Разработка осветительной установки для современных концертных залов

Тарбокова, Арина Владиславна Отделение материаловедения (ОМ)
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Работа посвящена разработке осветительной установки для современных концертных площадок на примере Большого концертного зала Томской филармонии.

1 Из истории освещения концертных залов ……………………………………………. 16

2 Основы сценического света ………………………………………………………………… 21

2.1 Принципы построения сценического освещения ……………………………. 21

2.2 Использование одиночных источников света…………………………………. 22

2.3 Освещение сцены с использованием нескольких источников света … 23

2.4 Нормы и правила освещенности ……………………………………………………. 26

3 Новые информационные технологии в современной сценографии ………. 27

4 Система управления освещением DMX 512 ………………………………………… 36

5 Схемы концертных залов и расположения светового оборудования …….. 40

5.1 МБУК Центр Культуры и Досуга «МАРФИНО», г.Мытищи ………….. 40

5.2 Культурный центр «Москвич», г.Москва……………………………………….. 44

5.3 Омский государственный академический театр драмы, г.Омск ………. 45

5.4 ТЮЗ им.В.С.Розова, г.Ярославль …………………………………………………… 46

5.5 Коляда-Театр, г.Екатеринбург ……………………………………………………….. 47

5.6 Краснодарский академический Театр Драмы им. Горького,
г.Краснодар ……………………………………………………………………………………………… 48

5.7 Томский драматический театр, г.Томск …………………………………………. 49

5.8 Театр юного зрителя (ТЮЗ), г.Томск …………………………………………….. 51

5.8.1 Большая сцена…………………………………………………………………………. 51

5.8.2 Малая сцена ……………………………………………………………………………. 54

5.9 Сводная таблица концертных залов и светового оборудования ………. 56

6 3D-модель Большого концертного зала (БКЗ) г.Томска ……………………….. 59

7 Модель нового облика Большого концертного зала г.Томска …………………. 72

РАЗДЕЛ «ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, РЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ
И РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ»……………………………………………………………………. 79
РАЗДЕЛ «СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ» ………………………………… 102

Заключение ……………………………………………………………………………………………. 120

Список литературы ………………………………………………………………………………… 122

ПриложениеA ………………………………………………………………………………………… 125

ПриложениеБ …………………………………………………………………………………………. 135

Приложение Д………………………………………………………………………………………… 145

Свет на сцене концертного зала – обязательная составляющая
предстоящего действа. При этом роль света в выступлении, несомненно,
важная: от небольшого его количества до грандиозных световых
главенствующих инсталляций. Фундаментальные основы сценографического
искусства в совокупности с постановкой света формируют более
продуманную и ценностную картину восприятия отдельного сюжета,
запланированных переходов в выступлении и обобщающей постановочной
идеи всего мероприятия.
Грамотно установленное освещение концертного зала влияет на
визуальное восприятие выступления. Работа осветительных приборов
дополняет идею концерта. От освещения зависит комфорт и выступающих, и
зрителей[1,2]. Концертное постановочное освещение сегодняшнего дня
связано с идеями реализации постановок и шоу на современном уровне. Оно
демонстрируется в различных световых шоу или постановках, с помощью
телевизионных экранов, на мероприятиях и выступлениях различных
творческих коллективов, на концертах приезжих и местных артистов.
Светотехническое оборудование позволяет обеспечивать интересные и
впечатляющие инсталляции разного рода мероприятий, проводимых на
сцене. Современная постановка концертных мероприятий сопряжена с
действием светового оборудования, устройствами управления света,
специальными световыми эффектами.
Постановочный процесс светового оформления сцены как этап
проектной задачи прежде всего базируется на грамотности таких решений,
как выбор подходящего вида оборудования и правильной расстановке
световых приборов.
Актуальность настоящей работы сосредоточена, прежде всего,в
светотехническом проектировании сценического пространства в
программном комплексе DIALux. Раскрытие возможности программного
комплекса, в частности при компоновке цветного освещения,
сбалансированного сочетания цветных акцентов в режиме статического и
динамического восприятия. Тематика актуальна, также в силу потребностей
времени и сегодняшнего дня. Номенклатура изделий, для оформления и
светового сопровождения в области концертных и иных сценических
пространств весьма широка и обладает многогранными возможностями. При
этом вариативность решений и выбор предпочтений могут складываться на
стадии проектирования, в том числе поиск оптимальных сочетаний приборов
и устройств при их компоновке и размещении.
Целью настоящей выпускной квалификационной работы является
разработка эффективной осветительной установки для современных
концертных площадок. Настоящая работа направлена на проработку
проектной задачи по проектированию объекта в трёхмерной графике, выбора
и расстановки оборудования в режимах сцен освещения при изменяющихся
параметрах световых приборов (в частности, цвета, режимов плавного
регулирования).
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) изучение нормативной документации и литературы по теме проекта;
2) разработка 3D-модели объекта сценического пространства БКЗ, подбор
и расстановка светотехнического оборудования в текущем интерьере и
сценическом пространстве концертного зала;
3) расчет и анализ осветительной установки;
4) разработка сцен освещения, компоновка световых приборов по сценам
освещения и параметрам цвета;
5) создание 3D-модели объекта нового облика БКЗ, с учетом
предложений по компоновке осветительной установки для
сценического пространства.
1 Из истории освещения концертных залов
Ныне освещение концертных залов практически невозможно без
электричества, которое лишь в 1849 году проникло на подмостки концертных
залов. Парижская GrandOpera стала первым концертным залом, решившимся
испытать новую систему освещения. В опере Мейербера «Пророк»,
представленной в 1849 году, для эффекта солнечного восхождения и пожара
впервые применили небольшой дуговой прожектор с параболическим
зеркальным отражателем. С течением времени, несмотря на недостатки
первых дуговых ламп, которые при горении мигали и издавали сильный шум,
они стали применяться повсеместно. Дуговые лампы заказывались всеми
крупными европейскими концертными залами достаточно продолжительное
время.
В конце XIX–начале ХХ века свет в концертных залах использовали
не для создания образа явления и не для представления речи персонажей или
событий постановки, однако световая композиция создавалась настолько
реалистично, чтобы зритель лично убеждался в истинности сценического
явления. При отсутствии указаний автора относительно светового
оформления концерта, всё продумывал и обосновывал сам режиссер. По ходу
изучения истории конкретного события или эпохи, анализе причины
постановки концерта, им ставились основные задачи световой имитации.
После детальной разработки общего освещения начинался поиск нюансов:
свет, пробивающийся сквозь декорации, затейливые тени на фоне, блики на
потолке и стенах и т.п..Всю осветительную установку тщательно скрывали в
пределах сценической коробки. Увлечение световыми эффектами стало
причиной изменения световой гаммы. Исторически сложившейся цветовой
троицы (красный, зелёный и белый) было уже недостаточно. Цветовая гамма
желатиновых светофильтров и спиртовых лаков для окрашивания лампочек
обогатилась почти пятьюдесятью тончайшими цветами и оттенками.
Возможность распределять разнообразно окрашенный свет по
отдельным участкам сцены породила импрессионизм –новое художественное
качество оформления и новый стиль сцены, которое требующее от
художника не воспроизведения действительности, а передачи своих
ощущений, впечатлений от нее. В концертном зале в стиле «импрессионизм»
от художника требовалась особенно тщательная подборка сценического
освещения, либо с использованием его в качестве живописного приема, либо
созданием световых переходов с тончайшими нюансами. В световой
композиции такого зала все было логически обосновано и согласовано с
замыслом представления в целом, где сценическое освещение – часть целого.
Так как в импрессионистическом концертном зале считали, что
освещенность актера и общая освещенность сцены должны быть строго
связаны, дополнительную подсветку не применяли. Считали, что
индивидуальные характеристики важнее сущности, а конкретность в образах
сменили на неопределенность и расплывчатость. Теперь именно описание
эмоций стало главной задачей природного (солнечного или лунного) света.
Свет пытались сделать подобным звуку, ясным и естественным, свободным и
подвижным. Конструкцию сценического оборудования сделали такой, чтобы
можно было быстро менять его месторасположение на сцене. Стало
возможно корректировать и менять светофильтры и уровень освещенности.
Однако в концертном зале стиля «импрессионизм»лишьпосле того, как на
сцене стали применяться новые технологии, возможности света были
раскрыты до конца. Одновременно с гладкой, туго натянутой материей
мягкого горизонта, охватывающего сцену полуцилиндром (циклорамой),
появились различные жесткие горизонты. Их гладкая и ровная
полуцилиндрическая или куполообразная поверхность над планшетом сцены
оказалась хорошей основой для различных световых композиций, а
преимущественно белый, светло-серый или бледно-голубой цвет позволяя
лиспользовать чистые тона, превосходно передавая переливы цветного
освещения, а при умелом расположении световых источников и глубину
пространства. Еще одним достижением импрессионистического концертного
зала, помимо живописи, стал световой занавес, ставившийся между
отдельными представлениями или в перерывах к антракту. Основная суть
занавеса заключается в том, что свет постепенно угасает до полного мрака,
когда меняют декорации, а затем медленно усиливается. Благодаря
разнообразию вариантов переключений и изменений света стало возможно
поддерживать эмоции зрителей даже в моменты сценических пауз. В
реалистическом и импрессионистическом концертных залахпо-разному
понимали, что есть реальность («настоящее») на сцене. При использовании
стиля «импрессионизм» сценическое освещение становится почти
самостоятельной частью оформления сцены. В результате можно сказать, что
сценическое
освещениевсегдабылоитогомтворческихпоисковконцертногозалаотносительн
о того или иного художественного стиля.
Из-за направленности свойств натурализма на реалистичность и
определенность художники по свету получили много новых ценных приемов
в работе с ним. С началом применения импрессионизма при оформлении
большее внимание стало уделяться цветам: стали использовать
распределение яркости, контрасты, цветное освещение, а также постепенные
цветовые переходы. С приходом экспрессионизма и символизма
осветительное оборудование было модернизировано, и были созданы приемы
акцентирующего освещения. История концертного зала показала то,
насколько необходимы для художественного оформления концерта точное
продумывание и корректная установка его световой композиции.
Сценическое освещение является не всего лишь цветовым буйством
одиночных красок, эффектов и приемов, а необходимым компонентом
концертного представления. Когда художник работает над концертным
освещением, он должен принимать во внимание возможные варианты
воздействия созданных им эффектов освещения на зрителей на основе, в
основном, своего личного опыта и собственных впечатлений от данных
эффектов. Ведь освещение, в отличие от декораций, сценических костюмов,
реквизита, является неотъемлемой составляющей концерта.
В современном концертном зале свет – один из важнейших субъектов:
уже всего лишь с его помощью можно передавать остроту чувств,
следовательно, и выявлять конфликт и заострять внимание зрителей на его
деталях. Так появляется отсутствующий или подчеркивается уже имеющийся
смысл.
При работе вместе со сценографом режиссер играет в компании очень
важную роль. В его задачи входит восприятие света и подбор такой палитры
цветов освещения, чтобы зритель почувствовал настроение и структуру
представления с первых мгновений. Не было бы надобности требовать от
режиссера техники владения сценическим освещением, однако ему
необходимо уметь оказывать внимание свету, возможность работать с ним
как с художественным материалом, видеть и чувствовать суть и способности
освещения. Обычно участие художника по свету начинается только после
того, когда образ концерта уже сложен режиссером и сценографом. Когда
образ готов, главная задача сценографа – подобрать освещение для уже
подготовленной идеи, а не изобретение своего собственного постановления.
Идеальный вариант – когда сценограф вступает в работу при отсутствии
готового макета.
Полностью использовать возможности света, в общем, появилась
возможность только к концу ХХ века. Благодаря изобретению новых
световых приборов и пультов управления работа с освещением стала
успешнее и проще. Совершенствование технологий продолжается до сих пор.
Изобретения режиссеров и художников по свету конца XIX–начала XX века
стали предысторией того разнообразия цветов и световых эффектов,
наблюдающихся в концертных залах сегодня, хотя именно те режиссеры и
создали основы для создания будущего авангардного (смело отступающего
от традиционных, классических рамок, и использующего оригинальные,
экспериментальные, иногда непонятные большинству людей приёмы)
концертного зала, где свет становился порой даже важнее актера [1].
Рисунок 1 – Эволюция театрального освещения
1. XV в. до Р.Х. – Железная кoрзинка с хвойными ветвями
2. VIII – VII в. до Р.Х. – Масляная лампа
3. I – XVIII в.– Свечи (сальные, восковые и стеариновые)
4. 1781 г.– Лампа с эфиром (двойное пламя)
5. 1783 г.– Пиронафтовая лампа
6. 1792 г.– Первая разрезная горелка
7. 1808 г.– Пеpвая попытка создания электрическогоcолнца (В.В.Петров)
8. 1816 г.– «Друммoндов свет»
9. 1876 г.– Первый электрический фонарь
10. 1879 г.– Электрическая лампа Ладыгина с угольным волоcком
11. 1885г.– Газовая горелка со стеклянным цилиндром
12. 1902 г.– Лампа «Вольфpам» с металлической нитью
13. 1913 г. – Пoлуваттная лампа (наполненная газом) в 2000 W
14. 1925 г. – Полуваттная цилиндpическая лампа в1000 W
2 Основы сценического света
Постановка света идёт с театральных подмостков (рисунок 1), а
«наука» постановки света из сценографического искусства
(сценография).Сценографическое творчество-это художественный феномен,
определяющее постановочную историю, в том числе и света в концертных
залах XX-XXI веков. Теперь перед концертным залом стоит новая важная
задача: актуализация внешнего вида концерта вообще, а также его
сценографического определения в связи с условиями работы на пересечении
различных видов искусств, внедрением современных технологий в
концертный зал и появлением новых инновационных режиссерских идей.
Основными частями понятия «сценический (художественный) образ
концеpта» являются: художественная целостность сценографии и
взаимодействие всех компонентов; создание условий для актерского
пространственного и временного представления и существования
материальной среды сценической постановки. Организация композиции
сцены также является значимым условием сценографического творчества и
создания художественного образа концерта, так как определяет образ всего
действия. Сценическая композиция – это ряд характеристик организации
сцены. Для ее создания художники активно используют такие средства
художественной выразительности, как: пропорция, нюанс, контраст, цвет,
асимметрия, симметричные повторы, фактура, текстура, динамика, статика и
т.д.[3].

В концертном мире происходит активный поиск художественного
образа концертов путем соединения двух пространств – виртуального и
реального, особенно в эпоху технического совершенствования приборов и
устройств, предназначенных для светового сопровождения мероприятий.
Наблюдая за происходящим во время представления, погружение в
атмосферу происходит, в том числе и под влиянием света.
В ходе настоящей работы был проведен литературный обзор по теме
проекта, охватывающий общие тенденции современного состояния вопроса
сценографических и технических составляющих формировании освещения
концертных залов. Чаще всего световое сопровождение мероприятий
описывается с позиций готового продукта. Проектная задача настоящей
работы была направлена на изучение стадий подготовки к световому
сопровождению концерта/мероприятия в режиме компьютерного
проектирования на примере Большого концертного зал (БКЗ) Томской
областной государственной филармонии, г.Томск.
В рамках поставленных задач была спроектирована 3D модель
объекта концертного зала в программном комплексе DIALux 4.13, выполнен
выбор и расстановка светотехнического оборудования в текущем интерьере и
разработана осветительная установка. Компоновка световых приборов по
сценариям освещения выполнялась в рамках проектирования сцен освещения
с элементами управления. В качестве элементов управления выступал
определенный набор световых приборов из 9 наименований с заданными
параметрами цвета, угла поворота, коэффициента затемнения. В рамках
настоящей работы выполнено построение 50 сцен освещения с разной
степенью участия световых приборов в сценах освещения. Подбор цветных
параметров в освещении осуществлялся выбором цветного светофильтра для
одного или нескольких световых приборов, при этом цветовое решение или
оформление сцены светом могло осуществляться только в одном конкретном
цвете. Смешение цветов по принципу RGB в одном световом приборе в
программе DIALux не снабжено. Решение этой задачи осуществлялась по
принципу компоновки функцией светофильтра с разной составляющей для
нескольких световых приборов участвующих в сцене освещения. Анализ
расчётных данных формировался с помощью расчетных поверхностей –
отдельных расчетных площадок заданной формы и расположения.
Несмотря на определенные сложности программного продукта
DIALux в части построения динамического освещения концертного зала,
удалось провести компоновку и расчет по сценам освещения в режиме:
проект, расчет и их визуализация с дополнительными сведениями по
компоновке данных к протоколу DMX (Пульт 1 и 2).

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Люминесцентные и температурные характеристики YAG – керамики переменного состава
    📅 2021год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Спектрально-кинетические характеристики композиций полиметилметакрилата/ CdS: Ln(111)
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Адресные таблички с автономной подсветкой
    📅 2018год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Разработка светового ансамбля парка Суворова г. Томска
    📅 2021год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Разработка осветительной установки для объектов деревянного зодчества
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Расчет и конструирование светодиодного светильника с заданным светораспределением
    📅 2020год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)