Проблема меритократии и демократии в политическом дискурсе современного Китая
В современном политическом дискурсе часто обсуждается вопрос рациональности систем общественного устройства. Как известно, демократию считают идеальной формой политической организации государства в настоящий момент. Однако реализация демократической концепции в странах Восточной Азии сталкивается с трудностями из-за её противоречивости с исторически обусловленными и сложившимися ценностями, традициями, особой политической культурой. Так, например, Китай в данном случае выступают страной с крайне интересным для научно-теоретического осмысления опытом организации политической власти, поскольку китайское государство практикует внедрение принципов меритократии и демократии. Проблема заключается в том, что политический дискурс о меритократии и демократии в современном Китае тесно увязан с ключевым для Коммунистической партии Китая вопросом легитимации собственного руководящего статуса. Поэтому автор рассматривает проблему легитимности власти в современных политологических теориях, в рамках которого была поставлена цель: определить специфику интерпретации понятий меритократии и демократии в политическом дискурсе современного Китая.
В рамках исследования проблемы меритократии и демократии в политическом дискурсе современного Китая были изучены следующие задачи: понятия меритократии и демократии; проблема политической легитимности власти в современных политологических теориях; представления о политической практики меритократии и демократии и политической легитимности в странах Азии; проблема легитимности в контексте дискурса о демократии и демократии в современном Китае; политическая легитимность власти как проблема меритократии и демократии в Китае; интерпретация проблемы легитимности в риторике КПК.
Решив задачи по данной проблеме, автор приходит к выводам, что меритократия, основанная на отборе, подготовке и продвижении выдающихся лидеров, рассматривается как восточная альтернатива, которая не исключает демократических ценностей.
Поскольку политический дискурс о меритократия и демократии для Компартия Китая связан с проблемой легитимации их руководящего статуса, то было выявлено, что политическая легитимности власти предстает как важный фактор символического взаимодействия в коммуникационном пространстве, в пространстве нормативных систем социума, а также в сфере политических отношений, способствуя укреплению или, наоборот, ослаблению доверия и авторитета власти.
В действительности Компартия Китая сформировала нынешнюю политическую систему коллективного руководства, которая гораздо более устойчива и стабильна, чем прежнее единоличное правление, которое вызывало многочисленные кризисы. Однако она гораздо менее устойчива, чем обычная демократическая система, предполагающая периодический переход власти из рук одной группы элиты в руки другой при сохранении режима в целом.
Синтез меритократии и демократии в Китае вполне возможен. Наиболее предпочтительное соотношение этих концепций видится в ориентации на меритократию на высших уровнях политической власти и ориентации на демократию на низших уровнях.
Политическая легитимность государственной власти Китая как проблема демократии и меритократии видится таким образом: синтез меритократии и демократии рассматривается как возможный инструмент легитимации политической власти КПК, однако его действенность пока остается недостаточной постольку, поскольку ни демократические, ни меритократические механизмы политической деятельности не развиты на должном уровне.
Что касается риторики КПК и её действий в легитимации своего руководящего статуса в государственной власти, то на заключительном этапе исследования было выявлено, что к основным концептам политической риторики правящей партии были отнесены следующие факторы легитимности политической власти: стимулирование ценностных ресурсов национальной политической культуры; использование политических традиций; политическая установка на укрепление политической власти; строгое партийное управление; подчинение Народно-освободительной армии Китая политической власти; укрепление социалистической политической культуры китайского общества.
Таким образом, цель исследования была достигнута ввиду решения всех поставленных задач.
Актуальность темы. В современном политическом дискурсе часто обсуждается вопрос рациональности систем общественного устройства. Демократия как политическая система, называемая теоретиками и практиками высшей ценностью сегодняшнего мира, встречает всё больше критики, особенно применительно к тем государствам, для которых демократическая концепция трудно реализуема или даже не приветствуется из-за ее противоречивости с исторически обусловленными и сложившимися ценностями, традициями, особой политической культурой. Страны Восточной Азии в данном случае выступают регионом с крайне интересным для научно-теоретического осмысления опытом организации политической власти, особенно по той причине, что практикуют внедрение принципов меритократии – не противоречащей, а дополняющей концепции, но весьма сложной в сущности своей и требующей создания множества строгих условий для возможности ее применения.
Китай, согласно его Конституции, является социалистическим государством «демократической диктатуры народа». В политической системе Китая акторы власти стремятся синтезировать демократические принципы с социалистическим режимом, сформировать «свою демократию», которая во многом схожа с меритократическими принципами, что прослеживается в организации деятельности государственных служащих, чиновников высшего ранга и, наконец, в риторике самой Коммунистической партии Китая.
Попытки охватить обе концепции и на их основе образовать уникальную, соответствующую китайской культуре и традиции политическую систему, обеспечивают и легитимацию власти, поскольку опираются на интересы и потребности граждан, умело комбинируемые с интересами высшей политической власти. Однако ни демократические, ни меритократические принципы в полной мере не реализованы в политической системе Китая и потому пока не могут служить действенным инструментом легитимации власти, что обуславливает актуальность их подробного изучения.
Степень научной разработанности темы исследования находится на достаточно высоком уровне. Однако до сих пор отсутствуют убедительные тезисы, доказывающие возможность синтеза меритократии и демократии в политической системе Китая, и его использование в качестве инструмента легитимации политической власти.
В западной историографии такие авторы, как Ван Ган, Ю.Д. Даррэн, Д. Бэлль, Дж. Джил, Лю Юй и Чэнь Диндин, Хэ Цзяхун, Пэй Миньсинь, Ли Чэн, Хэ Баоган и М.Воррэн, Сунь Фэн, Бун Чо, изучали меритократию с позиции того, какую политическую систему Китай строит: демократическую или меритократическую.
Подведем итоги диссертационной работы и составим ряд основных выводов исследования, согласно поставленным задачам.
На первом этапе исследования были решены задачи, связанные с теоретическими аспектами изучения проблемы меритократии и демократии в политическом дискурсе. Анализ научной литературы по теме исследования позволил установить, что концепция меритократии исходит из предположения о том, что демократия в эпоху постиндустриального общества должна трансформироваться в меритократию – правление, ключевыми фигурами которого становятся представители интеллектуальной элиты – наиболее талантливые и выдающиеся деятели.
Меритократическое устройство исследователями описывается как общество, где: люди оцениваются по своим способностям и достижениям, а не по национальности, богатству или влиятельности родителей; царит культ знаний, при этом все дети, независимо от их классовой принадлежности имеют равный доступ к качественному образованию; на руководящие посты государственного аппарата назначаются путем открытого и публичного голосования на основании таких критериев, как честь, компетентность и справедливость; власть призвана служить людям и делать все возможное для повышения качества жизни населения; деятельность государственных чиновников подотчетна обществу, т.к. она является открытой и прозрачной; полезные ископаемые используются бережно и только по необходимости всего народа.
Несмотря на то, что есть исследования, противопоставляющие демократию и меритократию, наиболее распространена в современных исследованиях точка зрения о возможности их сосуществования на основе дополнения: меритократия предполагает создание начальных условий для одаренных людей, чтобы они в перспективе могли занять высокие посты, но в условиях свободной конкуренции, а это важнейший признак демократии. В нынешних условиях демократия объективно перерастает в реализацию власти наиболее талантливыми и квалифицированными специалистами, которые должны прийти на смену старой генерации представителей власти.
Поскольку автором рассматривается синтез меритократии и демократии как инструмент легитимизации государственной власти Китая, отдельное внимание было уделено изучению сущности политической легитимности власти. В первую очередь была изучена теория М. Вебера, в которой выделяются рациональный, идеологический, традиционный и харизматичный виды легитимности. При этом было показано, что существует множество других теорий политической легитимности власти, восполняющих недостатки веберовской классификации, обусловленные закономерным развитием общественных отношений и изменениями в подходах к легитимации власти.
Далее был проведен анализ представлений о политической практики меритократии и демократии и политической легитимности власти в странах Азии. Он показал, что азиатские исследователи рассматривают политическую легитимность сквозь призму политической культуры. Поскольку Сингапур среди азиатских стран имеет наиболее продуктивный и широкий опыт применения концепции меритократии, китайские исследователи закономерно апеллируют к этому опыту и находят его применимым в своем государстве. Также широко обсуждаются в китайской научной литературе вопросы глобализации и прав человека, ведущие к пересмотру политического курса Китая, и требующие поиска баланса между авторитарными социалистическими настроениями и демократией, концепция которой, как видится, не полностью подходит Китаю ввиду специфической политической культуры государства.
Второй этап исследования был посвящен анализу меритократии и демократии в Китае на современном этапе развития политических институтов. При обсуждении возможности сосуществования меритократии и демократии в Китае было показано, что это вполне возможно. Наиболее предпочтительное соотношение этих концепций видится в ориентации на меритократию на высших уровнях политической власти и ориентации на демократию на низших уровнях.
Возможность сосуществования меритократии и демократии прослеживается как в социальной политике Китая, ориентированной на синтез меритократических и демократических ценностей, так и на уровне экономической политики, в рамках которой уже достигнут баланс между принципами социализма и рыночной концепцией экономики.
При этом крайне важно, чтобы меритократические принципы политической власти высшего уровня соответствовали фундаментальной идее меритократии о наиболее «сильном» (интеллектуально развитом, талантливом, нравственном) правительстве, а не маскировали авторитарные практики, сдерживающие любые возможные оппозиционные настроения в государстве.
Далее были уточнены особенности политической легитимности власти Китая как проблемы меритократии и демократии. Синтез меритократии и демократии рассматривается как возможный инструмент легитимации политической власти. Однако было показано, что несмотря на присутствие демократических принципов в политическом дискурсе Китая, возможность их продуктивного существования с мериктократическими для легитимации политической власти остается неоднозначной и проблематичной.
Власть декларирует необходимость внимательного отношения к интересам и потребностям общества, ставит их в своих речах и всякого рода политических концептах во главу угла политического курса, но от оппозиционных настроений защищается не ими же, не справедливым путем защиты общественной стабильности, а механизмом жесткого запрета. Это свидетельствует о недостаточном развитии как демократической, так и меритократической основы политической легитимности власти.
На заключительном этапе исследования была изучена риторика Коммунистической партии Китая и ее действия в аспекте легитимации своей власти. К основным концептам политической риторики правящей партии были отнесены следующие факторы легитимности политической власти: стимулирование ценностных ресурсов национальной политической культуры; использование политических традиций; политическая установка на укрепление политической власти; строгое партийное управление; подчинение Народно-освободительной армии Китая политической власти; укрепление социалистической политической культуры китайского общества.
Таким образом, цель исследования была достигнута ввиду решения всех поставленных задач.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!