Разработка программного обеспечения Телеграмм-бота для помощи абитуриентам при поступлении в ТПУ

Сибатов, Нурсултан Отделение информационных технологий (ОИТ)
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Работа направлена на проектирование и реализацию программного обеспечения для распространённого кроссплатформенного средства передачи сообщений –”Телеграмм”.
Данное обеспечение призвано обеспечить присутствие ТПУ в сети Телеграмм в виде рекламного чат-бота. Разработанное обеспечение позволит вести диалог с пользователями и предоставлять им информацию о ТПУ и ряде его направлений подготовки.

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………………. 16
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И ПОСТАНОВКА
ЗАДАЧИ …………………………………………………………………………………………………………. 18
1.1. Анализ литературы использованной в работе ……………………………………….. 18
1.2. Анализ методов взаимодействия приемной комиссии университета с
абитуриентами ……………………………………………………………………………………………… 19
1.3. Анализ аудитории пользователей мессенджеров ……………………………………. 23
1.4. Обзор существующих решений ……………………………………………………………… 25
2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА ………………………………… 29
2.1. Концептуальная модель программного продукта ………………………………… 29
2.2. Компонентная архитектура ……………………………………………………………………. 33
2.2.1. Однокомпонентная архитектура ………………………………………………………. 33
2.2.2. Многокомпонентная архитектура …………………………………………………….. 34
2.3. Определение общих требований к программному продукту …………………. 38
2.4. Архитектура программного обеспечения ……………………………………………….. 39
2.5. Интерфейс административной панели на Yii2 …………………………………….. 42
2.6. Интерфейс Телеграмм бота …………………………………………………………………. 43
2.7. Гибридная архитектура программного продукта …………………………………… 44
2.8. Защита передаваемых данных ………………………………………………………………. 46
3 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА …………………………………………… 47
3.1. Выбранные технологии разработки ………………………………………………………. 47
3.1.1. Анализ платформы для разработки ……………………………………………….. 47
3.1.2. Анализ СУБД …………………………………………………………………………………. 50
3.1.3. Фреймворки ……………………………………………………………………………………. 55
3.1.4. ТелеграммBot API …………………………………………………………………………. 56
3.1.5. Выбор хостинга………………………………………………………………………………. 58
3.1.6. Среда разработки ……………………………………………………………………………. 60
3.2. Серверная сторона программного продукта ………………………………………….. 62
3.2.1. Создание необходимых таблиц в MySQL ………………………………………. 62
3.2.2. Регистрация чат-бота Телеграмм ……………………………………………………… 63
3.2.3. Реализация клиентской части чат-бота……………………………………………. 66
3.2.4. Реализация серверной части чат-бота……………………………………………… 71
3.3. Административная панель чат бота ………………………………………………………. 75
3.3.1 Разработка компонентой структуры веб-приложения ……………………….. 76
4 ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, РЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ И
РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ …………………………………………………………………………………. 77
4.1. Предпроектный анализ ……………………………………………………………………………. 77
4.1.1. Потенциальные потребители результатов проекта ……………………………… 77
4.1.2. Анализ конкурентных технических решений ……………………………………… 78
4.1.3. SWOT – анализ программного обеспечения «Абитуриент ТПУ бот» …… 80
4.2. Инициация проекта ………………………………………………………………………………… 82
4.2.1. Цели и результаты проекта ……………………………………………………………….. 82
4.2.2. Организационная структура проекта ………………………………………………….. 83
4.2.3. Ограничения и допущения проекта ……………………………………………………. 84
4.3. Планирование управления научно – техническим проектом ………………………. 84
4.3.1. Иерархическая структура работ проекта …………………………………………….. 84
4.3.2. План проекта ……………………………………………………………………………………. 86
4.3.3. Бюджет разработки …………………………………………………………………………… 88
4.4. Услуги сторонних организаций ……………………………………………………………….. 92
4.4.1. Накладные расходы ………………………………………………………………………….. 92
4.4.2. Бюджет затрат ………………………………………………………………………………….. 93
4.5. Реестр рисков проекта …………………………………………………………………………….. 93
4.6. Интегральный финансовый показатель эффективности ……………………………. 94
5 СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ………………………………………………………….. 97
5.1. Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности ……………. 97
5.2. Производственная безопасность………………………………………………………………. 99
5.3. Анализ опасных и вредных производственных факторов ………………………… 100
5.3.1. Отклонение показателей микроклимата……………………………………………. 100
5.3.2. Повышенный уровень шума ……………………………………………………………. 103
5.3.3. Повышенный уровень электромагнитных излучений ………………………… 104
5.3.4. Отсутствие или недостаток естественного света ……………………………….. 105
5.3.5. Нервно-психические перегрузки ……………………………………………………… 106
5.3.6. Воздействие электрического тока на организм человека …………………… 107
5.4. Экологическая безопасность………………………………………………………………….. 108
5.5. Безопасность в чрезвычайных ситуациях ……………………………………………….. 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………… 112
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………… 114
ПРИЛОЖЕНИЕ А ………………………………………………………………………………………….. 117
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………………………………… 133
ПРИЛОЖЕНИЕ В ………………………………………………………………………………………….. 135

Томский политехнический университет является одним из ключевых центров
по подготовке кадров в сфере информационных технологий, экономики и
телекоммуникаций. Выбор направлений подготовки и образовательных программ
довольно масштабный, в связи, с чем абитуриенты вынуждены тратить часы, дни и
недели, чтобы узнать интересующие их подробности о каждом крупном
представителе в сфере образовательных услуг.
Актуальность работы диктует ситуация на рынке информационных
технологий. С каждым годом его пополняют новые программные продукты, веб-
сервисы и мобильные приложения, с помощью которых возможно выстроить не
только коммуникации, но и способствовать укреплению бренда университета, как
образовательного центра.
Целью данной магистерской диссертации является разработка
программного обеспечения «Абитуриент ТПУ бот», позволяющий
автоматизировать задачи, связанные с оповещением абитуриентов и
взаимодействия с ними в рамках приёмной комиссии.
Для достижения поставленной цели, требуется решить следующие задачи:

В настоящее время популярность мессенджеров как средств общения
неизменно растет. Компании, семьи, друзья ежедневно пользуются возможностями
обмена сообщениями и медиаконтентом на расстоянии. Так же стоит отметить рост
популярности такого вида программных продуктов как чат-боты, которые работают
на платформах мессенджеров.
Круглосуточная служба поддержки пользователей, конвертирование
документов и медиафайлов, заказ такси, поиск необходимых данных и многое
другое в настоящее время может быть реализовано в рамках лишь одного
мессенджера. Пользователям не придется скачивать множество приложений для
решения узконаправленных задач, потому что достаточно иметь лишь мессенджер и
необходимый набор чат-ботов, которые не занимают место в памяти смартфона.
В рамках выпускной квалификационной работы были выполнены
поставленные задачи. Во-первых, были изучены мессенджеры. Было проведено
сравнение и анализ достоинств и недостатков, вследствие чего был выбран
мессенджер Telegram как самый удобный и доступный в плане документации
Telegram Bot API.
Во-вторых, были изучены имеющиеся аналоги на территории города Томск, а
также выявлены их достоинства, недостатки и интересные решения. На основе этого
были выявлены требования для разработки авторского чат-бота для помощи
абитуриентам при поступлении в Томский политехнический университет.
В рамках последней выполненной задачей были выбраны технологии и среда
для разработки чат-бота среди которых РНР, MySQL, Yii2, Bootsrap и PhpStorm.
Решение разработать чат-бот было продиктовано желанием оптимизировать
деятельность сотрудников и студентов, проходящих практику в приемной комиссии
университета, вынужденных затрачивать большое количество времени на
трансляцию информации, содержащуюся в открытых источниках.
Мессенджеры – до сегодняшнего дня являлись неохваченной платформой, но
данная выпускная квалификационная работа устранила и восполнила этот пробел.
Основными преимуществами ботов перед остальными формами
взаимодействия являются – удобство, надежность и доступность.
Чат-бот не уходит на выходные, с отличие от сотрудников приемной
комиссии, лишен возможности допустить ошибку из-за, так называемого,
человеческого фактора и защищен с помощью специального алгоритма.
Функционал мессенджеров, в частности, Telegram, нацелен в первую очередь
на мобильную аудиторию, активно использующую смартфоны для работы и
развлечений.

1.GartnerInc.//[Электронныйресурс].URL:
http://www.gartner.com/newsroom/id/3215217/ (дата обращения:16.03.19);
2.Интернет 2017-2018 в мире и в России: Статистика и тренды //
[Электронный ресурс]: URL: https://www.web-canape.ru/business/internet-2017- 2018-v-
mire-i-v-rossii-statistika-i-trendy/ (дата обращения:16.03.19)
3.Официальная страница мобильного приложения «Абитуриент ТПУ» //
[Электронный ресурс]. URL: https://www.mobile.tpu.ru/ (дата обращения: 15.03.19)
4.Новость о запуске приложения мобильного приложения «Хочу в ТГУ» //
[Электронный ресурс]. URL: http://www.tsu.ru/news/tgu-zapustil-mobilnoe- prilozhenie-
dlya-abituriento/ (дата обращения: 15.03.19)
5.Моделирование на UML. Общие диаграммы // [Электронный ресурс]:
Моделирование на UML. URL: http://book.uml3.ru/sec_1_5#p7 (дата обращения:
09.05.2019).
6.Использованиекомпонентной архитектуры в вебприложениях //
[Электронныйресурс]:URL:https://fwdays.com/en/event/js-frameworks-day-
2015/review/komponentnaia-arkhitektura-v-web-prilozheniiakn (дата обращения: 29.03.19).
7.Архаков, Д. PHP: Делаем кнопки в Telegram API (inline- keyboards) //
[Электронный ресурс]: URL: https://archakov.im/post/nodejs-make-buttons-on-telegram-
api.html (дата обращения: 29.03.19).
8.Банокин П.И. Методы и средства проектирования информационных систем
и технологий: учебное пособие / П.И. Банокин; Томский политехнический университет.
– Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2015. – 92 с.
9.МатвееваН.Ю., Технологии создания и применения чат-ботов
[Электронный ресурс] / Н. Ю. Матвеева, А. В Золотарюк . // Научные записки молодых
исследователей. – 2018. – №1. – с. 28-30. // [Электронный ресурс]: URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/tehnologii-sozdaniya-i-primeneniya-chat-botov(дата
обращения: 29.04.19).
10. Yii2 framework. Обзор экосистемы // [Электронный ресурс]: Habr. URL:
https://habr.com/company/simpleweek/blog/254681/ (дата обращения: 23.04.19).
11. Официальный сайт, фрэймворка Yii2 // [Электронный ресурс]: URL:
https://www.yiiframework.com/ (дата обращения: 20.04.19)
12. Официальный сайт Telegtam API // [Электронный ресурс]: URL:
https://core.telegram.org/api. (дата обращения: 29.04.19).
13. ОфициальныйсайтMariaDB//[Электронныйресурс]:URL:
https://mariadb.org/. (дата обращения: 29.04.19).
14. ГОСТ 12.0.003-2015. Опасные и вредные производственные факторы.
15. СанПиН2.2.4.548–96.Гигиеническиетребованиякмикроклимату
производственных помещений.
16. ГОСТ 12.0.003-2015 ССБТ. Опасные и вредные производственные
факторы. Классификация.
17. СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение.
18. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным
электронно-вычислительным машинам и организации работы.
19. СанПиН 2.2.2. 542-96 «Гигиенические требования к видео дисплейным
терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации
работы».
20. СанПиН2.2.4.548-96«Гигиеническиетребованиякмикроклимату
производственных помещений».
21. СНиП 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых,
общественных зданий и на территории жилой застройки».
22. СанПин 2.2.4.3359-16 «Санитарно–эпидемиологические требования к
физическим факторам на рабочих местах».
23. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от
01.04.2019)
24. Постановление Правительства РФ от 15.05.2010 N 340 (ред. от 30.01.2019)
“О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и
повышенияэнергетическойэффективностиорганизаций,осуществляющих
регулируемые виды деятельности” (вместе с “Правилами установления требований к
программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности”).
25. СанПиН 2.1.7.1322-03. «Гигиенические требования к размещению и
обезвреживанию отходов производства и потребления».
26. ГОСТ Р 22.0.02-2016. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и
определения.
27. НПБ 105-03. Определение категорий помещений, зданий и наружных
установок по взрывопожарной и пожарной опасности.
28. СП 12.13130.2009. Определение категорий помещений, зданий и наружных
установок по взрывопожарной и пожарной опасности.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Модернизация системы автоматизации АСУ ТП АО «Farg’onaazot»
    📅 2020год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Интеграционный сервис передачи данных между АСУ ТП и MES
    📅 2018год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Методы сегментации новообразований головного мозга
    📅 2020год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)