Развитие государственно-частного партнерства в системе государственной поддержки сельского хозяйства
Сущность и содержание государственного частного партнерства
В России государственно-частное партнерство в нынешнем его виде стало активно развиваться не так давно. Развитию этого направления послужило формирование соответствующей законодательной базы. Так в 2005 г. был принят Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-ФЗ. Этот закон позволил урегулировать отношения между государством и юридическим лицом при концессионных соглашениях. В 2007 г. Министерство экономического развития уже опубликовало планы по развитию ГЧП [9, с. 63].
В 2015 г. был принят Федеральный закон от 13.07.2015 №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Важно отметить, что и на муниципальном уровне стали принимать аналогичные правовые документы. Более 50% всех субъектов РФ уже приняли Региональный закон о ГЧП.
Необходимо отметить, что, следуя общемировой тенденции, Российская Федерация (РФ) приходит к пониманию необходимости внедрения концепции «нового государственного управления». Сложившаяся внешнеполитическая обстановка и ее влияние на социально-политическое положений в стране обнажают необходимость реформирования системы государственного управления и изменение стиля и методов управления. Согласно концепции «нового государственного управления», функцией государства является не оказание общественных услуг гражданам, а организация этого процесса через передачу части своих функций в частные руки.
За последние годы ГЧП являлось предметом изучения многих ученых, в связи с этим сформулировано множество определений ГЧП. По мнению авторов, наиболее полным является определение В.Г. Варнавского. Он определяет ГЧП как институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно-значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до обеспечения общественный услуг [8, с. 58].
Законодатель же концептуализирует ГЧП и относительно новое явление – муниципально-частное партнерство (МЧП) как юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничества публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера – с другой стороны. Цель: привлечение в экономику частных инвестиций, перераспределение и снижение рисков в деятельности властных структур по обеспечению доступности товаров, услуг и повышения их качества.
Для роста эффективности использования государственных средств в сельском хозяйстве в условиях неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и необходимости расширения площади, мелиорируемых угодий требуются новые механизмы государственной поддержки. Одним из таких новых методов является государственно-частное партнерство: система долгосрочных отношений между государством и представителями частного сектора по реализации определенного проекта на заранее определенных условиях распределения доходов или неимущественных выгод, расходов и рисков.
Исследования, отражающие проблемы государственно-частного партнерства в системе государственной поддержки сельского хозяйства, можно условно разделить на три основных направления.
Первое направление – государственная поддержка сельского хозяйства – рассмотрена в работах Д.С. Алексанова, В.А. Кувшинова, В.В. Козлова, Е.Ю. Козлова, А.Ф. Королькова, В.В. Маковецкого, И.А. Минакова, Р.В. Некрасова, В.В. Приемко, В.П. Третьяка, Н.М. Хубулавы, и др. Вторым из них является развитие механизмов государственно-частного партнерства в системе государственной поддержки сельского хозяйства. Оно исследуется в работах Е.Ю. Бондаренко, В.В. Гусева, В.Н. Ивановой, Н.А. Игнатюка, В.А. Кабашкина, А.А. Левченко, B.В. Максимова, О.М. Особенкова, А.В. Павлюкова, В.А. Сидорова, М.В. Щегорцова, JI.JL Яровенко и др. Третье направление представлено трудами по проблемам адаптации функционирования системы государственной поддержки в рамках ВТО таких авторов, как Е.В. Вавилова, Р.С. Гринберг, И.И. Дюмулен, C.В. Иванова, С.Ф. Сутырин, А.И. Татаркин, Е.Д. Халевинская, Н.А. Чернышев и др.
Вместе с тем в научной литературе фактически отсутствуют комплексное исследование путей и способов развития сельского хозяйства за счет совершенствования системы государственной поддержки на основе механизмов государственно-частного партнерства.
Развитие государственно-частного партнерства в сельском хозяйстве России ставит вопросы о соотношении государственных и частных средств в рамках партнерства, гарантиях привлечения частных инвестиций в требуемом объеме, конкретных формах партнерства, способных обеспечить необходимую отдачу от инвестированных средств. Необходимость ограничивать прямую государственную поддержку сельского хозяйства России требует поиска новых организационных механизмов поддержки, позволяющих привлекать частные инвестиции и создавать синергетический эффект.
Таким образом, тема данной магистерской диссертации представляется актуальной и ориентированной на формирование концептуальных подходов, механизмов, моделей к обеспечению эффективного развития сельского хозяйства за счет совершенствования системы государственной поддержки на основе механизмов государственно-частного партнерства.
1. Гражданский процессуальный кодекс от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532. Гл. 24, 25.
2. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 47. ст. 4472.
3. Федеральный закон от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» // СЗ РФ. 2006. № 19. ст. 2060.
4. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 “О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе” // СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112.
5. Указ Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729 «Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 24. ст. 2395.
6. Агошкова Н.Е. Проблемы и перспективы инновационного развития плодоводства в России / Н.Е.Агошкова, Н.Н.Агошкова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2014. – №17. – С.29-36
7. Алексеева С.А. Основные принципы устойчивого развития в агропромышленном комплексе // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. – 2013. – №4. – С.51-57
8. Алтухов А. О создании необходимых условий для расширенного воспроизводства в зернопродуктовом подкомплексе // Экономист. – 2015. – №5. – С.33-42
9. Алтухов А. Ускоренное импортозамещение в АПК требует адекватного инвестирования // Экономист. – 2016. – №6. – С.11-24
10. Аничин В. Об использовании заемного капитала и субсидирования процентной ставки в АПК / В. Аничин, А. Елфимов // Экономист. – 2015. – №11. – С.92-93
11. Апалькова И.Ю. Значение фактора интенсификации для ускоренного развития сельского хозяйства // Микроэкономика. – 2016. – №2. – С.76-81
12. Байнева И.И. Использование энергосберегающих технологий в сельскохозяйственном производстве // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. – 2015. – №1. – С.27-31
13. Балынин И.В. Сельское хозяйство Российской Федерации: реалии и перспективы развития, проблемы и пути решения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2015. – №37. – С.32-43
14. Барсукова С.Ю. Аграрный бизнес России в условиях ВТО: ожидания и реальность // Мир России: социология, этнология. – 2014. – Т.23, №4. – С.98-124
15. Барышников Н. Диагностика и управление текущими финансовыми потребностями сельского хозяйства / Н.Барышников, Д.Самыгин // Экономист. – 2015. – №3. – C.80-85
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!