Разработка структурно-методической схемы обучения и контроля знаний в области гражданской обороны в ТПУ

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Тусупова, Марина Дулатовна Отделение контроля и диагностики (ОКД)
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В работе было проведено исследование причин снижения качества обучения, и предложены изменения структурно-методической схемы обучения, которые по предположению исследователей в отдаленной перспективе повысят эффективность подготовки сотрудников ТПУ в области ГО и защит в ЧС. Для реализации курсового обучения в новом формате, подготовлены все необходимые материалы: электронный курс доступны для изучения сотрудникам ТПУ “Курсовое обучение в области ГО и ЧС работающего населения”, рабочая тетрадь руководителей занятий, содержащая методические материалы, для проведения и организации занятий с сотрудниками ТПУ.
Результаты магистерской диссертации имеют большую практическую значимость и будут применены в работе Штаба ГО и ЧС ТПУ.

Введение ………………………………………………………………………………………………………. 19

1 Литературный обзор ………………………………………………………………………………….. 22

1.1 Подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от
чрезвычайных ситуаций ……………………………………………………………………………….. 24

1.2 Организация подготовки неработающего населения ………………………………… 27

1.3 Организация подготовки обучающихся в области ГО и защиты от ЧС …….. 28

1.4 Организация подготовки работников организации …………………………………… 29

1.4.1 Вводный инструктаж по гражданской обороне …………………………………… 30

1.4.2 Курсовое обучение …………………………………………………………………………….. 31

1.4.2.1 Организация курсового обучения работников, уполномоченных на
решение задач в области ГО и ЧС в учебно-методических центрах………….. 33

1.4.2.2 Организация и проведение курсового обучения работников
организации ……………………………………………………………………………………………. 35

1.4.2.3 Организация и проведение подготовки личного состава НАСФ
организации ……………………………………………………………………………………………. 38

1.4.2.4 Организация и проведение подготовки личного состава НФГО
организации ……………………………………………………………………………………………. 39

1.5 Роль подготовки населения в формировании культуры безопасного
поведения ………………………………………………………………………………………………….. 40

1.6 Результаты подготовки населения в области ГО и ЧС …………………………… 42

1.7 Объект исследования ……………………………………………………………………………. 46

2 Практическая часть ……………………………………………………………………………………. 49
2.1 Анализ процедуры (методики) проведения курсового обучения
сотрудников ТПУ в области ГО и защиты в ЧС ………………………………………….. 49

2.1.1 Анализ последствий возникновения некачественного курсового
обучения работающего населения при помощи метода «Дерево событий» . 51

2.1.2 Анализ причин, снижения качества курсового обучения работающего
населения при помощи метода «Дерево причин» …………………………………….. 55

2.2 Структурно-методическая схема курсового обучения сотрудников в ТПУ в
области ГО и защиты в ЧС …………………………………………………………………………. 61

2.2.1 Организация подготовки сотрудников ТПУ …………………………………….. 62

2.2.2 Организация занятий с электронным курсом …………………………………… 64

2.2.3 Организация практических занятий…………………………………………………. 69

2.2.4 Стимулирование сотрудников к проведению, и участию в курсовом
обучении ………………………………………………………………………………………………… 71

2.2.5 Апробация структурно-методической схемы курсового обучения
сотрудников в ТПУ в области ГО и защиты в ЧС …………………………………….. 72

3 Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение …….. 76

3.1 Потенциальные потребители результатов исследования ……………………….. 76

3.1.2 Анализ конкурентных технических решений с позиции
ресурсоэффективности и ресурсосбережения ………………………………………….. 77

3.1.3 Диаграмма причинно-следственных связей Исикавы ………………………. 78

3.1.4 Оценка готовности проекта к коммерциализации …………………………… 81

3.1.5 Методы коммерциализации результатов научно-технического
исследования ………………………………………………………………………………………….. 82

3.2 Инициация проекта ………………………………………………………………………………. 83
3.2.1 Контрольные события проекта ………………………………………………………… 84

3.2.2 План проекта ………………………………………………………………………………….. 85

3.2.3 Бюджет научного исследования ………………………………………………………. 89

3.3 Определение ресурсной эффективности исследования ………………………….. 92

4 Социальная ответственность ……………………………………………………………………… 94

4.1 Введение в раздел социальная ответственность …………………………………….. 94

4.2 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности ……….. 95

4.2.1 Специальные правовые нормы трудового законодательства …………… 95

4.2.2 Организационные мероприятия при компоновке рабочей зоны ………. 96

4.3 Профессиональная социальная безопасность ……………………………………….. 98

4.3.1 Анализ вредных и опасных факторов, которые могут возникнуть на
рабочем месте при проведении исследований ………………………………………….. 98

4.3.2 Обоснование мероприятий по защите исследователя от действия
опасных и вредных факторов ………………………………………………………………….. 99

4.4 Экологическая безопасность………………………………………………………………. 105

4.4.1. Анализ влияния объекта исследования на окружающую среду …….. 105

4.4.2 Анализ влияния процесса исследования на окружающую среду ……. 105

4.4.3 Обоснование мероприятий по защите окружающей среды ……………. 106

4.5 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. ………………………………………….. 106

4.5.1 Анализ вероятных ЧС, которые может инициировать объект
исследований. ……………………………………………………………………………………….. 106

4.5.2 Анализ вероятных ЧС, которые могут возникнуть на рабочем месте
при проведении исследований……………………………………………………………….. 107
4.5.3 Обоснование мероприятий по предотвращению ЧС и разработка
порядка действия в случае возникновения ЧС ……………………………………….. 107

4.6 Заключение раздела «Социальная ответственность»……………………………. 109

Заключение ………………………………………………………………………………………………… 111

Список публикаций …………………………………………………………………………………….. 112

Список использованной литературы ……………………………………………………………. 114

Приложение А ……………………………………………………………………………………………. 121

История создания и итоги деятельности гражданской обороны в нашей
стране свидетельствуют о ее актуальности и высокой значимости как оборонной
функции государства. Гражданская оборона была, есть и, вполне очевидно,
сохранится в будущем как жизненно важная потребность российского общества
[1].
По оценкам большинства отечественных и зарубежных специалистов в
будущем сохранится устойчивая тенденция роста рисков вследствие применения
средств вооруженной борьбы, а также рисков природного и техногенного
характера [1].
На всех исторических этапах функционирования гражданской обороны
основными ее целями всегда являлись обеспечение высокой готовности
гражданской обороны и повышение эффективности защиты населения,
материальных и культурных ценностей.
В этой связи, организация мероприятий гражданской обороны, является
важным аспектом обеспечения безопасности работников, и составной частью всей
управленческой системы объекта экономики в целом [1].
Одной из наиболее значимых и первичных мер по защите населения
является его подготовка к чрезвычайным ситуациям военного, техногенного и
природного характера. Обучение населения, а в частности и многочисленных
сотрудников Томского политехнического университета вопросам гражданской
обороны и защиты в чрезвычайных ситуациях и стало объектом исследования в
данной работе.
Указ Президента РФ от 11 января 2018 г. № 12 «Об утверждении Основ
политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года» обязует сосредоточить внимание
на [2]:
1) совершенствование организации подготовки населения в области
защиты от чрезвычайных ситуаций с использованием современных методик и
технических средств обучения;
2) формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения
[2].
Это показывает необходимость усовершенствования нынешней системы
обучения сотрудников вопросам ГО и ЧС и доказывает актуальность данной
работы.
В связи с этим, цель магистерской диссертации заключается в разработке
структурно-методической схемы обучения и контроля знаний в области
гражданской обороны в ТПУ.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие
задачи:
1) Изучить вопросы, касающиеся обучения населения вопросам ГО и
ЧС.
2) Провести анализ возможных причин, снижения качества курсового
обучения сотрудников и анализ возможных последствий в результате
некачественного обучения.
3) Предложить мероприятия по повышению эффективности обучения.
Разработать структурно-методическую схему обучения сотрудников ТПУ.
4) Разработать методические материалы для обучения сотрудников ТПУ.
5) Провести оценку эффективности и апробацию структурно-
методологической схемы обучения сотрудников ТПУ.
Научная новизна магистерской диссертацией заключается в проведении
анализа причин возникновения некачественного обучения сотрудников и анализ
последствий такого обучения.
Некачественное обучение сотрудников вопросам ГО и ЧС оценивается как
причина неэффективности мероприятий по защите в чрезвычайных ситуациях,
что при возникновении ЧС приводит к повышению риска ухудшению здоровья
сотрудников и травмам.
Предложена структурно-методическая схема обучения сотрудников,
повышающая качество обучения, а в отдаленной перспективе и снижает
вероятность травматизма и ухудшения здоровья сотрудников при реализации
защитных мероприятий.
Практическая значимость данной работы обусловлена
непосредственным внедрением в Томском политехническом университете
структурно-методической схемы обучения сотрудников вопросам ГО и ЧС.
Методические материалы (электронный курс, методические рекомендации к
проведению занятий для руководителей учебных групп, содержащие план
проведения занятий, критерии оценки качества знаний обучающихся)
подготовленные в рамках магистерской диссертации будут применены для
проведения занятий по обучению ГО и ЧС.

В ходе разработки магистерской диссертации была доказана важность
подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от
чрезвычайных ситуаций для защитных мероприятий при угрозе реализации ЧС
или военных действий. Определена необходимость совершенствования
подходов и методик обучения, в том числе, и с применением технологий
электронного и дистанционного обучения, что находит подтверждение в
различных законодательных актах определяющих политику в области
подготовки населения.
В работе было проведено исследование причин снижения качества
обучения, и предложены изменения структурно-методической схемы обучения,
которые по предположению исследователей в отдаленной перспективе повысят
эффективность подготовки сотрудников ТПУ в области ГО и защит в ЧС.
Для реализации курсового обучения в новом формате, подготовлены все
необходимые материалы: электронный курс доступный для изучения
сотрудникам, оснащённый итоговым тестированием; рабочая тетрадь
руководителей занятий, содержащая методические рекомендации к проведению
и организации занятий, инструкции по работе с электронным курсом, план
проведения теоретических и практических занятий, критерии оценки качества
знаний обучающихся, формы отчетной документации.
Результаты магистерской диссертации имеют большую практическую
значимость и будут применены в работе Штаба ГО и ЧС ТПУ.
В будущем планируется предоставить результаты работы на
рассмотрение в МЧС в качестве предложения для усовершенствования
системы подготовки населения.
Список публикаций

1) Тусупова М. Д.. Мероприятия по выявлению и устранению опасных
ситуаций в нефтегазовой отрасли [Электронный ресурс] / М. Д. Тусупова, И. И.
Романцов // Безопасность – 2018 материалы докладов XXIII Всероссийской
студенческой научно-практической конференции с международным участием
«Проблемы экологической и промышленной безопасности современного
мира», г. Иркутск, 24 – 27 апреля 2018 г.: / Иркутский национальный
исследовательский технический университет (ИРНИТУ) . — Иркутск : Изд-во
ИРНИТУ , 2018 . — [С. 258-260] . — Режим доступа:
http://www.istu.edu/upload/iblock/b85/bez_18.pdf#page=259
2) Тусупова М. Д. Анализ и расчет риска возникновения ЧС при
эксплуатации нефтешламовых амбаров [Электронный ресурс] / М. Д. Тусупова,
И. И. Романцов, Д. Н. Мелков // Техносферная безопасность в ХХI веке
сборник научных трудов магистрантов, аспирантов и молодых ученых VIII-ой
Всероссийской научно-практической конференции, Иркутск, 27-28 ноября
2018: / Иркутский национальный исследовательский технический университет
(ИРНИТУ) . — Иркутск : Изд-во ИРНИТУ , 2018 . — [C. 167-169] . — Режим
доступа: http://www.istu.edu/upload/iblock/886/sb_18.pdf#page=168
3) Романцов, Игорь Иванович. Нештатные аварийно-спасательные
формирования в высших учебных заведениях [Электронный ресурс] / И. И.
Романцов, М. Д. Тусупова // Экология и безопасность в техносфере:
современные проблемы и пути решения сборник трудов Всероссийской научно-
практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, г. Юрга,
23-25 ноября 2017 г.: / Национальный исследовательский Томский
политехнический университет (ТПУ), Юргинский технологический институт
(ЮТИ) ; под ред. Д. А. Чинахова [и др.] . — Томск : Изд-во ТПУ , 2017 . — [С.
715-718] . — Режим доступа: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/46750
4) Мелков, Д. Н.. Анализ и расчет риска возникновения ЧС при
эксплуатации нефтешламовых амбаров [Электронный ресурс] / Д. Н. Мелков,
И. И. Романцов, М. Д. Тусупова; науч. рук. И. И. Романцов //
Ресурсоэффективные системы в управлении и контроле: взгляд в будущее
сборник научных трудов VII Международной конференции школьников,
студентов, аспирантов, молодых ученых, 8 -13 октября 2018 г., г. Томск: /
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
(ТПУ) . — Томск : Изд-во ТПУ , 2018 . — [С. 195] . — Режим доступа:
http://earchive.tpu.ru/handle/11683/51778 (контент)
5) Оценка уровня загрязненности шламового амбара тяжелыми
металлами [Электронный ресурс] / И. И. Авдеева [и др.] // Энерго-
ресурсоэффективность в интересах устойчивого развития сборник научных
трудов международной научной конференции, г. Томск, 12–16 ноября 2018 г.: /
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
(ТПУ) . — Томск : Изд-во ТПУ , 2018 . — [С. 334] . — Режим доступа:
http://earchive.tpu.ru/handle/11683/52110

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Разработка структурно-методической схемы обучения и контроля знаний в области гражданской обороны в ТПУ»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Математическое моделирование возникновения и развития природных пожаров
    📅 2020 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Управление профессиональным риском при выполнении работ на высоте
    📅 2018 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Повышение эффективности использования аварийно-спасательного оборудования
    📅 2020 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Оценка эффективности мероприятий по снижению риска аварий
    📅 2020 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Организация оповещения населения города Томска в чрезвычайных ситуациях
    📅 2018 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Совершенствование системы обращения с твердыми бытовыми отходами
    📅 2021 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)