Разработка компенсационных мероприятий при строительстве и функционировании многофункционального морского перегрузочного комплекса Бронка
Работа посвящена разработке компенсационных мероприятий при строительстве и функционировании многофункционального морского перегрузочного комплекса Бронка. Цель работы – определение возможного ущерба прибрежно-морским экосистемам при осуществлении работ строительства аванпорта Бронка, а также разработка адекватных компенсационных мероприятий по его снижению. По итогам проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1) Негативное воздействие на водные биологические ресурсы запланированных работ будет иметь временный характер.
2) Прогнозируемый ущерб рыбным запасам составит 27,399 т.
3) Предварительная стоимость осуществления компенсационного мероприятия составит 13 722 602 руб.
4) По результатам проведенной оценки воздействия строительства перспективной железнодорожной ветки на компоненты природной среды установлено, что воздействие будет преимущественно локального характера, средневременнного по воздействию, и умеренного по интенсивности.
5) По результатам проведенной оценки воздействия эксплуатации перспективной железнодорожной ветки на компоненты природной среды установлено, что воздействие будет преимущественно локального характера, долговременного по воздействию и незначительного по интенсивности.
Полученные результаты работы могут быть использованы для оценки проектных решений, а также для полного или частичного применения предложенных в работе компенсационных мероприятий.
Введение ……………………………………………………………………………………………………. 5
1. Литературный обзор …………………………………………………………………………….. 10
1.1 Возможные компенсационные мероприятия при строительстве и
эксплуатации портовых комплексов ………………………………………………………. 10
1.1.1 Роль ООПТ в компенсационных мероприятиях…………………………… 14
1.2 Общие сведения о ММПК Бронка ……………………………………………………. 20
1.2.1 Перспективные объекты портовой инфраструктуры ……………………. 25
1.2.3. Прогнозируемый ущерб при строительстве и эксплуатации ж/д
ветки Гатчинского направления ………………………………………………………….. 32
2 Краткая характеристика компонентов природной среды районов работ …. 34
2.1 Краткая характеристика компонентов природной среды
Петродворцового района ……………………………………………………………………….. 36
2.2 Краткая характеристика компонентов природной среды
Ломоносовского района ………………………………………………………………………… 39
3 Материалы и методы исследования ……………………………………………………….. 42
3.1 Материалы и методы исследования для расчета ущерба водным
ресурсам ……………………………………………………………………………………………….. 42
3.2 Материалы и методы для исчисления затрат на компенсационные
мероприятия по восстановлению водных биоресурсов …………………………… 51
3.3 Материалы и методы для проведения оценки воздействия строительства
и эксплуатации перспективного ж/д пути на компоненты природной среды
в границах Ломоносовского района Санкт-Петербурга ………………………….. 54
4 Результаты…………………………………………………………………………………………….. 59
4.1 Расчет прогнозируемого ущерба рыбным запасам и исчисление затрат
на проведение компенсационных мероприятий ……………………………………… 59
4.1.1 Расчет прогнозируемого ущерба рыбным запасам при проведении
дноуглубительных работ …………………………………………………………………….. 59
4.1.2 Исчисление компенсационных затрат на восстановительные
мероприятия ………………………………………………………………………………………. 61
4.2 Оценка воздействия строительства и эксплуатации перспективного ж/д
пути на компоненты природной среды в границах Ломоносовского района
и предложение компенсационных мероприятий …………………………………….. 62
4.2.1 Результаты оценки воздействия строительства перспективного ж/д
пути на компоненты природной среды в границах Ломоносовского
района Санкт-Петербурга …………………………………………………………………… 62
4.2.2 Результаты оценки воздействия эксплуатации перспективного ж/д
пути на компоненты природной среды в границах Ломоносовского
района ………………………………………………………………………………………………… 63
4.2.3 Предложение компенсационных мероприятий для смягчения
воздействия на компоненты природной среды при строительстве и
эксплуатации ж/д ветки Ломоносовского района ………………………………… 64
Выводы ……………………………………………………………………………………………………. 66
Заключение ……………………………………………………………………………………………… 67
Литература ………………………………………………………………………………………………. 68
Приложение А …………………………………………………………………………………………. 75
Строительство и последующая эксплуатация портовых комплексов
приводит к усилению антропогенной нагрузки на прибрежно-морские
экосистемы [1]. В связи с этим, планы строительства, развития портов и
обеспечения их функционирования должны иметь комплексный характер и
принимать во внимание не только экономические, но и экологические
вопросы. Эффективной мерой по снижению нагрузки на природные
комплексы может стать применение природоохранных и компенсационных
мероприятий.
Строительство аванпорта Бронка (АПБ) на южном берегу Невской губы
призвано удовлетворить перспективную потребность региона в обработке
морских грузов и повысить привлекательность Санкт-Петербурга как
крупнейшего участника европейского рынка морских перевозок [2]. Проект
строительства АПБ осуществляется в рамках Концепции развития
перспективных районов (аванпортов) Большого порта Санкт-Петербург. В
соответствии с данной Концепцией, аванпорт Бронка призван стать одним из
ключевых грузовых районов Большого порта Санкт-Петербург,
интегрированным в логистическую систему Санкт-Петербургского
транспортного узла и предназначенным для обработки контейнерных и
накатных грузов.
В проекте предусмотрено развитие портовой инфраструктуры и
планомерное увеличение мощностей. Строительство порта осуществляется в
3 этапа:
I этап (2013-2017 гг.) – строительство контейнерного терминала и
терминала накатных грузов;
II этап (2017-2020 гг.) – строительство логистического центра,
дноуглубление акватории и подходного канала;
III этап (2020-2025 гг.) – строительство контейнерного терминала и
железнодорожного маршрута Гатчинского направления.
Актуальность исследования по выбранной теме связана с тем, что при
продолжающемся строительстве портовых объектов многофункционального
морского перегрузочного комплекса (ММПК) «аванпорт Бронка» вопросы
обеспечения экологической безопасности формируемой природно-
технической системы (ПТС) выходят на первый план. В качестве
эффективных мер по снижению нагрузки на окружающую среду может быть
предложена разработка и своевременное проведение компенсационных
мероприятий, направленных на поддержание высокого уровня
биоразнообразия и продуктивности прибрежно-морских экосистем,
затронутых воздействием строительных работ.
Цель ВКР – определение возможного ущерба прибрежно-морским
экосистемам при осуществлении работ второго и, частично, третьего этапов
строительства, а также разработка адекватных компенсационных
мероприятий по его снижению.
Объектом исследования являются территория и акватория АПБ,
расположенные в границах Петродворцового района Санкт-Петербурга, а
также территория перспективного железнодорожного пути в границах
Ломоносовского района Ленинградской области, призванного улучшить
логистическую инфраструктуру рассматриваемого ММПК.
Предмет исследования – разработка и предложение компенсационных
мероприятий при возможном ущербе от осуществлении работ по
дноуглублению акватории и подходного канала в рамках второго этапа
строительства аванпорта, а также разработка и предложение
компенсационных мероприятий при строительстве и эксплуатации
перспективного объекта третьего этапа строительства – ж/д ветки Гатчинского
направления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи.
1. Выполнить анализ литературных научно-справочных материалов о
видах и способах осуществления компенсационных мероприятий при
строительстве и эксплуатации портовых комплексов.
2. Изучить техническую документацию и материалы по оценке
воздействия на окружающую среду (ОВОС) сформированной
инфраструктуры ММПК «аванпорт Бронка» и перспективных объектов порта.
3. Оценить состояние основных компонентов природной среды района
расположения аванпорта Бронка.
4. Определить размер возможного ущерба прибрежно-морским
экосистемам от осуществления работ в рамках строительства и эксплуатации
объектов ММПК Бронка.
5. Предложить, рассчитать размер и стоимость компенсационного
мероприятия для снижения негативного воздействия на окружающую среду
при производстве работ по дноуглублению акватории и подходного канала
аванпорта Бронка (второй этап строительства).
6. Предложить компенсационные мероприятия для снижения
негативного воздействия на окружающую среду при строительстве и
функционировании перспективной железной дороги Гатчинского
направления (третий этап строительства), являющейся элементом
логистической инфраструктуры аванпорта Бронка.
Актуальность исследования по выбранной теме связана с тем, что при
продолжающемся строительстве портовых объектов многофункционального
морского перегрузочного комплекса (ММПК) «аванпорт Бронка» вопросы
обеспечения экологической безопасности формируемой природно-
технической системы (ПТС) выходят на первый план. В качестве
эффективных мер по снижению нагрузки на окружающую среду может быть
предложена разработка и своевременное проведение компенсационных
мероприятий, направленных на поддержание высокого уровня
биоразнообразия и продуктивности прибрежно-морских экосистем,
затронутых воздействием строительных работ.
Научная новизна работы состоит в предложении и расчете проектных
вариантов оригинальных компенсационных мероприятий для уменьшения
возможного ущерба в ходе строительства и эксплуатации объектов АПБ.
Практическая значимость работы заключается в возможности
использования полученных результатов для оценки проектных решений, а
также для полного или частичного осуществления предложенных в работе
компенсационных мероприятий.
Материалы работы собирались следующим направлениям.
1. Анализ литературных данных с использованием проектной
технической документации, интернет-ресурсов.
2. Систематизация и анализ данных дистанционного зондирования для
создания карт размещения объектов ММПК «аванпорт Бронка» и анализа
размещения линейных объектов (перспективная железная дорога Гатчинского
направления) с использованием программы ArcGIS, а также данных
дистанционного зондирования GoogleMap, Яндекс.
3. Применение данных проектно-изыскательских работ, выполненных в
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!