Права человека в исламском праве

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Синица Лада Юрьевна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Цели и задачи исследования: -опираясь на источники мусульманского права, монографические работы, нормативно-правовые акты государств, международные договоры в области прав человека и иные источники, выделить особенности исламской концепции прав человека и определить возможные направления ее дальнейшего развития. -дать общее представление о мусульманском праве, его источниках и его значении в установлении отношений между личностью и уммой, государством, а также проанализировать влияние источников на права и свободы индивида. -выявить природу и особенности понимания прав человека в исламе и определить дальнейшие перспективы развития института прав человека в мусульманских государствах. Выводы, сделанные по результатам исследования: -основными источниками прав человека в исламе являются Коран и Сунна, понимание, толкование и реализация прав человека полностью подчинена догмам и предписаниям шариата; – универсальность либеральной концепции прав человека не признается исламским миром, так как не отвечает мусульманским ценностям, шариат, основываясь на своем божественном происхождении, сам претендует на универсальность и пытается вытеснить иные социальные регуляторы. -не смотря на тенденции исламизации, прорыв в сфере прав человека произойдет в сфере гендерных прав, так как актуальным стало обоснование неравенства и дискриминации, как чуждых и не исламских по своей природе явлений.

Актуальность исследования обусловлена возрождением исламской культуры в двух полярных воплощениях, как прогрессивного и открытого учения и как сконцентрированного на себе абсолюта, претендующего на универсальность и отвергающего новаторство. Такая ситуация очень опасна, так как создает напряженность не только во внешних отношениях, но и внутри самой уммы. Правовая система является неким внешним выражением ментальных субстанций, которые с трудом поддаются анализу человека потому, что мы не можем уловить, на основании чего наш мозг и каким образом выстраивает связи, из которых складываются культура, этнос, вера, цивилизация, наука, ценности, мораль, нравственность. Из чего складывается плюрализм правовых культур, конечно, для кого-то ответ очевиден: из разнообразия самих культур, но по каким закономерностям образуется само культурное разнообразие? А раз на этот вопрос нет ответа, значит, и вопрос о происхождении и объективном существовании правового плюрализма открыт. Еще совсем недавно, впрочем, сейчас такие взгляды тоже существуют, считалось, что религиозные правовые системы архаичны и примитивны. Но эволюция научного познания говорит об анализе объекта, не только религиозного учения, но и любого другого, не как «вещи в себе», а как слияние самого объекта познания и познающего субъекта. Деятель меняет объект не только в физическом смысле, он изменяет объект в зависимости от своего представления о нем, а если уж говорить совсем категорично, то объект, в данном случае правовая система, полностью антропоцентричен и не существует без человека, существует только в его сознании и наделяется теми признаками, которыми наделяет его сознание человека.
Представления многих ученых прошлого столетия о мусульманском праве как о примитивной системе, которая может существовать только в обществе с мифологическим миропониманием, постепенно претерпели изменения и мусульманское право выступает активным регулятором новых ранее не возникавших отношений, система сама формирует новые инструменты регулирования и теоретические обоснования. Такая активная деятельность коснулась и института прав человека, мусульманская правовая теория занялась разработкой теоретических подходов к обоснованию существования субъективных прав в исламе, проблемами положения индивида в отношениях с государством, проблемами действия международно-правовых норм и организаций внутри системы мусульманского права. Важным здесь является еще один вопрос, а какова природа прав человека, которая сегодня стала сугубо правовой категорией, насколько близок этот институт с религией в целом.
Права человека определяют уровень развития правовой системы и влияют степень вовлеченности публичного субъекта в международные отношения, поэтому рассмотрение данного вопроса, на мой взгляд, очень актуально, в особенности потому, что мусульманская система права «реципировала» этот институт от другой цивилизации и попыталась его проанализировать и адаптировать под свой миропорядок. Кроме этого, как уже отмечено выше, особый интерес представляет не только то, как выглядит институт прав человека в мусульманском правоведении, но и то, на чем держится вся эта система почему религиозно-этическое учение не ушло на второй план, как, например, в западных обществах, что такого особенного в индивиде, который является носителем этой идеологии, каково его представления о мире и своем месте в нем.
Цель исследования: опираясь на источники мусульманского права, монографические работы, нормативно-правовые акты государств, международные договоры в области прав человека и иные источники, выделить особенности исламской концепции прав человека и определить возможные направления ее дальнейшего развития.
Задачи исследования:
• Дать общее представление о мусульманском праве и его значении в установлении отношений между личностью уммой и государством.
• Дать характеристику источникам мусульманского права, проанализировать их влияние на понимание прав и свобод индивида.
• Выявить природу и особенности понимания прав человека в христианстве и исламе.
• Определить дальнейшие перспективы развития института прав человека в мусульманских государствах.
Степень разработанности:
К данной теме неоднократно обращались ученые богословы, юристы и философы, в большей степени зарубежные, такие как Б.Дж. Вайсс, М. Кадурри, Р. Давид, Аль-Гунейми, в отечественной науке Т.К. Ибрагим, Л.Р. Сюкияйнен, В.В. Бартольд, В.В. Цмай.
Предметом исследования является исламская концепция прав человека, как часть религиозного миропорядка и ее отражение в международно-правовых соглашениях и законодательстве государств.
Теоретическая значимость данной работы заключается в возможности ознакомиться с тем, как шариат преломляет смысл либеральной концепции прав человека, в особенности гендерных прав.
Практическая значимость заключается в возможности использовать выводы данной работы для регулирования отношений внутри Российской Федерации, так как велика доля приверженцев ислама в отдельных субъектах и продолжается постоянный приток представителей данной конфессии из бывших республик СССР. Быстрый рост общины и ее активная направленность во внешний мир способна изменить состояние национальной правовой системы.
Методология и методы исследования. В качестве методологической основы диссертационного исследования использовались научные работы по вопросам теологии, философии, социологии, общей теории права, международного права. В работе использовались методы системного и историко-правового анализа, дедукции, абстрагирования, обобщения, аналогии, сравнительно-правовой метод, метод толкования правовых норм.
Положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие положения и результаты:
• Юридическая часть исламского права отделена от канонической, но подчиняется тем же правилам и принципам.
• Шариат не существует независимо от государства, ему необходимо властное санкционирование.
• Обязанности индивида всегда первичны его правам.
• Источниками прав и свобод индивида являются Коран и Сунна, а место международного договора вторично.
• Исламская концепция прав человека находится в конфликте с либеральной концепцией прав человека по вопросам, имеющим прямые однозначные предписания Корана и Сунны.
Структура дипломной работы определена с учетом характера и специфики исследования: введение, три главы, заключение, список литературы.

Выступление президента Египта Ас-Сиси в университете Аль-Азхар в 2015 году началось с обращение к ученым теологам: «Невозможно чтобы мышление, которое мы считаем наиболее сакральным, обратилось для всего остального мира в источник опасности, волнений и разрушений. Я говорю и повторяюсь снова, что нам нужна религиозная революция. Вы, имамы, ответственны перед Аллахом. Весь мир ждет от вас действия, потому что наша умма разрывается и гибнет от наших собственных рук». Пришел момент, когда необходимо пересмотреть принципы толкования и принципы отношения к человеку, к его предназначению, если имеются тенденции архаизации и идеализации прошлого, то обратиться к периоду исламского возрождения. Исламская философия исторически воспринимала различие, как причину для взаимодействия, как возможность почерпнуть благо для уммы и ее развития. Одним из важнейших направлений философской мысли была фальсафа, огромное влияние на нее оказало эллинское наследие. Расцветом фальсафы стало создание Дома мудрости халифом аль-Мамуном, в нем осуществлялись переводы и поиском рукописей по медицине, астрономии и философии, наиболее значимыми считались труды Платона и Аристотеля, многие из которых дошли до наших дней только на арабском языке. Это позволило накопить большие объемы знаний. Мусульманам хорошо были известны труды Гераклита и Пифагора. Последователи фальсафы помимо переложения античных трудов на арабский язык, занимались творчеством пытаясь переосмыслить и выразить идеи древне-греческих авторов, так чтобы они не противоречили Божественному Откровению. Стремление к пониманию, различие, как повод для познания, а не для ненависти это постулаты всех религий, мудрость, которую дает религия, должна быть направлена на взаимодействие и поиск общих начал и направлений развития, а это целиком зависит от человека.
Сегодня достижение согласия между религией и философией представляется очень важным на пути гармоничного развития и снижению алармизма, как внутри самой мусульманской культуры, так и в ее внешних отношениях. Дискуссии о статусе личности могут стать платформой для такого взвешенного и многоаспектного диалога, ведь права и свободы необходимы каждому независимо от конфессиональных убеждений, потому что в конечном итоге человек в любой точке Земли стремиться к счастью и миру для себя и своих близких

1.ИСТОЧНИКИ
1.Коран – Э.Р. Кулиев. Смысловой перевод Корана на русский язык. Мекка.: [Комплекс имени Короля Фахда по изданию священного Корана], 2007.
2.Сборник Хадисов – Имама Мухйи-д-дин Абу Закарийа бин Шараф Ан-Навави. Плоды из садов праведных. Мекка. 2006.
2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ.
1. Устав Организации Объединенных Наций, 26.06.1945., [ ]
2. Устав Организации Исламского Сотрудничества [ ]
3. Каирская Декларация прав человека в исламе, 05.08.1990., [https://www.oic-iphrc.org/en/data/docs/legal_instruments/OIC_HRRIT/571230.pdf ]
4. Программа действий ОИС по улучшению положения женщин, 06.11.2016 [ ]
5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 16.12.1966,
6. Международный пакт о гражданских и политических правах, 16.12.1966.,
7. Всеобщая декларация прав человека, 10.12.1948, .
8. Конституция Исламской Республики Афганистан, 04.01.2004.,
9. Конституция Объединенных Арабских Эмиратов., 02.12.1971.,
10. Конституция Исламской Республики Мавритания., 12.07.1991.
3.СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. В.В. Бартольд Сочинения. Т.6. Работы по истории ислама и Арабского халифата. М., 1966.
2. Ислам. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. Прозорова С.М. М., 1991.
3. Т.К. Ибрагим Религиозная философия ислама. Калам: учебное пособие. Казань: Казанский ун-т, 2013
4. М.Б. Пиотровский Исторические предания Корана. Слово и образ.СПб, 2005.
5. Л.Р Сюкияйнен Мусульманское право: Вопросы теории и практики. М., 1986.
6. Hallaq W.B. An Introduction to Islamic Law. Cambridge, 2009.
7.Муромцев Г.И., Конституции арабских государств: Учеб.пособие.- М:УДН, 1982. -80с.
8.Al Ghunaimi M.T The muslim Conception of International law and Western Approach; The Hague 1968
9.Majid Khadurri. The Islamic Law of nations Shayboni’s Siyar; Baltimore-1966
10.Allah M.H. The Muslim Conduct of States; Lahore.-1953
11.Аль Момани. Арабская региональная система и современное международное право.,- М. 1994
12.Бурдье П. Социология политики М. 1993.
13.Абу Амина Биляль Филипс “Законы жизни мусульман эволюция фикха”-М, Изд-УММА, 2002. -280с.
14. Ислам; религия, общество, государство, сборник статей., под ред. П.А. Грязневич,. С.М. Прозоров., М.изд. Наука, 1984-232с.
15. Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В. С. Нерсесянца. М.: Норма, 2004. — 832 с.
16. Лоуренс Томас Эдвард Семь столпов Мудрости – М, изд. Алгоритм ,2014.-352с.
17. Сюкиянен Л.Р. Глобализация и мусульманский мир оценка современнйо исламской правовой мысли -М. изд. Марджани 2012г. –с..
18. Дударев К. Саудовская Аравия 21 век на родине ислама от всемирной бензоколонки к лаборатории инноваций и совершенства. М. изд. Недра.2015 год.-419с
19. Бернард. Дж. Вайсс. Дух мусульманского права спб-изд Диля. 2008. -320с.
20. Mаjid Khadduri The law of war and peace in islam. London 1940г. изд Burleigh press.
21. В.В. Цмай Регулирование семейно-брачных отношений мусульман “правом личного статуса” СПб 2000, монография университет МВД.
22. Н.В. Жданов. Исламская Концепция миропорядка. -М. Междунар. отношения. , 2003. 568с.
23. Р.Х. Шилязутдинова природа мусульманского права УФА Транстэк 2003 -187 с.
24. Johannes A. van der Ven, Hans-Georg Ziebertz “Human Rights and impact of religion”. Изд. Leien Boston 2013.-
25. Law, custom, and statute in the muslim world Ron Shaham, изд. leiden Boston 2007.-264c.
26. Сизов А.А, Шахбазов Р.Ф. Особенности уголовного права и процесса исламских государств. Монография изд. Юрлитинформ. М., 2016 г. -167с.
27. Сюкияйнен Л.Р.«Мусульманское право».-М. Издательство «Наука».1986 – 254 с.
28. Заян Джайлан. Египет: Путеводитель по обычаям и этикету. – М.: АСТ, 2008. – 160 с.
29.Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности.-М., 1999.-400 с.
30.Ауда Джассер. «Цели шариата» изд. дом Марджани –М., 2014 год, -186 с
31. Юрген Хабермас «Между натурализмом и религией» философские статьи., М.,-изд. Весь мир., 2011 293с.
32. Internationl Migration and Global Justice., Satvinder singh Juss., UK., London King’s Сollege.2006 -330p
4.ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ.
1. Быкова Е.В. Ислам, мусульманское право и общечеловеческие ценности./Международное право и права человека/№4(55), 2010/ 21-25с. The
2. Восток. Афро-азиатские общества: история и современность №4 2010 г.-М. изд РАН. 2010, 224с.
3. Salamey I. Tabar P. Democratic transition and sectarian populism: The case of Lebanon/contemporary Arab affairs 2012, №1
4. Виташов Д.С. Источники мусульманского права в общей системе источников права Афганистана// Международное публичное и частное право, 2006-№5.
5. Аль Мухамед Г.З. А. Конституционная обязанность государства Ирак по защите прав свобод граждан// Правовая наука и реформа юридического образования.2011 №1 с.60.
6.Кныш А.Д. Борьба идей в средневековом исламе: теология и философия // Ишрак. Ежегодник исламской философии. №2. М., 2011
7.Верещак А.Н. Специфические черты реализации прав человека в исламских странах.// Конституционное и муниципальное право №8. М., 2012 с. 67-71.
8.Цветкова Н.Н. Производство сферы ИКТ в странах востока.//Восток № 6. М., 2015 с. 114-127.
9. Кузнецов В.А. Проблема светскости в странах «Арабского пробуждения»: тунисская версия// Вестник Московского университета. Сер.13 Востоковедение. 2013, №4.
10. Долгов Б.В. Ислам во Франции: мусульмане и светская республика// Восток №4. 2015 с. 123-134.
11. Р.Хунов. Особенности конституционного статуса личности в исламском праве// Право и жизнь независимый научно-популярный журнал. №50 (7) -М. 2002, с. 5-15.304с.
12. Л.Н. Шестакова Ислам и права человека //Журнал Вестник Московского государственного Университета. серия11 Право №5 1995. с. 60-75.
13. Х.Бехруз К вопросу о влиянии римского права на исламское право: некоторые концептуальные размышления//Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения -М. №2(45)2014. 306-314с.
14. Манучихри А. Политическая система Ирана –СПб: Петербургское Востоковедение, 2007.-с. 190.
15. Пайпс Д. Швейцарские минареты и европейский ислам//http://ru. danielpipes.org/article/7820 2009г.
16. Levant E. In need of a religious revolution// .
5.ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
1. Коран [ http://quran-online.ru ] смысловой перевод Э.Р. Кулиева и Ас-Саади.
2.Сайт Организации Объединенных Наций [http://www.un.org/ru/index.html ]
3. Сайт Организации Исламского Сотрудничества [ ]
4. Сайт Постоянной Независимой Комиссии по правам человека при Организации Исламского Сотрудничества [ https://www.oic-iphrc.org/en/home ]
5. Сайт международной неправительственной организации Amnesty International [ ]
6. ЮНБИСНЕТ Информационно-библиографическая система ООН [ ]

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Права человека в исламском праве»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа

    Другие учебные работы по предмету

    Н.Г. Чернышевский о религии
    📅 2019 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Еврейское кладбище как место памяти и культурное наследие
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет