Практика партименто в итальянской музыке XVIII века: правила, формулы и их реализация
Диссертация посвящена практике партименто, возникшей в Неаполе XVII века. В первой главе рассматривается исторический контекст возникновения партименто, а именно неаполитанские консерватории XVII–XVIII вв., развитие музыкального образования и его особенности. Вторая глава затрагивает источники, теорию и практику партименто XVIII века.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРАКТИКИ ПАРТИМЕНТО . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.1. История консерваторий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.1.1. Возникновение консерваторий в Неаполе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.1.2. Зарождение и становление
профессиональной музыкальной школы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.2. Внутреннее устройство консерваторий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
1.3. Музыкальное образование в консерваториях Неаполя . . . . . . . . . . . . 20
1.3.1. Сольфеджио . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
1.3.2. Партименто . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
1.3.3. Контрапункт и композиция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
1.4. Мастера партименто . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
1.4.1. Франческо Дуранте и Леонардо Лео . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
1.4.2. Феделе Фенароли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
1.4.3. Джованни Паизиелло . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
ГЛАВА 2. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПАРТИМЕНТО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
2.1. Источники партименто . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
2.1.1. Сборники правил . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
2.2. Правила и формулы партименто . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
2.2.1. Каденции и задержания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
2.2.2. Правило октавы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
2.2.3. Ходы баса и модуляции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
2.3. Реализация партименто . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
2.4. Практика партименто в современной педагогике . . . . . . . . . . . . . . . . 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
ПРИЛОЖЕНИЕ I. НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
ПРИЛОЖЕНИЕ II. ФЕДЕЛЕ ФЕНАРОЛИ. «ПРАВИЛА МУЗЫКИ» . . . . . . . . . . . . . . . 61
П а р т и м е н т о (ит. partimento, partimenti) — яркое и специфическое явление
в итальянской музыке XVII–XIX веков; это тип музыкальной культуры,
включающий в себя способ нотной фиксации, методику обучения,
композиции и исполнения клавирной музыки. Характерными чертами
нотации партименто являются запись на одной строке, частая смена ключей,
которая сигнализировала о вступлении темы в другом голосе, изменении
фактуры, чередовании tutti-solo и многом другом.
На этапе своего зарождения партименто являлось, фактически,
альтернативной системой записи, которая требовала от исполнителя
импровизации. Вопрос о происхождении термина partimento остаётся
открытым. На протяжении XVII–XIX веков термин соотносился с басом (так
как правила партименто касались, в основном, реализации басовой линии). В
словаре Гроува говорится:
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!