Разработка технологии утилизации автомобилей с двс
Введение 6
1 Утилизация как составляющая системы рециклинга автомобилей 9
1.1 Необходимые меры для безопасного производства 12
1.2 Переработка автомобилей в РФ и опыт зарубежных стран 14
1.3 Существующие технологии утилизации автомобилей и их компонентов 19
2 Современное состояние и проблемы переработки и использования резинотехнических изделий 25
2.1 Состав и производство резинотехнических изделий 25
2.2 Экологическая и экономическая целесообразность и необходимость утилизации резинотехнических изделий (изношенных автомобильных шин) 28
2.3 Опыт переработки и использования изношенных шин в промышленности в развитых странах и в России 31
2.4 Характеристика существующих способов утилизации изношенных автомобильных шин 36
2.5 Нормативная база РФ в сфере обращения с отходами автомобильных шин 46
2.6 Проблемы утилизации автомобильных шин в Приморском крае 47
2.7 Пути решения проблемы утилизации автомобильных шин в Российской Федерации и Приморском крае 57
3Анализ современных технологий утилизации изношенных автомобильных шин 60
3.1 Сравнительный анализ существующих технологий переработки автомобильных шин 60
3.2 Разработка и описание технологического процесса переработки шин методом пиролиза. 77
3.3 Экологическое воздействие процесса переработки шин методом пиролиза 83
4Технико-экономическое обоснование проекта создания производства по переработке автомобильных шин 85
4.1 Общая характеристика проекта, создания производства по переработке шин 85
4.2 Технико-организационные аспекты создания нового производства 90
4.3 Оценка экономической эффективности проекта по переработке автомобильных шин 95
Заключение 103
Список литературы 105
Современная промышленность взрывными темпами наращивает свои производственные мощности. Развитие промышленности стимулирует повышение уровня жизни людей, повышается выбор товаров, предлагаемых потребителям, появляются новые технологии производства, происходит рост рынка во всех направлениях, как в качествах товаров, так и в их количестве.
Увеличения количества производимой продукции влечет за собой увеличение отходов производства. Особенно остро проблема излишек отходов производства стоит в Российской Федерации. В связи с тем, что РФ обладает обширными территориями, то, преобладающее направление в области обращение с отходами – это не переработка, а захоронение и складирование, как санкционированное, так и нет. На свалках можно найти различные виды продукции, пищевые отходы, стекло, текстиль, отходы полимерного производства и т.д. Анализируя состав мусора, находящегося на свалках, отдельного внимания заслуживают продукт переработки нефти и газа – полимерная продукция. Пластиковые пакеты, различные упаковочные материалы и тары, предметы быта, резинотехнические изделия и многое другое. Все перечисленные предметы разлагаются десятки и сотни лет, загрязняя окружающую среду и отравляя живые организмы вокруг.
Одним из наиболее вредных для экологии субъектов, которые загрязняют окружающую среду являются резинотехнические изделия (РТИ). Перечень продукции, производимой из резины обширен: изоляция для проводов, перчатки, элементы быта, обув и, конечно, шины. С ростом автомобильной промышленности растет необходимость в потреблении автомобильных шин.
Актуальность работы обусловлена значительным ростом отходов резинотехнических изделий в РФ и необходимостью их переработки наиболее экологическим способом. Автомобильные шины складируются на свалках, мусороприемниках, лежат вдоль дорог, при этом процент переработанных шин не превышает 20-25%.
Объект – отходы резинотехнических изделий.
Предмет – экологические и экономические аспекты переработки РТИ.
Цель исследования – разработка технологии утилизации автомобилей с ДВС.
Задачи исследования:
1) изучить утилизацию автомобилей как систему рециклинга;
2) рассмотреть существующие технологии утилизации автомобилей в мире и Российской Федерации;
3) изучить проблемы при утилизации составляющих компонентов автомобилей;
4) изучить проблемы переработки РТИ;
5) рассмотреть нормативную и законодательную базу РФ;
6) выполнить анализ существующих способов переработки РТИ;
7) обосновать выбор наиболее оптимального метода переработки РТИ;
8) разработать технологию утилизации автомобильных шин в г. Владивосток;
9) выполнить расчеты по оценке экономической эффективности проекта по переработке автомобильных шин;
Научная новизна заключается в выборе оптимального метода переработки РТИ, оказывающим минимально негативное воздействие на окружающую среду.
В качестве методов исследования использовался анализ и обобщение данных из специальной литературы, публикаций в периодических изданиях, учебных пособиях, а также проанализирован опыт переработки РТИ отечественных и зарубежных компаний. Также использовались методы экономического анализа – сравнение, методы оценки экономической эффективности проектов.
Проведенное исследование имеет высокую практическую значимость, так как в Российской Федерации процент переработки отработанных резинотехнических изделий находятся на крайне низком уровне.
Структура диссертации состоит из четырёх частей. Первая часть посвящена анализу жизненного цикла автомобиля, необходимым мерам для безопасного производства, современным способам утилизации автомобилей,а также экономическому и экологическому обоснованию выбора РТИ в качестве перерабатываемой продукции.
Вторая часть посвящена анализу состояния и проблем переработки и использования РТИ. В данной части описывается состав и производство резинотехнических изделий, целесообразность и опыт их переработки в мире, а также описываются методы переработки РТИ.
Третья часть диссертации посвящена анализу современных методов утилизации, которые включают в себя: переработку шин в регенерат, переработку шин в крошку, СВЧ-Пиролиз, классический пиролиз, газификацию, водоструйный метод и сжигание. Также в третьей части выбран оптимальный метод переработки – классический пиролиз. Разработан и описан технологиче¬ский процесс и экологическое воздействие на окружающую среду при переработке РТИ данным способом.
В четвёртой части диссертации проводится технико-экономическое обоснование проекта по созданию производства по переработке шин.
1. Г.В. Мураткин Рециклинг технических объектов: Учебное пособие – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2016. – 26с.
2. Что относится к отходам 1-4 класса опасности // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.vintrans.ru/chto_otnositsya_k_othodam_1_4_kla-ssa_opasnosti/(дата обращения: 15.05.2020).
3. Бобина, М. А. Экологичность — основа современных технологий авторециклинга / М. А. Бобина, В. М. Ермолов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 11 (70). — С. 40-44.[Электронный ресурс] — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/70/12089/ (дата обращения: 23.05.2020).
4. Еличев, К. А. Состояние и перспективы развития автомобильной техники / К. А. Еличев, Э. М. Пинт, В. С. Козицын. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 166-169. [Электронный ресурс] — Режим доступа:https://moluch.ru/archive/84/15666/ (дата обращения: 23.05.2020).
5. Сердюкова, А. Ф. Влияние автотранспорта на окружающую среду / А. Ф. Сердюкова, Д. А. Барабанщиков. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 25 (211). — С. 31-33. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/211/51590/ (дата обращения: 23.05.2020).
6. Забаев, А. П. Разработка системы автоматического управления процес¬сом охлаждения покрышки после процесса вулканизации / А. П. Забаев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 17 (203). — С. 44-47. [Элек¬тронный ресурс]— Режим доступа:https://moluch.ru/archive/203/49734/ (дата об¬ращения: 18.06.2020).
7. С.Ф. Плаксин Методы производства резинотехнических изделий для машиностроения // Наука ЮУрГУ: материалы 67-й научной конференции, секция техническихнаук. – 2015.
8. Технология производства автомобильных шин //[Электронный ресурс] – Режим доступа:https://wheel-info.ru/kak-delayut-shiny-dlya-avtomobilej.html(Датаобращения02.05.2020).
9. ГОСТ5513-97«Шиныпневматическиедлягрузовыхавтомобилей,прицепов к ним, автобусов итроллейбусов»М.: ИПК Издательство стандартов, 1998.
10. Устройствоивидыавтомобильныхшин//[Элек¬тронный ресурс] – Ре-жим доступа:https://techautoport.ru/hodovaya-chast/kolesnye-diski-i-shiny/avto-mobilnaya-shina.html(Дата обращения 02.05.2020).
11. Распоряжение Правительства РФ от 4 декабря 2015 г. №2491-р.
12. Вольфсон C.И., Фафурина Е.А., Фафурин А.В. Методы утилизации шин и резинотехнических изделий // Вестник Казанского Технологического Университета, 2011. – с.74-79.
13. ГОСТ 4754-97 «Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости»М.: ИПК Издательство стандартов, 1998.
14. Невядомская А. И., Дериглазов А. А. Утилизация и переработка шин в крошку // Молодой ученый, 2014, № 17. с.310-313.
15. Ашпина, И. Салихов. Утилизация // The Chemical Journal, 2011.- с.55-57.
16. ГОСТ Р 54095-2010 Ресурсосбережение. Требования к экобезопас-ной утилизации отработавших шин – М.: Стандартинформ, 2019.
17. По материалам исследования компании «Текарт» // Твердые бытовые отходы, 2018 №6, с.32-36.
18. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Принят ГД РФ 22.05.1998, действующая редакция).
19. EuropeanTyre &Rubbermanufactors;’ assotiation // [Электронныйре¬сурс]–Режим доступа:http://www.etrma.org/activities/raw-materials(Датаобра¬щения05.05.2020).
20. Вольфсон C.И., Фафурина Е.А., Фафурин А.В. Методы утилизации шин и резинотехнических изделий // Вестник Казанского Технологического Университета, 2011. – с.74-79.
21. Упоров Д. А. Экологические аспекты переработки автомобильных шин / Д. А. Упоров, А. В. Румянцева // Система управления экологической безопасностью: сборник трудов XII заочной международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 30-31 мая 2018 г.). — Екатеринбург: УрФУ, 2018. — С. 195-201.
22. А.И.РодионовПереработкарезиновыхшин Электронный ресурс – [Режим доступа]: https://uchebnikfree.com/ekologiya/pererabotka-rezinovyih-shin-62921.html(Дата обращения10.05.2020).
23. О. Шулдякова,И. Салихов. Утилизация // The Chemical Journal, 2011. – с.55-57.
24. Шулдякова, К. А. Утилизация изношенных автомобильных шин в России / К. А. Шулдякова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 739-742. – Электронный ресурс — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/130/35973/(датаобращения:18.06.2020).
25. Кузнецова В.А., Рутберг Ф.Г., Братцев А.Н., Попов В.Е.,Уфимцев А.А., Штенгель С.В., Лернер А.С., Субботин Д.И. Газификация отработанных автомобильных шин воздушной и паровой плазмой // Энерготехнологии и ресурсосбережение. 2011. №2, с.46-50.
26. Яцун А.В., Коновалов П.Н., Коновалов Н.П. Жидкие продукты пиролиза отработанных автомобильных шин под воздействием СВЧ // Химия твердого топлива, 2013, №4, с.60-62.
27. Яцун А.В., Коновалов П.Н., Коновалов Н.П. СВЧ-Пиролиз изношенных автомобильных шин в присутствии гидроксида калия // Современный наукоемкие технологии, 2017. – с.83-87.
28. А. И. Невядомская, А. А. Дериглазов Утилизация и переработка шин в крошку // Молодой ученый, 2014, № 17. с. 310-313.
29. Официальный сайт ТОР «Надеждинская» // [Электронный ресурс] — Режим доступа:https://priminvest.ru/tor/nadezhdinskaya/ (дата обращения: 08.05.2020).
30. Официальный сайт Администрации Приморского края // [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://www.primorsky.ru/news/156787/?type=special (дата обращения: 07.05.2020).
31. А.И.РодионовПереработкарезиновыхшин. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://uchebnikfree.com/ekologiya/pererabotka-rezinovyih-shin- 62921.html (Дата обращения10.05.2020).
32. Сферыприменениярезиновойкрошки// Техноресурсы [Электронный ресурс] –Режим доступа:http://www.stanki-ru.ru/poleznaya-informatsiya/sfery-primeneniya-rezinovoj-kroshki.html (Дата обращения11.05.2020).
33. Пиролизная установка «Пиротекс» производства ГК «Железно» [Элек¬тронный ресурс] – Режим доступа: http://www.tkomplex.ru/ru/products/pirotex (Дата обращения 12.05.2020).
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!