зафиксированной в них, помимо
богослужебного текста, формой нотации – невменной (крюковой) или
пятилинейной.
Нотированные рукописи являются объектом изучения узкого круга
исследователей и не привлекают внимания широкой аудитории.
Большинство специалистов обращаются к этим памятникам в контексте
1
Маркова Т. Б. Библиотека-музей как место памяти // Вестник СПБГУ. Серия 6. 2009. Вып.4. С. 91.
решения отдельных аспектов или явлений древнерусского искусства.
Рассмотрение рукописи как исторического памятника, культурной ценности,
музейного экспоната является предметом данной работы.
Выявленный к настоящему времени корпус нотированных рукописных

Древнерусские нотированные рукописи рассматривались в данной
работе как уникальные, выдающиеся памятники музыкальной культуры
Древней Руси. Они являются источником для исследования в различных
областях науки: истории, источниковедения, искусствоведения,
музееведения, текстологии, палеографии, музыковедения и других.
Нотированные рукописи обладают большим количеством функций и
смыслов, находясь как в составе музейной экспозиции, так и являясь
библиотечным документом (что не исключает экспозиционной функции).
Это «звучащие» памятники, материал содержания которых имеет большое
практическое значение.

 В результате анализа сходств и различий музейной и библиотечной
работы, рассмотрения вопроса о положении нотированных рукописей
среди музейных и библиотечных коллекций были получены
следующие выводы: Музеи, библиотеки и архивы имеют несколько
общих основных принципов работы, на основании которых уместно
рассматривать рукопись в контексте документа, культурной ценности и
исторического источника;
 Рукописи, в том числе нотированные, можно рассматривать с точки
зрения музейного предмета. Однако существует некая двойственность
в понимании музейного предмета, о которой упоминают исследователи
А. А. Никонова, Т. Б. Маркова, Е. А. Воронцова и др.;
 Нотированные рукописи могут занимать полноправное место среди
музейных коллекций, обладая всеми свойствами музейного предмета.

Вопросы хранения и реставрации занимают одно из центральных мест
при работе с рукописными памятниками. Так, хранение и реставрация
нотированных рукописей осуществляется во многом по принципам работы с
другими рукописными книгами. Однако существуют определенные
трудности в выработке критериев отбора рукописей для исследования,
экспозиции, публикации в связи с относительной массовостью
сохранившихся памятников XVI-XVII вв. Не обнаружено специальных работ,
посвященных истории реставрации нотированных манускриптов XVI-
XVII вв. Очевидно, что основное внимание уделяется древним пергаменным
памятникам, в которых, к тому же, зафиксирована уникальная форма
нотации – кондакарная. Однако число рукописей XVI-XVII вв. по
результатам анализа хранилищ наиболее велико и зачастую составляет
центральную и самую масштабную часть коллекций.

Экспонирование – еще одна неотъемлемая часть работы со
средневековыми памятниками и документами. Самое большое количество
выставок с участием нотированных рукописей организовывается в
Российской национальной библиотеке в рамках различных научных
мероприятий, основным из которых является ежегодный международный
симпозиум «Бражниковские чтения». Тематика экспозиций обширна и
различается по хронологии, географии, сюжетам. С помощью нотированных
рукописей оказывается возможным раскрыть даже самый сложный сюжет,
или дополнить и усилить образ самых разных экспозиций. Нотированная
рукопись, представленная на экспозиции, обладает способностью
эмоционального, образного, познавательного воздействия на аудиторию. К
тому же она является и экспонатом, который возможно «озвучить», что
подчеркивает ее уникальность среди других памятников. Нотированная
рукопись может быть представлена практически во всех типах музейных
выставок; она будет уместна в контексте тематической, фондовой или
отчетной экспозиций.
Важное место в работе с рукописями занимает оцифровка памятников
и коллекций. Однако нотированных рукописей среди представленных в
виртуальном пространстве – меньшинство. Это также связано как со
спецификой манускриптов, так и с неразработанностью критериев отбора
рукописей.

Древнерусские нотированные рукописи привлекают специалистов из
разных областей науки для решения конкретных исследовательских задач,
затрагивающих содержание кодекса или его фрагментов; отдельных
предметов и явлений древнерусского музыкального искусства; внешних
особенностей памятника. Перспективным представляется музеологический
подход в изучении данных манускриптов, начальный этап которого призвана
продемонстрировать данная работа. Такой подход будет способствовать
более глубокому и всестороннему исследованию памятников; расширит
источниковую базу; позволит еще более привлечь интерес к древнерусскому
музыкальному искусству.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Дискурс желания в ранней советской культуре
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Корейская каллиграфия как текст культуры
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет