Особенности обложения налогом на прибыль организаций, осуществляющих инвестиции на территориях со специальным режимом

Руденок Ксения Сергеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Работа посвящена рассмотрению российского опыта по созданию и регулированию территорий со специальным режимом, а также особенностей обложения налогом на прибыль организаций, осуществляющих на них инвестиции. Проанализированы основные нормативно-правовые акты РФ, регулирующие данную проблематику. Также проанализирован опыт зарубежных стран в регулировании функционирования территорий со специальным режимом. Автор поставил перед собой цель, в первую очередь, провести анализ допустимости и обоснованности введения на территориях со специальным режимом тех или иных налоговых льгот. Рассмотрены особенности обложения налогом на прибыль на соответствующих территориях как в целом по России, так и в отдельном регионе. В заключении приводятся рекомендации по разрешению возникающих проблем с целью достижения тех целей, ради которых создается территория со специальным режимом.

Динамичное и ускоренное развитие экономики отдельных регионов и территорий Российской Федерации является одной из главных и преимущественных задач государственной политики. Осуществление этого немыслимо без создания таких условий, который могли бы повлечь за собой увеличение экономической активности регионов, в первую очередь, депрессивных и приграничных, создание положительного инвестиционного климата на их территории, создание рабочих мест и повышение конкурентоспособности отечественной продукции. Перспективным и весьма эффективным направлением в решении вопроса привлечения дополнительных сторонних инвестиций на территорию региона является создание территорий со специальным режимом, главной задачей организации которых и является обеспечение благоприятных условий для ведения бизнеса за счет налоговых, таможенных льгот и преференций, послаблений в регистрационном и миграционном учетах, а само государство в целом и регион в частности создают эти максимально благоприятные условия. Выигрывают от такой ситуации все: и инвесторы, которые находят отличное применение имеющимся в их распоряжении денежным средствам и активам, позволяющим им накапливать свой капитал, и регион, который становится экономически развитым, привлекательным для ведения бизнеса и для квалифицированных трудовых кадров, и страна в целом, так как ее экономическое состояние и макроэкономические показатели целиком и полностью сводятся к сумме соответствующих показателей отдельных ее частей, то есть регионов.
Учитывая курс, взятый российской властью, на постепенное импортозамещение и последовательное развитие экономики страны проблема создания и функционирования территорий со специальным режимом представляется все более актуальной и востребованной; для достижения тех целей, ради которых созданы и будут создаваться такие территории, следует максимально четко проработать и обосновать те льготы, которые будут представляться их резидентам, те условия, в которых их предприятия будут функционировать, и выгодно все это представить потенциальным инвесторам.
К счастью, Россия не является первой страной в мире, которая осознала все выгоды от создания подобного рода территорий и приступила к реализации своего плана. До нашей страны многие другие государства прошли этот тернистый путь, преодолели все проблемы и трудности, связанные с этим, и добились ошеломляющих успехов в части развития отдельных своих частей и регионов. В этом плане весьма существенно облегчается работа государственных органов Российской Федерации, связанных с развитием и созданием подобного рода территорий, так как достаточно посмотреть на опыт зарубежных стран, учесть его, учесть допущенные ими ошибки, принять их, проанализировать зарубежные методы решения проблем и грамотно применить это на территории нашей страны, не допустив тем самым их повторения и ускорив достижение поставленных целей. В этом плане путь России едва ли существенно отличается от того, который был пройден другими странами, а достаточное обеспечение своими же материально-сырьевыми ресурсами, наличие обширной территории с разными, в том числе природными и климатическими, условиями, трудовыми ресурсами во многом даже способствуют благоприятному разрешению задачи.
Одной из главных проблем, с которыми может столкнуться государство, вставшее на путь создания территорий со специальным режимом осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, является проблема всеобщности и равенства налогообложения: в то время как государство провозглашает в качестве основы своей в том числе налоговой политики принцип равенства (принцип равенства налогообложения), оно тут же допускает возможность создания территорий с иными, отличными от общих, налоговыми условиями и налоговой политикой. В такой ситуации от законодателя требуется максимально четко и логично обосновать такой подход, заранее определив для себя рамки возможности создания тех или иных налоговых льгот соразмерно поставленным целям и задачам, чтобы не допустить ситуации необоснованной дискриминации, когда одни субъекты экономической деятельности имеют необоснованные налоговые льготы и, соответственно, более выгодное положение по сравнению с другими.
Таким образом, объектом данного исследования является правовой режим функционирования территорий со специальным режимом в Российской Федерации. Предметом является изучение особенностей обложения налогом на прибыль организаций, осуществляющих инвестиции на данных территориях. Целью данной работы является анализ допустимости и обоснованности введения на территориях со специальным режимом тех или иных налоговых льгот, в том числе по налогу на прибыль организаций.
Задачи данной работы следующие:
• Дать определение понятию «территория со специальным режимом»;
• Определить особенности налогообложения на территории со специальным режимом как в целом (общие), так и в отдельном регионе;
• Проанализировать зарубежный опыт создания и функционирования территорий со специальным режимом;
• Рассмотреть правовые проблемы, возникающие при налогообложении прибыли организаций-резидентов территорий со специальным режимом, и предложить способы их преодоления.

Таким образом, проведенный анализ теории, законов и правоприменительной практики показал следующее. Регулирование такого института, как территории со специальным режимом, в нашем праве можно назвать недостаточно точным и конкретным. Несмотря на то, что в России установлен весьма льготный и конкретный режим налогообложения прибыли организаций, осуществляющих инвестиции на таких территориях, правоприменительной практики не так много, что может говорить об одной из двух вещей: или налоговых споров много не возникает в силу определенности регулирования, или организаций, готовых инвестировать в такие территории, не так много. В связи с этим необходимо также понимать, что дальнейшее развитие налогового законодательства в части регулирования налогообложения прибыли организаций, осуществляющих инвестиции на территориях со специальным режимом, должно базироваться на взвешенных и обдуманных решениях законодателя, обусловленных практическими потребностями рыночной экономики, поскольку любые необдуманные шаги могут привести к «бегству» инвесторов и, соответственно, недостижению тех целей, ради которых и создавалась территория со специальным режимом.
Кроме того, в ситуации, когда территория со специальным режимом создается «сверху», «насаживается», а не возникает спонтанно, стихийно, что имело место в США в 20-м веке, государственным органам следует максимально четко и осторожно прорабатывать все плюсы и минусы создания такой территории, а также ее перспективы; следует учитывать региональные различия и те возможности, которые предоставляют в том числе географическое положение и климатические условия. Так, территория Краснодарского края в первую очередь нуждается в создании туристско-рекреационных зон, а потом уже, возможно, зон других типов. Надо принимать во внимание, что изначально территория со специальным режимом потребует значительного вложения денежных средств и пройдет значительное количество времени, прежде чем предпринятые действия принесут свои плоды. Но в такой ситуации и сам результат не будет кратковременным событием, а будет весьма продолжительным и долгоиграющим явлением на территории региона.
Что касается специфических особенностей обложения налогом на прибыль организаций, осуществляющих инвестиции на территориях со специальным режимом, то здесь надлежит учитывать следующее. Главная проблема, с которой сталкивается практика регулирования таких зон, заключается глобально в соблюдении принципа равенства налогоплательщиков при установлении налоговых льгот по налогу на прибыль для таких организаций, более детально это проблема находит свое отражение в наличии должного экономического основания введения льготы, когда одна территория получает явные налоговые преимущества по сравнению с другими, а вместе с этим эти налоговые преимущества получают и отдельные субъекты экономической деятельности. Второй момент, в котором находит отражение проблема соблюдения принципа равенства, заключается в вопросе недопущения превращения территории со специальным режимом в офшорную территорию, которая как раз и создается не для развития региона, а для получения налоговой выгоды от благоприятной экономической конъюнктуры, в которую входят и налоги.
С учетом этих проблем и сложностей предлагается устранить бессистемное регулирование вопросов введения и применения налоговых льгот, «подвести» под требование экономического основания и целесообразности, помимо налогов и сборов, и налоговые льготы. В дальнейшем любые вводимые льготы должны сопровождаться теми экономическими расчетами, на основании которых законодатель принял решение о введении такой льготы; только тогда будет соблюдаться принцип равенства налогоплательщика в том понимании, который придает ему Конституционный Суд РФ, а именно будут устранены все пороки формального равенства, останется равенство по сути, а законодатель будет вправе устанавливать те или иные льготы для достижения общественно значимых интересов. Следует дополнительно обозначить, что введение «льгот» и создание офшорных регионов в стране для защиты капиталов определенных лиц по сути своей являются нарушениями действующего законодательства и попиранием принципа равенства налогоплательщиков, а потому не должны применяться на территории страны.
Таким образом, Россия стоит в начале длинного пути в части правового регулирования режима функционирования территорий со специальным режимом, многое еще требуется пройти и принять, но в конечно итоге, если это будет сделано, цели создания таких территорий будут достигнуты.

1) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) : ФЗ от 31.07.1998 № 146-ФЗ : (ред. от 19.02.2018) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824;
2) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : ФЗ от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) : (ред. от 23.04.2018) : (с изм. и доп. вступающими в силу с 01.05.2018) // КонсультантПлюс. Версия Проф [Электронный ресурс];
3) Об особых экономических зонах в Российской Федерации. Федер. закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. И). Ст. 3127;
4) Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ. Федер. закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ (в ред. от 11.03.2016) // СЗ РФ. 2006. № 3. Ст. 280;
5) Закон города Москвы от 5 июля 2006 года №31 «Об установлении ставки налога на прибыль организаций для организаций – резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Зеленоград»;
6) Закон города Санкт-Петербурга «О налоговых льготах» от 14.07.2005 № 81-11;
7) Баронов В.И., Костюнина Г.М. Свободные экономические и офшорные зоны (экономико-правовые вопросы зарубежной и российской практики): учеб. пособие. М.: Магистр; Инфра-М, 2013. 560 с.
8) Зименков Р.И. Свободные экономические зоны : учеб. пособие. М. : Юнити-Дана, 2012. 224 с.
9) Костюнина Г.М., Буглай В.Б., Платонова И.Н., Баронов В.И. Офшорный бизнес во внешнеэкономической деятельности. – НИЦ Инфра-М. – М., 2014. – 352 с.
10) Кустова, М. В. Налоговое право России. Общая часть : учебник / М. В. Кустова, О. А. Ногина, Н. А. Шевелева ; отв. Ред. Н. А. Шевелева. – М. : Юристъ, 2001. – 490 с.
11) Малько А.В. Льготы, привилегии и иммунитеты в праве; Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. М.: Юрист, 2006. 484 с.
12) Налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. – Альпина Паблишер. – 2017 г. 796 с.
13) Особые экономические зоны Российской Федерации: проблемы становления, регулирования и развития: учеб. пособие / под ред. Е.Е. Полянской, А.П. Сысоева. М.: МАКС Пресс, 2012. 304 с.
14) Фурщик М.А., Шутова А.В. Особые экономические зоны : опыт и перспективы. – М.: Медиа Инфо Групп, 2014. – 212 с.
15) Хейфец Б.А. Оффшорные юрисдикции в глобальной и национальной экономике. М.: Экономика, 2008. 335 с.
16) Андрюшкевич О.А., Денисова И.М. Зарубежный опыт формирования особых экономических зон: предпр. № WP/2008/237. М.: ЦЭМИ РАН, 2008. 61 с.
17) Арутюнян Л.О. Особые экономические зоны как фактор стимулирования развития инновационной деятельности // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, организация. 2006. № 4;
18) Барулин С.В., Макрушин А.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики. Финансы // 2008. № 2. 360 с.
19) Вишняков В.Г. Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития // Журнал российского права. – М.: Норма, 2003, № 1. – С. 18-28;
20) Дадашев А.З. Налоговый механизм регулирования инвестиционной деятельности организаций // Налоговая политика и практика. 2008. № 7.
21) Евстигнеев Е.С. Основы налогообложения и налогового законодательства // Питер. – 2009. С. 12-15.
22) Иванов С.В., Белоусов В.И. Развитие особых экономических зон регионального уровня (на примере Липецкой области) // Проблемы современной экономики, 2011 г., № 1 (37).
23) Костенко Е.В. особые экономические зоны в контексте устойчивого регионального развития // Международный электронный журнал Устойчивое развитие: наука и практика, 2012 г., № 2 (9), стр. 52.
24) Ларионова В.А. Финансово-правовой механизм оффшорных зон // Право и экономика. 2007. № 11.
25) Лисица В.Н. Особые экономические зоны в Российской Федерации. Раздел 7.1 // СПС “КонсультантПлюс”, 2015.
26) Меджидов З.У. Зарубежный опыт функционирования особых экономических зон // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института) им. М.И. Платова. Серия: Социально-экономические науки. 2016. № 6. С. 70-79.
27) Неучева М.Ю. Перспективы развития особых экономических зон в России : монография. М. : МАКС Пресс, 2011. 153 с.
28) Новаков А.Ю. Особые экономические зоны – русские офшоры? (на примере ОЭЗ «Алабуга») // Налоговая политика и практика, 2007 г., № 4.
29) Рыбаков С. А.,. Орлова Н. А. Особые экономические зоны в России. Налоговые льготы и преимущества — М.: Вершина, 2006. – 248 с.
30) Скиба А.Н. Особые экономические зоны как «точки роста» и проблема их поэтапного превращения в «точки развития» // Стратегия развития региона, 2008 г., № 36.
31) Тулаева М.Ю. Правовое регулирование режима особой экономической зоны в Калининградской области: проблемы и дальнейшие пути развития в контексте расширения Европейского Союза и подготовки вступления России во всемирную торговую организацию // Представительная власть – 21 век: законодательство, комментарии, проблемы. – М., 2004, № 3. – С. 44-47;
32) Фролова Т. Особая экономическая зона. Как в России оптимизировать налоговые платежи? // Клерк. – 2008. – № 11. – С. 34-36;
33) «Учет. Налоги. Право», 2005, № 47 «Налоги в особой экономической зоне».
34) Шатилова Е.Е. Проблемы правового регулирования создания и деятельности оффшорных компаний // Юридический мир. 2007. № 5.
35) Яковлев А.А. Критерии отнесения территорий и юрисдикций к оффшорам // Ваш налоговый адвокат. 2008. № 11.
36) Батыров М.В. Административно-правовые основы функционирования особых экономических зон в Российской Федерации: Дис… канд. юрид. наук. М.: Моск. гуманитар. ун-т, 2011.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Менеджер онлайн в Telegram Написать