Разработка тренировочного комплекса для проведения поисково-спасательных работ в условиях радиоактивного и химического заражения местности

Ермолаев, Денис Сергеевич Отделение контроля и диагностики (ОКД)
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Работа посвящена разработке проекта учебно-тренировочного комплекса для подготовки спасателей аварийно-спасательных формирований. В процессе исследования проводился обзор литературы по разработке тренировочного комплекса, анализ существующих методик обучения и подготовки спасателей в условиях радиоактивного и химического заражения территории.
В результате исследования был предложен проект создания тренировочного комплекса для проведения тренировок спасателей в условиях радиоактивного и химического заражения местности.

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………. 17
1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ………………………………………………………………………… 20
1.1. Полигонно-тренажерный метод ………………………………………………………… 20
1.2 Учебные центры, использующие полигонно-тренажерные комплексы для
подготовки спасателей ……………………………………………………………………………… 21
1.2.1 179-ый спасательный центр МЧС России ……………………………………….. 22
1.2.2 Центр подготовки спасателей Нижегородской области …………………… 27
1.2.3 Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей ……………………….. 31

1.3 Понятие о химически и радиационно опасном объекте…………………..31

1.2.4 Катастрофы с выбросами АХОВ …………………………………………………….. 36
1.2.5 Аварии с выбросами АХОВ ……………………………………………………………. 39
2 ОБЪЕКТ И МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ……………………………………………………. 41
2.1 Основные требования к организации и технологиям ведения АСДНР в
условиях химических аварий …………………………………………………………………….. 42
2.2 Технология локализации пролива АХОВ обвалованием ………………………. 43
2.3. Локализация и обеззараживание источников химического заражения …. 48
2.4 Технология локализации и обеззараживание парогазовой фазы облака
АХОВ ………………………………………………………………………………………………………. 50
2.5 Технология локализации пролива сбором жидкой фазы АХОВ в приямки
(ямы-ловушки)………………………………………………………………………………………….. 54
2.6 Технология локализации пролива АХОВ покрытием слоем пены,
полимерными пленками, плавающими экранами ………………………………………. 55
2.7 Технология локализации пролива АХОВ разбавлением его водой или
нейтральными растворителями …………………………………………………………………. 57
2.9 Способы и технологии прекращения истечения (выброса) АХОВ из
аварийного оборудования …………………………………………………………………………. 60
3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ТРЕНИРОВОЧНОГО КОМПЛЕКСА ……………….. 63
3.1 «Вертикальный лифт» …………………………………………………………………………. 64
3.2 «Полуразрушенное здание» …………………………………………………………………. 65
3.3 «Помещение с АХОВ» ………………………………………………………………………… 66
3.4 «Лабиринт двухсекционный тренажёр» ……………………………………………….. 67
3.5 «Баллон с хлором» ………………………………………………………………………………. 69
3.6 «Цистерна с АХОВ» ……………………………………………………………………………. 70
3.7 «Изогнутая труба»……………………………………………………………………………….. 71
3.8 «Колодец» …………………………………………………………………………………………… 72
3.9 «Система задымления» ………………………………………………………………………… 73
3.10 «Загазованная цистерна» ……………………………………………………………………. 74
4 ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, РЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ И
РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ…………………………………………………………………………….. 80
Введение…………………………………………………………………………………………………… 80
4.1 Оценка коммерческого потенциала и перспективности проведения
научных исследований с позиции ресурсоэффективности и
ресурсосбережения …………………………………………………………………………………… 81
4.1.1 Потенциальные потребители результатов исследования …………………. 81
4.1.2 Анализ конкурентных технических решений ………………………………….. 82
4.1.3 Технология QuaD …………………………………………………………………………… 83
4.1.4 SWOT-анализ ………………………………………………………………………………… 84
4.2 Планирование научно-исследовательских работ……………………………………… 89
4.2.1 Структура работ в рамках научного исследования …………………………….. 89
4.2.2 Определение трудоемкости выполнения работ ………………………………….. 89
4.3 Разработка графика проведения научного исследования ………………………. 91
4.4 Бюджет научно-технического исследования (НТИ) ……………………………… 92
5 СОЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………………………………….. 101
Введение ………………………………………………………………………………………………… 101
5.1 Производственная безопасность ………………………………………………………… 101
5.1.1 Анализ выявленных опасных вредных факторов при разработке и
эксплуатации проектируемого решения ………………………………………………… 102
5.1.2 Освещенность рабочего места ………………………………………………………. 103
5.1.3 Воздействие шума ………………………………………………………………………… 104
5.1.4 Вибрация ……………………………………………………………………………………… 105
5.1.5 Климатические условия ……………………………………………………………….. 111
5.2 Анализ опасных факторов………………………………………………………………….. 112
5.3 Экологическая безопасность………………………………………………………………. 114
5.4 Безопасность в чрезвычайных ситуациях …………………………………………… 116
5.5 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности …….. 118
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………. 121
Список публикаций ……………………………………………………………………………………. 122
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………………… 123
Приложение А …………………………………………………………………………………………… 126
Приложение Б ……………………………………………………………………………………………. 142
Приложение В……………………………………………………………………………………………. 143
Приложение Г ……………………………………………………………………………………………. 145

Большое многообразие разных видов работ и ситуаций, которые
возникают при ликвидациях различных последствий ЧС, представляют высокие
требования к уровню профессиональной подготовки спасателей.
Современные требования, которые предъявляются к системе подготовки
спасателей, играют огромную роль. При этом всём только качественная и
профессиональная подготовка в специализированных учреждениях на учебно-
тренировочных полигонах является надежной базой для подготовки и
аттестации спасателей – профессионалов.
За последнее время произошли большое количество крупных аварий и
катастроф, которые оказали немалое влияние на развитие общества и так же
отношение государства к проблемам, которые связаны с чрезвычайными
ситуациями. Большие количества человеческих жертв, потери социальных и
материальных ценностей всё это способствует искать и улучшать
совершенствовать профессионализм спасательных служб и формирований.
Выполнение различных задач по подготовке спасателей для проведения
работ связанных с утечкой АХОВ и радиоактивных веществ можно
осуществить только в специальном тренировочном комплексе, позволяющем
проводить необходимые тренировки, для достижения соответствующего уровня
подготовки спасателей и аварийно-спасательных формирований.
Конечно, же самый наилучший эффект тренировки личного состава
можно получить только, при учете в реальном времени все большего числа
факторов и эмоционального состояния спасателя. Алгоритм ликвидации
последствий аварии описывается большим количеством разноплановых
руководящих документов и инструкций и в критической ситуации
руководителю ЛПА достаточно сложно своевременно принять оптимальное
решение. Четкое взаимодействие руководителя ЛПА и команды спасателей
крайне важно, так как любая ошибка может привести к серьезным негативным
последствиям. Проведение занятий на тренажерах позволят гораздо быстрее
повысить эффективность и оперативность принятия решений в ходе
выполнения поставленных задач.
Продолжает увеличиваться и постоянно растет техногенная
деятельность человечества, возросло количество аварий, стихийных бедствий и
катастроф. Эти все факторы усугубляют проблему обеспечения безопасности
населения, а также его подготовленности к возникновению различных ЧС.
Существует ряд служб с определенной правовой основой и материально-
технической базой для ликвидации неблагоприятных последствий,
возникающих в результате произошедших чрезвычайных ситуаций. В
результате этого существует необходимость для обучения и подготовки
спасателей, и других специализированных кадров в области безопасности
жизнедеятельности. Существующая техника, конечно же, не может заменить
человека в большинстве чрезвычайных ситуаций, поэтому к личному составу
спасательных служб предъявляются достаточно высокие требования к
физической подготовке, психофизиологической устойчивости, и
профессиональным навыкам и знаниям. Для спасателя, важны все эти факторы,
так как при проведении аварийно-спасательных работ (АСР) на организм
спасателя воздействует большое количество негативных факторов: оценка
обстановки и быстрое принятие решения, а также большой поток информации.
Поступающей в результате произошедших чрезвычайных ситуаций, нервно-
психическое напряжение, которое связанное с большой ответственностью за
принятие того или иного решения. Соответственно все это требует повышения
качества подготовки спасателей, совершенствования психофизиологических и
физических возможностей специалистов служб спасения.
Целью моей работы является разработка тренировочного комплекса
подготовки спасателей для проведения тренировок, совершенствования
профессиональных навыков и отработки действий по локализации утечек
АХОВ, спасателями в условиях радиоактивного и химического заражения
местности.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить
следующие задачи:
 Провести анализ существующих тренажерных комплексов;
 Рассмотреть методы ликвидации очагов химического заражения;
 Рассмотреть организацию и проведение дезактивационных работ;
 Разработка тренажёров для подготовки спасателей.

Значение комплексной, отвечающей современным требованиям,
системы подготовки спасателей очень велико. При этом только качественная,
профессиональная подготовка в специализированных учреждениях является
надежной базой для подготовки профессионалов – спасателей.
В результате проделанной работы можно прийти к выводу, что
необходимо совершенствовать проведение тренировок и вводить новые этапы
для повышения уровня подготовки спасателей и развития профессионализма.
В процессе проведения анализа имеющихся тренажёрных комплексов в
России, проведено изучения тренажеров в спасательных подразделениях.
Рассмотрены преимущества данных тренажеров.
Рассмотрены методы ликвидации химического заражения в результате
аварий. Различные способы локализации аварийных утечек и средства защиты
спасателей.
Представлен комплекс тренажеров для спасателей и аттестующихся на
спасателей. Данная программа предполагает тренажерные комплексы, на
которых отрабатываются профессиональные навыки спасательных
формирований. Основной уклон делается на действия аварийно-спасательного
формирования при локализации утечек АХОВ и спасение пострадавших из
зоны аварии.
Список публикаций

1. Д.С. Ермолаев «Совершенствование методов обеспечения
безопасности магистральных газопроводов». Экология и безопасность в
техносфере: современные проблемы и пути решения: сборник трудов
Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых,
аспирантов и студентов / Юргинский технологический институт. – Томск: Изд-
во Томского политехнического университета, 2017. − 736 с. ISBN 978-5-4387-
0785-1– [С. 686-691].
2. Д.С. Ермолаев «Совершенствование методов обеспечения
безопасности магистральных газопроводов в чрезвычайных ситуациях».
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
МАГИСТРАНТОВ, АСПИРАНТОВ, МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ ТЕХНОСФЕРНАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ В XXI ВЕКЕ (27-28 ноября 2017 г., г. Иркутск)

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Математическое моделирование возникновения и развития природных пожаров
    📅 2020год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Управление профессиональным риском при выполнении работ на высоте
    📅 2018год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Повышение эффективности использования аварийно-спасательного оборудования
    📅 2020год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Оценка эффективности мероприятий по снижению риска аварий
    📅 2020год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Организация оповещения населения города Томска в чрезвычайных ситуациях
    📅 2018год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Совершенствование системы обращения с твердыми бытовыми отходами
    📅 2021год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)