Разработка программного обеспечения Телеграмм-бота для помощи абитуриентам при поступлении в ТПУ

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Сибатов, Нурсултан Отделение информационных технологий (ОИТ)
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Работа направлена на проектирование и реализацию программного обеспечения для распространённого кроссплатформенного средства передачи сообщений –”Телеграмм”.
Данное обеспечение призвано обеспечить присутствие ТПУ в сети Телеграмм в виде рекламного чат-бота. Разработанное обеспечение позволит вести диалог с пользователями и предоставлять им информацию о ТПУ и ряде его направлений подготовки.

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………………. 16
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И ПОСТАНОВКА
ЗАДАЧИ …………………………………………………………………………………………………………. 18
1.1. Анализ литературы использованной в работе ……………………………………….. 18
1.2. Анализ методов взаимодействия приемной комиссии университета с
абитуриентами ……………………………………………………………………………………………… 19
1.3. Анализ аудитории пользователей мессенджеров ……………………………………. 23
1.4. Обзор существующих решений ……………………………………………………………… 25
2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА ………………………………… 29
2.1. Концептуальная модель программного продукта ………………………………… 29
2.2. Компонентная архитектура ……………………………………………………………………. 33
2.2.1. Однокомпонентная архитектура ………………………………………………………. 33
2.2.2. Многокомпонентная архитектура …………………………………………………….. 34
2.3. Определение общих требований к программному продукту …………………. 38
2.4. Архитектура программного обеспечения ……………………………………………….. 39
2.5. Интерфейс административной панели на Yii2 …………………………………….. 42
2.6. Интерфейс Телеграмм бота …………………………………………………………………. 43
2.7. Гибридная архитектура программного продукта …………………………………… 44
2.8. Защита передаваемых данных ………………………………………………………………. 46
3 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА …………………………………………… 47
3.1. Выбранные технологии разработки ………………………………………………………. 47
3.1.1. Анализ платформы для разработки ……………………………………………….. 47
3.1.2. Анализ СУБД …………………………………………………………………………………. 50
3.1.3. Фреймворки ……………………………………………………………………………………. 55
3.1.4. ТелеграммBot API …………………………………………………………………………. 56
3.1.5. Выбор хостинга………………………………………………………………………………. 58
3.1.6. Среда разработки ……………………………………………………………………………. 60
3.2. Серверная сторона программного продукта ………………………………………….. 62
3.2.1. Создание необходимых таблиц в MySQL ………………………………………. 62
3.2.2. Регистрация чат-бота Телеграмм ……………………………………………………… 63
3.2.3. Реализация клиентской части чат-бота……………………………………………. 66
3.2.4. Реализация серверной части чат-бота……………………………………………… 71
3.3. Административная панель чат бота ………………………………………………………. 75
3.3.1 Разработка компонентой структуры веб-приложения ……………………….. 76
4 ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, РЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ И
РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ …………………………………………………………………………………. 77
4.1. Предпроектный анализ ……………………………………………………………………………. 77
4.1.1. Потенциальные потребители результатов проекта ……………………………… 77
4.1.2. Анализ конкурентных технических решений ……………………………………… 78
4.1.3. SWOT – анализ программного обеспечения «Абитуриент ТПУ бот» …… 80
4.2. Инициация проекта ………………………………………………………………………………… 82
4.2.1. Цели и результаты проекта ……………………………………………………………….. 82
4.2.2. Организационная структура проекта ………………………………………………….. 83
4.2.3. Ограничения и допущения проекта ……………………………………………………. 84
4.3. Планирование управления научно – техническим проектом ………………………. 84
4.3.1. Иерархическая структура работ проекта …………………………………………….. 84
4.3.2. План проекта ……………………………………………………………………………………. 86
4.3.3. Бюджет разработки …………………………………………………………………………… 88
4.4. Услуги сторонних организаций ……………………………………………………………….. 92
4.4.1. Накладные расходы ………………………………………………………………………….. 92
4.4.2. Бюджет затрат ………………………………………………………………………………….. 93
4.5. Реестр рисков проекта …………………………………………………………………………….. 93
4.6. Интегральный финансовый показатель эффективности ……………………………. 94
5 СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ………………………………………………………….. 97
5.1. Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности ……………. 97
5.2. Производственная безопасность………………………………………………………………. 99
5.3. Анализ опасных и вредных производственных факторов ………………………… 100
5.3.1. Отклонение показателей микроклимата……………………………………………. 100
5.3.2. Повышенный уровень шума ……………………………………………………………. 103
5.3.3. Повышенный уровень электромагнитных излучений ………………………… 104
5.3.4. Отсутствие или недостаток естественного света ……………………………….. 105
5.3.5. Нервно-психические перегрузки ……………………………………………………… 106
5.3.6. Воздействие электрического тока на организм человека …………………… 107
5.4. Экологическая безопасность………………………………………………………………….. 108
5.5. Безопасность в чрезвычайных ситуациях ……………………………………………….. 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………… 112
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………… 114
ПРИЛОЖЕНИЕ А ………………………………………………………………………………………….. 117
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………………………………… 133
ПРИЛОЖЕНИЕ В ………………………………………………………………………………………….. 135

Томский политехнический университет является одним из ключевых центров
по подготовке кадров в сфере информационных технологий, экономики и
телекоммуникаций. Выбор направлений подготовки и образовательных программ
довольно масштабный, в связи, с чем абитуриенты вынуждены тратить часы, дни и
недели, чтобы узнать интересующие их подробности о каждом крупном
представителе в сфере образовательных услуг.
Актуальность работы диктует ситуация на рынке информационных
технологий. С каждым годом его пополняют новые программные продукты, веб-
сервисы и мобильные приложения, с помощью которых возможно выстроить не
только коммуникации, но и способствовать укреплению бренда университета, как
образовательного центра.
Целью данной магистерской диссертации является разработка
программного обеспечения «Абитуриент ТПУ бот», позволяющий
автоматизировать задачи, связанные с оповещением абитуриентов и
взаимодействия с ними в рамках приёмной комиссии.
Для достижения поставленной цели, требуется решить следующие задачи:

В настоящее время популярность мессенджеров как средств общения
неизменно растет. Компании, семьи, друзья ежедневно пользуются возможностями
обмена сообщениями и медиаконтентом на расстоянии. Так же стоит отметить рост
популярности такого вида программных продуктов как чат-боты, которые работают
на платформах мессенджеров.
Круглосуточная служба поддержки пользователей, конвертирование
документов и медиафайлов, заказ такси, поиск необходимых данных и многое
другое в настоящее время может быть реализовано в рамках лишь одного
мессенджера. Пользователям не придется скачивать множество приложений для
решения узконаправленных задач, потому что достаточно иметь лишь мессенджер и
необходимый набор чат-ботов, которые не занимают место в памяти смартфона.
В рамках выпускной квалификационной работы были выполнены
поставленные задачи. Во-первых, были изучены мессенджеры. Было проведено
сравнение и анализ достоинств и недостатков, вследствие чего был выбран
мессенджер Telegram как самый удобный и доступный в плане документации
Telegram Bot API.
Во-вторых, были изучены имеющиеся аналоги на территории города Томск, а
также выявлены их достоинства, недостатки и интересные решения. На основе этого
были выявлены требования для разработки авторского чат-бота для помощи
абитуриентам при поступлении в Томский политехнический университет.
В рамках последней выполненной задачей были выбраны технологии и среда
для разработки чат-бота среди которых РНР, MySQL, Yii2, Bootsrap и PhpStorm.
Решение разработать чат-бот было продиктовано желанием оптимизировать
деятельность сотрудников и студентов, проходящих практику в приемной комиссии
университета, вынужденных затрачивать большое количество времени на
трансляцию информации, содержащуюся в открытых источниках.
Мессенджеры – до сегодняшнего дня являлись неохваченной платформой, но
данная выпускная квалификационная работа устранила и восполнила этот пробел.
Основными преимуществами ботов перед остальными формами
взаимодействия являются – удобство, надежность и доступность.
Чат-бот не уходит на выходные, с отличие от сотрудников приемной
комиссии, лишен возможности допустить ошибку из-за, так называемого,
человеческого фактора и защищен с помощью специального алгоритма.
Функционал мессенджеров, в частности, Telegram, нацелен в первую очередь
на мобильную аудиторию, активно использующую смартфоны для работы и
развлечений.

1.GartnerInc.//[Электронныйресурс].URL:
http://www.gartner.com/newsroom/id/3215217/ (дата обращения:16.03.19);
2.Интернет 2017-2018 в мире и в России: Статистика и тренды //
[Электронный ресурс]: URL: https://www.web-canape.ru/business/internet-2017- 2018-v-
mire-i-v-rossii-statistika-i-trendy/ (дата обращения:16.03.19)
3.Официальная страница мобильного приложения «Абитуриент ТПУ» //
[Электронный ресурс]. URL: https://www.mobile.tpu.ru/ (дата обращения: 15.03.19)
4.Новость о запуске приложения мобильного приложения «Хочу в ТГУ» //
[Электронный ресурс]. URL: http://www.tsu.ru/news/tgu-zapustil-mobilnoe- prilozhenie-
dlya-abituriento/ (дата обращения: 15.03.19)
5.Моделирование на UML. Общие диаграммы // [Электронный ресурс]:
Моделирование на UML. URL: http://book.uml3.ru/sec_1_5#p7 (дата обращения:
09.05.2019).
6.Использованиекомпонентной архитектуры в вебприложениях //
[Электронныйресурс]:URL:https://fwdays.com/en/event/js-frameworks-day-
2015/review/komponentnaia-arkhitektura-v-web-prilozheniiakn (дата обращения: 29.03.19).
7.Архаков, Д. PHP: Делаем кнопки в Telegram API (inline- keyboards) //
[Электронный ресурс]: URL: https://archakov.im/post/nodejs-make-buttons-on-telegram-
api.html (дата обращения: 29.03.19).
8.Банокин П.И. Методы и средства проектирования информационных систем
и технологий: учебное пособие / П.И. Банокин; Томский политехнический университет.
– Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2015. – 92 с.
9.МатвееваН.Ю., Технологии создания и применения чат-ботов
[Электронный ресурс] / Н. Ю. Матвеева, А. В Золотарюк . // Научные записки молодых
исследователей. – 2018. – №1. – с. 28-30. // [Электронный ресурс]: URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/tehnologii-sozdaniya-i-primeneniya-chat-botov(дата
обращения: 29.04.19).
10. Yii2 framework. Обзор экосистемы // [Электронный ресурс]: Habr. URL:
https://habr.com/company/simpleweek/blog/254681/ (дата обращения: 23.04.19).
11. Официальный сайт, фрэймворка Yii2 // [Электронный ресурс]: URL:
https://www.yiiframework.com/ (дата обращения: 20.04.19)
12. Официальный сайт Telegtam API // [Электронный ресурс]: URL:
https://core.telegram.org/api. (дата обращения: 29.04.19).
13. ОфициальныйсайтMariaDB//[Электронныйресурс]:URL:
https://mariadb.org/. (дата обращения: 29.04.19).
14. ГОСТ 12.0.003-2015. Опасные и вредные производственные факторы.
15. СанПиН2.2.4.548–96.Гигиеническиетребованиякмикроклимату
производственных помещений.
16. ГОСТ 12.0.003-2015 ССБТ. Опасные и вредные производственные
факторы. Классификация.
17. СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение.
18. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным
электронно-вычислительным машинам и организации работы.
19. СанПиН 2.2.2. 542-96 «Гигиенические требования к видео дисплейным
терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации
работы».
20. СанПиН2.2.4.548-96«Гигиеническиетребованиякмикроклимату
производственных помещений».
21. СНиП 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых,
общественных зданий и на территории жилой застройки».
22. СанПин 2.2.4.3359-16 «Санитарно–эпидемиологические требования к
физическим факторам на рабочих местах».
23. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от
01.04.2019)
24. Постановление Правительства РФ от 15.05.2010 N 340 (ред. от 30.01.2019)
“О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и
повышенияэнергетическойэффективностиорганизаций,осуществляющих
регулируемые виды деятельности” (вместе с “Правилами установления требований к
программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности”).
25. СанПиН 2.1.7.1322-03. «Гигиенические требования к размещению и
обезвреживанию отходов производства и потребления».
26. ГОСТ Р 22.0.02-2016. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и
определения.
27. НПБ 105-03. Определение категорий помещений, зданий и наружных
установок по взрывопожарной и пожарной опасности.
28. СП 12.13130.2009. Определение категорий помещений, зданий и наружных
установок по взрывопожарной и пожарной опасности.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Разработка программного обеспечения Телеграмм-бота для помощи абитуриентам при поступлении в ТПУ»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Модернизация системы автоматизации АСУ ТП АО «Farg’onaazot»
    📅 2020 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Интеграционный сервис передачи данных между АСУ ТП и MES
    📅 2018 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Методы сегментации новообразований головного мозга
    📅 2020 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)