Поток сознания как кинематографический прием

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Верхоглядов Илья Кириллович
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Актуальность темы исследования: искать аналоги именно джойсовской техники в кино — это, на наш взгляд, еще нерешенная теоретическая задача. Кроме того, мы убеждены, что ориентация на литературный поток сознания может поспособствовать радикальному обновлению киноязыка, поэтому наше исследование имеет и практическую значимость.
Методы исследования: в ходе работы применяются такие методы, как сравнительно-исторический, а также нарративный анализ.
Объект и предмет исследования: объектом нашего исследования будет выступать репрезентация сознания в кино, а предметом — сходства этой репрезентации с литературным потоком сознания.
Цель настоящего исследования — найти аналоги джойсовского потока сознания в кино и понять, до какой степени прием поддается переносу на экран.
Задачи:
• определить структурные признаки исследуемой техники;
• установить, в чем исследуемый прием схож и различен сравнительно с опытами европейского киноавангарда — это поможет понять, как должен выглядеть прием на экране;
• выявить, в чем эстетическая значимость потока сознания относительно других форм репрезентации психического опыта (внутренний монолог, развернутый флешбэк и образ-греза и т.д.);
• проанализировав ряд художественных фильмов, сформулировать, в чем новизна исследуемой техники и какие потери она понесет при ее транспозиции из одного медиума в другой.
Эмпирическую базу исследования составляют фильмы (отечественные и зарубежные, давние и современные, массовые и авторские), которые визуализируют сознание героя. Основное внимание сосредоточено на трех картинах, которые, с нашей точки зрения, наиболее эффективно адаптируют прием Джойса под экран (хотя и делают это по-разному): «Война окончена» Алена Рене, «Обретенное время» Рауля Руиса, «Вход в пустоту» Гаспара Ноэ.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка научной литературы и алфавитного указателя фильмов.

Введение ………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Поток сознания: языковые признаки и эстетическая
значимость …………………………………………………………………………………………….. 8
1.1. «Замужняя женщина» Жан-Люка Годара: закадровая речь как
поток сознания ………………………………………………………………………………………. 8
1.2. «Андалузский пес» Луиса Бунюэля: расхождения Джойса и
раннего европейского киноавангарда ……………………………………………………. 16
1.3. «Улисс» Джозефа Стрика: от внутреннего монолога к потоку
сознания ………………………………………………………………………………………………. 24
Глава 2. Кинематограф потока сознания: образцы и перспективы … 36
2.1. «Война окончена» Алена Рене: короткий монтаж и эстетика
джамп-ката …………………………………………………………………………………………… 36
2.2. «Обретенное время» Рауля Руиса: типология ассоциативных
связей и возможности интертекста ……………………………………………………….. 44
2.3. «Вход в пустоту» Гаспара Ноэ: фигура повтора и отказ от
«эпизодной» логики ……………………………………………………………………………… 53
2.4. «Шучу» Мишеля Гондри: изъятие пунктуации и медиальные
ограничения …………………………………………………………………………………………. 60
Заключение …………………………………………………………………………………. 65
Список научной литературы ……………………………………………………….. 69
Алфавитный указатель фильмов ………………………………………………….. 72

В 1932 году, вернувшись из заграничной поездки, С.М. Эйзенштейн
делится своими монтажными набросками к «Американской трагедии» —
так и не снятой экранизации романа Теодора Драйзера. Большой интерес
для режиссера представляет кульминационная сцена: Клайд, фабричный
служащий, которого ожидает свадьба с девушкой из высшего света, вдруг
узнает от своей бывшей любовницы, что та ждет от него ребенка — и
тогда молодой герой решается на убийство, чтобы внезапная беременность
не расстроила брак и не лишила его надежд на богатую жизнь. Юноша
приглашает любовницу на водную прогулку, чтобы посреди безлюдного
озера утопить ее — и в самый ответственный момент его начинает терзать
совесть, разгорается паника. По мнению режиссера, для репрезентации
столь острых душевных метаний средства внешнего психологизма будут
недостаточны — здесь требуется такая монтажная серия, которая смогла
бы «скользнуть “вовнутрь” Клайда» и зафиксировать «лихорадочный бег
его мысли»1, визуализировать опыт его сознания, чередуя при этом
ментальная образы с телесными действиями.
Предполагалось, что «Американская трагедия» станет первым
фильмом, где будет детально воспроизведен «внутренний монолог»,
концепцию которого С.М. Эйзенштейн заимствует у Джеймса Джойса.
Режиссер настолько впечатлен его «Улиссом» и теми перспективами,
которые роман обещает для кино, что свою статью режиссер заключает
словами: «Очевидно, что материал тонфильмы совсем не диалог.
Подлинный материал тонфильмы, конечно, — монолог»2.
Эйзенштейн С.М. Одолжайтесь! // Избранные произведения. Т.2. URL:
http://teatr-lib.ru/Library/Eisenstein/Select_2/ — C. 78 (дата обращения: 14.10.2020).
Под «внутренним монологом» режиссер, очевидно, имеет в виду поток
сознания, он воспринимает эти категории как синонимы, хотя последующая теория
Спустя почти девяносто лет приходится констатировать, что
джойсовский прием так и не стал важным ориентиром для звукового кино,
моделью для некоей конкретной экранной техники, которой активно
пользовались бы режиссеры современности. Увиденный в нем
кинематографический потенциал был проигнорирован и забыт. В
настоящем исследовании мы постараемся реабилитировать этот потенциал

Изученные фильмы Рене, Руиса и Ноэ не привлекали большого
внимания исследователей, хотя, с нашей точки зрения, они совершили
переворот в области визуального повествования: коллективными
усилиями они разработали новый нарративный метод, который — на
основании структурного сходства с литературным аналогом — может
быть обозначен как поток сознания. Новизна этого метода связана с
радикальной компрессией действия, отказом от «эпизодной» логики,
рекомбинацией художественного времени посредством ассоциаций,
которые в указанных картинах выражаются в большинстве своем
зрительно, через пластические соответствия смежных кадров. Кроме того,
через эллиптичный монтаж и «ассоциативную» синтагматику экран
наиболее точно и реалистично (относительно уже сложившихся
конвенций — внутреннего монолога, развернутых флешбеков и фантазий)
репрезентирует процесс мышления, а также наиболее эффективно
устраняет следы авторского присутствия, благодаря чему зритель ближе
всего оказывается к субъективности героя. Тем самым мы доказываем, что
интуиции С.М. Эйзенштейна были во многом верны: джойсовский прием
действительно может быть органично вписан в медиум кино.
Размышляя о кинематографическом потенциале литературы, Андре
Базен писал (в отношении Грэма Грина): «Пытаясь “зрительно”
представить себе стиль романиста, поневоле постоянно задаешься
вопросом, почему кинематографисты столь неразумно лишают себя
приёмов, которые бы им так подошли»59. Ровно такое же читательское
впечатление произвел на нас и «Улисс» — и нам кажется, что выбранные
режиссеры отчасти восполняют это упущение, это «лишение себя
Базен А. За «нечистое» кино (в защиту экранизации). // Что такое кино? — М.:
Изд-во «Искусство», 1972. — С. 131.
приема», допущенное их предшественниками по недосмотру. Но важно
подчеркнуть, что их картины ни в коем случае не закрывают тему
визуального потока сознания — в том смысле, что исследуемую технику
можно различными способами обогащать: например, через
интертекстуальные врезки (как мы это показали на примере «Мечтателей»
Бертолуччи), или через более активное внедрение закадровых
рассуждений (образец которых мы обнаружили в «Замужней женщине»
Годара), или через регулярное использование «внешних вторжений» (у
Ноэ, вспомним, их нет вовсе). Кроме того, исследованные картины не
усложняют взаимоотношения физического и психического времени, хотя
для «Улисса» это важная проблема: неспроста роман, повествующий о
рядовом дне дублинского обывателя, растянут на огромное количество
страниц, насыщен приемами ретардации чтения, постоянными скачками
из одной языковой ситуации в другую, — и все для того, чтобы акт
восприятия книги занял больше одного дня и тем самым стал длиннее
диегетического времени (кроме того, исследователи подчеркивают60, что
Джойс — как и другие авторы-модернисты, в частности, Вирджиния Вулф
— нередко «монтирует» перекрестным образом потоки мыслей, которые,
принадлежа разным субъектам, разворачиваются в одну и ту же минуту в
разных точках пространства; тем самым физическое время остается
неподвижным, тогда как психическое время продолжает свой ход).
Каким образом кино может подчеркнуть разницу во внешней и
внутренней длительности — это тема для отдельного исследования. Мы
лишь предложим ряд возможных стратегий: к примеру, в «Обломке
империи» Ф.М. Эрмлера к персонажу, страдающему после войны от
амнезии, вдруг возвращается память — и в хлынувший ряд осколков
прошлого внедряется изображение вспоминающего субъекта, причем
Например: Humphrey R. Stream of consciousness in the modern novel. A study of
James Joyce, Virginia Woolf, Dorothy Richardson, William Faulkner and others. — C. 50.
неоднократно, с равным интервалом. Так идентичный план, помноженный
и равномерно распределенный по хронометражу сцены, предельно
тормозит физическое время, вводит его в состояние покоя, тогда как
ментальные репродукции вспыхивают вновь и вновь. А в сериале
«Шерлок» при знакомстве главных героев действие в определенный
момент останавливается, при этом камера сохраняет свою подвижность и
продолжает перемещаться по застывшему пространству, кружа вокруг
статичных фигур, выделяя крупными планами нужные детали — и
параллельно закадровый голос озвучивает мысли знаменитого сыщика,
который индуктивно реконструирует биографию своего нового друга. В
этом случае через застылость материального мира выражается «внешняя»
темпоральность, а камера, репрезентирующая работу мысли, формирует
субъективное время. И, разумеется, бесчисленны примеры использования
рапида, который растягивает реальное время, тогда как ментальные сцены
даются в привычном темпе: иллюстративным примером послужит
«Начало» Кристофера Нолана, где погруженные в сон герои даются в
замедленной съемке, а их сновидения транслируются со стандартным
количеством кадров в секунду.
Подведем итог: в основной части исследования мы разбирали
фильмы, где воспроизведены конститутивные свойства потока сознания —
что касается факультативных признаков (повторим: цитация, вербальное
мышление, созависимость внутреннего и внешнего времени), то они по
большей части игнорировались, но зато их мы их отыскали в иных
картинах. И такой поиск был для нас принципиально важен: мы старались
доказать и показать, что почти любое, даже самое необязательное качество
исследуемого приема может быть воспроизведено на экране (напомним: за
исключением отсутствующей пунктуации, которое мы признали сугубо
литературной приметой стиля). А значит, возможен фильм, где были бы
собраны все эти свойства, где был бы представлен наиболее полный
вариант джойсовского потока сознания. Но, насколько нам известно, такая
картина еще не была снята — это задача для кинематографистов
будущего. Мы лишь попытались теоретически обосновать практический
метод.
Нам близка мысль С.М. Эйзенштейна, что кинематограф может
многому научиться у смежных искусств. И в этом смысле Джойс должен
стать объектом пристального изучения со стороны теоретиков и практиков
кино: любопытно поразмышлять, например, насколько возможен на
экране так называемый миметический стиль, когда форма описания
подражает своему объекту, или может ли кино сугубо визуальными
средствами отражать взросление героя и его сознания, как это делала
форма письма в «Портрете художника в юности», или способен ли экран
количественно повторить то многостилевое разнообразие, которое
наблюдается в «Улиссе». Но, конечно же, наиболее приоритетным
объектом осмысления и подражания должен стать именно поток сознания
— прием, который, по нашему убеждению, способен открыть новые пути
для визуализации мышления.

Базен А. За «нечистое» кино (в защиту экранизации) // Что такое кино? —
М.: Изд-во «Искусство», 1972. — 374 с.
Бергсон А. Материя и память // Творческая эволюция. Материя и память:
пер. с фр. — Мн.: Харвест, 1999. — 1407 с.
Бретон А. Манифест сюрреализма [1924] // Называть вещи своими
именами. Программные выступления мастеров западно-европейской
литературы XX века. Сост. Л.Г. Андреев. — М.: Прогресс, 1986. — 640 с.
Гениева Е.Ю. И снова Джойс… — М.: ВГБИЛ им. М.И. Рудомино, 2011.
— 368 с.
Делёз Ж. Кино. — М.: Ад Маргинем Пресс, музей современного искусства
«Гараж», 2020. — 560 с.
Джеймс У. Психология. — М.: РИПОЛ классик, 2020. — 616 с.
Джойс Д. Улисс: Роман/ Пер. с англ. В. Хинкиса, С. Хоружего. — М.:
Республика, 1993. — 671 с.
ЕдошинаИ.А.Художественноесознаниемодернизма:истокии
мифологемы. — Кострома: КГУ, 2002. — 250 с.
Кожевников В.М, Николаев П.А. Литературный энциклопедический
словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — 752 с.
Кораблева С.А. Текст «потока сознания» в художественной культуре
модернизма. URL: http://www.james-joyce.ru/articles/tekst-potoka-soznaniya-
v-hudozhestvennoy-kulture-modernizma.htm
Мотылёва Т.Л. Зарубежный роман сегодня. — М.: Изд. «Советский
писатель», 1966. — 471 с.
Набоков В.В. «Улисс» // Лекции по зарубежной литературе. — М.:
Издательство «Независимая газета», 1998. — 512 с.
Руднев В.П. Поток сознания // Словарь культуры XX века. Ключевые
понятия и тексты. — Издательство «АГРАФ», М.: 1999. — 384 с.
Трюффо Ф. Хичкок. — М.: Библиотека «Киноведческих записок», 1996.
— 218 с.
Успенский Б.А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и
типология композиционной формы. — М.: Издательство «Искусство»,
1970. — 255 с.
Хоружий С.С. «Улисс» в русском зеркале. — СПб.: Азбука, Азбука-
Аттикус, 2015. — 384 с.
Эйзенштейн С.М. Гордость. // Избранные произведения. Т.5. URL:
http://teatr-lib.ru/Library/Eisenstein/Select_5/ — 597 с.
Эйзенштейн С.М. Одолжайтесь! // Избранные произведения. Т.2. URL:
http://teatr-lib.ru/Library/Eisenstein/Select_2/ — 564 с.
Эйзенштейн С.М. «Э!» О чистоте киноязыка // Избранные произведения.
Т.2. URL: http://teatr-lib.ru/Library/Eisenstein/Select_2/ — 564 с.
Эко У. Поэтики Джойса. — СПб.: «Симпозиум», 2003. — 496 с.
Ямпольский М.Б. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф .
— М.: РИК «Культура», 1993. — 464 с.
Ямпольский М.Б. Язык — тело — случай. Кинематограф и поиски смысла.
— М.: Новое литературное обозрение, 2004. — 376 с.
Burkdall T.L. Joycean Frames: Film and the Fiction of James Joyce. — NY:
Routledge, 2001. — 123 с.
Chatman S.B. Story and Discourse: Narrative Structure in Fiction and Film. —
Ithaca: Cornell University Press, 1978. — 277 с.
Cohen K. Film and fiction: dynamics of exchange. — New Haven: Yale
University Press, 1979. — 216 с.
Cohn D. Transparent Minds: Narrative Modes for Presenting Consciousness in
Fiction. — Princeton University Press, New Jersey: 1978. — 331 c.
Corbett A. Parallels in Stream of Consciousness Writing and Avant-garde
Cinema across Europe, the United Kingdom and the United States. —
Universitat Autonoma de Barcelona, 2020. — 68 с.
Extence G. Cinematic Thought: The Representation of Subjective Processes in
the Films of Bergman, Resnais and Kubrick. — University of Sheffield, 2008.
— 338 с.
Feldner M. Bringing Bloom to the Screen: Challenges and Possibilities of
AdaptingJamesJoyce’s«Ulysses».URL:
https://www.jstor.org/stable/24722046
Humphrey R. Stream of consciousness in the modern novel. A study of James
Joyce, Virginia Woolf, Dorothy Richardson, William Faulkner and others.
URL: https://2lib.org/book/5288291/a2c8ba.— 120 c.
Kumar S. K. Bergson and the Stream of Consciousness Novel. — New York
University Press, 1963. — 174 с.
Steinberg E. Introducing the stream of consciousness technique in «Ulysses».
URL: https://www.jstor.org/stable/42944982. — 49-58 с.
Trotter C.J. Stream of Consciousness on Film: Strategies of Representation. —
New York University, 2002. — 331 c.
Алфавитный указатель фильмов:

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Поток сознания как кинематографический прием»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Влияние И.С. Тургенева на раннее творчество А.П. Чехова
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поэтика женских образов в прозе А.П. Чехова
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Каноны Косьмы Маюмского: опыт филологического анализа
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет