Разработка автоматизированной системы управления беспилотными грузовыми транспортными средствами на основе V2X технологии

Кремлев, Иван Андреевич Отделение автоматизации и робототехники (ОАР)
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Цель работы – разработка системы управления движением беспилотных транспортных средств на основе V2X технологии, а также моделирование транспортных потоков.
Результатом работы является разработанная концепция системы управления беспилотными транспортными средствами, которая может быть применима на реальном автомобиле.
Объектом разработки является система управления беспилотными транспортными средствами на основе V2X технологии.
Применение результатов данной работы позволит улучшить транспортную ситуацию на дорогах общего пользования и снизить аварийность. Прогнозом дальнейшего развития является улучшение и расширение разработанной системы.

Введение ………………………………………………………………………………………………….. 15
1 Обзор источников литературы по тематике исследования ……………………… 17
1.1 История развития беспилотных транспортных средств …………………….. 17
1.2 Интеллектуальные транспортные системы ……………………………………….. 27
1.3 Взаимодействие беспилотных транспортных средств с использованием
V2X технологий ……………………………………………………………………………………. 32
2 Концепция создания системы управления движением беспилотных
транспортных средств ………………………………………………………………………………. 36
2.1 Структура интеллектуальной транспортной системы ……………………….. 36
2.2 Концепция проектируемой системы управления движением
беспилотного транспортного средства на основе V2X технологий …………. 38
2.3 Архитектура сети и состав системы автономного вождения с
использованием V2X технологии ………………………………………………………….. 45
3 Моделирование транспортных потоков………………………………………………….. 47
3.1 Выбор средства моделирования транспортных потоков ……………………. 47
3.2 Процесс создания модели транспортных потоков …………………………….. 51
3.3 Анализ полученных результатов ………………………………………………………. 64
4 Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение … 75
4.1 Оценка коммерческого и инновационного потенциала НТИ …………….. 75
4.1.1 Методы коммерциализации результатов научно-технического
исследования ……………………………………………………………………………………… 75
4.1.2 Потенциальные потребители результатов исследования ……………… 76
4.1.3 SWOT-анализ …………………………………………………………………………….. 77
4.1.4 Анализ конкурентных технических решений с позиции
ресурсоэффективности и ресурсосбережения ……………………………………… 79
4.2 Планирование процесса управления НТИ: структура и график
проведения, бюджет, риски и организация закупок………………………………… 81
4.2.1 Контрольные события проекта ……………………………………………………. 81
4.2.2 План проекта ……………………………………………………………………………… 82
4.2.3 Определение трудоемкости выполнения работ ……………………………. 83
4.2.4 Разработка графика проведения научного исследования ……………… 84
4.3 Разработка устава научно-технического проекта …………………………… 88
4.3.1 Сырье, материалы, покупные изделия и полуфабрикаты …………….. 88
4.3.2 Специальное оборудование для научных работ …………………………… 90
4.3.3 Основная и дополнительная зарплата научно-производственного
персонала …………………………………………………………………………………………… 90
4.3.4 Отчисления на социальные нужды ……………………………………………… 93
4.3.5 Научные и производственные командировки………………………………. 94
4.3.6 Накладные расходы ……………………………………………………………………. 95
4.3.7 Формирование бюджета затрат научно-исследовательского проекта
…………………………………………………………………………………………………………… 96
4.4 Определение ресурсной, финансовой, экономической эффективности
4.4.1 Оценка сравнительной эффективности исследования ………………….. 97
4.4.2 Оценка абсолютной эффективности исследования ……………………… 99
5 Социальная ответственность ……………………………………………………………….. 105
5.1 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности …. 106
5.1.1 Специальные правовые нормы трудового законодательства ……… 106
5.1.2 Организационные мероприятия при компоновке рабочей зоны …. 108
5.2 Профессиональная социальная безопасность ………………………………….. 109
5.2.1 Отклонение показателей микроклимата…………………………………….. 110
5.2.2 Превышение уровня шума ………………………………………………………… 112
5.2.3 Отсутствие или недостаток естественного света ……………………….. 113
5.2.4 Электромагнитное и электростатическое излучения ………………….. 114
5.3 Экологическая безопасность…………………………………………………………… 116
5.4 Безопасность в чрезвычайных ситуациях ……………………………………….. 117
5.4.1 Анализ вероятных ЧС, которые может инициировать объект
исследований ……………………………………………………………………………………. 117
5.4.2 Анализ вероятных ЧС, которые могут возникнуть на рабочем месте
при проведении исследований…………………………………………………………… 119
Список публикаций ………………………………………………………………………………… 124
Список использованных источников ………………………………………………………. 125
Приложение А. Creation of infrastructure for autonomous vehicles based on V2X
communication ………………………………………………………………………………………… 130

В настоящее время автомобильная индустрия претерпевает
существенные изменения: ввиду развития техники и прогресса в сфере
информационных технологий одной из наиболее актуальных задач является
создание беспилотных транспортных средств, в том числе беспилотных
автомобилей. Одной из ключевых систем беспилотного транспортного
средства является автопилот – программно-аппаратный комплекс,
позволяющий осуществлять перемещение транспортного средства по
заданной траектории.
С каждым годом все больше компаний заявляют о разработках
собственных автоматизированных транспортных средств. В настоящий
момент автономные системы управления транспортом учитывают не только
инфраструктурные данные (дороги, разметку, светофоры и пр.). Это
огромные компьютеры, которые имеют множество камер, датчиков,
сканеров, могут моментально обрабатывать информацию и принимать
решение о маневрировании, исходя из конкретной обстановки на дороге.
Конечно, чем лучше качество дорог и разметки, и чем более предсказуемы
действия других водителей (имеется в виду движение с учетом ПДД), тем
безопаснее будет движение беспилотного автомобиля.
В настоящей работе рассматривается создание автоматизированной
системы управления грузовыми беспилотными автомобилями на основе V2X
технологий. В первой главе проведен обзор источников литературы по
автоматизированным транспортным средствам, а также V2X технологиям. Во
второй главе описываются теоретические основы создания
автоматизированных систем управления беспилотными автомобилями. В
третьей главе описываются особенности реализации предложенных методов,
а также проводится серия модельных экспериментов. В четвертой главе
проведена оценка коммерческого потенциала и перспективности проведения
научных исследований с позиции ресурсоэффективности. В пятой главе
проведен анализ на выявление опасных и вредных факторов рабочего места инженера, разработаны меры по снижению воздействия этих факторов на
человека, а также рассмотрены вопросы по производственной санитарии,
технике безопасности, пожарной безопасности, охране окружающей среды.
Целью работы является создание автоматизированной системы
управления беспилотными автомобилями на основе V2X технологии.
Научная и практическая новизна, а также значимость данной работы
заключается в том, что такая система может быть полностью или частично
применена в потенциально возможной экосистеме беспилотных
автомобилей.

Развивающиеся мобильные технологии существенно меняют
окружающую среду, проникая во все отрасли, в том числе автомобильную
промышленность. Развитие технологий V2X позволит решить три самые
важные задачи для современного дорожного движения: сократить в разы
количество опасных ДТП, многочасовые «пробки», а также ускорить
внедрение автоматизированных автомобилей в повседневную жизнь.
В первом разделе работы был проведен обзор источников литературы
по тематике исследования и были освещены вопросы истории развития
беспилотных транспортных средств, интеллектуальных транспортных систем
и взаимодействия беспилотных транспортных средств с использованием V2X
технологий.
Во втором разделе была осуществлена разработка концепции создания
системы управления движением беспилотных транспортных средств на
основе V2X технологий: разработана структура интеллектуальной
транспортной системы, архитектура сети и состав системы автономного
вождения и изучены общие проблемы создания автономных транспортных
средств.
В третьем разделе работы были проведено моделирование
транспортных потоков на примере г. Томска и осуществлен сравнительный
анализ между транспортными средствами с обычным водителем,
автономным автомобилем и с использованием V2X технологии. Анализ
результатов показал, что внедрение V2X в дорожную инфраструктуру
оказывает положительное влияние на количество дорожных заторов,
скорость движения дорожного потока, расход топлива, выбросы выхлопных
газов в атмосферу.
В четвертой главе были освещены вопросы финансового менеджмента,
ресурсоэффективности и ресурсосбережения. Приведен календарный план-
график работ выполнения ВКР, рассчитана смета затрат на разработку темы
проекта и оценка эффективности разработанной системы.
В пятой главе проведен анализ на выявление опасных и вредных
факторов рабочего места инженера, разработаны меры по снижению
воздействия этих факторов на человека: в качестве мер по снижению шума,
воздействующего на людей в рабочем помещении, предусмотрено
использование звукопоглощающих материалов; в качестве мер по
улучшению микроклимата предусмотрено поддержание в помещении
оптимальной температуры и влажности воздуха; в качестве мер по снижению
недостатка освещенности предусмотрено использование искусственного
освещения; в качестве мер по снижению электромагнитного и
электростатического излучения предусмотрено заземление компьютера.
Также были рассмотрены вопросы по производственной санитарии,
технике безопасности, пожарной безопасности, охране окружающей среды.
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ
1. Кремлев И.А., Тырышкин А.В. Создание объектов инфраструктуры
для организации движения беспилотных транспортных средств // Молодежь
и современные информационные технологии: Сборник трудов XVI
Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и
молодых ученых. -Томск: Изд-во ТПУ, 2019. – С. 370-371.
2. Кремлев И.А. Совершенствование алгоритмов распознавания
дорожных знаков в сложных погодных условиях // Когнитивная
робототехника: материалы международной конференции (7–10 декабря 2016
г.). -Томск: Изд-во ТГУ, 2016. – С. 17-18.
3. Kremlev I.A., Vymyatnina D.V. Legal aspects in the legislation of
robotics // Journal of Economics and Social Sciences. – 2017. – № 10. – С. 20-23.
4. Кремлев И.А., Вымятнина Д.В. Искусственный интеллект –
проблемы правовой регламентации // Интеллектуальные энергосистемы:
материалы V Международного молодежного форума. -Томск: Изд-во ТПУ,
2017. – С. 181-184.

1. Юрчевский А.А. Исследование автомобиля, как объекта
программного управления: автореф. дис. … канд. техн. наук. – М., 1968. – 211
с.
2. Жанказиев С.В., Власов В.М. Научные подходы к формированию
государственной стратегии развития интеллектуальных транспортных систем
// Автотранспортное предприятие. – М., 2016. – №7. – С. 2-8.
3. Buehler M., Iagnemma K., Singh S. The DARPA Urban Challenge.
Autonomous Vehicles in City Traffic. –Springer, 2016. 651 p.
4. Volkswagen разработал автопилот для машин. [Электронный ресурс].
– Режим доступа: https://quto.ru/journal/curious/15688/. – Загл. с экрана.
5. Беспилотные автомобили Ford появятся в Европе. [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: https://nplus1.ru/news/2016/11/30/ford-europe –
Загл. с экрана.
6. ГОСТ Р ИСО 15622-2017 Интеллектуальные транспортные системы.
Системы адаптивного круиз-контроля. Требования к эксплуатационным
характеристикам и методы испытания. – М.: Стандартинформ, 2017. – 27 с.
7. Directive 2010/40/EU of the European Parliament and of the Council of 7
July 2010 on the framework for the deployment of Intelligent Transport Systems in
the field of road transport and for interfaces with other modes of transport //
Official Journal of the European Union. – Brussels, 2010. 13 p.
8. Васильев А.П. Эксплуатация автомобильных дорог. В 2 т.: учебник
для студ. высших учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,
2016. – 320 с.
9. Власов В.М. Интеллектуальные транспортные системы в
автомобильно-дорожном комплексе. – М.: МАДИ, 2018. – 487 с.
10. Козлов Л.Н. О концептуальных основах формирования ИТС в
России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.intsyst.net/report/its_2009/doc_03.pdf, свободный. – Загл. с экрана.
11. Материалы XV Всемирного конгресса по ИТС «Связи ИТС:
экономия времени, спасение жизней». Нью-Йорк, 2009. – 250 с.
12. Материалы I Российского международного конгресса по
интеллектуальным транспортным системам. Москва, 2010. – 133 с.
13. Козлов Л.Н., Циклис Б.Е., Урличич Ю.М. О концептуальных
подходах формирования и развития ИТС в России // T-Comm. – 2015. – №6. –
С. 9-14.
14. Худяков Г.И. Концепция создания единой интеллектуальной
транспортной системы в России: состояние и перспективы. [Электронный
ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.intsyst.net/report
/its_2009/doc_01.pdf. – Загл. с экрана.
15. Керимов М.А., Сафиуллин Р.Н. Интеллектуальные бортовые
системы на автомобильном транспорте: монография. – М.: Издательский
центр «Директ-Медиа», 2017. – 355 с.
16. ПржибылПавел. Телематика на транспорте: пер. с чешск. О.
Бузека и В. Бузковой; под ред. проф. В.В. Сильянова. – М.: Изд-во МАДИ,
2016. – 540 с.
17. Towards Fair and Efficient Pricing in Transport Policy. Policy
Options for Internalising the External Cost of Transport in the European Union.
GreenPaper. COM (95) 691 final. [Электронный ресурс]. – 2004. – Режим
доступа: http://europa.eu/documents/comm/green_papers/pdf/com95_691_en.pdf.
– Загл. с экрана.
18. J. Noah, B. Smith, B. Park. Traffic Signal Control with Connected
Vehicles, Paper submitted to TRB Annual Meeting 2013. Washington, D.C., 2012.
– 78 p.
19. G. Jin I., G. Orosz. Dynamics of connected vehicle systems with
delayed acceleration feedback. // Transportation Research. – 2014. – P. 46−64.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету