Разработка тренировочного комплекса для проведения поисково-спасательных работ в условиях радиоактивного и химического заражения местности

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Ермолаев, Денис Сергеевич Отделение контроля и диагностики (ОКД)
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Работа посвящена разработке проекта учебно-тренировочного комплекса для подготовки спасателей аварийно-спасательных формирований. В процессе исследования проводился обзор литературы по разработке тренировочного комплекса, анализ существующих методик обучения и подготовки спасателей в условиях радиоактивного и химического заражения территории.
В результате исследования был предложен проект создания тренировочного комплекса для проведения тренировок спасателей в условиях радиоактивного и химического заражения местности.

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………. 17
1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ………………………………………………………………………… 20
1.1. Полигонно-тренажерный метод ………………………………………………………… 20
1.2 Учебные центры, использующие полигонно-тренажерные комплексы для
подготовки спасателей ……………………………………………………………………………… 21
1.2.1 179-ый спасательный центр МЧС России ……………………………………….. 22
1.2.2 Центр подготовки спасателей Нижегородской области …………………… 27
1.2.3 Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей ……………………….. 31

1.3 Понятие о химически и радиационно опасном объекте…………………..31

1.2.4 Катастрофы с выбросами АХОВ …………………………………………………….. 36
1.2.5 Аварии с выбросами АХОВ ……………………………………………………………. 39
2 ОБЪЕКТ И МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ……………………………………………………. 41
2.1 Основные требования к организации и технологиям ведения АСДНР в
условиях химических аварий …………………………………………………………………….. 42
2.2 Технология локализации пролива АХОВ обвалованием ………………………. 43
2.3. Локализация и обеззараживание источников химического заражения …. 48
2.4 Технология локализации и обеззараживание парогазовой фазы облака
АХОВ ………………………………………………………………………………………………………. 50
2.5 Технология локализации пролива сбором жидкой фазы АХОВ в приямки
(ямы-ловушки)………………………………………………………………………………………….. 54
2.6 Технология локализации пролива АХОВ покрытием слоем пены,
полимерными пленками, плавающими экранами ………………………………………. 55
2.7 Технология локализации пролива АХОВ разбавлением его водой или
нейтральными растворителями …………………………………………………………………. 57
2.9 Способы и технологии прекращения истечения (выброса) АХОВ из
аварийного оборудования …………………………………………………………………………. 60
3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ТРЕНИРОВОЧНОГО КОМПЛЕКСА ……………….. 63
3.1 «Вертикальный лифт» …………………………………………………………………………. 64
3.2 «Полуразрушенное здание» …………………………………………………………………. 65
3.3 «Помещение с АХОВ» ………………………………………………………………………… 66
3.4 «Лабиринт двухсекционный тренажёр» ……………………………………………….. 67
3.5 «Баллон с хлором» ………………………………………………………………………………. 69
3.6 «Цистерна с АХОВ» ……………………………………………………………………………. 70
3.7 «Изогнутая труба»……………………………………………………………………………….. 71
3.8 «Колодец» …………………………………………………………………………………………… 72
3.9 «Система задымления» ………………………………………………………………………… 73
3.10 «Загазованная цистерна» ……………………………………………………………………. 74
4 ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, РЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ И
РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ…………………………………………………………………………….. 80
Введение…………………………………………………………………………………………………… 80
4.1 Оценка коммерческого потенциала и перспективности проведения
научных исследований с позиции ресурсоэффективности и
ресурсосбережения …………………………………………………………………………………… 81
4.1.1 Потенциальные потребители результатов исследования …………………. 81
4.1.2 Анализ конкурентных технических решений ………………………………….. 82
4.1.3 Технология QuaD …………………………………………………………………………… 83
4.1.4 SWOT-анализ ………………………………………………………………………………… 84
4.2 Планирование научно-исследовательских работ……………………………………… 89
4.2.1 Структура работ в рамках научного исследования …………………………….. 89
4.2.2 Определение трудоемкости выполнения работ ………………………………….. 89
4.3 Разработка графика проведения научного исследования ………………………. 91
4.4 Бюджет научно-технического исследования (НТИ) ……………………………… 92
5 СОЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………………………………….. 101
Введение ………………………………………………………………………………………………… 101
5.1 Производственная безопасность ………………………………………………………… 101
5.1.1 Анализ выявленных опасных вредных факторов при разработке и
эксплуатации проектируемого решения ………………………………………………… 102
5.1.2 Освещенность рабочего места ………………………………………………………. 103
5.1.3 Воздействие шума ………………………………………………………………………… 104
5.1.4 Вибрация ……………………………………………………………………………………… 105
5.1.5 Климатические условия ……………………………………………………………….. 111
5.2 Анализ опасных факторов………………………………………………………………….. 112
5.3 Экологическая безопасность………………………………………………………………. 114
5.4 Безопасность в чрезвычайных ситуациях …………………………………………… 116
5.5 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности …….. 118
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………. 121
Список публикаций ……………………………………………………………………………………. 122
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………………… 123
Приложение А …………………………………………………………………………………………… 126
Приложение Б ……………………………………………………………………………………………. 142
Приложение В……………………………………………………………………………………………. 143
Приложение Г ……………………………………………………………………………………………. 145

Большое многообразие разных видов работ и ситуаций, которые
возникают при ликвидациях различных последствий ЧС, представляют высокие
требования к уровню профессиональной подготовки спасателей.
Современные требования, которые предъявляются к системе подготовки
спасателей, играют огромную роль. При этом всём только качественная и
профессиональная подготовка в специализированных учреждениях на учебно-
тренировочных полигонах является надежной базой для подготовки и
аттестации спасателей – профессионалов.
За последнее время произошли большое количество крупных аварий и
катастроф, которые оказали немалое влияние на развитие общества и так же
отношение государства к проблемам, которые связаны с чрезвычайными
ситуациями. Большие количества человеческих жертв, потери социальных и
материальных ценностей всё это способствует искать и улучшать
совершенствовать профессионализм спасательных служб и формирований.
Выполнение различных задач по подготовке спасателей для проведения
работ связанных с утечкой АХОВ и радиоактивных веществ можно
осуществить только в специальном тренировочном комплексе, позволяющем
проводить необходимые тренировки, для достижения соответствующего уровня
подготовки спасателей и аварийно-спасательных формирований.
Конечно, же самый наилучший эффект тренировки личного состава
можно получить только, при учете в реальном времени все большего числа
факторов и эмоционального состояния спасателя. Алгоритм ликвидации
последствий аварии описывается большим количеством разноплановых
руководящих документов и инструкций и в критической ситуации
руководителю ЛПА достаточно сложно своевременно принять оптимальное
решение. Четкое взаимодействие руководителя ЛПА и команды спасателей
крайне важно, так как любая ошибка может привести к серьезным негативным
последствиям. Проведение занятий на тренажерах позволят гораздо быстрее
повысить эффективность и оперативность принятия решений в ходе
выполнения поставленных задач.
Продолжает увеличиваться и постоянно растет техногенная
деятельность человечества, возросло количество аварий, стихийных бедствий и
катастроф. Эти все факторы усугубляют проблему обеспечения безопасности
населения, а также его подготовленности к возникновению различных ЧС.
Существует ряд служб с определенной правовой основой и материально-
технической базой для ликвидации неблагоприятных последствий,
возникающих в результате произошедших чрезвычайных ситуаций. В
результате этого существует необходимость для обучения и подготовки
спасателей, и других специализированных кадров в области безопасности
жизнедеятельности. Существующая техника, конечно же, не может заменить
человека в большинстве чрезвычайных ситуаций, поэтому к личному составу
спасательных служб предъявляются достаточно высокие требования к
физической подготовке, психофизиологической устойчивости, и
профессиональным навыкам и знаниям. Для спасателя, важны все эти факторы,
так как при проведении аварийно-спасательных работ (АСР) на организм
спасателя воздействует большое количество негативных факторов: оценка
обстановки и быстрое принятие решения, а также большой поток информации.
Поступающей в результате произошедших чрезвычайных ситуаций, нервно-
психическое напряжение, которое связанное с большой ответственностью за
принятие того или иного решения. Соответственно все это требует повышения
качества подготовки спасателей, совершенствования психофизиологических и
физических возможностей специалистов служб спасения.
Целью моей работы является разработка тренировочного комплекса
подготовки спасателей для проведения тренировок, совершенствования
профессиональных навыков и отработки действий по локализации утечек
АХОВ, спасателями в условиях радиоактивного и химического заражения
местности.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить
следующие задачи:
 Провести анализ существующих тренажерных комплексов;
 Рассмотреть методы ликвидации очагов химического заражения;
 Рассмотреть организацию и проведение дезактивационных работ;
 Разработка тренажёров для подготовки спасателей.

Значение комплексной, отвечающей современным требованиям,
системы подготовки спасателей очень велико. При этом только качественная,
профессиональная подготовка в специализированных учреждениях является
надежной базой для подготовки профессионалов – спасателей.
В результате проделанной работы можно прийти к выводу, что
необходимо совершенствовать проведение тренировок и вводить новые этапы
для повышения уровня подготовки спасателей и развития профессионализма.
В процессе проведения анализа имеющихся тренажёрных комплексов в
России, проведено изучения тренажеров в спасательных подразделениях.
Рассмотрены преимущества данных тренажеров.
Рассмотрены методы ликвидации химического заражения в результате
аварий. Различные способы локализации аварийных утечек и средства защиты
спасателей.
Представлен комплекс тренажеров для спасателей и аттестующихся на
спасателей. Данная программа предполагает тренажерные комплексы, на
которых отрабатываются профессиональные навыки спасательных
формирований. Основной уклон делается на действия аварийно-спасательного
формирования при локализации утечек АХОВ и спасение пострадавших из
зоны аварии.
Список публикаций

1. Д.С. Ермолаев «Совершенствование методов обеспечения
безопасности магистральных газопроводов». Экология и безопасность в
техносфере: современные проблемы и пути решения: сборник трудов
Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых,
аспирантов и студентов / Юргинский технологический институт. – Томск: Изд-
во Томского политехнического университета, 2017. − 736 с. ISBN 978-5-4387-
0785-1– [С. 686-691].
2. Д.С. Ермолаев «Совершенствование методов обеспечения
безопасности магистральных газопроводов в чрезвычайных ситуациях».
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
МАГИСТРАНТОВ, АСПИРАНТОВ, МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ ТЕХНОСФЕРНАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ В XXI ВЕКЕ (27-28 ноября 2017 г., г. Иркутск)

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Разработка тренировочного комплекса для проведения поисково-спасательных работ в условиях радиоактивного и химического заражения местности»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Математическое моделирование возникновения и развития природных пожаров
    📅 2020 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Управление профессиональным риском при выполнении работ на высоте
    📅 2018 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Повышение эффективности использования аварийно-спасательного оборудования
    📅 2020 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Оценка эффективности мероприятий по снижению риска аварий
    📅 2020 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Организация оповещения населения города Томска в чрезвычайных ситуациях
    📅 2018 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Совершенствование системы обращения с твердыми бытовыми отходами
    📅 2021 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)