Особенности налогообложения прибыли бюджетных и автономных учреждений: вопросы правового регулирования

Кирин Алексей Александрович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В настоящем диссертационном сочинении исследуется проблема допустимости налогообложения прибыли бюджетных и автономных учреждений в соответствии с общим порядком, установленным главой 25 Налогового кодекса РФ. Вследствие реформирования системы государственных (муниципальных) учреждений бюджетным и автономным учреждениям была предоставлена финансовая самостоятельность от публичного учредителя. Однако анализ системы правовых гарантий такой самостоятельности заставляет автора усомниться в их достаточности для признания гражданско-правового статуса бюджетных и автономных учреждений сопоставимым со статусом непубличных некоммерческих организаций. По мнению автора, законодателю надлежит разработать специальные правила налогообложения прибыли, учитывающие специфику правового статуса бюджетных и автономных учреждений.

Обозначив повышение качества и доступности публичных услуг в качестве одной из стратегических целей реформирования в сфере государственного управления в 2006-2010 годах, Правительство Российской Федерации положило начало фундаментальной реформе системы государственных (муниципальных) учреждений, выразившейся в расширении типологии учреждений, усовершенствовании их правового статуса, изменении порядка финансирования деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг. В условиях оптимизации использования бюджетных средств в государственном секторе был сделан переход от сметного финансирования части государственных (муниципальных) учреждений к субсидированию выполнения ими государственных (муниципальных) заданий, размещаемых на конкурсной основе.
Новый механизм финансового обеспечения ориентирован на автономные учреждения и приобретшие известную самостоятельность бюджетные учреждения, которые в конкурентной среде имеют бóльшую заинтересованность в оказании публичных услуг должного качества и количества, учитывая всё расширяющуюся практику привлечения негосударственных (немуниципальных) структур к выполнению публичных функций. Как отмечает Президент Российской Федерации в Бюджетном послании Федеральному собранию от 28.06.2012 «О бюджетной политике в 2013 – 2015 годах», если публичная услуга может быть предоставлена за те же деньги и более качественно частными организациями, то у них её и следует заказывать.

Реформирование системы государственных (муниципальных) учреждений не могло не затронуть налоговый статус бюджетных и автономных учреждений. С позиции законодателя, исключение бюджетных и автономных учреждений из числа участников бюджетного процесса – обстоятельство, достаточное для признания их полноценными налогоплательщиками, экономически способными уплачивать налог с полученной прибыли наравне с другими юридическими лицами. В настоящем диссертационном сочинении указанный подход был подвергнут критической оценке.
Необеспечение должного уровня правовых гарантий финансовой самостоятельности бюджетных и автономных учреждений, а также противоречивость их правового статуса указывают на преждевременность подчинения их общему порядку налогообложения прибыли.
В целях реализации бюджетной политики, направленной на повышение эффективности и результативности использования бюджетных средств, а также практической реализации в публичной сфере принципов сервисного государства к осуществлению деятельности по оказанию публичных услуг были привлечены непубличные некоммерческие организации, составившие конкуренцию бюджетным и автономным учреждениям на рынке публичных услуг. Создание равных конкурентных условий обеспечивается имущественным обособлением бюджетных и автономных учреждений от публичного собственника посредством перехода от сметного финансирования их деятельности к субсидированию и предоставлению возможности осуществлять дополнительную приносящую доход деятельность с сохранением полученных доходов.
Вместе с тем деятельность бюджетных и автономных учреждений имеет публичный характер. Они создаются прежде всего для осуществления полномочий органов исполнительной власти в социально значимых сферах. В связи с этим экономическая самостоятельность бюджетных и автономных учреждений ограничивается административной зависимостью от органа-учредителя, который формирует и утверждает им в односторонне-властном порядке государственное (муниципальное) задание, субсидирует и контролирует его выполнение.
Поэтому налогообложение прибыли бюджетных и автономных учреждений в их обновлённом статусе будет конституционно допустимым только при должной гарантированности их финансовой самостоятельности, обеспечивающей сопоставимость их гражданско-правового статуса со статусом конкурирующих с ними непубличных некоммерческих организаций.
Анализ правового регулирования отношений с участием бюджетных и автономных учреждений позволил выявить, в частности, следующие проблемы, препятствующие выводу о действительном экономическом обособлении бюджетных и автономных учреждений от публичного субъекта:
неразвитость договорных основ взаимоотношений бюджетных и автономных учреждений и органов-учредителей при усилении роли государственного (муниципального) задания;
недостаточная правовая регламентация отношений по субсидированию на уровне бюджетного закона;
нечёткость критериев ведомственных методик конкурсного отбора поставщиков государственных (муниципальных) услуг и несоответствие этих критериев целям их установления – обеспечению эффективности и результативности использования бюджетных средств;
неурегулированность института иных субсидий, потворствующая при его применении ущемлению имущественных интересов бюджетных и автономных учреждений;
чрезмерный контроль целевого использования бюджетных средств путём санкционирования операций, осуществляемых с суммами иных субсидий и инвестиционных субсидий;
допустимость возложения на бюджетные и автономные учреждения полномочий получателя бюджетных средств;
распространение на бюджетные и автономные учреждения ограничений получателя бюджетных средств;
отсутствие единообразия в определении понятий, общих для бюджетного и налогового права;
Анализ новелл в регулировании порядка субсидирования бюджетных и автономных учреждений позволил убедиться в том, что сфера их самостоятельности не только не расширяется, но и существенным образом ограничивается. В частности, в силу прямого указания закона публичный субъект вправе осуществлять заимствования денежных средств с лицевых счетов бюджетных (автономных) учреждений для последующего их размещения на банковских депозитах в целях извлечения экономической выгоды.
Несмотря на это законодатель, стремясь повысить качество предоставляемых публичных услуг, эффективность использования бюджетных средств, поставил бюджетные и автономные учреждения в равные условия с иными юридическими лицами не только в гражданском обороте, но и в определении налоговых последствий их участия в гражданском обороте.
В отличие от коммерческих организаций бюджетные и автономные учреждения лишены возможности распределять полученную прибыль либо инвестировать её, распоряжаться ею иным образом по собственному усмотрению. Доходы от приносящей доход деятельности учреждений по прямому указанию законодателя направляются на выполнение их основной уставной деятельности – оказание государственных (муниципальных) услуг. Как правило, оказание платных услуг, предоставление имущества в аренду третьим лицам, иное участие в гражданском обороте обусловлено потребностями учреждений компенсировать недостаточное субсидирование со стороны публичного субъекта.
В отличие от непубличных некоммерческих организаций бюджетные и автономные учреждения создаются органами исполнительной власти, с которыми они связаны административно-правовыми, субординационными, отношениями по выполнению обязательного государственного (муниципального) задания.
Представляется, что указанные особенности правового статуса бюджетных и автономных учреждений должны учитываться законодателем в налоговой сфере.

I. Специальная литература и научные публикации
Гражданское право : учебник: в 3 т. Т. 1. /В.В. Байбак, Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев [и др.]; под ред. Ю.К. Толстого. – М. : Проспект, 2013. – 784 с.
Налоговое право : Учебник для вузов / Под ред. С.Г. Пепеляева. – М. Альпина Паблишер, 2015. – 796 с.
Налоговое право. Особенная часть : Учебник для вузов / С.Г. Пепеляев, П.А. Попов, А.А. Косов и др. ; под ред. С.Г. Пепеляева. – М.: Просвещение, 2017. – 736 с.
Российское гражданское право : Учебник: В 2 т. Т. I: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права / Отв. ред. Е.А. Суханов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Статус, 2011. – 958 с.
Автономова Н.Г. Особенности обложения бюджетных учреждений налогом на прибыль // Проблемы учёта и финансов. – 2014. – №2(14). – С. 62–65.
Белецкая Ю.А. Порядок учета доходов в виде бюджетных субсидий, полученных организациями // Налог на прибыль : учет доходов и расходов. – 2016. – №7. – С. 36–41.
Борзова Е. Правовой режим имущества, приобретенного бюджетными и автономными учреждениями за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности // Правовые вопросы недвижимости. – 2013. – №1. – С. 5–9.
Гриценко Е.В. Конституционные основы и правовые формы привлечения частных субъектов к решению муниципальных задач в России в сравнительной перспективе // Закон. 2013. N 2. С. 113 – 128.
Грищенко А.В. Налогообложение некоммерческих организаций / А.В. Грищенко – М: Дело и Сервис, 2013. – 160 с.
Гусева Т.А., Полотовская Е.Ю. Государственные (муниципальные) учреждения в системе размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд // Актуальные проблемы российского права. 2013. N 1. С. 55 – 61.
Еремина О.Ю. Качество и доступность государственных услуг в социальной сфере как показатель эффективности деятельности органов исполнительной власти // Журнал российского права. 2014. N 1. С. 67 – 77.
Карандаев И.Ю. Особенности бюджетного финансирования деятельности бюджетных учреждений Российской Федерации в современных условиях // Актуальные проблемы российского права. 2013. N 1. С. 25 – 31 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Карандаев И.Ю. Финансово-правовое регулирование деятельности бюджетных учреждений в Российской Федерации : дис. к-та юрид.наук. : 12.00.01 / И.Ю. Карандаев. – М., 2015. – 238 с.
Колосов Б.В., Богданов М.Л. Учреждения нового типа: сущность, понятие, налогово-правовой статус // Налоги и налогообложение. – 2012. – №4(94). – С. 4–11.
Кузнецов И.В. Теория и практика реформирования системы государственных (муниципальных) учреждений // Современное право. – 2011. – №1. – С. 24–27.
Курбатова С.С. К вопросу о бюджетном субсидировании производителей товаров (работ, услуг) // Арбитражные споры : информационно–аналитический журнал. – 2013. – №4(64). – С. 95–106.
Курбатова С.С. Правовое регулирование грантов в системе расходов бюджета // Закон : журнал для деловых людей. – 2015. – №3. – С. 141–149.
Курбатова С.С. Проблемы правовой природы договоров о субсидировании // Актуальные проблемы российского права. – 2015. – №4(53). – С. 126–131.
Курбатова С.С. Проблемы субсидирования бюджетных и автономных учреждений в контексте реформы государственных (муниципальных) учреждений // Социология и право. – 2015. – №1(27). – С. 78–88.
Курбатова С.С. Субсидии как форма расходов бюджета // Российское правосудие. – 2015. – №9(113). – С. 101–112.
Кустов А.А., Курбатова С.С. Ответственность собственника по обязательствам учреждений // Арбитражные споры. – 2010. – №2. – С. 31–45.
Кустова М.В. К вопросу о финансовой основе оказания публичных услуг // Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт). – 2007. – №1. – С. 220–236.
Кустова М.В. Правовые проблемы платы за услуги, необходимые и обязательные для предоставления услуг органами публичной власти // Очерки бюджетно-правовой науки современности. – 2012. – С. 360–372.
Кустова М.В. Проблемы правового регулирования субсидий как инструмента финансового обеспечения публично–частного партнерства // Закон : журнал для деловых людей. – 2013. – №3. – С. 119–125.
Кустова М.В. К вопросу о разграничении государственных (муниципальных) нужд и нужд автономных учреждений при оценке соответствия закупок требованиям антимонопольного законодательства // Закон. 2017. N 7. С. 184 – 189.
Лабынцева Н.Т., Егорова Л.В. Сравнительный анализ налогообложения российских и зарубежных некоммерческих организаций // Учет и статистика. – 2008. – №9. – С. 75–80.
Лебедева Е.А. Некоторые проблемы административно-правового регулирования предоставления государственных услуг // Административное право и процесс. 2017. N 9. С. 40 – 43.
Писарева Е.Г. Понятие и содержание налоговой правосубъектности государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений // Очерки налогово-правовой науки современности. – 2013. – С. 386–401.
Писарева Е.Г. Понятие налоговых правоотношений с участием государственных учреждений // Налоги. – 2014. – №1. – С. 386–401
Семенихин В.В. Налог на прибыль и бюджетные учреждения // Налоги. – 2014. – №6, 7. – С. 15–18.
Шевелева Н.А. Публичные услуги и их финансирование // Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт). – 2007. – №1. – С. 201–219.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Роль финтех-компаний в развитии финансовых систем
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Оценка стоимости инновационных компаний
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Оценка эффективности сделок слияния и поглощения
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Становление пенсионной системы КНР
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Персональный бренд как компонент репутации компании
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет