Разработка программных средств для выявления нарушений в сфере государственных закупок
Работа посвящена разработке программных средств, позволяющих осуществлять извлечение данных, обработку и их анализ для автоматизации поиска возможных случаев конфликта интересов у заказчика и поставщика. В результате выполнения исследования были разработаны программные средства, позволяющие частично решить задачу автоматизации поиска нарушений, связанных с конфликтом интересов заказчика и поставщика в сфере государственных закупок, что позволяет значительно сократить пространство поиска нарушений.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………… 1
1АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ………………………………………………………………………… 3
1.1Система государственных закупок РФ …………………………………………………… 3
1.2Единая информационная система в сфере закупок 44-ФЗ и 223-ФЗ ………… 4
1.3Виды торгов по 44-ФЗ …………………………………………………………………………… 7
1.4Законы и органы, контролирующие сферу государственных закупок РФ .. 9
1.5Нарушения в сфере государственных закупок ……………………………………… 11
1.5.1Конфликт интересов в сфере государственных закупок РФ ………….. 12
1.6Существующие средства автоматизации анализа данных в сфере
госзакупок аналоги…………………………………………………………………………………… 14
1.7Постановка задачи……………………………………………………………………………….. 16
2ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ……….. 17
2.1Технологии разработки программных средств ……………………………………… 18
2.2Проектирование архитектуры программных средств ……………………………. 18
2.3Проектирование базы данных………………………………………………………………. 19
2.3.1Портал «ОГРН онлайн» ……………………………………………………………….. 20
2.4Адаптация исходной базы данных для решения задачи ………………………… 21
2.5Наполнение базы данных …………………………………………………………………….. 23
2.5.1Проектирование и разработка парсера …………………………………………. 23
2.5.2Получение данных с портала «ОГРН онлайн» ……………………………… 26
2.6Анализ источников получения информации о ближайших родственниках
сотрудников организации-заказчика…………………………………………………………. 28
2.7Разработка скриптов ……………………………………………………………………………. 30
3АПРОБАЦИЯ РАЗРАБОТАННЫХ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ И АНАЛИЗ
РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………….. 34
3.1Результаты исследования нарушений, связанных с конфликтом интересов
заказчика и поставщика ……………………………………………………………………………. 34
3.1.1Результаты поиска возможных случаев нарушений, связанных с
конфликтом интересов, касающихся единоличного интереса ………………. 35
3.1.2Результаты поиска возможных случаев нарушений, связанных с
конфликтом интересов, на уровне ближайших родственников …………….. 36
3.2Анализ результатов исследования ……………………………………………………….. 36
3.2.1Анализ возможных случаев нарушений, связанных с конфликтом
интересов, касающихся единоличного интереса …………………………………………… 37
3.2.2Анализ возможных случаев нарушений, связанных с конфликтом
интересов, на уровне ближайших родственников …………………………………………. 45
3.2.2.1Сбор дополнительной информации о физическом лице из
внешних источников информации …………………………………………………… 45
3.2.2.1Подробный анализ результатов по базе контрактов Томской
области …………………………………………………………………………………………… 46
3.2.2.2Подробный анализ результатов по базе контрактов
Волгоградской области……………………………………………………………………. 48
4ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ РЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ И
РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ…………………………………………………………………………….. 49
4.1Потенциальные потребители результатов исследования ………………………. 49
4.1.1Анализ конкурентных технических решений ……………………………….. 51
4.1.2Технология QuaD ………………………………………………………………………… 52
4.1.3SWOT-анализ………………………………………………………………………………. 54
4.2Реестр рисков проекта …………………………………………………………………………. 55
4.3Определение возможных альтернатив проведения научных исследований .
………………………………………………………………………………………………………… 57
4.4Планирование научно-исследовательских работ…………………………………… 57
4.4.1Структура работ в рамках научного исследования ……………………….. 57
4.4.2Определение трудоемкости выполнения работ …………………………….. 58
4.4.3Разработка графика проведения научного исследования ………………. 59
4.4.4Бюджет научно-технического исследования (НТИ) ……………………… 60
4.4.4.1Расчет материальных затрат НТИ ………………………………………….. 60
4.4.4.2Расчет затрат на специальное оборудование для научных
(экспериментальных) работ …………………………………………………………….. 61
4.4.4.3Основная заработная плата исполнителей темы …………………….. 63
4.4.4.4Дополнительная заработная плата исполнителей темы ………….. 65
4.4.4.5Отчисления во внебюджетные фонды (страховые отчисления) . 65
4.4.4.6Накладные расходы ………………………………………………………………. 66
4.4.4.7Формирование бюджета затрат научно-исследовательского
проекта …………………………………………………………………………………………… 67
4.5Определение ресурсной (ресурсосберегающей), финансовой, бюджетной,
социальной и экономической эффективности исследования ……………………… 67
5СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ……………………………………………………… 71
Введение ………………………………………………………………………………………………….. 71
5.1Производственная безопасность ………………………………………………………….. 72
5.1.1Анализ выявленных вредных факторов при разработке и
эксплуатации проектируемого решения ………………………………………………. 72
5.1.1.1Отклонение показателей микроклимата …………………………………. 72
5.1.1.2Недостаточная освещенность рабочей зоны …………………………… 74
5.1.2Анализ выявленных опасных факторов при разработке и
эксплуатации проектируемого решения ………………………………………………. 76
5.1.2.1Повышенное значение напряжения в электрической цепи,
замыкание которой может произойти через тело человека……………….. 76
5.1.2.2Повышенный уровень статического электричества………………… 78
5.2Экологическая безопасность………………………………………………………………… 78
5.3Безопасность в чрезвычайных ситуациях……………………………………………… 79
5.4Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности ………. 81
5.4.1Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………… 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………………….. 85
ПРИЛОЖЕНИЕ А ……………………………………………………………………………………….. 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ………………………………………………………………………………………. 102
ПРИЛОЖЕНИЕ В ……………………………………………………………………………………… 103
ПРИЛОЖЕНИЕ Г ………………………………………………………………………………………. 104
ПРИЛОЖЕНИЕ Д ……………………………………………………………………………………… 110
ПРИЛОЖЕНИЕ Е………………………………………………………………………………………. 113
Несмотря на принятие нового закона о контрактной системе в сфере
государственных и муниципальных закупок №44-ФЗ, на предусмотренные в
нем значительные изменения и нововведения, обеспечение открытости и
гласности, создание значительных гарантийных положений и реестров, в
системе государственных закупок по-прежнему существует высокая степень
неэффективного использования бюджетных средств. Неэффективное
использование средств может быть связано как с корыстными целями, так и с
обычной халатностью или невнимательностью лиц, участвующих в процессе
закупок. Разумеется, случаи ошибок и халатности в системе закупок далеко не
редкость, а с введением нового закона их уровень значительно повысился, но
по-прежнему самый опасный риск неэффективности возникает именно из-за
безответственного и беззаконного поведения, как заказчиков, так и
исполнителей государственного заказа.
Внедрение конкурентных механизмов в процедуры госзакупок
необходимо для повышения качества выполнения госзаказа и его
экономической эффективности. Поскольку в РФ этот механизм введен
сравнительно недавно, антикоррупционные механизмы недостаточно
проработаны.
Итоговой задачей исследования является разработка программных
средств, позволяющих осуществлять извлечение данных, обработку и их анализ
для автоматизации поиска возможных случаев конфликта интересов у
заказчика и поставщика при осуществлении государственных закупок, а также
применение средств на наборе данных.
Целью работы является решение задачи автоматизации поиска
нарушений, связанных с конфликтом интересов заказчика и поставщика в
сфере государственных закупок.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
изучение системы госзакупок РФ;
выбор способов исследования наличия возможных случаев
конфликта интересов между поставщиком и заказчиком;
поиск источников недостающей для исследования информации;
извлечение и обработка недостающей информации;
разработка ПО модулей для исследования наличия возможных
случаев конфликта интересов между поставщиком и заказчиком;
применение разработанных программных средств на различных
наборах открытых данных;
анализ полученных результатов.
Практическая значимость – решение задачи автоматизации поиска
нарушений, связанных с конфликтом интересов заказчика и поставщика в
сфере государственных закупок послужит основой для последующего
исследования, выступит в качестве инструмента для принятия решений
специалистами государственных органов, осуществляющих контролирующую
деятельность в сфере государственных закупок, а также будет полезно
общественным организациям, проводящим исследования нарушений в сфере
государственных закупок.
В результате выполнения работы был проведен анализ сферы
государственных закупок, и выявлено некоторое количество случаев, которые
потенциально могут являться нарушениями, связанными с конфликтом
интересов заказчика и поставщика.
Основной целью работы является решение задачи автоматизации поиска
возможных случаев нарушений, связанных с конфликтом интересов заказчика и
поставщика в сфере госзакупок РФ.
Для достижения поставленной цели были выполнены следующие
задачи:
доработана модель базы данных;
спроектирован и разработан парсер, осуществляющий сбор данных о
контрактах;
произведен сбор данных о физических лицах, являющихся
сотрудниками, имеющими право подписи в организациях, участвующих с
разных сторон контракта;
разработаны и применены на различных наборах открытых данных
модули, сокращающие пространство поиска нарушений;
проведена апробация применения разработанных программных
средств на открытых данных по Томской и Волгоградской областям. В
результате показана возможность выявления потенциальных нарушений,
связанных с конфликтом интересов в сфере государственных закупок.
Основной сложностью в проведении исследования является недостаток
открытой информации, необходимой для проведения исследования, а также
некоторые неточности и несовпадения, связанные с актуальностью информации
в ресурсах.
Был выполнен комплексный анализ ресурсосберегающей, финансовой,
бюджетной, социальной и экономической эффективности исследования, в ходе
которого было осуществлено планирование бюджета НТИ путем расчёта
материальных затрат НТИ, затрат на специальное оборудование для научных
работ, основной и дополнительной заработных плат исполнителей, отчислений
во внебюджетные фонды и накладных расходов. Также были рассмотрены
вопросы выполнения требований к безопасности, гигиене труда и
ресурсосбережению.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!