Разработка методики практического обучения работников безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте

Александров, Георгий Юрьевич Отделение контроля и диагностики (ОКД)
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Работа направлена на разработку методики практического обучения работников безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте с применением учебно-тренировочного полигона.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………… 13

1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ НА ВЫСОТЕ. ……………………………………………. 15

1.1 Понятие работ на высоте ………………………………………………………. 15

1.2 Требования, предъявляемые к работникам, выполняющим работы
на высоте …………………………………………………………………………………………………. 16

1.3 Основы организации и обеспечения безопасности работ на высоте
………………………………………………………………………………………………………………… 18

1.4 Средства индивидуальной защиты от падения с высоты,
использующиеся при работах на высоте …………………………………………………… 21

2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНЫМ МЕТОДАМ И ПРИЕМАМ ВЫПОЛНЕНИЯ
РАБОТ НА ВЫСОТЕ ……………………………………………………………………………….. 28

2.1 Обзор деятельности учебных центров ………………………………………. 28

2.2 Разработка методики практического обучения безопасным
методам и приемам выполнения работ на высоте ……………………………………… 29

2.3 Структура методики практического обучения безопасным методам
и приемам выполнения работ на высоте……………………………………………………. 32

3 ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ……… 35

4 ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, РЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ И
РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ…………………………………………………………………………. 50

4.1 ПРЕДПРОЕКТНЫЙ АНАЛИЗ …………………………………………………. 50

4.1.1 Потенциальные потребители результатов исследования ………… 50

4.1.2 SWOT-анализ………………………………………………………………………… 50

4.1.3 Устав проекта ……………………………………………………………………. 52
4.2 Бюджет научного исследования ……………………………………………. 57

4.3 Организационная структура проекта ………………………………………… 60

4.4 Матрица ответственности …………………………………………………….. 60

4.5 План управления коммуникациями проекта ………………………….. 60

4.6 Определение ресурсной (ресурсосберегающей), финансовой,
бюджетной, социальной и экономической эффективности исследований ….. 61

4.6.1 Оценка сравнительной эффективности исследования …………. 61

5 СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ………………………………………. 63

5.1. Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности
………………………………………………………………………………………………………………… 64

5.1.1. Специальные (характерные для проектируемой рабочей зоны)
правовые нормы трудового законодательства …………………………………………… 64

5.1.2. Организационные мероприятия при компоновке рабочей зоны 65

5.2. Производственная безопасность ……………………………………………… 66

5.2.1. Анализ потенциально возможных опасных факторов, которые
могут возникнуть на рабочем месте при проведении исследований…………… 66

5.2.2. Разработка мероприятий по снижению воздействия вредных и
опасных факторов ……………………………………………………………………………………. 67

5.3. Экологическая безопасность …………………………………………………… 71

5.3.1. Анализ влияния объекта исследования на окружающую среду 71

5.3.2. Анализ влияния процесса исследования на окружающую среду
………………………………………………………………………………………………………………… 73

5.4. Безопасность в чрезвычайных ситуациях ………………………………… 73

5.4.1. Анализ вероятных ЧС, которые может инициировать объект
исследований и обоснование мероприятий по предотвращению ЧС ………….. 73
5.4.2. Анализ вероятных ЧС, которые могут возникнуть при
проведении исследований и обоснование мероприятий по предотвращению
ЧС ……………………………………………………………………………………………………………. 75

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………….. 78

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………… 81

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. BASIC PRINCIPLES OF ENSURING SAFETY
WHEN PERFORMING WORKS AT A HEIGHT. ……………………………………….. 85

В современном мире работы на высоте занимают важное место при
проведении строительства и обслуживания зданий, сооружений и
производственных объектов. С ростом городов и увеличением этажности
зданий потребность в проведении работ на высоте, в частности при помощи
техники промышленного альпинизма, сильно возросла. В связи с этим нельзя
забывать о правильной подготовке кадров для выполнения различных видов
работ на высоте, так как повышение уровня безопасности при проведении
подобных работ способствует увеличению производительности и уровня
безопасного труда посредством снижения производственного травматизма.
Безопасность выполнения работ также влияет на снижение затрат на
расследование несчастных случаев, связанных с падением с высоты, выплату
штрафов и компенсаций. Правила по охране труда при работе на высоте
устанавливаются Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 28.03.2014 г.
№155н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте».
Разработка универсальной методики практического обучения
безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте является
необходимым мероприятием в учебном процессе. От качества преподавания
зависит уровень подготовленности работника к выполнению трудовых
обязанностей в новых условиях труда и, как следствие, безопасность труда
обученного работника. При наличии универсальной методики обучения,
слушатели курса получают необходимые знания и навыки в области
безопасного выполнения работ на высоте, применимые в трудовой
деятельности.
Целью работы является разработка методики практического обучения
работников безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
 Изучить нормативно-правовую базу в области охраны труда при
работе на высоте;
 Разработать структуру методики практического обучения
работников безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте;
 Разработать комплект ситуационных задач по различным видам
работ на высоте.
 Провести пробное внедрение методики практического обучения
работников безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте в
образовательный процесс учебного центра и получить обратную связь от
слушателей.
1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ НА ВЫСОТЕ.

Разработка методики практического обучения работников безопасным
методам и приемам выполнения работ на высоте является важной частью
организации обучения в учебном центре. От наличия и использования
методики практического обучения напрямую зависит качество
образовательного процесса и, как следствие, высокая профессиональная
подготовка работников по программе «Безопасные методы и приемы
выполнения работ на высоте». Для достижения данного результата
необходимо использовать лучшие практики и разработки прошлых лет.
В представленной работе были выполнены задачи:
 Изучена нормативно-правовая база в области охраны труда при
работе на высоте. Определены виды работ на высоте, по которым будет
разрабатываться методика практического обучения работников безопасным
методам и приемам выполнения работ на высоте.
 Разработана структура методики практического обучения
работников безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте,
включающая в себя следующие разделы:
1. Общие требования по охране труда при работе на высоте.
2. Перечень СИЗ, необходимых для выполнения упражнений
3. Перечень ситуационных задач
 Разработан комплект ситуационных задач, включающий в себя
следующие виды работ: перемещение по лестницам, конструкциям и
высотным объектам с использованием страховочных систем, систем
удержания и позиционирования; работы в замкнутом пространстве;
организация систем спасения и эвакуации.
 Проведено пробное внедрение методики практического обучения
работников безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте.
Методика позволила расширить практическую составляющую курса,
увеличить вовлеченность слушателей в процесс обучения, повысить
осознанность действий при решении ситуационных задач. Однако, по
отзывам слушателей, наличия только методики практического обучения
работников безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте не
достаточно для повышения уровня безопасности работников на предприятии.
80

1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от
28.03.2014 г. №155н (с изменениями на 20.12.2018 г.) «Об утверждении
Правил по охране труда при работе на высоте»
2. ПОТ РО 14000-005-98 от 19.02.1998 «Положение. Работы с
повышенной опасностью. Организация проведения»
3. Хамидуллина Е.А., Толстихина Ю.А., Поветкина П.Н. Системный
подход к обеспечению безопасности работ на высоте. XXI век. Техносферная
безопасность. 2018. Т.3. № 3 (11). С.24-35.
4.ГОСТР58208-2018/EN363:2008Системастандартов
безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты от падения с
высоты. Системы индивидуальной защиты от падения с высоты. Общие
технические требования, 2018
5.Брацук А. А., Яншина Э. Р., Иванова Л. А. Средства
индивидуальной защиты, повышающие безопасность работ на высоте /
Брацук А. А., Яншина Э. Р., Иванова Л. А. // Научный журнал:
мультидисциплинарное издание; Изд-во ООО «Олимп», 2016. — [C. 36-38]
6. ТР ТС 019/2011 Технический регламент Таможенного союза “О
безопасности средств индивидуальной защиты”.
7. Сенченко В. А. Требования к средствам индивидуальной защиты
при работе на высоте на малых предприятиях строительной отрасли //
Вестник Волгогр. гос. архит.-строит. ун-та. Сер.: Стр-во и архит. 2013. Вып.
34(53). [С. 137—142].
8. Средства защиты от падения с высоты. [Электронный ресурс] /
Средства защиты от падения с высоты CAMP – Электрон. дан. URL: http://
camp-russia.ru, свободный, – Яз. рус. Дата обращения: 29.05.2019 г.
9.ГОСТ Р ЕН 361-2008 Система стандартов безопасности труда
(ССБТ).Средстваиндивидуальнойзащитыотпадениясвысоты.
Страховочные привязи. Общие технические требования. Методы испытаний
10. ГОСТ EN 1497-2014 Система стандартов безопасности труда
(ССБТ). Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Привязи
спасательные. Общие технические требования. Методы испытаний
11. ГОСТР58194-2018/EN813:2018Системастандартов
безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты от падения с
высоты. Привязи для положения сидя. Общие технические требования.
Методы испытаний
12. ГОСТ Р ЕН 358-2008 Система стандартов безопасности труда
(ССБТ). Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Привязи и
стропы для удержания и позиционирования. Общие технические требования.
Методы испытаний
13. ГОСТ EN 397-2012 Система стандартов безопасности труда
(ССБТ).Каскизащитные.Общиетехническиетребования.Методы
испытаний
14. ГОСТ Р ЕН 354-2010 Система стандартов безопасности труда
(ССБТ). Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Стропы.
Общие технические требования. Методы испытаний
15. ГОСТ Р ЕН 355-2008 Система стандартов безопасности труда
(ССБТ).Средстваиндивидуальнойзащитыотпадениясвысоты.
Амортизаторы. Общие технические требования. Методы испытаний
16. ГОСТ Р ЕН 360-2008 Система стандартов безопасности труда
(ССБТ). Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Средства
защиты втягивающего типа. Общие технические требования. Методы
испытаний
17. ГОСТ EN 12841-2014 Система стандартов безопасности труда.
Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Системы канатного
доступа. Устройства позиционирования на канатах. Общие технические
требования. Методы испытаний
18. ГОСТ EN 795-2014 Система стандартов безопасности труда
(ССБТ). Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Устройства
анкерные. Общие технические требования. Методы испытаний
19. Приказ Минобрнауки РФ от 1.07.2013 года №499 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным профессиональным программам»
20. Методические указания по разработке раздела «Социальная
ответственность»выпускнойквалификационнойработымагистра,
специалиста и бакалавра всех направлений (специальностей) и форм
обучения ТПУ, Томск 2019
21. Трудовой кодекс Российской Федерации” от 30.12.2001 N 197-
ФЗ (ред. от 05.02.2018)
22. ГОСТ 12.2.032-78 Система стандартов безопасности труда.
Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические
требования.
23. ГОСТ 12.0.003-2015 Опасные и вредные производственные
факторы. Классификация, 2015
24. СанПиН2.2.2/2.4.1340-03Гигиеническиетребованияк
персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы,
2003
25. ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК. Седьмое
издание, 2002
26.СанПиН2.2.1/2.1.1.1278-03Гигиеническиетребованияк
естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и
общественных зданий, 2003
27. СП 52.13330.2011 Естественное и искусственное освещение, 2011
28. СанПиН 2.2.4.548–96 Гигиенические требования к микроклимату
производственных помещений, 1996
29. НПБ 105-03, Определение категорий помещений, зданий и
наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности, 2003
30. Александров Г. Ю. Особенности нормативно-правовой базы в
области организации и проведения работ на высоте / Г. Ю. Александров //
Ресурсоэффективные системы в управлении и контроле: взгляд в будущее (т.
2) : сборник научных трудов VII Международной конференции школьников,
студентов, аспирантов, молодых ученых, 8 -13 октября 2018 г., г. Томск. —
Томск : Изд-во ТПУ, 2018. — [С. 12-16].

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Математическое моделирование возникновения и развития природных пожаров
    📅 2020год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Управление профессиональным риском при выполнении работ на высоте
    📅 2018год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Повышение эффективности использования аварийно-спасательного оборудования
    📅 2020год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Оценка эффективности мероприятий по снижению риска аварий
    📅 2020год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Организация оповещения населения города Томска в чрезвычайных ситуациях
    📅 2018год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Совершенствование системы обращения с твердыми бытовыми отходами
    📅 2021год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)