поэтика исторического романа проблема инварианта и типология жанра: на материале русской литературы xix – начала хх века (10.01.08 )
В диссертации были проанализированы исторические романы различных авторов, написанные в разных странах и в разные эпохи. Основным предметом исследования послужили вершины российского исторического романа – «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, «Огненный ангел» В.Я. Брюсова – однако в то же время учитывались произведения Вальтера Скотта и Виктора Гюго, а также российские исторические романы «второго ряда».
Обзор исследований и анализ различных исторических романов позволяет сделать вывод о большой роли в историческом романе «готической» традиции. Эта роль не ограничивается совпадением отдельных мотивов и ситуаций, а носит гораздо более глубокий характер. Поэтому до того, как описывать инвариант исторического романа, необходимо было понять основные черты поэтики романа «готического». Проделанная работа позволила нам определить «готический» роман как одну из разновидностей жанра романа, характерными чертами которой являются:
1) особый хронотоп (события разворачиваются в эпоху средних веков в пространстве средневековых зданий – замка, аббатства, башни, собора и т.п.);
2) этический конфликт, связанный с проблемами преступления и наказания и такими мотивами, как общение с дьяволом, родовая вина, родовое проклятье, возмездие;
3) присутствие (и в хронотопе, и в сюжете) сверхъестественного эле¬мента.
Исторический роман позаимствовал из «готики» не только средневековый колорит, но и этический конфликт и нравственную проблематику В «готическом» романе утверждалась незыблемость нравственной природы человека и основных этических ценностей. Это отношение к человеку, характерное для
171
«готических» романов, мы назвали «готическим антропологизмом». В историческом романе «готический антропологизм» сочетается с историзмом – «гипотезой нетождества» (М.И. Стеблин-Каменский).
Сравнительный анализ вышеназванных произведений позволил положительно ответить на главный вопрос данной работы, а именно, сделать вывод о существовании инварианта исторического романа, т.е. набора устойчивых черт и признаков, характерных для произведения этого жанра независимо от времени и места его написания:
I. Соединение историзма и «готического антропологизма». Оно обязательно присутствует в исторических романах, хотя соотношение может быть различным.
II. Композиционно-речевые формы и система точек зрения
– Временная дистанция, соединение точек зрения различных эпох – прошлого и настоящего, или прошлого и пра-прошлого. Воплощаться она может различными способами, поэтому возможно присутствие самых различных композиционно-речевых форм (мемуары, найденная рукопись);
– Присутствие исторической справки в любой форме: предисловия- заключения издателя, его примечания, комментариев, прямо в тексте и т. п.
III. Сюжетная организация
– Авантюрность, т.е. связь сюжетных событий с «чужим миром» и «авантюрным временем» (М.М. Бахтин).
– Идея испытания героя;
– Кризисная эпоха как время действия романа (кризис может быть политический, культурный, нравственный);
– Соединение тем (мотивов, сюжетных ситуаций) «войны и любви», т.е. общественной и частной жизни.
IV. Система персонажей
– Связь судьбы и позиции главного героя с меняющейся исторической ситуацией;
– Наличие персонажей, противопоставленных друг другу, в качестве представителей разных социально-исторических и культурно¬исторических сил.
Наши исследования показали также, что существуют две разновидности этого инварианта. Они различаются, главным образом, соотношением в произведении историзма и «готического антропологизма».
Первая, наиболее многочисленная, разновидность – авантюрно-психологический роман. Сюда входит «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, романы В. Скотта, И.И. Лажечникова, М.Н. Загоскина, Н.А. Полевого и др. Особенности этой разновидности исторического романа следующие:
I. Преобладание историзма над «готическим антропологизмом». «Готический антропологизм» связан не с главным персонажем, а с его антагонистом (либо второстепенным персонажем).
II. Сюжетная организация
– автора интересует определенный исторический момент, конфликт, который выражается в политическом кризисе и связан со спецификой эпохи; отсюда –
– локализация сюжета в историческом времени;
– противопоставление полярных локусов, символизирующих оппозицию порядка и хаоса (например, город-лес);
– испытание героя на тождество и обретение им определенного социального статуса;
– повторяющиеся сюжетные ситуации – выбор главным героем жизненного пути, поединок, осада, плен, суд.
Проблемы поэтики жанра и сравнительного изучения жанров считаются перспективными в современном литературоведении. В контексте активно развивающихся исследований в области исторической поэтики изучение поэтики исторического романа и закономерностей его развития является весьма важным, что и обуславливает актуальность данного исследования.
Кроме того, интерес к данному жанру – историческому роману – в последнее время возрос. В 1980-1990-е гг. было защищено несколько диссертационных работ, посвященных жанру исторического романа в России. Например, можно указать работу С.М. Исуповой об И.И. Лажечникове, в которой она прослеживает эволюцию способов художественного изображения, характерологии, жанрообразования, философско-исторических воззрений писателя1. Сходные задачи ставит перед собой и А.В. Лексина в работе, посвященной Вс. Соловьеву, а именно «выявление генетических связей художественной системы Вс. Соловьева с отдельными произведениями русской и зарубежной прозы XIX в и анализ особенностей его поэтики в контексте литературного процесса 70-х — 90-х гг. XIX в» . Работа А.Ю. Сорочана посвящена классификации мотивировок в историческом романе и определению «значимости этого понятия для научного истолкования литературного процесса XIX в., для понимания литературной характерологии, соотношения реальности и вымысла в исторических романах разных направлений» . Материалом служат в основном произведения авторов «второго ряда» (М.Н. Загоскин, А.Ф, Вельтман, Н.В. Кукольник, Н.А. Полевой и др.). Произведения тех же авторов привлекают внимание и О.В. Христолюбовой, только она рассматривает их главным образом с точки зрения стиля4. Попытка построения типологии русского исторического романа сделана в работе В. Д. Линькова5. Но, поскольку он опирается на произведения только двух авторов – М.Н. Загоскина и Ф.В. Булгарина, – вряд ли эту попытку можно счесть удачной.
Наибольший интерес для нас представляет работа Ф. Стролого Перович, в которой она сравнивает исторические произведения А.С. Пушкина, и Н.В. Гоголя с историческими романами В. Скотта. В диссертации содержится множество интересных наблюдений над текстами, а также собран большой историко-литературный материал. Но цель исследовательницы – не выявить инвариант
исторического романа, а «осознать философское и художественное своеобразие
6
русского исторического романа в пору его становления» .
Существует еще большое количество диссертаций 1980-1990-х гг. об историческом романе других периодов и стран , что говорит о возрастании интереса к этому жанру в последнее время. Соответственно, литература, посвященная историческому роману, весьма обширна. Однако, несмотря на распространенность словосочетания «исторический роман», термином его считать нельзя, поскольку не определено понятие, которое им обозначается, нет никакого общепринятого представления о жанровой структуре исторического романа. Это связано с тем, что для большинства исследователей в центре внимания стоит история, а не теория жанра. Кроме того, основное внимание уделяется тематике произведений. Но даже в работах, посвященных поэтике, предметом исследования чаще всего выбирается либо творчество какого-то одного писателя (В. Скотт, И.И. Лажечников, Вс.С. Соловьев), либо один период в развитии жанра, либо один аспект поэтики (стиль, мотивировка). Существует только несколько исследований, целью которых является изучение типа исторического романа, однако поставленные задачи решаются в них на ограниченном материале.
Таким образом, проблемы поэтики и типологии жанра исторического романа в целом остаются нерешенными. Отсюда очевидна главная цель предлагаемого исследования – создание теоретической модели исторического жанра, то есть описание его устойчивых структурных особенностей, и построение типологии исторических романов. С такой точки зрения интересующий нас жанр еще не был предметом специального теоретико-литературного исследования.
Каждое произведение несет в себе какие-то индивидуальные черты – это обусловлено и своеобразием творческого метода автора, и изменениями, принесенными эпохой. Поэтому предстоит решить проблему: существует ли, при всех многочисленных вариациях, устойчивая структурная основа, на которой базируется жанр исторического романа. Это – основная задача исследования, но она влечет за собой рассмотрение и других аспектов.
Необходимо выявить типы исторического романа, то есть соотнести друг с другом конкретные разновидности жанра в творчестве различных авторов разных эпох, и в этой связи выявить важнейшие типы исторического романа.
Также нужно учитывать различные традиции, которые впитал в себя исторический роман, и, прежде всего, – традицию «готического» романа. «Готическая» традиция неразрывно связана с историческим романом, поэтому без анализа основных особенностей «романов ужасов» невозможно ответить на по¬ставленные вопросы.
Еще один вопрос, который необходимо затронуть, это соотношение по¬вести и романа. Отчасти это вопрос национального своеобразия российского исторического романа: в беллетристике преобладает романная форма, в классических произведениях – форма повести.
1. Агриппа Неттесгеймский. Знаменитый авантюрист XVI века: Критико-биографический очерк Жозефа Орсье / Перевод Б. Рунт. Под редакцией, с введениями и примечаниями В. Брюсова. – М.: Мусагет, 1913.
2. [Бестужев А. А.] Еще листок из дневника гвардейского офицера // Пол¬ное собрание сочинений А. Марлинского. – Ч. XII. – СПб., 1839.
3. Бестужев (Марлинский) А.А. Замок Венден: Отрывок из дневника гвардейского офицера // Бестужев (Марлинский) А.А. Сочинения: В 2 т. – Т.
1. – М.: ГИХЛ, 1958.
4. Бестужев (Марлинский) А.А. Замок Нейгаузен: Рыцарская повесть // Бестужев (Марлинский) А.А. Сочинения: В 2 т. – Т. 1. – М.: ГИХЛ, 1958.
5. Бестужев (Марлинский) А.А. Замок Эйзен // Бестужев (Марлинский)
А.А. Сочинения: В 2 т. – Т. 1. – М.: ГИХЛ, 1958.
6. Бестужев (Марлинский) А.А. Изменник // Бестужев (Марлинский) А.А. Сочинения: В 2 т. – Т. 1. – М.: ГИХЛ, 1958.
7. Бестужев (Марлинский) А.А. Латник: Рассказ партизанского офицера // Бестужев (Марлинский) А.А. Сочинения: В 2 т. – Т. 1. – М.: ГИХЛ, 1958.
8. Бестужев-Марлинский А.А. О романе Н. Полевого «Клятва при гробе Господнем» // Бестужев-Марлинский А.А. Сочинения: В 2 т. – М., 1958. – Т.
2. – С. 559-612.
9. Бестужев А. Поездка в Ревель. – СПб., 1821.
10. Бестужев (Марлинский) А.А. Ревельский турнир // Бестужев (Мар¬линский) А.А. Сочинения: В 2 т. – Т. 1. – М.: ГИХЛ, 1958.
11. Брюсов В.Я. Огненный ангел: Повесть в XVI главах / Сост., вступ. ст. и комм. С.П. Ильева. – М.: Высшая школа, 1993.
12. Виньи А. де. Сен-Мар, или Заговор во времена Людовика XIII. – СПб.: Худ. лит., 1992.
176
13. Гоголь Н.В. Об архитектуре нынешнего времени // Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. – Т. 8. – Л.: АН СССР, 1952. – С. 56-75.
14. Гоголь Н.В. О средних веках // Гоголь Н.В. Полное собрание сочине¬ний. – Т. 8. – Л.: АН СССР, 1952. – С. 14-25.
15. Гоголь Н.В. Страшная месть // Гоголь Н.В. Полное собрание сочине¬ний. – Т. 1. – М.: АН СССР, 1940.
16. Гоголь Н.В. Тарас Бульба // Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. – Т. 2. – М.: АН СССР, 1937.
17. Гофман Э.Т.А. Эликсиры сатаны / Пер. с нем. Н.А. Славятинского. Из¬дание 2-е. – СПб.: Наука, 1993. – (Литературные памятники).
18. Гюго В. Собор Парижской Богоматери / Пер. с франц. Н. Коган // Гюго
В. Собрание сочинений: В 15 т. – Т. 2. – М.: ГИХЛ, 1953.
19. Загоскин М.Н. Рославлев, или Русские в 1812 году. – Минск: Мастац- кая лггаратура, 1987.
20. Загоскин М.Н. Юрий Милославский, или Русские в 1612 году // Загос¬кин М.Н. Избранное. – М.: Советская Россия, 1989.
21. Казот Ж. Влюбленный дьявол / Пер. с франц. Н.А. Сигал // Уолпол Г., Казот Ж., Бекфорд У. Фантастические повести. – Л.: Наука, 1967. – (Лите¬ратурные памятники).
22. Лажечников И.И. Басурман. – М.: Современник, 1992. – (Государи Ру¬си Великой).
23. Лажечников И.И. Ледяной дом. – Рига: Латгосиздат, 1950. – (Классики русской литературы).
24. Лажечников И.И. Последний Новик. – М.: Современник, 1993. – (Го¬судари Руси Великой).
25. [Ли С.] Подземелье, или Матильда, сочиненное на англинском языке Мисс Софиею Леею, с англинского по 12-му изданию переложено на фран¬цузский, а с французского на российский: В 3 т. – М.,1794.
177
26. [Лэтом Ф.] Полночный колокол, или Таинства Когенбургского замка, сочинение Анны Радклиф: В 4-х частях / Пер. с франц. Изд-е 2-е. – М.,1816.
27. ЛьюисМ.Г. Монах / Пер. с англ. И. Гуровой. – М.: Ладомир, 1993.
28. Метьюрин Ч.Р. Мельмот-Скиталец / Пер. с англ. А.М. Шадрина. – Л.: Наука, 1983. – (Литературные памятники).
29. Остен Дж. Нортенгерское аббатство / Пер. с англ. И.С. Маршака // Остен Дж. Собрание сочинений: В 3 т. – Т. 2. – М.: Художественная литература, 1988.
30. Пикок Т.Л. Аббатство кошмаров / Пер. с англ. Е. Суриц, пер. стихотво¬рений С. Бычкова // Пикок Т.Л. Аббатство кошмаров. Усадьба Грилла. – М.: Наука, 1988. – (Литературные памятники).
31. Полевой Н.А. Клятва при гробе господнем: Русская быль XV века. – Москва: Профиздат; Товарищество «Возрождение», 1991. – (Историческая библиотека альманаха «Русская старина»).
32. Пушкин А.С. Капитанская дочка // Пушкин А.С. Полное собрание со¬чинений: Издание АН СССР. – Т. 8. – М.: Воскресение, 1995.
33. [Радклиф А.] Замок Алберта, или Движущийся скелет, сочинение г-жи Радклиф: В 2-х частях / Пер. с франц. – СПб.,1803.
34. [Радклиф А.] Пещера смерти в дремучем лесу [Родольф, или Пещера смерти], сочинение г-жи Радклиф / Англинское сочинение. Пер. с франц. – М., 1806.
35. [Радклиф А.] Таинства Удольфские. Творение Анны Радклифф. Пере¬вел с франц. С…Ф…З… – Ч. 1-2. – М., 1802.
36. Радклиф А. Итальянец, или Исповедальня Кающихся, Облаченных в Черное / Пер. с англ. Л.Ю. Бриловой. М.: Ладомир; Наука, 2000. – (Литера¬турные памятники).
37. [Рив К.] Рыцарь добродетели, повесть, взятая из самых древних запи¬сок англинского рыцарства. – СПб., 1792.
178
38. Скотт В. Айвенго / Пер. с англ. Е.Г. Бекетовой // Скотт В. Собрание сочинений: В 20 т. – Т. 8. – М.; Л.: Гослитиздат, 1962.
39. Скотт В. Квентин Дорвард / Пер. с англ. М.А. Шишмаревой // Скотт
В. Собрание сочинений: В 20 т. – Т. 15. – М.; Л.: Гослитиздат, 1964.
40. Скотт В. Роб Рой / Пер. с англ. Н.Д. Вольпин // Скотт В. Собрание сочинений: В 20 т. – Т. 5. – М.; Л.: Гослитиздат, 1961.
41. Скотт В. Уэверли / Пер. с англ. И.А. Лихачева // Скотт В. Собрание сочинений: В 20 т. – Т. 1. – М.; Л.: Гослитиздат, 1960.
42. Стивенсон Р.Л. Похищенный / Пер. с англ. М. Кан // Стивенсон Р.Л. Собрание сочинений: В 5 т. – Т. 4. – М.: Правда, 1967.
43. Стивенсон Р.Л. Катриона / Пер. с англ. Н. Треневой и В. Хинкиса // Стивенсон Р.Л. Собрание сочинений: В 5 т. – Т. 4. – М.: Правда, 1967.
44. Стивесон Р.Л. Черная стрела: Повесть из времен войны Алой и Белой розы / Пер. с англ. М. и Н. Чуковских // Стивенсон Р.Л. Собрание сочинений: В 5 т. – Т. 2. – М.: Правда, 1967.
45. Толстой А.К. Князь Серебряный // Толстой А.К. Собрание сочинений: В 4 т. – Т. 2. – М.: Правда, 1969.
46. Уолпол Г. Замок Отранто / Пер. В.Е. Шора // Уолпол Г., Казот Ж., Бекфорд У. Фантастические повести. – Л.: Наука, 1967. – (Литературные па¬мятники).
179
Критическая и научная литература
47. А.К., Ю.Ф. «Страшная месть» Гоголя и повесть Тика «Пьетро Апоне» // Русская старина. – 1902. – №3. – С. 641-647.
48. Абрамович С. Д. Вопросы историзма в романе В.Я. Брюсова «Огнен¬ный ангел» // Вопросы русской литературы. – Вып. 2 (22). – Львов: Вища школа, 1973. – С. 88-94.
49. Абрамович С. Д. Женские образы в исторических романах В.Я. Брюсо¬ва // Брюсовские чтения 1983 года. – Ереван: Советакан грох, 1985. – С. 114¬
125.
50. Абрамович С. Д. Историческая проза В.Я. Брюсова // Автореферат дис¬сертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Львов, 1974. – 22 с.
51. Айхенвальд Ю. Валерий Брюсов: Опыт литературной характеристики.
– М.: Заря, 1910. – 44 с.
52. Алексеев М.П. Вальтер Скотт и его русские знакомства // Литературное наследство. – Т.91. Русско-английские литературные связи (XVIII век – пер¬вая половина XIX века). – М.: Наука, 1982. – С. 247-393.
53. Алексеев М.П. Виктор Гюго и его русские знакомства // Литературное наследство. – Т.31-32. Русская культура и Франция. – Кн. 2. – М.,1937. – С. 777-916.
54. Алексеев М.П. Пушкин и западная литература // Литературная учеба. – 1937. – № 1. – С. 12-29.
55. Алексеев М.П. Ч.Р. Метьюрин и его «Мельмот Скиталец» // Метьюрин
Ч.Р. Мельмот Скиталец. – Л.,1977. – С. 563-674.
56. Алексеев М.П. Ч.Р. Метьюрин и русская литература // От романтизма к реализму: Из истории международных связей русской литературы. – Л.,1978.
– С.3-55.
57. Алексеев М.П. Этюды о Марлинском. – Иркутск, 1928. – 97 с.
180
58. Альтшуллер М. Эпоха Вальтера Скотта в России: Исторический роман 1830-х годов. – СПб.: Академический проект, 1996. – 342 с.
59. Архипов В. А.А. Бестужев-критик и литературная борьба 20-х гг. XIX века: Автореферат дис. … канд. филол. наук. – М.,1950. – 18 с.
60. Базанов В.Г. Очерки декабристской литературы: Публицистика. Проза. Критика. – М.: ГИХЛ, 1953. – 412 с.
61. Барковская Н.В. Поэтика символистского романа. – Екатеринбург,
1996. – 285 с.
62. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собрание со¬чинений. – Т.5. – С. 159-206.
63. Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979. – С. 188-236.
64. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. – М.: Художественная литература, 1986. – С. 121-290.
65. Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. – М.,1986. – С.392-427.
66. Белецкий А. Первый исторический роман В.Я. Брюсова // Брюсов В.Я. Огненный ангел / Сост., вступ. ст. и комм. С. П. Ильева. – М.: Высшая шко¬ла, 1993. – С. 380-421.
67. Белинский В.Г. Литературные мечтания // Белинский В.Г. Собрание со¬чинений: В 9 т. – М.: Художественная литература, 1976-1982. – Т. 1. – С. 47¬
127.
68. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // Белинский
В.Г. Собрание сочинений: В 9 т. – М.: Художественная литература, 1976¬1982. – Т. 1. – С. 138-184.
181
69. Белозерская Н. Влияние переводного романа и западной цивилизации на русское общество XVIII века // Русская старина. – 1895. – Т. 83. – Январь.
– С. 125-156.
70. Белый А. Брюсов. «Огненный ангел» // Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. – Т. 2. – М.: Искусство, 1994. – С. 408-411.
71. Белый А. Мастерство Гоголя. – М.,1996. – 298 с.
72. Бельский А.А. Английский роман 1800-1810-х годов: Учебное пособие по спецкурсу для студентов филологического факультета. – Пермь, 1968. – 213 с.
73. Бенькович М.А. «Огненный ангел» Валерия Брюсова: этап интеллекту¬альной дуэли // Из истории русской литературы и литературной критики. Вопросы русского языка и литературы: Межвузовский сборник. – Кишенев: Штиинца, 1984. – С. 18-36.
74. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. – Л.,1973. – 320 с.
75. Берковский Н.Я. Э.Т.А. Гофман // Гофман Э.Т.А. Новеллы и повести. – Л., 1936. – С. 26-49.
76. Библиография русских переводов произведений Виктора Гюго / Сост. М.С. Морщинер, Н.И. Пожарский. – М., 1953. – 153 с.
77. Благой Д. Исторический роман // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 т. – Т.1. – М.; Л., 1925. – Стлб. 335.
78. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. – М., 1955. – 408 с.
79. Богданов В.А. Роман // Краткая литературная энциклопедия. – Т.6. – Стлб. 350-361.
80. Ботникова А.Б. Э.Т.А. Гофман и русская литература (первая половина XIX века): К проблеме русско-немецких литературных связей. – Воронеж, 1977. – 240 с.
81. Бэгби Л. Александр Бестужев-Марлинский и русский байронизм. – СПб.: Академический проект, 2001. – 368 с.
182
82. Васильев М. Декабрист А.А. Бестужев как писатель-этнограф // Науч¬но-педагогический сборник. – №1. – Казань, 1926. – С.74-75.
83. Васильева О.В. Исторический роман: традиции и жанр // Вестник Пе¬тербургского университета. – № 4. – С. 24-32.
84. Васильковский А.Г. Жанровый анализ литературного произведения // Проблемы литературных жанров. – Томск, 1975. – С. 5-7.
85. Вацуро В.Э. «Полночный колокол» (Из истории массового чтения в России в первой трети XIX в.) // Чтение в дореволюционной России: Сб. на¬учных трудов. – М.,1995. – С. 5-28.
86. Вацуро В.Э. Анна Радклиф, ее русские читатели и переводчики // Но¬вое литературное обозрение. – №22. – (1996). – С. 202-225.
87. Вацуро В.Э. Готический роман в России (1790-1840): Фрагменты из книги // Новое литературное обозрение. – № 42 (2000). – С. 125-145
88. Вацуро В.Э. Г.П. Каменев и «готическая» литература // XVIII век. Сб.10: Русская литература XVIII века и ее международные связи. – Л.,1975. –
С. 271-277.
89. Вацуро В.Э. Литературно-философская проблематика повести Карам¬зина «Остров Борнгольм» // XVIII век. Сб.8: Державин и Карамзин в лит. движении XVIII – начала XIX в. – Л.,1969. – С. 190-209.
90. Вацуро В.Э. Роман Клары Рив в русском переводе // Россия и Запад: из истории литературных отношений. – Л.,1973. – С. 164-183.
91. Вацуро В.Э. Уолпол и Пушкин // Временник пушкинской комиссии. 1967-1968. – Л., 1970. – С. 50.
92. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1976. – 390 с.
93. Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней). – Т. 1-6. – СПб., 1889-1904.
183
94. Венок Михаилу Загоскину: Сб. ст. / Отв. Ред. И.П. Щеблыкин. – Пенза, 1990. – 210 с.
95. Веселовский А.Н. Синкретизм древнейшей поэзии и начало дифферен¬циации поэтических родов // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – Л., 1940. – С.
96. Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные Пасичником Ру¬дым Паньком. Кн. 1. СПб., 1831 [Рецензия] // Московский телеграф. – Ч. 41.
– № 17. – С. 91-95.
97. Вольперт Л.И. Гюго // Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981. – С.
124.
98. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос, лирика, театр. – М., 1969. – 315 с.
99. Гей Н.К. Проза Пушкина: Поэтика повествования. – М.: Наука, 1989. – 209 с.
100. Герчук Ю.Я. Проблемы русской псевдоготики XVIII века // Русский классицизм второй половины XVIII – начала XIX века. – М., 1994. – С.
101. Гиллельсон М.И., Мушина И.Б. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: Комментарий. – Л., 1977. – 125 с.
102. Гиппиус В.В. Гоголь. – Л.: Мысль, 1924. – 240 с.
103. Гозенпуд А.А. Вальтер Скотт и романтические трагедии Шаховского // Русско-европейские литературные связи. – М.;Л., 1966. – С. 25-38.
104. Гофман М. «Капитанская дочка» // Пушкин. Библиотека великих писателей / Под ред. С.А. Венгерова. – Т. IV. – СПб., 1910. – С. 353-378.
105. Гречишкин С. С. , Лавров А.В. Биографические источники романа Брюсова «Огненный ангел» // Новобасманная, 19. – М.,1990. – С. 530-589.
106. Гречишкин С. С. , Лавров А.В. О работе В.Я. Брюсова над романом «Огненный ангел» // Брюсовские чтения 1971 года. – Ереван: Айастан, 1973.
– С. 121-137.
107. Григорьев А.А. Искусство и нравственность. – М., 1986. – 351 с.
184
108. Грифцов Б.А. Теория романа. – М., 1927. – 212 с.
109. Гроссман Л. Роман // Словарь литературных терминов: B 2 т. – Т. 2. – М.; Л., 1925. – Стлб. 724-727.
110. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М.: ГИХЛ, 1957. – 418 с.
111. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. – М.; Л., 1959. – 329 с.
112. Гулыга А. Искусство истории. – М.,1980. – 198 с.
113. Гуминский В.М. «Тарас Бульба» в «Миргороде» и «Арабесках» // Го¬голь: история и современность. – М., 1985. – С. 240-258
114. Гуревич Л. Дальнозоркие // Русская мысль. – 1910. – Кн.3. – С. 143-155.
115. Дашкевич Н. Романтический мир Гоголя // Чтения в историческом об¬ществе Нестора-Летописца. – Кн.19. – Вып.1. – Киев, 1906. – С. 3-33.
116. Днепров В. Роман – новый род поэзии // Днепров В. Проблемы реализ¬ма. – Л., 1961. – 3-49.
117. Долинин А.С. История, одетая в роман: Вальтер Скотт и его читатели. – М.: Книга, 1988. – 297 с.
118. Евлахов А. Введение в философию художественного творчества. – Т. 3. Ростов-на-Дону, 1917. – 315 с.
119. Елистратова А.А. «Готический роман» // История английской литера¬туры. – Т.1. – Вып.2. – М.;Л., 1945. – С. 588-603.
120. Елистратова А.А. Гоголь и западноевропейский роман. – М.,1972. – 285 с.
121. Елистратова А.А. Скотт // История английской литературы. – Т.2. Вып.1. – М.: Издательство АН СССР, 1953. – С. 153-198.
122. Ельницкая Л.М. Своеобразие историзма в романе Валерия Брюсова «Огненный ангел» // Научные труды Тюменского государственного универ¬ситета. – Сб. 30. Проблемы мировоззрения и метода. – Тюмень, 1976. – С. 58-76.
185
123. Жирмунский В.М. Английский предромантизм // Жирмунский В.М. Из истории западно-европейских литератур: Избранные труды. – Л.: Наука,
1981. – С. 149-174.
124. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций. – СПб., 1996. – 440 с.
125. Жирмунский В.М. История легенды о Фаусте // Легенда о докторе Фау¬сте. – М.: Наука, 1978. – (Литературные памятники). – С. 257-362.
126. Жирмунский В.М., Сигал Н.А. У истоков европейского романтизма // Уолпол Г., Казот Ж., Бекфорд У. Фантастические повести. – Л., 1967. – (Ли¬тературные памятники). – С. 249-284.
127. Замотин И.И. Романтизм двадцатых годов XIX столетия в русской ли-тературе. – Т.1. Литературная почва «романтизма 20-х годов» в конце XVIII и в начале XIX столетия. Литературная теория «романтизма 20-х годов» в русской журнальной критике. – Т.2. Романтический идеализм в русском об¬ществе и литературе XIX столетия. – Изд-е 2-е. – СПб.; М.: Издание Т-ва М.О. Вольф, 1913.
128. Захаров В.Н. К спорам о жанре // Жанр и композиция литературного произведения. – Петрозаводск, 1984. – С. 3-19.
129. Зенкин С. Н. Французская готика: в сумерках наступающей эпохи // Infernaliana: Французская готическая проза XVIII – XIX веков. – М., 1999. –
С. 5-24.
130. Иезуитова Р.В. Пути развития романтической повести // Русская по¬весть XIX века: История и проблематика жанра / Под ред. Б. С. Мейлаха. – Л.: Наука, 1973. – С. 77-108.
131. Измайлов А.А. Помрачение божков и новые кумиры: Книга о новых веяниях в литературе. – М., 1910. – 98 с.
132. Измайлов Н.В. «Капитанская дочка» // История русского романа: В 2 т.
– М.; Л.: АН СССР, 1962. – Т. 1. – С. 180-202.
186
133. Ильев С. П. К вопросу о жанровой природе «Огненного ангела» Вале¬рия Брюсова // Валерий Брюсов: Исследования и материалы. – Ставрополь,
1986. – С. 89-101.
134. Ильев С. П. Роман или «правдивая повесть»? // Брюсов В.Я. Огненный ангел / Сост., вступ. ст. и комм. С. П. Ильева. – М.: Высшая школа, 1993. – С. 6-20.
135. Ильев С. П. Русский символистский роман: Аспекты поэтики. – Киев: Лыбидь, 1991. – 280 с.
136. Исаков С. Г. О «ливонских» повестях декабристов (К вопросу о ста¬новлении декабристского историзма) // Ученые записки Тартуского государ¬ственного университета. – Вып. 167. – Труды по русской и славянской фило¬логии. VIII. – Тарту, 1965. – С. 33-80.
137. Исаков С. Г. О ливонской теме в русской литературе 1820-х – 1830-х гг. // Ученые записки Тартуского государственного университета. – Вып. 98.
– Труды по русской и славянской филологии. III. – Тарту, 1960. – С. 143-193.
138. История русской литературы XIX века: Библиографический указатель / Под. ред. К.Д. Муратовой. – М.; Л., 1962. – 783 с.
139. История русской литературы конца XIX – начала XX века: Библиографический указатель / Под. ред. К. Д. Муратовой. – М.; Л., 1963. –
1407 5 9 с. Источники словаря русских писателей / Собрал С.А. Венгеров. Т. 1-4.
– СПб., 1900-1917.
141. Исупова С.М. Эволюция прозы И.И. Лажечникова (Проблемы метода и жанра): Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Тверь, 2000. – 22 с.
142. Казарин В.П. Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: вопросы творче¬ской истории. – Киев; Одесса, 1986. – 42 с.
143. Канунова Ф.З. А.А. Бестужев-Марлинский и его «Кавказские повести» // Бестужев-Марлинский А.А. Кавказские повести. – СПб.,1995. – С. 549-617.
187
144. Канунова Ф.З. Эстетика русской романтической повести (А.А. Бесту- жев-Марлинский и романтики-беллетристы 20-х – 30-х гг. XIX века). – Томск, 1973. – 314 с.
145. Карпенко А. О народности Н.В. Гоголя (художественный историзм пи¬сателя и его народные истоки). – Киев, 1973. – 279 с.
146. Карташева И.В. Гоголь и романтизм. – Калинин, 1975. – 102 с.
147. Клименко Е.И. Английская литература I половины XIX века. – Л.,1971.
– 139 с.
148. Коварский Н. Ранний Марлинский // Русская проза. – Л.: Academia, 1926. – С. 135-158.
149. Коган П.С. Очерки по истории новейшей русской литературы. – Т. 3. – Вып.2. – М., 1910. – 167 с.
150. Кожинов В.В. Жанр литературный // Краткая литературная энцикло¬педия. – Т. 2. – М., 1964. – Стлб. 914.
151. Кожинов В. В. Историзм в литературе // Краткая литературная энцик-лопедия. – Т. 3. -М., 1996. – Стлб. 227-230.
152. Кожинов В.В. К проблеме литературных родов и жанров // Теория ли-тературы: Основные проблемы в историческом освещении. – Кн. 2. – М.,
1963. – С. 39-49.
153. Кожинов В.В. Роман – эпос нового времени // Теория литературы: Ос¬новные проблемы в историческом освещении. – М., 1962-1965.
154. Кожинов В.В. Роман // Словарь литературоведческих терминов. – М.,
1974. – С. 328-331.
155. Кон И.С. Историзм // Советская историческая энциклопедия. – Т. 6. – М., 1964. – Стлб. 557-561.
156. Котляревский Н.А. Декабристы: Кн. А.И. Одоевский и А.А. Бестужев- Марлинский. – СПб.,1907. – 418 с.
157. Котляревский Н.А. Н.В. Гоголь 1829-1842. – СПб., 1915. – 329 с.
188
158. Краснов Г.В. Выпущенные главы в «Евгении Онегине» и «Капитан¬ской дочке» // Краснов Г.В. Сюжеты русской классической литературы. – Коломна, 2001. – С. 77-88.
159. Кузмин М. О прекрасной ясности: Заметки о прозе // Аполлон. – 1910.
– № 4. – С. 5-10.
160. Кузьмичев И.К. Введение в теорию классификации литературных жан¬ров // Ученые записки Горьковского гос. ун-та. – Т. 79. Жанры советской ли¬тературы (Вопросы теории и истории). – Горький, 1968. – С. 3-74;
161. Кулешов В.И. Литературные связи России и Западной Европы в XIX веке. – М.: МГУ, 1977. – 214 с.
162. Кюхельбекер В.К. Путешествие. Дневник. Статьи. – Л.: Наука, 1979. – 790 с.
163. Ла-Барт Ф. де. Литературное движение на западе в первой трети XIX столетия. 1. Люди сумеречной эпохи. 2. Романтический синтез (1780-1830): Лекции. М.,1914.
164. Ладыгин М.Б. Английский «готический» роман и проблемы предро- мантизма: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Москва, 1981. – 22 с.
165. Ладыгин М.Б. К вопросу об эволюции жанра «романа ужасов» в анг¬лийской литературе II половины XVIII – нач. XIX в. // Проблемы жанра в за¬рубежной литературе. – Свердловск, 1979. – С. 3-15.
166. Ладыгин М.Б. Романтический роман. – М.: МГПИ, 1981. – 97 с.
167. Ларионова Е.О. К истории раннего русского шиллеризма // Новые без¬делки: Сб. статей к 60-летию В.Э. Вацуро. – М.: НЛО, 1995-1996. – С. 36-49.
168. Левин Ю.Д. Прижизненная слава В. Скотта в России // Эпоха роман¬тизма: Из истории международных связей русской литературы. – Л.: Наука,
1975. – С. 5-67.
169. Левинсон А. Валерий Брюсов. Огненный ангел. Повесть XVI века, в двух частях // Современный мир. – 1909. – № 3. – С. 124-126.
189
170. Левинтон А.Г. Роман Э.Т.А. Гофмана «Эликсиры сатаны» // Гофман
Э.Т.А. Эликсиры сатаны / Пер. с нем. Н.А. Славятинского. – Издание 2-е. – СПб.: Наука, 1993. – (Литературные памятники).
171. Левкович Я.Л. Историческая повесть // Русская повесть XIX века: Ис¬тория и проблематика жанра / Под ред. Б.С. Мейлаха. – Л.: Наука, 1973. – С. 108-134.
172. Лежнев А.З. Проза Пушкина: Опыт стилистического исследования. – М.: Худ. лит., 1966. – 375 с.
173. Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра. – Свердловск,
1982. – 120 с.
174. Лейдерман Н.Л. Современное зарубежное литературоведение об исто¬рии жанровой проблематики // Проблемы жанра в зарубежной литературе. Вып.3. Свердловск. 1979. С. 117-125.
175. Лейдерман Н.Л., Барковская Н.В. Введение в литературоведение. – Екатеринбург, 1991. – 60 с.
176. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н., Барковская Н.В., Ложкова Т.А. Практикум по жанровому анализу литературного произведения. – Екатерин¬бург, 1996. – 48 с.
177. Лейтес Н.С. Роман как художественная система. – Пермь, 1986. – 278 с.
178. Лейтон Л.Г. Марлинизм: история одной стилистики // Russian Literature. – 1975. – № 12. – С. 29-60.
179. Лексина А.В. Историческая проза Вс.С. Соловьева (генезис и поэтика): Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Коломна, 1999. – 20 с.
180. Ленобль Г.М. История и литература: Сборник статей. – М.: Советский писатель, 1960. – 198 с.
181. Линьков В.Д. Типы русского исторического романа 20 – 30-х годов XIX века: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Горно-Алтайск, 2001. – 24 с.
190
182. Литвин Э.С. Эволюция исторической прозы Брюсова (роман «Алтарь Победы») // Русская литература. – 1968. – №2. – С. 154-161.
183. Лихачев Д.С. Поэтика художественного времени // Лихачев Д.С. Исто-рическая поэтика русской литературы. – СПб.: Алетейя, 1997. – С. 5-128.
184. Лотман Ю.М. Идейная структура «Капитанской дочки» // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М., 1988. – С. 107-123.
185. Лотман Ю.М, Егоров Б.Ф., Минц З.Г. Основные этапы развития рус¬ского реализма // Лотман Ю.М. О русской литературе: Статьи, исследования (1958-1993). – СПб: Искусство-СПб, 1997. – С. 530-547.
186. Лукач Г. Роман // Литературная энциклопедия. – Т. 9. – М., 1935.
187. Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. – М., 1981.
188. Макогоненко Г.П. «Капитанская дочка» А.С Пушкина // Макогоненко Г.П. Избранные работы. – Л., 1987. – С. 440-540.
189. Макогоненко Г.П. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. – Л.: Худ. лит., 1977. – 159 с.
190. Максимов Д.Е. Брюсов: поэзия и позиция. – Л.: Советский писатель,
1969. – 362 с.
191. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. – М.: Аспект Пресс, 1995.
– 383 с.
192. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. – М.,1996. – 472 с.
193. Маркевич Г. Основные проблемы науки о литературе. – М., 1980. – 317 с.
194. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. – М.: Просвещение,
1979. – 432 с.
195. Медведев П.Н. (Бахтин М.М.) Формальный метод в литературоведе¬нии // Бахтин под маской. – Вып. 2. – М., 1993. – 207 с.
196. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа.
– М., 1986. – 354 с.
191
197. Минц З.Г. Граф Генрих фон Оттергейм и «Московский Ренессанс»: Символист Андрей Белый в «Огненном ангеле» В. Брюсова // Андрей Белый: Проблемы творчества: Статьи. Воспоминания. Публикации. – М., 1988. – С. 215-240.
198. Мирза-Авакян М.Л. Образ Нины Петровской в творческой судьбе В.Я. Брюсова // Брюсовские чтения 1983 года. – Ереван, 1985. – С. 223-234.
199. Михайлов А.В. Роман и стиль // Теория литературных стилей: Совре¬менные аспекты изучения. – М., 1982. – С. 137-203.
200. Мордовченко Н.И. Александр Александрович Бестужев-Марлинский // Бестужев-Марлинский А.А. Полное собрание стихотворений. – Л.: Сов. пи¬сатель, 1961. – (Б-ка поэта; Б.С.). – С. 5-46.
201. Мочульский К. Духовный путь Гоголя. – Paris, 1934. – 119 с.
202. Муратова К.М. Русские писатели конца XVIII – первой половины XIX века о западно-европейской готике // Вопросы русской литературы. – Вып. 1/19. – Львов, 1972. – С. 45-53.
203. Надеждин Н.И. Летописи отечественной литературы // Надеждин
Н.И. Литературная критика. Эстетика. – М., 1972. – С. 320-325.
204. Назаревский А.А. Гоголь и искусство. – Киев, 1910. – 112 с.
205. Нейман Б.В. «Испанцы» Лермонтова и «Айвенго» Вальтера Скотта // Филологические записки. – Воронеж, 1915. – Вып. 5-6. – 24-38.
206. Нейман Б.В. «Капитанская дочка» и романы Вальтера Скотта // Статьи по славянской и русской филологии. Т. 101. – № 3. – Сборник статей в честь академика Алексея Ивановича Соболевского / Под ред. ак. В.Н. Перетца. – Л.: Издательство АН СССР, 1928. – С. 34-49.
207. Нейман Б.В. Couleur locale в «Капитанской дочке» // Памяти П.Н. Са- кулина: Сб. статей. – М., 1931. – С. 12-23.
208. Нечкина М.В. Функция художественного образа в историческом про¬цессе. – М.,1982. – 231 с.
192
209. Николаев П.А. Историзм в художественном творчестве и литературо-ведении. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 256 с.
210. Одиноков В.Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX в.
– Новосибирск, 1971. – 123 с.
211. Оксман Ю.Г. Пушкин в работе над романом «Капитанская дочка» // Пушкин А.С. Капитанская дочка. – Изд-е 2-е, доп. – Л.: Наука, 1984. – С. 145¬
199. – (Литературные памятники).
212. Октябрьская О.С. Русский исторический роман 70-х – 80-х годов ХХ века (проблема жанра): Автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 1993. – 22 с.
213. Орлов А.С. Вальтер Скотт и Загоскин // С. Ф. Ольденбургу к 50-летию научно-общественной деятельности. – Л., 1934. – С. 36-48.
214. Орлов С. А. Исторический роман Вальтера Скотта. – Горький, 1960. – 324 с.
215. Павлуцкий Г.Г. Гоголь об искусстве // Памяти Гоголя: Научно¬литературный сборник, изданный историческим обществом Нестора- летописца. – Киев, 1902. – С.304-337.
216. Петров С. М. Исторический роман // История русского романа: В 2 т.
– Т.1. – М.;Л.: АН СССР, 1962. – С. 203-250.
217. Петров С. М. Русский исторический роман XIX века. – Изд-е 2-е. – М.: Художественная литература, 1984. – 201 с.
218. Петрунина Н.Н. Декабристская проза и пути развития повествова¬тельных жанров // Русская литература. – 1978. – №1. – С. 26-47.
219. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина. – Л.: Наука, 1987. – 213 с.
220. Петрунина Н.Н. Пушкин на пути к роману в прозе. «Дубровский» // Пушкин: Исследования и материалы. – Т. IX. – Л.: Наука, 1979. – С. 141-167.
221. Пинский Л.Е. Исторический роман В. Скотта // Пинский Л.Е. Магист¬ральный сюжет. – М.: Советский писатель, 1989. – С. 297-320.
193
222. Пинчук А. Русский исторический роман // Филологические записки. – Воронеж, 1913. – Вып. 2. С. 141-161. Вып. 3. С. 316-335. Вып. 4. С. 439-455. Вып. 5. С. 612-632. Вып. 6. С. 741-766. 1914. Вып. 1. С. 1-33. Вып. 2. С. 155¬
168. Вып. 3. С. 315-339. Вып. 4. С. 459-472.
223. Полевой Н.А., Полевой Кс.А. Литературная критика. – Л.,1990. – 588 с.
224. Пуришев Б. Брюсов и немецкая культура XVI века // Брюсов В.Я. Ог¬ненный ангел / Сост., вступ. ст. и комм. С.П. Ильева. – М.: Высшая школа, 1993. – С. 421-436.
225. Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. – М.;Л.: Художественная ли-тература, 1965. – 568 с.
226. Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. – Л.: ГИХЛ, 1958. – 593 с.
227. Русская литература ХХ века (1890-1910) / Ред. С.А. Венгеров. – Т. 1-3,
5. – М., 1914-1916.
228. Русские писатели 1800-1917: Биографический словарь. – Т. 1-4. – М., 1992-1999.
229. Русский в Париже: из путевых заметок // Телескоп. – 1836. – Ч. 34. – №
14. – С. 244.
230. Рымарь Н. Т. Поэтика романа. – Куйбышев, 1990. – 253 с.
231. С.К.-Д. Валерий Брюсов. Огненный ангел. Повесть XVI века, в двух частях // Вестник Европы. – 1909. – Т. 4. – Кн. 7. – С. 417-421.
232. Сватонь В. К характеристике декабристской прозы // Русская литера¬тура. – 1966. – № 3. – С. 44-49.
233. Сенковский О.И. Мазепа. Сочинение Ф. Булгарина // Библиотека для чтения. – 1834. – Т. 2. – № 2. – С. 1-44.
234. Сербов [Бобров С.П.] В. Брюсов. Огненный ангел. Повесть XVI века // Ребус. – 1908. – № 29 (1354). – С. 7.
235. Сидяков Л.С. Художественная проза А.С. Пушкина. – Рига, 1973. – 251 с.
194
236. Сидяков Л. С. «Арап Петра Великого» и «Полтава» // Пушкин. Иссле¬дования и материалы. – Т. 12. – Л.: Наука, 1986. – С. 60-77.
237. Сиповский В.В. Пушкин и романтизм // Пушкин и его современники. XXIII-XXIV. – СПб., 1916. – С. 42-51.
238. Сиповский В.В. Русский исторический роман первой половины XIX века: Тезисы // Статьи по славянской и русской филологии. – Т. 101. – № 3. – Сборник статей в честь академика Алексея Ивановича Соболевского / Под ред. ак. В.Н. Перетца. – Л.: Издательство АН СССР, 1928. – С. 63-68.
239. Скабичевский А.М. Наш исторический роман в его прошлом и настоя¬щем // Скабичевский А.М. Сочинения: В 2 т. – Т. 2. СПб., 1895. – С. 561-702.
240. Скороденко В. Монах Льюис и его роман // Льюис М.Г. Монах. – М., 1993. – С. 5-19.
241. Смирнов И.П. От сказки к роману // История жанров в русской литера¬туре X-XVII вв. – ТОДРЛ. – Вып. XXVII. – Л.: Наука, 1973.
242. Соколянский М.Г. Историзм // Литературоведческие термины: Мате¬риалы к словарю. – Коломна, 1999. – С. 37-40.
243. Соловьев С. Валерий Брюсов. Огненный ангел. Повесть XVI века // Русская мысль. – 1909. – Кн. 2. – С. 29-30.
244. Сопиков В.С. Опыт российской библиографии / Ред. прим., доп. и ука¬затель В.Н. Рогожина. – Ч. 1-5. – СПб., – 1904-1906.
245. Сорокин Ю. Исторический жанр в прозе 30-х годов XIX века // Докла¬ды и сообщения филологического факультета Московского государственно¬го университета. – М.,1947. – С. 36-42.
246. Сорочан А.Ю. Мотивировка в русском историческом романе 1830¬1840-х гг. ): Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Тверь, 2000. – 24 с.
247. Старикова Е. Реализм и символизм // Развитие реализма в русской ли-тературе: В 3 т. – Т.3. Своеобразие критического реализма конца XIX – на¬чала ХХ века. – М.: Наука, 1974. – С. 165-246.
195
248. Старикова Н.Н. Словенский исторический роман 70-х годов: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 1993. – 18 с.
249. Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. Становление литературы. – Л.: Наука, 1984. – 117 с.
250. Степанов Н.Л. Гоголь: Жизнь и творчество. – М., 1959. – 607 с.
251. Степанов Н.Л. Романтические повести А. Марлинского // Литератур¬ная учеба. – 1937. – №9. – С. 25-59.
252. Степанов Н.Л. Романтический мир Гоголя // К истории русского ро-мантизма. – М.: Наука, 1973. – С. 188-218.
253. Стролого Перович Ф. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь как исторические романисты: сопоставительный анализ «Капитанской дочки» и «Тараса Буль¬бы»: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Москва, 1998. – 26 с.
254. Субботин А.С. О категории жанра и ее отношениях с «родами» и «ви¬дами» // Проблемы литературных жанров. – Томск, 1975. – С. 34-41.
255. Сурков Е.А. Русская повесть первой трети XIX века. – Кемерово, 1991. -112 с.
256. Сухих С. И. Вопросы жанра в трудах формалистов и социологов 20-х гг. // Ученые записки Горьковского гос. ун-та. – Т. 79. Жанры советской ли¬тературы (Вопросы теории и истории). – Горький, 1968. – С. 140-177.
257. Тамарченко Н.Д. «Капитанская дочка» и судьбы исторического романа в России // Известия АН. Серия литературы и языка. – 1999. – Т.58. – № 2. –
С. 44-53.
258. Тамарченко Н.Д. Достоевский, Мэтьюрин, Гюго. (К вопросу о жанро¬вых истоках и связях «Преступления и наказания» Достоевского) // Пробле¬мы жанра в зарубежной литературе. – Свердловск, 1979. – С. 15-27.
259. Тамарченко Н.Д. Историческое время // Литературоведческие термины (материалы к словарю). – Коломна: Коломенский педагогический институт,
1997. – С. 16-18.
196
260. Тамарченко Н.Д. О своеобразии русского исторического романа («Князь Серебряный» А.К. Толстого) // Вопросы теории и истории русской литературы: Межвузовский сборник научных трудов. – Брянск, 1994. – С. 97-107.
261. Тамарченко Н.Д. Повесть // Литературоведческие термины (материалы к словарю). – Коломна: Коломенский педагогический институт, 1997. – С. 30-32.
262. Тамарченко Н.Д. Пушкина и «неистовые» романтики // Из истории русской и зарубежной литературы XIX-XX вв. – Кемерово, 1973. – С. 58-77;
263. Тамарченко Н.Д. Роман // Бахтинский тезаурус. Материалы и исследо¬вания: Сборник статей. – М.: РГГУ, 1997. – С. 175-181.
264. Тамарченко Н.Д. Роман // Литературоведческие термины (материалы к словарю). – Коломна: Коломенский педагогический институт, 1997. – С. 33¬
36.
265. Тамарченко Н.Д. Русский классический роман XIX века: Проблемы поэтики и типологии жанра. – М., 1997. – 203 с.
266. Тер-Саркисян Л.А. Армянский исторический роман в русских перево¬дах. Проблема воссоздания стиля: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Ереван, 1990. – 24 с.
267. Тикаев Г.Г. Египетский исторический роман: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Ташкент, 1993. – 22 с.
268. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. – М., 1976. – 245 с.
269. Тойбин И.М. Пушкин. Творчество 1830-х годов и проблемы историзма.
– Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1976. – 154 с.
270. Тойбин И.М. Из наблюдений над поэтикой «Капитанской дочки» // Во¬просы литературы и методики преподавания. Уч. зап. Курского пед. ин-та. – Курск, 1972. – Т. 94. – С. 116-138.
197
271. Тойбин И.М. О «Капитанской дочке» Пушкина. (К проблеме нацио¬нального своеобразия) // Вопросы литературы. Уч. зап. Курского пед. ин-та.
– Курск, 1970. Т. 73. – С. 71-99.
272. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учебное пособие. – М.: Аспект-пресс, 1996. – 334 с.
273. Томашевский Б.В. Французская литература в письмах Пушкина к Е.М. Хитрово // Письма Пушкина к Е.М. Хитрово. 1827-1832. – Л., 1927. – с.
274. Троицкий В.Ю. Художественные открытия русской романтической прозы 20 – 30-х годов XIX века. – М.: Наука, 1985. – 245 с.
275. Умарова Л.М. Первые отклики на творчество В. Гюго в России // Пи¬сатель и литературный процесс: Сборник научных статей. – Вып. VI. – Ду¬шанбе, 1979. – С. 113-121.
276. УэллекР., Уоррен О. Теория литературы. – М., 1978. – 345 с.
277. Фриче В.М. Трансформация литературных жанров // Фриче В.М. Про¬блемы искусствоведения. – М., 1930. – С. 34-59.
278. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999.
279. Ходасевич В.Ф. Конец Ренаты // Ходасевич В.Ф. Некрополь: Воспоми¬нания. – Paris: YMKA-PRESS, 1976. – С. 7-24.
280. Христолюбова О.В. Русская историческая проза 40-50-х годов XIX ве¬ка: Проблемы стилевой эволюции: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Са¬ратов, 1997. – 20 с.
281. Христолюбова О.В. Русская историческая проза 40-50-х годов XIX ве¬ка (Материалы к спецкурсу для студентов филологических факультетов ву¬зов. – Пенза: Изд-во педуниверситета, 1999. – 28 с.
282. Цейтлин А. Жанры // Литературная энциклопедия. – Т.4. – Л., 1929. Стлб. 109-154.
283. Цейтлин А. К социологии литературных жанров // Русский язык в со¬ветской школе. – 1929. – № 4. – С. 12-24.
198
284. Чернец Л.В. Литературные жанры: проблемы типологии и поэтики. – М., 1982.
285. Чернов А.В. Из истории русской беллетристики. – Череповец, 1996. – 158 с.
286. Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. – М., 1975. -214 с.
287. Чмыхов Л. Некоторые вопросы брюсовской теории исторического ро¬мана // Брюсовский сборник. – Ставрополь, 1974. – С. 3-36.
288. Чудаков Г.И. Отношение творчества Гоголя к западноевропейским ли-тературам. – Киев, 1908. -234 с.
289. Чудецкая Е. «Огненный ангел»: история создания и печати // Брюсов
В.Я. Собрание сочинений: В 7 т. – Т.4. – М.: Художественная литература, 1974. С-. 341-349.
290. Шамбинаго С. Трилогия романтизма (Н.В. Гоголь). – М.,1911. – 218 с.
291. Швыряев В.И. Концепция истории в творчестве Брюсова // Вестник Московского государственного университета. – Сер. Х. Филология. – 1975. – № 2. – С. 16-29.
292. Шенрок В.И. Материалы для биографии Гоголя. – Т.2. – М.,1893.
293. Щеблыкин И.П. Русский исторический роман 30-х годов XIX века // Проблемы жанрового развития в русской литературе XIX века. – Рязань, 1972. – С. 3-231.
294. Щеблыкин И.П. У истоков русского исторического романа. – Пенза, 1992. – 123 с.
295. Щедрина Н.М. Исторический роман в русской литературе последней трети ХХ века: Автореф. дис. … д-ра. филол. наук. – М., 1996. – 18 с.
296. Эллис. Русские символисты. – М.: Мусагет, 1910.
297. Энгельгардт Б. Историзм Пушкина // Пушкинист. Т. II. – Пг., 1916.
298. Юнович М. Проблема жанра в социологической поэтике // Русский язык в советской школе. – 1929. – № 6. – С. 32-46.
199
299. Якубович Д.П. «Капитанская дочка» и романы Вальтер Скотта // Пуш¬кин. Временник пушкинской комиссии. – Т. 4-5. – М.; Л.: АН СССР, 1939. –
С. 170-196.
300. Якубович Д.П. Лермонтов и Вальтер Скотт // Известия отдела общест¬венных наук. – 1935. – Т.3. – С. 23-35.
301. Якубович Д.П. Предисловие к «Повестям Белкина» и повествователь¬ные приемы Вальтер Скотта // Пушкин в мировой литературе: Сборник ста¬тей. – Л.: Госиздат, 1926. – С. 160-187.
302. Якубович Д.П. Роль Франции в знакомстве России с романами Вальте¬ра Скотта // Язык и литература. – ^V. – Л.: НИИ сравнительной истории ли¬тератур и языков Запада и Востока, 1930. – С. 137-184.
303. Янина М.М. Опыт анализа повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». – Ти¬располь, 1986. – 54 с.
304. Янушкевич А.С. Особенности прозаического цикла 30-х гг. и «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Томск, 1971. – 28 с.
305. Ясинская З.И. Исторический роман В.Я. Брюсова «Огненный ангел» // Брюсовские чтения 1963 года. – Ереван: Айастан, 1964. – С. 101-129.
306. A Handbook of Literary Terms / Ed. by H.L. Yeland, S.C. Jones, K.S.W. – Easton. Boston, 1980. – 55 p.
307. Achinger G. Victor Hugo in der Literatur der PuSkinzeit (1823-1840): Die Aufnahme seiner Werke und seine Darstellung in der zeitgenossichen Literaturkritik. – Bohlau; Verlag; Koln; Wien, 1991. – 286 p.
308. AlgenotM. Le roman populaire. – Montreal, 1975. – 120 p.
309. Aust Cf. Hugo. Der historische Roman. – Stuttgart, 1997. – 80 p.
310. Baker E.A. The History of the English Novel. V.5. The Novel of Sentiment and the Gothic Romance. – London, 1929. – 290 p. – V.6. Edgeworth, Austen, Scott. – London, 1935. – 305 p.
200
311. Barnet S., Berman M., Burto W. A Dictionary of Literary Terms. -London,
1964. – 315 p.
312. Beaumarchais J.-P. de, Coty D., Rey A. Dictionnaire des litteratures de langue franQaise. – Paris, 1987. – V.1-4.
313. Beckson K., Ganz A. A Reader’s Guide to Literary Terms. – New York, 1960. – 108 p.
314. Beers H.A. A History of English Romanticism in the Eighteenth Century. – London, 1926. – 298 p.
315. Beers H.A. A History of English Romanticism in the Nineteenth Century. – London, 1926. – 306 p.
316. Bell I.F., Baird D. The English Novel 1578-1956: A Checklist of Twentieth-Century Critisism. – Denver: A Swallow, 1974. – 480 p.
317. Bernard C. Le passe recompose: le roman historique fran5aise du dix- neuvieme siecle. – Paris, 1996. – 320 p.
318. Beugnot B., Moureaux J.-M. Manuel bibliographique des etudes litteraires.
– Paris, 1982. – 271 p.
319. Birkhead E. The Tale of Terror: A Study of the Gothic Romance. – New York: Russell & Russell,1963. – 210 p.
320. Brown W.E. A History of Russian Literature of the Romantic Period. – Ardis; Ann Arbor, 1986. – V. 1. – 314 p.
321. Brunetiere F. L’evolution des genres dans l’histoire de la litterature. – Paris, 1910. – 410 p.
322. Caron L. La corne de brume ou l’art du roman historique. – Montreal, 1982.
– 132 p.
323. Colmer J. Approaches to the Novel. – Edinburg; London, 1967. – 85 p.
324. Cordasco F. Eighteenth Century Bibliographies. – New York, 1970. – 129 p.
201
325. Cornwell N. Vladimir Odoevsky and the Russian Gothic // Cornwell N. Vladimir Odoevsky and the Romantic Poetics: Collectsd Essays. – Oxford, 1998.
– P. 145-156.
326. Cross W.L. The Development of the English Novel. – London; New York: The Macmillan Company, 1948. – 201 p.
327. Cusac M.H. Narrative Structure in the Novels of Sir Walter Scott. – The Hague; Paris: Mouton & Co, 1969. – 90 p.
328. Delfau G., Roche A. Histoire / Litterature: histoire et interpretation du fait litteraire. – Paris, 1977. – 56 p.
329. Dibelius W. Englische R
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!