Разработка структурно-методической схемы обучения и контроля знаний в области гражданской обороны в ТПУ

Тусупова, Марина Дулатовна Отделение контроля и диагностики (ОКД)
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В работе было проведено исследование причин снижения качества обучения, и предложены изменения структурно-методической схемы обучения, которые по предположению исследователей в отдаленной перспективе повысят эффективность подготовки сотрудников ТПУ в области ГО и защит в ЧС. Для реализации курсового обучения в новом формате, подготовлены все необходимые материалы: электронный курс доступны для изучения сотрудникам ТПУ “Курсовое обучение в области ГО и ЧС работающего населения”, рабочая тетрадь руководителей занятий, содержащая методические материалы, для проведения и организации занятий с сотрудниками ТПУ.
Результаты магистерской диссертации имеют большую практическую значимость и будут применены в работе Штаба ГО и ЧС ТПУ.

Введение ………………………………………………………………………………………………………. 19

1 Литературный обзор ………………………………………………………………………………….. 22

1.1 Подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от
чрезвычайных ситуаций ……………………………………………………………………………….. 24

1.2 Организация подготовки неработающего населения ………………………………… 27

1.3 Организация подготовки обучающихся в области ГО и защиты от ЧС …….. 28

1.4 Организация подготовки работников организации …………………………………… 29

1.4.1 Вводный инструктаж по гражданской обороне …………………………………… 30

1.4.2 Курсовое обучение …………………………………………………………………………….. 31

1.4.2.1 Организация курсового обучения работников, уполномоченных на
решение задач в области ГО и ЧС в учебно-методических центрах………….. 33

1.4.2.2 Организация и проведение курсового обучения работников
организации ……………………………………………………………………………………………. 35

1.4.2.3 Организация и проведение подготовки личного состава НАСФ
организации ……………………………………………………………………………………………. 38

1.4.2.4 Организация и проведение подготовки личного состава НФГО
организации ……………………………………………………………………………………………. 39

1.5 Роль подготовки населения в формировании культуры безопасного
поведения ………………………………………………………………………………………………….. 40

1.6 Результаты подготовки населения в области ГО и ЧС …………………………… 42

1.7 Объект исследования ……………………………………………………………………………. 46

2 Практическая часть ……………………………………………………………………………………. 49
2.1 Анализ процедуры (методики) проведения курсового обучения
сотрудников ТПУ в области ГО и защиты в ЧС ………………………………………….. 49

2.1.1 Анализ последствий возникновения некачественного курсового
обучения работающего населения при помощи метода «Дерево событий» . 51

2.1.2 Анализ причин, снижения качества курсового обучения работающего
населения при помощи метода «Дерево причин» …………………………………….. 55

2.2 Структурно-методическая схема курсового обучения сотрудников в ТПУ в
области ГО и защиты в ЧС …………………………………………………………………………. 61

2.2.1 Организация подготовки сотрудников ТПУ …………………………………….. 62

2.2.2 Организация занятий с электронным курсом …………………………………… 64

2.2.3 Организация практических занятий…………………………………………………. 69

2.2.4 Стимулирование сотрудников к проведению, и участию в курсовом
обучении ………………………………………………………………………………………………… 71

2.2.5 Апробация структурно-методической схемы курсового обучения
сотрудников в ТПУ в области ГО и защиты в ЧС …………………………………….. 72

3 Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение …….. 76

3.1 Потенциальные потребители результатов исследования ……………………….. 76

3.1.2 Анализ конкурентных технических решений с позиции
ресурсоэффективности и ресурсосбережения ………………………………………….. 77

3.1.3 Диаграмма причинно-следственных связей Исикавы ………………………. 78

3.1.4 Оценка готовности проекта к коммерциализации …………………………… 81

3.1.5 Методы коммерциализации результатов научно-технического
исследования ………………………………………………………………………………………….. 82

3.2 Инициация проекта ………………………………………………………………………………. 83
3.2.1 Контрольные события проекта ………………………………………………………… 84

3.2.2 План проекта ………………………………………………………………………………….. 85

3.2.3 Бюджет научного исследования ………………………………………………………. 89

3.3 Определение ресурсной эффективности исследования ………………………….. 92

4 Социальная ответственность ……………………………………………………………………… 94

4.1 Введение в раздел социальная ответственность …………………………………….. 94

4.2 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности ……….. 95

4.2.1 Специальные правовые нормы трудового законодательства …………… 95

4.2.2 Организационные мероприятия при компоновке рабочей зоны ………. 96

4.3 Профессиональная социальная безопасность ……………………………………….. 98

4.3.1 Анализ вредных и опасных факторов, которые могут возникнуть на
рабочем месте при проведении исследований ………………………………………….. 98

4.3.2 Обоснование мероприятий по защите исследователя от действия
опасных и вредных факторов ………………………………………………………………….. 99

4.4 Экологическая безопасность………………………………………………………………. 105

4.4.1. Анализ влияния объекта исследования на окружающую среду …….. 105

4.4.2 Анализ влияния процесса исследования на окружающую среду ……. 105

4.4.3 Обоснование мероприятий по защите окружающей среды ……………. 106

4.5 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. ………………………………………….. 106

4.5.1 Анализ вероятных ЧС, которые может инициировать объект
исследований. ……………………………………………………………………………………….. 106

4.5.2 Анализ вероятных ЧС, которые могут возникнуть на рабочем месте
при проведении исследований……………………………………………………………….. 107
4.5.3 Обоснование мероприятий по предотвращению ЧС и разработка
порядка действия в случае возникновения ЧС ……………………………………….. 107

4.6 Заключение раздела «Социальная ответственность»……………………………. 109

Заключение ………………………………………………………………………………………………… 111

Список публикаций …………………………………………………………………………………….. 112

Список использованной литературы ……………………………………………………………. 114

Приложение А ……………………………………………………………………………………………. 121

История создания и итоги деятельности гражданской обороны в нашей
стране свидетельствуют о ее актуальности и высокой значимости как оборонной
функции государства. Гражданская оборона была, есть и, вполне очевидно,
сохранится в будущем как жизненно важная потребность российского общества
[1].
По оценкам большинства отечественных и зарубежных специалистов в
будущем сохранится устойчивая тенденция роста рисков вследствие применения
средств вооруженной борьбы, а также рисков природного и техногенного
характера [1].
На всех исторических этапах функционирования гражданской обороны
основными ее целями всегда являлись обеспечение высокой готовности
гражданской обороны и повышение эффективности защиты населения,
материальных и культурных ценностей.
В этой связи, организация мероприятий гражданской обороны, является
важным аспектом обеспечения безопасности работников, и составной частью всей
управленческой системы объекта экономики в целом [1].
Одной из наиболее значимых и первичных мер по защите населения
является его подготовка к чрезвычайным ситуациям военного, техногенного и
природного характера. Обучение населения, а в частности и многочисленных
сотрудников Томского политехнического университета вопросам гражданской
обороны и защиты в чрезвычайных ситуациях и стало объектом исследования в
данной работе.
Указ Президента РФ от 11 января 2018 г. № 12 «Об утверждении Основ
политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года» обязует сосредоточить внимание
на [2]:
1) совершенствование организации подготовки населения в области
защиты от чрезвычайных ситуаций с использованием современных методик и
технических средств обучения;
2) формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения
[2].
Это показывает необходимость усовершенствования нынешней системы
обучения сотрудников вопросам ГО и ЧС и доказывает актуальность данной
работы.
В связи с этим, цель магистерской диссертации заключается в разработке
структурно-методической схемы обучения и контроля знаний в области
гражданской обороны в ТПУ.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие
задачи:
1) Изучить вопросы, касающиеся обучения населения вопросам ГО и
ЧС.
2) Провести анализ возможных причин, снижения качества курсового
обучения сотрудников и анализ возможных последствий в результате
некачественного обучения.
3) Предложить мероприятия по повышению эффективности обучения.
Разработать структурно-методическую схему обучения сотрудников ТПУ.
4) Разработать методические материалы для обучения сотрудников ТПУ.
5) Провести оценку эффективности и апробацию структурно-
методологической схемы обучения сотрудников ТПУ.
Научная новизна магистерской диссертацией заключается в проведении
анализа причин возникновения некачественного обучения сотрудников и анализ
последствий такого обучения.
Некачественное обучение сотрудников вопросам ГО и ЧС оценивается как
причина неэффективности мероприятий по защите в чрезвычайных ситуациях,
что при возникновении ЧС приводит к повышению риска ухудшению здоровья
сотрудников и травмам.
Предложена структурно-методическая схема обучения сотрудников,
повышающая качество обучения, а в отдаленной перспективе и снижает
вероятность травматизма и ухудшения здоровья сотрудников при реализации
защитных мероприятий.
Практическая значимость данной работы обусловлена
непосредственным внедрением в Томском политехническом университете
структурно-методической схемы обучения сотрудников вопросам ГО и ЧС.
Методические материалы (электронный курс, методические рекомендации к
проведению занятий для руководителей учебных групп, содержащие план
проведения занятий, критерии оценки качества знаний обучающихся)
подготовленные в рамках магистерской диссертации будут применены для
проведения занятий по обучению ГО и ЧС.

В ходе разработки магистерской диссертации была доказана важность
подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от
чрезвычайных ситуаций для защитных мероприятий при угрозе реализации ЧС
или военных действий. Определена необходимость совершенствования
подходов и методик обучения, в том числе, и с применением технологий
электронного и дистанционного обучения, что находит подтверждение в
различных законодательных актах определяющих политику в области
подготовки населения.
В работе было проведено исследование причин снижения качества
обучения, и предложены изменения структурно-методической схемы обучения,
которые по предположению исследователей в отдаленной перспективе повысят
эффективность подготовки сотрудников ТПУ в области ГО и защит в ЧС.
Для реализации курсового обучения в новом формате, подготовлены все
необходимые материалы: электронный курс доступный для изучения
сотрудникам, оснащённый итоговым тестированием; рабочая тетрадь
руководителей занятий, содержащая методические рекомендации к проведению
и организации занятий, инструкции по работе с электронным курсом, план
проведения теоретических и практических занятий, критерии оценки качества
знаний обучающихся, формы отчетной документации.
Результаты магистерской диссертации имеют большую практическую
значимость и будут применены в работе Штаба ГО и ЧС ТПУ.
В будущем планируется предоставить результаты работы на
рассмотрение в МЧС в качестве предложения для усовершенствования
системы подготовки населения.
Список публикаций

1) Тусупова М. Д.. Мероприятия по выявлению и устранению опасных
ситуаций в нефтегазовой отрасли [Электронный ресурс] / М. Д. Тусупова, И. И.
Романцов // Безопасность – 2018 материалы докладов XXIII Всероссийской
студенческой научно-практической конференции с международным участием
«Проблемы экологической и промышленной безопасности современного
мира», г. Иркутск, 24 – 27 апреля 2018 г.: / Иркутский национальный
исследовательский технический университет (ИРНИТУ) . — Иркутск : Изд-во
ИРНИТУ , 2018 . — [С. 258-260] . — Режим доступа:
http://www.istu.edu/upload/iblock/b85/bez_18.pdf#page=259
2) Тусупова М. Д. Анализ и расчет риска возникновения ЧС при
эксплуатации нефтешламовых амбаров [Электронный ресурс] / М. Д. Тусупова,
И. И. Романцов, Д. Н. Мелков // Техносферная безопасность в ХХI веке
сборник научных трудов магистрантов, аспирантов и молодых ученых VIII-ой
Всероссийской научно-практической конференции, Иркутск, 27-28 ноября
2018: / Иркутский национальный исследовательский технический университет
(ИРНИТУ) . — Иркутск : Изд-во ИРНИТУ , 2018 . — [C. 167-169] . — Режим
доступа: http://www.istu.edu/upload/iblock/886/sb_18.pdf#page=168
3) Романцов, Игорь Иванович. Нештатные аварийно-спасательные
формирования в высших учебных заведениях [Электронный ресурс] / И. И.
Романцов, М. Д. Тусупова // Экология и безопасность в техносфере:
современные проблемы и пути решения сборник трудов Всероссийской научно-
практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, г. Юрга,
23-25 ноября 2017 г.: / Национальный исследовательский Томский
политехнический университет (ТПУ), Юргинский технологический институт
(ЮТИ) ; под ред. Д. А. Чинахова [и др.] . — Томск : Изд-во ТПУ , 2017 . — [С.
715-718] . — Режим доступа: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/46750
4) Мелков, Д. Н.. Анализ и расчет риска возникновения ЧС при
эксплуатации нефтешламовых амбаров [Электронный ресурс] / Д. Н. Мелков,
И. И. Романцов, М. Д. Тусупова; науч. рук. И. И. Романцов //
Ресурсоэффективные системы в управлении и контроле: взгляд в будущее
сборник научных трудов VII Международной конференции школьников,
студентов, аспирантов, молодых ученых, 8 -13 октября 2018 г., г. Томск: /
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
(ТПУ) . — Томск : Изд-во ТПУ , 2018 . — [С. 195] . — Режим доступа:
http://earchive.tpu.ru/handle/11683/51778 (контент)
5) Оценка уровня загрязненности шламового амбара тяжелыми
металлами [Электронный ресурс] / И. И. Авдеева [и др.] // Энерго-
ресурсоэффективность в интересах устойчивого развития сборник научных
трудов международной научной конференции, г. Томск, 12–16 ноября 2018 г.: /
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
(ТПУ) . — Томск : Изд-во ТПУ , 2018 . — [С. 334] . — Режим доступа:
http://earchive.tpu.ru/handle/11683/52110

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Математическое моделирование возникновения и развития природных пожаров
    📅 2020год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Управление профессиональным риском при выполнении работ на высоте
    📅 2018год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Повышение эффективности использования аварийно-спасательного оборудования
    📅 2020год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Оценка эффективности мероприятий по снижению риска аварий
    📅 2020год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Организация оповещения населения города Томска в чрезвычайных ситуациях
    📅 2018год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Совершенствование системы обращения с твердыми бытовыми отходами
    📅 2021год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)