Особенности обложения налогом на прибыль организаций, осуществляющих инвестиции на территориях со специальным режимом
Работа посвящена рассмотрению российского опыта по созданию и регулированию территорий со специальным режимом, а также особенностей обложения налогом на прибыль организаций, осуществляющих на них инвестиции. Проанализированы основные нормативно-правовые акты РФ, регулирующие данную проблематику. Также проанализирован опыт зарубежных стран в регулировании функционирования территорий со специальным режимом. Автор поставил перед собой цель, в первую очередь, провести анализ допустимости и обоснованности введения на территориях со специальным режимом тех или иных налоговых льгот. Рассмотрены особенности обложения налогом на прибыль на соответствующих территориях как в целом по России, так и в отдельном регионе. В заключении приводятся рекомендации по разрешению возникающих проблем с целью достижения тех целей, ради которых создается территория со специальным режимом.
Динамичное и ускоренное развитие экономики отдельных регионов и территорий Российской Федерации является одной из главных и преимущественных задач государственной политики. Осуществление этого немыслимо без создания таких условий, который могли бы повлечь за собой увеличение экономической активности регионов, в первую очередь, депрессивных и приграничных, создание положительного инвестиционного климата на их территории, создание рабочих мест и повышение конкурентоспособности отечественной продукции. Перспективным и весьма эффективным направлением в решении вопроса привлечения дополнительных сторонних инвестиций на территорию региона является создание территорий со специальным режимом, главной задачей организации которых и является обеспечение благоприятных условий для ведения бизнеса за счет налоговых, таможенных льгот и преференций, послаблений в регистрационном и миграционном учетах, а само государство в целом и регион в частности создают эти максимально благоприятные условия. Выигрывают от такой ситуации все: и инвесторы, которые находят отличное применение имеющимся в их распоряжении денежным средствам и активам, позволяющим им накапливать свой капитал, и регион, который становится экономически развитым, привлекательным для ведения бизнеса и для квалифицированных трудовых кадров, и страна в целом, так как ее экономическое состояние и макроэкономические показатели целиком и полностью сводятся к сумме соответствующих показателей отдельных ее частей, то есть регионов.
Учитывая курс, взятый российской властью, на постепенное импортозамещение и последовательное развитие экономики страны проблема создания и функционирования территорий со специальным режимом представляется все более актуальной и востребованной; для достижения тех целей, ради которых созданы и будут создаваться такие территории, следует максимально четко проработать и обосновать те льготы, которые будут представляться их резидентам, те условия, в которых их предприятия будут функционировать, и выгодно все это представить потенциальным инвесторам.
К счастью, Россия не является первой страной в мире, которая осознала все выгоды от создания подобного рода территорий и приступила к реализации своего плана. До нашей страны многие другие государства прошли этот тернистый путь, преодолели все проблемы и трудности, связанные с этим, и добились ошеломляющих успехов в части развития отдельных своих частей и регионов. В этом плане весьма существенно облегчается работа государственных органов Российской Федерации, связанных с развитием и созданием подобного рода территорий, так как достаточно посмотреть на опыт зарубежных стран, учесть его, учесть допущенные ими ошибки, принять их, проанализировать зарубежные методы решения проблем и грамотно применить это на территории нашей страны, не допустив тем самым их повторения и ускорив достижение поставленных целей. В этом плане путь России едва ли существенно отличается от того, который был пройден другими странами, а достаточное обеспечение своими же материально-сырьевыми ресурсами, наличие обширной территории с разными, в том числе природными и климатическими, условиями, трудовыми ресурсами во многом даже способствуют благоприятному разрешению задачи.
Одной из главных проблем, с которыми может столкнуться государство, вставшее на путь создания территорий со специальным режимом осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, является проблема всеобщности и равенства налогообложения: в то время как государство провозглашает в качестве основы своей в том числе налоговой политики принцип равенства (принцип равенства налогообложения), оно тут же допускает возможность создания территорий с иными, отличными от общих, налоговыми условиями и налоговой политикой. В такой ситуации от законодателя требуется максимально четко и логично обосновать такой подход, заранее определив для себя рамки возможности создания тех или иных налоговых льгот соразмерно поставленным целям и задачам, чтобы не допустить ситуации необоснованной дискриминации, когда одни субъекты экономической деятельности имеют необоснованные налоговые льготы и, соответственно, более выгодное положение по сравнению с другими.
Таким образом, объектом данного исследования является правовой режим функционирования территорий со специальным режимом в Российской Федерации. Предметом является изучение особенностей обложения налогом на прибыль организаций, осуществляющих инвестиции на данных территориях. Целью данной работы является анализ допустимости и обоснованности введения на территориях со специальным режимом тех или иных налоговых льгот, в том числе по налогу на прибыль организаций.
Задачи данной работы следующие:
• Дать определение понятию «территория со специальным режимом»;
• Определить особенности налогообложения на территории со специальным режимом как в целом (общие), так и в отдельном регионе;
• Проанализировать зарубежный опыт создания и функционирования территорий со специальным режимом;
• Рассмотреть правовые проблемы, возникающие при налогообложении прибыли организаций-резидентов территорий со специальным режимом, и предложить способы их преодоления.
Таким образом, проведенный анализ теории, законов и правоприменительной практики показал следующее. Регулирование такого института, как территории со специальным режимом, в нашем праве можно назвать недостаточно точным и конкретным. Несмотря на то, что в России установлен весьма льготный и конкретный режим налогообложения прибыли организаций, осуществляющих инвестиции на таких территориях, правоприменительной практики не так много, что может говорить об одной из двух вещей: или налоговых споров много не возникает в силу определенности регулирования, или организаций, готовых инвестировать в такие территории, не так много. В связи с этим необходимо также понимать, что дальнейшее развитие налогового законодательства в части регулирования налогообложения прибыли организаций, осуществляющих инвестиции на территориях со специальным режимом, должно базироваться на взвешенных и обдуманных решениях законодателя, обусловленных практическими потребностями рыночной экономики, поскольку любые необдуманные шаги могут привести к «бегству» инвесторов и, соответственно, недостижению тех целей, ради которых и создавалась территория со специальным режимом.
Кроме того, в ситуации, когда территория со специальным режимом создается «сверху», «насаживается», а не возникает спонтанно, стихийно, что имело место в США в 20-м веке, государственным органам следует максимально четко и осторожно прорабатывать все плюсы и минусы создания такой территории, а также ее перспективы; следует учитывать региональные различия и те возможности, которые предоставляют в том числе географическое положение и климатические условия. Так, территория Краснодарского края в первую очередь нуждается в создании туристско-рекреационных зон, а потом уже, возможно, зон других типов. Надо принимать во внимание, что изначально территория со специальным режимом потребует значительного вложения денежных средств и пройдет значительное количество времени, прежде чем предпринятые действия принесут свои плоды. Но в такой ситуации и сам результат не будет кратковременным событием, а будет весьма продолжительным и долгоиграющим явлением на территории региона.
Что касается специфических особенностей обложения налогом на прибыль организаций, осуществляющих инвестиции на территориях со специальным режимом, то здесь надлежит учитывать следующее. Главная проблема, с которой сталкивается практика регулирования таких зон, заключается глобально в соблюдении принципа равенства налогоплательщиков при установлении налоговых льгот по налогу на прибыль для таких организаций, более детально это проблема находит свое отражение в наличии должного экономического основания введения льготы, когда одна территория получает явные налоговые преимущества по сравнению с другими, а вместе с этим эти налоговые преимущества получают и отдельные субъекты экономической деятельности. Второй момент, в котором находит отражение проблема соблюдения принципа равенства, заключается в вопросе недопущения превращения территории со специальным режимом в офшорную территорию, которая как раз и создается не для развития региона, а для получения налоговой выгоды от благоприятной экономической конъюнктуры, в которую входят и налоги.
С учетом этих проблем и сложностей предлагается устранить бессистемное регулирование вопросов введения и применения налоговых льгот, «подвести» под требование экономического основания и целесообразности, помимо налогов и сборов, и налоговые льготы. В дальнейшем любые вводимые льготы должны сопровождаться теми экономическими расчетами, на основании которых законодатель принял решение о введении такой льготы; только тогда будет соблюдаться принцип равенства налогоплательщика в том понимании, который придает ему Конституционный Суд РФ, а именно будут устранены все пороки формального равенства, останется равенство по сути, а законодатель будет вправе устанавливать те или иные льготы для достижения общественно значимых интересов. Следует дополнительно обозначить, что введение «льгот» и создание офшорных регионов в стране для защиты капиталов определенных лиц по сути своей являются нарушениями действующего законодательства и попиранием принципа равенства налогоплательщиков, а потому не должны применяться на территории страны.
Таким образом, Россия стоит в начале длинного пути в части правового регулирования режима функционирования территорий со специальным режимом, многое еще требуется пройти и принять, но в конечно итоге, если это будет сделано, цели создания таких территорий будут достигнуты.
1) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) : ФЗ от 31.07.1998 № 146-ФЗ : (ред. от 19.02.2018) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824;
2) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : ФЗ от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) : (ред. от 23.04.2018) : (с изм. и доп. вступающими в силу с 01.05.2018) // КонсультантПлюс. Версия Проф [Электронный ресурс];
3) Об особых экономических зонах в Российской Федерации. Федер. закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. И). Ст. 3127;
4) Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ. Федер. закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ (в ред. от 11.03.2016) // СЗ РФ. 2006. № 3. Ст. 280;
5) Закон города Москвы от 5 июля 2006 года №31 «Об установлении ставки налога на прибыль организаций для организаций – резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Зеленоград»;
6) Закон города Санкт-Петербурга «О налоговых льготах» от 14.07.2005 № 81-11;
7) Баронов В.И., Костюнина Г.М. Свободные экономические и офшорные зоны (экономико-правовые вопросы зарубежной и российской практики): учеб. пособие. М.: Магистр; Инфра-М, 2013. 560 с.
8) Зименков Р.И. Свободные экономические зоны : учеб. пособие. М. : Юнити-Дана, 2012. 224 с.
9) Костюнина Г.М., Буглай В.Б., Платонова И.Н., Баронов В.И. Офшорный бизнес во внешнеэкономической деятельности. – НИЦ Инфра-М. – М., 2014. – 352 с.
10) Кустова, М. В. Налоговое право России. Общая часть : учебник / М. В. Кустова, О. А. Ногина, Н. А. Шевелева ; отв. Ред. Н. А. Шевелева. – М. : Юристъ, 2001. – 490 с.
11) Малько А.В. Льготы, привилегии и иммунитеты в праве; Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. М.: Юрист, 2006. 484 с.
12) Налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. – Альпина Паблишер. – 2017 г. 796 с.
13) Особые экономические зоны Российской Федерации: проблемы становления, регулирования и развития: учеб. пособие / под ред. Е.Е. Полянской, А.П. Сысоева. М.: МАКС Пресс, 2012. 304 с.
14) Фурщик М.А., Шутова А.В. Особые экономические зоны : опыт и перспективы. – М.: Медиа Инфо Групп, 2014. – 212 с.
15) Хейфец Б.А. Оффшорные юрисдикции в глобальной и национальной экономике. М.: Экономика, 2008. 335 с.
16) Андрюшкевич О.А., Денисова И.М. Зарубежный опыт формирования особых экономических зон: предпр. № WP/2008/237. М.: ЦЭМИ РАН, 2008. 61 с.
17) Арутюнян Л.О. Особые экономические зоны как фактор стимулирования развития инновационной деятельности // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, организация. 2006. № 4;
18) Барулин С.В., Макрушин А.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики. Финансы // 2008. № 2. 360 с.
19) Вишняков В.Г. Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития // Журнал российского права. – М.: Норма, 2003, № 1. – С. 18-28;
20) Дадашев А.З. Налоговый механизм регулирования инвестиционной деятельности организаций // Налоговая политика и практика. 2008. № 7.
21) Евстигнеев Е.С. Основы налогообложения и налогового законодательства // Питер. – 2009. С. 12-15.
22) Иванов С.В., Белоусов В.И. Развитие особых экономических зон регионального уровня (на примере Липецкой области) // Проблемы современной экономики, 2011 г., № 1 (37).
23) Костенко Е.В. особые экономические зоны в контексте устойчивого регионального развития // Международный электронный журнал Устойчивое развитие: наука и практика, 2012 г., № 2 (9), стр. 52.
24) Ларионова В.А. Финансово-правовой механизм оффшорных зон // Право и экономика. 2007. № 11.
25) Лисица В.Н. Особые экономические зоны в Российской Федерации. Раздел 7.1 // СПС “КонсультантПлюс”, 2015.
26) Меджидов З.У. Зарубежный опыт функционирования особых экономических зон // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института) им. М.И. Платова. Серия: Социально-экономические науки. 2016. № 6. С. 70-79.
27) Неучева М.Ю. Перспективы развития особых экономических зон в России : монография. М. : МАКС Пресс, 2011. 153 с.
28) Новаков А.Ю. Особые экономические зоны – русские офшоры? (на примере ОЭЗ «Алабуга») // Налоговая политика и практика, 2007 г., № 4.
29) Рыбаков С. А.,. Орлова Н. А. Особые экономические зоны в России. Налоговые льготы и преимущества — М.: Вершина, 2006. – 248 с.
30) Скиба А.Н. Особые экономические зоны как «точки роста» и проблема их поэтапного превращения в «точки развития» // Стратегия развития региона, 2008 г., № 36.
31) Тулаева М.Ю. Правовое регулирование режима особой экономической зоны в Калининградской области: проблемы и дальнейшие пути развития в контексте расширения Европейского Союза и подготовки вступления России во всемирную торговую организацию // Представительная власть – 21 век: законодательство, комментарии, проблемы. – М., 2004, № 3. – С. 44-47;
32) Фролова Т. Особая экономическая зона. Как в России оптимизировать налоговые платежи? // Клерк. – 2008. – № 11. – С. 34-36;
33) «Учет. Налоги. Право», 2005, № 47 «Налоги в особой экономической зоне».
34) Шатилова Е.Е. Проблемы правового регулирования создания и деятельности оффшорных компаний // Юридический мир. 2007. № 5.
35) Яковлев А.А. Критерии отнесения территорий и юрисдикций к оффшорам // Ваш налоговый адвокат. 2008. № 11.
36) Батыров М.В. Административно-правовые основы функционирования особых экономических зон в Российской Федерации: Дис… канд. юрид. наук. М.: Моск. гуманитар. ун-т, 2011.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!