Применение Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте для экологической оценки строительства каскада ГЭС в Монголии
Монголия планирует строительство каскада ГЭС на реке Селенга и её притоках для покрытия дефицита электроэнергии, вызванного стремительным развитием экономического сектора в последние годы. Российская Федерация и мировое сообщество обеспокоены влиянием гидротехнических сооружений на экосистему Байкала, половину всего стока в который поставляет Селенга. В работе рассматривается применение Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте для экологической оценки планируемого строительства ГЭС и даются рекомендации по решению конфликтной ситуации.
Введение………………………………………………………………………………4
Глава 1. Проблема энергодефицита в Монголии. Строительство каскада ГЭС как
способ её решения……………………………………………………………………6
1.1Экономико-географическая характеристика Монголии……………………….6
1.2Проекты строительства ГЭС на реке Селенга и её притоках………………….9
1.2.1 ГЭС Шурэн……………………………………………………………………10
1.2.2 ГЭС Орхон………………………………………………………………… …11
1.2.3 ГЭС Эгийн-Гол………………………………………………………………11
Глава 2. Международное обсуждение использования трансграничного водотока.
Проблемы принятия общего решения……………………………………………..14
2.1 Инвестиции Китая в строительство ГЭС на реке Эгийн-Гол………………..14
2.2 Проект MINIS, финансируемый Всемирным банком……………………….. 15
2.3 Общественные слушания в Бурятии и Иркутской области………………….17
Глава 3. Потенциальное воздействие строительства каскада ГЭС на
окружающую среду………………………………………………………………… 19
3.1 Воздействие на экосистему Селенги и её притоков…………………………..19
3.1.1 Кабанский заказник………………………………………………………….. 21
3.1.2 Конференция Продовольственной и сельскохозяйственной организации
ООН в Монголии……………………………………………………………………22
3.2 Воздействие на экосистему Байкала……………………………………………23
Глава 4. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в
трансграничном контексте и её применение…………………………………….. 28
4.1 Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном
контексте…………………………………………………………………………… 28
4.2 Позитивный опыт участия России в проектах, учитывающих мнение
общественности: «Северный поток»………………………………………………30
Глава 5. Альтернативы строительству каскада ГЭС…………………………….. 33
Заключение………………………………………………………………………….36
Список используемой литературы…………………………………………………39
Приложение А. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в
трансграничном контексте…………………………………………………………43
Приложение Б. Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Монголии по охране и использованию трансграничных вод…58
Несколько лет назад Монголия, активно развивающая свой экономический
сектор и привлекающая иностранные инвестиции, столкнулась с проблемой
быстро растущего энергопотребления. По плану комплексного развития
экономики Монголии, с каждым годом величина использования электроэнергии
будет расти на 6%, в связи с чем нужны дополнительные энергетические
мощности. Наиболее оптимальным решением монгольское правительство
признало строительство каскада ГЭС на реке Селенга и её притоках – это как
покроет потенциальный дефицит электроэнергии, так и, по их словам, будет
экологически безопасным. Последнее их утверждение, тем не менее, вызвало
вполне логичные сомнения у жителей самой Монголии, чьи хозяйства находятся
в непосредственной близости к Селенге, и у жителей России, на территорию
которой приходится около 40% длины реки, впоследствии впадающей в Байкал
– самое глубокое пресное озеро в мире, – и составляющей примерно половину
всего стока в озеро. Потенциальное воздействие на относящийся к объектам
Всемирного наследия ЮНЕСКО природный водоём привлекло внимание
мировой общественности, потребовавшей провести тщательную экологическую
оценку строительства каскада ГЭС на Байкал.
Обсуждение возникшей между Монголией и Россией проблемы
трансграничного характера затянулось на несколько лет, и до сих пор так и не
удалось прийти к единому решению. Обе страны в своё время подписали
Конвенцию об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном
контексте (далее – Конвенция Эспо), но так и не ратифицировали, хотя это
помогло бы намного быстрее разрешить возникшие разногласия. Однако
некоторые элементы Конвенции Эспо всё же были применены на практике, и
этому посвящена данная работа.
Цель работы – рассмотреть применение Конвенции об оценке воздействия
на окружающую среду в трансграничном контексте для экологической оценки
Проблема строительства ГЭС в Монголии комплексная, её нельзя
рассматривать только с позиции экологии. Здесь много других аспектов:
экономических, политических, социальных. Монголии нужно эффективное и
недорогое энергоснабжение, которое обеспечит и развивающуюся
промышленность, и селитебные территории необходимыми ресурсами, а также
новые решения по водоснабжению территорий ввиду истощения подземных вод
и небольших объёмов поверхностных. Безусловно, экологическая безопасность
имеет не последнюю важность в этом деле.
Последствия строительства ГЭС на Селенге пока толком и не описаны,
чтобы делать однозначные выводы. Ясно, что наибольшее влияние на
российскую часть реки и на само озеро Байкал будет иметь ГЭС Шурэн, так как
планируется строить её всего в 120 км от границы, а пропускать она будет 2/3
стока монгольской части бассейна Селенги. Увеличение зимнего стока и
сокращение летнего повлечёт за собой изменение гидрологического режима
Байкала, что повлияет на его экосистему. Даже с учётом экологических попусков
будет практически невозможно сохранить состояние экосистемы, близкое к
естественному. Вкупе с уже имеющимися проблемами строительство ГЭС на
Селенге может иметь разрушительное влияние на Байкал, объект Всемирного
наследия ЮНЕСКО. Тем не менее, нужно более тесное сотрудничество
российских и монгольских учёных, а также проведение региональной
экологической оценки, чтобы выявить основные последствия строительства
гидротехнических сооружений.
Применение Конвенции Эспо в данном случае во многом облегчило бы
принятие окончательного решения по строительству, хотя бы потому, что её
(Конвенции) положениями строительство гидротехнических сооружений на
объектах защиты Рамсарской конвенцией попадает в категорию существенно
воздействующих. Это склонило бы чашу весов в сторону выбора альтернативных
источников получения энергии. В связи с этим можно выделить ряд
рекомендаций, к которым относятся ратификация Конвенции Эспо обеими
сторонами, проведение региональной экологической оценки в составе русско-
монгольской рабочей группы для подтверждения того, что строительство
каскада ГЭС на Селенге окажет значительное неблагоприятное трансграничное
воздействие на озеро Байкал, а также проработка альтернативных вариантов
энергообеспечения Монголии.
Пока же российско-монгольская рабочая группа обсуждает возникшую
ситуацию и ищет способы её решения. Были проведены общественные слушания
в Монголии и России, техническое задание к проведению РЭО претерпело
множественные доработки и изменения, последняя версия датирована январём
2019 года. К сожалению, одним из препятствий к проведению РЭО является
отсутствие консалтинговой организации, которая взяла бы на себя обязательства
по её выполнению и включила в свою рабочую группу как монгольских, так и
российских учёных. Проведение тендеров пока не дало положительного
результата.
Альтернатив строительству ГЭС, на самом деле, очень много.
Приоритетным вариантом, который предлагает Россия для своего южного
соседа, является поставка электроэнергии от Гусиноозёрской и Харанорской
ГРЭС в Монголию по сниженным ценам. В перспективе это может стать одним
из участков Азиатского энергокольца – проекта по передаче электроэнергии из
России и Китая в Южную Корею и Японию. Этот проект призван не только
создать единую мощную энергосистему для всей Северо-Восточной Азии, но и
расширить экономические связи, в т. ч. увеличить экспорт энергоёмкой
продукции и услуг.
Решить проблему дефицита водных ресурсов на порядок сложнее. Сейчас
проводятся исследования подземных вод Монголии на предмет потенциального
увеличения их использования. Финансирует это Всемирный банк через
программу MINIS.
Монголия не отказывается от предложенных альтернатив, но и не отвечает
на них однозначным согласием. Прописанное в Плане комплексного развития
экономики строительство ГЭС всё ещё остаётся основным вариантом решения
проблемы энергетического и водного дефицита страны.
Международные документы, монографии, статьи:
Convention on Environmental Impact Assessment in a Transboundary Context
(Espoo, Finland, 1991).
The Ramsar Convention on Wetlands of International Importance especially as
Waterfowl Habitat (Ramsar, Iran, 1971).
Report of the Food and Agriculture Organization of the United Nations
workshop on fish passage design at crossriver obstacles – experiences from different
countries, with potential relevance to Mongolia. Selenge Resort, Mongolia, 7–12 April
2014.
World Bank. Operational Manual BP 4.01 – Environmental Assessment, 1999.
Revised in 2013.
Бычков И. В., Никитин В. М., Абасов Н. В., Осипчук Е. Н., Бережных Т. В.,
Орлова И. И., Борисова Н. Г. Оценка воздействия на трансграничный бассейн
реки Селенги в границах Российской Федерации в связи с планами строительства
гидроэнергетических объектов на территории Монголии. Известия Иркутского
государственного университета. Серия «Биология. Экология». 2018. Т. 24. С. 56–
85.
Воропай Н. И., Санеев Б. Г., Батхуяг С., Энхжаргал Х. Энергетическое
сотрудничество Монголии и России: современное состояние и стратегические
направления. Пространственная экономика, №3, 2013. С. 108-122.
Государственный доклад «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране
в 2017 году». – Иркутск: АНО «КЦ Эксперт», 2018. – 340 с.: илл.
Евсюков В. Г., Васильева В. М. «Северный поток» в системе
стратегических преимуществ газового комплекса России. Записки Горного
института. Т. 201, 2013. С. 22-26.
Корытный Л. М., Ильичёва Е. А., Павлов М. В., Амосова И. Ю. Гидролого-
морфологический подход к районированию дельты реки Селенги. География и
природные ресурсы, №3, 2012. Стр. 47-54.
Корытный Л. М. Летопись байкальских тревог. Троицкий вариант – Наука.
№278 от 7 мая 2019. Стр. 8-9.
Положение Госкомэкологии №372 «Об оценке воздействия намечаемой
хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской
Федерации» от 16 мая 2000 года.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской
Федерации от 13.11.2007 г. № 294 «Об утверждении Положения о
государственном природном заказнике федерального значения «Кабанский»,
находящимсявведенииФедеральнойслужбыпонадзорувсфере
природопользования».
СоглашениемеждуПравительствомРоссийскойФедерациии
Правительством Монголии по охране и использованию трансграничных вод
(Улан-Батор, Монголия, 11 февраля 1995).
Тавровский Ю. В. Новый Шелковый путь. — М.: Эксмо, 2017. — 368 с.
Техническое задание (ТЗ) на проведение региональной экологической
оценки района бассейна реки Селенга и озера Байкал в контексте предлагаемого
Проекта Шурэнской ГЭС и Проекта водоотвода «Орхон». Монголия, январь
2019.
Юрков А. Монголия хочет построить три крупных гидроузла на Селенге,
чтобы решить свои водно-энергетические проблемы. Российская газета.
Федеральный выпуск №122 (6990). 2016.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!