Разработка системы выбора технико-технологических параметров организации перевозок в скоростных контейнерных поездах
1.1.Современное состояние организации контейнерных перевозок
Начиная с 1960-х годов перевозка различных промышленных товаров и готовых товаров широкого потребления в стандартных контейнерах – 20-foot equivalent unit (TEU), или двадцатифутовый эквивалент – постепенно становится новым методом доставки грузов в развивающихся странах, выбор кото¬рого обусловлен четырьмя преимуществами:
• отсутствием необходимости работать с грузом напрямую, поскольку товары находятся в запломбированном контейнере;
• экономией при перевозках благодаря эффекту масштаба;
• удобством и экономией времени при сочетании с другими видами транспорта;
• скоростью и своевременностью доставки .
Процесс контейнеризации грузов, отражающий промышленный потен¬циал страны, в последние годы претерпевает изменения. Например, развива¬ющиеся страны стали не только основными грузоотправителями (по тоннажу), но, что особенно важно, главными грузополучателями (57 % объема товаров). Естественно, мировая рецессия 2008-2009 гг. и текущее замедление роста мировой экономики оказывают отрицательное влияние на торговлю, в том числе на рост контейнерных перевозок.
На развитых рынках Европы и Америки контейнеризация приблизилась к 100 %, т. е. практически все контейнеро-пригодные грузы перевозятся в контейнерах. Таким образом, развитые страны уже прошли все стадии формирования зрелого рынка контейнерных перевозок, который достаточно успешно функционирует. Основными полюсами роста мирового контейнерного рынка в ближайшие годы станут Африка, Индия и другие страны Азии, Латинская Америка .
Рынок контейнерных перевозок России за 15 лет (2002-2017 гг.) вырос в 10 раз, тем не менее, все еще находится в стадии формирования и развития. На российский контейнерный трафик влияют следующие основные факторы: вну¬треннее потребление полуфабрикатов и товаров широкого потребления, объем импорта, экспорта и транзита, мировая макроэкономическая конъюнктура.
По данным Минтранса, доля транспортных издержек в России составляет 15-20 %, тогда как в западных странах – 7-8 %. Сокращение транспортных издержек и оптимизация цепочек поставок крайне актуальны для экономических субъектов. Увеличение доли контейнерных грузов и наращивание количества фик¬сированных маршрутных отправок (при условии роста внешней торговли промышленными грузами и товарами широкого потребления) отчасти может решить эту проблему.
Мировой ВВП в реальном выражении с 1990 г. вырос в 1,5 раза. При этом среднегодовой рост за период 1990-2017 гг. составил 3,2 %, но за последнюю декаду среднегодовые темпы замедлились до 2,6 %. Организация эко¬номического сотрудничества и развития прогнозирует рост мирового ВВП в 2017 гг. на уровне 3,4 и 4,2 %, со ответственно. Для справки: прогноз Мирового валютного фонда – 3,3 % и 4,0 %, соответственно.
Основной проблемой диссертационного исследования является разработка системы выбора технико-технологических параметров организации перевозок в скоростных контейнерных поездах.
Актуальность диссертации обусловлена созданием на сети железных дорог системы контейнерных перевозок, оказывающей существенное влияние на развитие экономики страны, конкурентность железных дорог на рынке транспортных услуг, повышение качества перевозок, улучшение эксплуатационных и экономических показателей работы железных дорог, показателей использования подвижного состава.
Разработка научно-обоснованной системы выбора технико-технологических параметров организации перевозок в скоростных контейнерных поездах предполагает комплексное решение технологических и экономических задач, важнейшими из которых являются:
– образование технологических вариантов организации скоростных контейнерных поездов;
– построение экономико-математической модели увязки расписаний прибытия и отправления контейнерных поездов;
– разработка системы организации скоростных контейнерных поездов на направлениях и в железнодорожных узлах.
Степень разработанности проблемы не позволяет сделать вывод о создании системы контейнерных перевозок на сети железных дорог и требует дальнейшего развития технологии их организации, позволяющей значительно увеличить конкурентоспособность железнодорожного транспорта перед автомобильным, уменьшить себестоимость перевозок за счёт снижения затрат на переработку вагонов на сортировочных станциях, сократить сроки доставки грузов, обеспечить их полную сохранность, повысить транспортный сервис.
1. Гагарский, Э.А., Кириченко, С.А., Трихунков, М.Ф. Тенденции развития контейнерных транспортно-технологических систем на современном этапе [Текст] Э.А. Гагарский, С.А. Кириченко, М.Ф. Трихунков. – М.: Бюллетень транспортной информации, – 2011. – №188.
2. Галабурда, В.Г. Единая транспортная система / В.Г. Галабурда. – М: Транспорт, 2006. – 389 с.
3. Галабурда, В.Г. Маркетинг на транспорте [Текст] : учеб. пособие /.Галабурда. – М. : МИИТ, 1992. 108 с.
4. Галабурда, В.Г. Методы оценки качества транспортного обслуживания [Текст] / В.Г. Галабурда // Бюллетень транспортной информации. – 2003. – № 6. – С. 8-14.
5. Галабурда, В.Г. Комплексная оценка качества транспортного обслуживания грузовладельцев [Текст] / В.Г. Галабурда, Ю.И. Соколов // Железнодорожный транспорт. – 1999. – № 5. – С. 60-64.
6. Гончаренко С.С. России необходима стратегия мирового лидерства/ С. Гончаренко// Вестник транспорта. М. – № 7. – 2003. – с. 6-7.
7. ГОСТ Р 52202-2004 (ИСО 830-99) Контейнеры грузовые. Термины и определения [Текст] – М. : Госстандарт России, 2004. – 19 с.
8. Жусупов С.Д. Состояние и перспективы развития морских портов России // Транспорт РФ. 2011. № 6 (37)
9. Колбасникова, М.А. Прогнозирование перевозок в проектах и программах развития транспорта [Текст] : Дис. … к-та экон. наук : 08.00.05 / Колбасникова Марина Андреевна. – М., 2015. – 142 с.
10. Кондратьев В.Б. Инфраструктура и экономический рост // МЭ и МО. 2011. № 11
11. Козлова И.Н., Перминова, А.А. Конкурентоспособность и влияющие на нее факторы на рынке железнодорожных перевозок контейнеропригодных грузов [Текст] / И.Н. Козлова, А.А. Перминова // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2015. – № 11. – С. 123-126.
12. Лапидус, Б.М. Макроэкономическая роль железнодорожного транспорта: Теоретические основы, исторические тенденции и взгляд в будущее [Текст] / Б.М. Лапидус, Д.А. Мачерет. – М. : КРАСАНД, 2014. – 234 с.
13. Лемешко, В.Г. Контейнеризация России [Текст] (из докл. на II Международной науч.-практ. конф. «Контейнеризация России, развитие логистических терминалов и погрузо-разгрузочных работ» 22 сент. 2010 г.) / В.Г. Лемешко // Инновации транспорта. – 2010. – № 3. – С. 11-16.
14. Мачерет, Д.А. Экономическое значение, тенденции и перспективы повышения скоростей движения на железнодорожном транспорте [Текст] / Д.А. Мачерет // Бюллетень Объединенного ученого совета ОАО «РЖД». – 2013. – № 2. – С. 13-23.
15. Мачерет, Д.А. Тяжелый груз конкуренции [Текст] / Д.А. Мачерет, А.В. Рышков, И.А. Чернигина // Мир транспорта. – 2008. – № 1. – С. 58-65.
16. Мачерет, Д.А. Управление срочностью доставки грузов – важный инструмент повышения эффективности работы железнодорожного транспорта [Текст] / Д.А. Мачерет, И.А. Чернигина // Экономика железных дорог. – 1999. – № 4. – С. 18-24.
17. Мачерет, Д.А. Экономическая оценка срочности грузовых перевозок [Текст] / Д.А. Мачерет, И.А. Чернигина // Ж.-д. транспорт. – Сер. Маркетинг и коммерческая деятельность. – ЭИ/ЦНИИТЭИ, 2003. – Вып. 1. – С. 1-60.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!