Развитие координационных способностей как фактор успешности соревновательной деятельности лыжников-гонщиков 14-15 лет в спринтерских дисциплинах.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ…………………………………. 6
1.1. Характеристика понятия «координационные способности»……………..6
1.2. Актуальность и специфика развития координационных способностей в различных видах спорта…………………………………………………………25
1.3.Проявление координационных способностей у лыжников-гонщиков…..34
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………….38
2.1 Методы исследования……………………………………………………….38
2.2. Организация исследования………………………………………………………………….40
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ………42
3.1. Результаты констатирующего педагогического эксперимента………….42
3.2. Педагогические условия развития координационных способностей у лыжников-гонщиков 14-15 лет………………………………………………….44
3.3. Обоснование эффективности сформированных педагогических условий для совершенствования координационных способностей у лыжников-гонщиков 14-15 лет………………………………………………………………48
Выводы……………………………………………………………………………54
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………55
Тенденции развития современного спорта демонстрируют все большее смещение в сторону повышения зрелищности соревновательной борьбы, а уровень достижений современных атлетов неуклонно продолжает расти. Это требует постоянного поиска новых средств и методов в развитии физических, интеллектуальных и моральных качеств спортсменов, а также переоценки вклада различных составляющих в достижение более высоких спортивных результатов.
Современный лыжный спорт характеризуется стремительным возрастанием скоростей, а в контактных дисциплинах требует от спортсмена мгновенного принятия решений к выполнению тех или иных действий. В исследовании П.А. Сиделева, А.Г. Баталова определены некоторые факторы, коррелирующие с результатами в лыжном спринте (мужчины). К числу прочих факторов, имеющих отношение к физической подготовленности и особенностям протекания физиологических механизмов, авторами выделяется и такой фактор, как способность применять адекватную технику лыжных ходов в условиях меняющегося рельефа трассы и эффективно решать тактические задачи в условиях контактной соревновательной борьбы. Подчеркивается, что в течение спринтерской гонки спортсмены до 20 раз меняют способ передвижения по дистанции [59].
Таким образом, в настоящее время в лыжных гонках все большее значение приобретают такие способности как умение быстро перестраиваться и сохранять устойчивость в сложных технико-тактических ситуациях, т.е. координационные способности. …..
Современный лыжник-гонщик должен обладать хорошей реакцией и умением резко изменять направление и скорость передвижения в запале спринтерских противоборств, правильно проходить в группе соперников виражи, повороты, развороты. Все вышеперечисленные умения и навыки формируются на основе координационных способностей [19].
Изучением механизмов развития координационных способностей занимались многие исследователи: В.И. Лях, Н.А. Бернштейн, В.К. Бальсевич, Н.А. Фомин, А.Г. Кравцев, И.Ю. Горская, А.Г. Карпеев, А.В. Маслюков, О.Н. Урлова [4], [12], [30]. Вместе с тем в данных работах в большей мере рассматриваются вопросы, связанные с общим изучением понятия координационные способности, особенностями их развития в различные возрастные периоды, а также в видах спорта имеющих скоростно-силовую направленность, такие как бадминтон, карате, конькобежный спорт. При этом, до настоящего времени многие вопросы, касающиеся указанной тематики, продолжают оставаться актуальными и требуют своей дальнейшей проработки. В частности, большое значение имеет изучение вопросов развития координационных способностей лыжников-гонщиков.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить ряд педагогических условий, способствующих эффективному развитию координационных способностей и повышению успешности соревновательной деятельности лыжников-гонщиков 14-15 лет в спринтерских дисциплинах.
Объект исследования – тренировочный процесс лыжников-гонщиков.
Предмет исследования – средства и методы развития координационных способностей лыжников-гонщиков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что повышение успешности соревновательной деятельности лыжников-гонщиков в спринтерских дисциплинах возможно:
– при условии перераспределения времени тренировочной работы в пользу увеличения ее доли над развитием координационных способностей на 6% (за счет снижения на 4% времени работы над общей выносливостью, а также скоростной и силовой работы – по 1%);
– за счет включения специальных упражнений для развития координационных способностей лыжников-гонщиков.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу, освещающую вопросы развития и оценки координационных способностей у лыжников-гонщиков.
2. Разработать педагогические условия, положительно влияющие на развитие координационных способностей лыжников-гонщиков.
3. В ходе педагогического эксперимента проверить эффективность предлагаемых педагогических условий для совершенствования (развитие) координационных способностей.
1. Бакулев, С.Е. Дифференцированный подход к определению спортивно важных координационных способностей боксеров / С.Е. Бакулев, О.А. Двейрина, А.С. Саввина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2006. – № 20. – С. 3-9.
2. Баталов, А.Г. Современная соревновательная деятельность в лыжных гонках. / А.Г. Баталов, М.Е. Бурдина // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам «Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков», Смоленск: СГАФКСТ, 2011. – С.10-15.
3. Баталов, А.Г. Модельно-целевой способ построения спортивной подготовки высококвалифицированных спортсменов в зимних циклических видах спорта. // Теория и практика физической культуры. 2000. N 11. с.46-52.
4. Баталов, А.Г. Краткий курс дисциплины «Лыжный спорт»: учебное пособие / А.Г. Баталов, Т.Н. Раменская, П.В. Головкин и др. – М.: Наука, 2004. – 320 с.
5. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 47 с.
6. Бобошин, А.В. Обучение технике коньковых ходов юных лыжников-гощиков / А.В. Бобошин, А.В. Шишкина // Теория и практика физической культуры. – 2012, №5, с.16.
7. Бомпа, Т.О. Подготовка юных чемпионов. – М.: АСТ «Астрель», 2003. – 31с.
8. Бутин, И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 368 с.
9. Верхошанский, Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки // Теория и практика физ. культуры. – 1998. – № 7. – С. 14.
10. Воеводкин, В.А. Оптимизация методики изучения техники коньковых ходов / В.А. Воеводкин, А.Ю. Кейно // Теория и практика физ. культуры : тренер : журнал в журнале. – 2004. – №11. – С. 37-38.
11. Галиев Р. Р. Теоретические и практические аспекты обучения коньковым лыжным ходам [Текст] / Р. Р. Галиев, Ф. Г. Газизов // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 371-373.
12. Галимова, А.Г. Координационные способности как фактор повышения кондиций человека / Галимова, А.Г., Цинкер, В.М. // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. – №1. – С.53-56.
13. Головачев, А.И. Динамика скоростно-силовых качеств и быстроты движений у высококвалифицированных лыжников-гонщиков в годичном цикле подготовки. // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам «Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков», Смоленск – СГАФКСТ, 2011. – 295 с.
14. Горелов, А.А. Теория и практика управления вестибулярными реакциями человека в спорте и профессиональной деятельности / Горелов, А.А.; Стрелец, В.Г. – СПб.: Изд-во ВИФК, 1995. – С. 72-83.
15. Горская, И.Ю. Оценка координационной подготовленности в спорте // Теория и практика физической культуры. 2010.- № 7. – С. 34-37.
16. Горская, И.Ю. Технология оценки общей и специальной координационной подготовленности в спорте // Лечебная физкультура и спортивная медицина. 2015. – № 1.- С. 14-19.
17. Григорьев В.А. Шарапов Д.Г. Асимметрия в технике передвижения на лыжах в соревновательных форматах «Спринт» // Теория и практика физической культуры. 2011г, №5, с 85.
18. Гурский, А.В. Совершенствование технического мастерства лыжников-гонщиков на основе модельных характеристик двигательной деятельности. / А.В. Гурский, Л.Ф. Кобзева, Л.А. Гурская // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам «Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков», Смоленск- СГАФКСТ, 2013. – 218 с.
19. Гусева, Н. А. Совершенствование координационных способностей квалифицированных лыжниц-гонщиц в переходном и подготовительном периоде спортивной тренировки// Физическая культура, спорт – наука и практика. 2012. – №2 – С.6-9.
20. Дворецкий, В.А. Вариативность характеристик движения лыжника-гонщика в процессе прохождения соревновательной дистанции. // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам «Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков», Смоленск- СГАФКСТ. – 2011. – 295 с.
21. Демко, Н.А. Биомеханическое и эргономическое обоснование оптимального соотношения компонентов скорости передвижения лыжников-гонщиков разного уровня подготовленности / Демко, Н.А., Ермаков, В.В., Гурский, А.В., Кобзева, Л.Ф. // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам «Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков». Смоленск: СГАФКСТ, 2013. – С.91-103.
22. Ермаков, В.В. Биомеханика техники движений на лыжах и при имитации на тренажере “коньковая рессора”. / В.В. Ермаков, С.А. Потапов, Р.П. Чирков // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам «Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков», Смоленск- СГАФКСТ, 2011. – 295 с.
23. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.
24. Зверева, М. В. О понятии “дидактические условия” / М. В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. – М.: Педагогика. – 1987. – № 1. – С. 29–32.
25. Ипполитова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. №1. С. 8-14.
26. Каль, М. Воспитание функции равновесия. //Теория и практика физической культуры. -2005. – №3. – С. 62-63.
27. Келлер, В.С. Теоретико-методические основы подготовки спортсменов / В.С. Келлер, В.Н. Платонов. – Львов, 1993. – 270 с.
28. Каппель, К.Е. К методике обучения технике коньковых лыжных ходов. // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам «Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков», Смоленск- СГАФКСТ, 2011. – 295 с.
29. Кобзева Л.Ф. Биомеханические особенности техники конькового и классического лыжных ходов. // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам «Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков», Смоленск- СГАФКСТ, 2011. – 295 с.
30. Кобзева Л.Ф., Ермаков В.В. Изменение кинематических характеристик в коньковом ходе у лыжниц-гонщиц. // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам «Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков», Смоленск- СГАФКСТ, 2011. – 295 с.
31. Кобзева Л.Ф., Ермаков В.В. Научно-методические основы технического совершенствования квалифицированных лыжниц-гонщиц. // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам «Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков», Смоленск- СГАФКСТ, 2013. – 218 с.
32. Крюков, В. Ю.Формирование координационных способностей у юных каратистов, как фактор повышения результативности их соревновательной деятельности // Вестник ТГУ, выпуск 9 (101). – 2011. – С. 78-82.
33. Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. ¬/ В.С. Кузнецов, Ж.К. Холодов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 г. – 131-132 с.
34. Куприянов Б. В. Современные подходы к определению сущности категории “педагогические условия” / Б. В. Куприянов, С. А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. – 2001. – № 2. – С. 101–104.
35. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М.: Советский спорт, 2010. – 156 c.
36. Кылосов, А.А. Использование технических средств при обучении технике конькового хода юных лыжников / Кылосов А.А., Тарасов С.П. // В сборнике: Череповецкие научные чтения. – 2014. Ответственный редактор: Н.П. Павлова. 2015. – С. – 114-117.
37. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. – М.: ТВТ Дивизион. – 2006. – 256 с.
38. Лях, В. И. Двигательные способности школьников: Основы теории и методики развития. М: Тера-Спорт, 2000. – 192 с.
39. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. М.: Терра-спорт, 2000.
40. Лях, В.И. Критерии определения координационных способностей // Теория и практика физической культуры. 1991. № 11. – С. 17-20.
41. Лях, В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспертные исследования // Теория и практика физической культуры. 1995. – № 11. – С. 16-23.
42. Лях, В.И. О классификации координационных способностей / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 7. – С. 28-30
43. Лукьяненко, В.П., Развитие силовых возможностей человека как базовая основа для реализации координационных способностей / Лукьяненко, В.П. Бажев, А.З. // Теория и практика физической культуры. 2007 г. – № 6 – С. 52-53.
44. Мартынова, А.С. Совершенствование методики развития координационных способностей юных бадминтонистов на этапе начальной подготовки. // Омский научный вестник. – № 3 (98). – 2011 г. – С. 159-162.
45. Маслюков, А.В. Возрастная динамика развития координационных способностей хоккеистов 8-14 лет / Маслюков, А.В., Обухов, С.М., Снигирев, А.С., Салахов, И.М. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2007. № 5. С. 48-50.
46. Маслюков, А.В. Развитие координационных способностей у юношей 13-14 лет, занимающихся мини-футболом / Маслюков, А.В., Пешков, А.А., Пасишников А.А., Снигирев А.С. // Теория и практика физической культуры. 2013. № 2. С. 89-91.
47. Матвеев, Л.П. Теория и методика спорта. М. – 1997.- 254 с.
48. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессио¬нально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для институтов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт. – 1991. – 171с.
49. Мелихова, Т.М. Актуализация развития координационных способностей квалифицированных лыжниц-гонщиц Мелихова, Т.М., Гусева, Н.А.// Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2012. №1(22). С.13-14.
50. Назаренко, Л.Д. Средства и методы развития двигательной координации Л.Д. Назаренко Монография. М.: Изд. «Теория и практика физической культуры». – 2003. – 258 с.
51. Новикова Н.Б. Применение видеоанализа для оценки технической подготовленности и специальной работоспособности лыжников-гонщиков высокого класса. // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам «Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков», Смоленск- СГАФКСТ, 2013. – 218 с.
52. Огольцов, И.Г. Тренировка лыжника-гонщика. – М.: Физкультура и спорт, 1979. 215с.
53. Озеров, В.П. Психомоторные способности человека В.Н. Озеров. Дубна: Феникс, 2002. – 320с.
54. Пернич, Г. Серия специализированных публикаций Австрийской федерации лыжного спорта: от базового этапа до этапа совершенствования спортивного мастерства / Г. Пернич, А. Штаудахер. – М., 2003. – 207 с.
55. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения.— К.: Олимпийская литература, 2004. – 410 с.
56. Раменская, Т.И. Специальная подготовка лыжника. М.:СпортАкадемПресс, 2001.- 228 с.
57. Раменская, Т.И. Лыжный спорт: учебное пособие / Т.И. Раменкая, А.Г. Баталов. – М.: Наука, 2004. – 320 с.
58. Сивцева, А. С. Определение содержания понятия “педагогические условия” методом контент-анализа. // Вісник Житомирського державного університету. – Випуск 4 (76). Педагогічні науки. – С. 139-143.
59. Сиделев, П.А. Особенности соревновательной деятельности и факторы, определяющие достижение высокого результата в лыжном спринте. / Сиделев, П.А., Баталов А.Г. // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам «Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков». Смоленск: СГАФКСТ, 2011. – С.144-148.
60. Сологуб, Е.Б. Спортивная генетика: учебное пособие для высших учебных заведений физиче¬ ской культуры / Е. Б. Сологуб, В. А. Таймазов. – М. : Терра-Спорт, 2000. – 127 с.
61. Староста, В. Новый способ измерения и оценки двигательной координации.//Теория и практика физической культуры. – 1998. №6. – С. 15-18.
62. Трофимов, О.Н. Развитие координационных способностей и равновесия у детей младшего школьного возраста. //Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 3 – Том II С.2.
63. Федотов, К. В. Особенности развития координационных способностей у юных конькобежцев с использованием специальных упражнений. // Научно-теоретический журнал «Ученые записки», № 10(80) – 2011 год. – С. 182-184.
64. Фомин, Н.А. Возрастные изменения двигательной координации и ее соотношение с сердечной деятельностью у спортсменов / Фомин, Н.А., Кравцев А.Г. // Основы и методы спортивной ориентации и отбора в отдельных видах спорта. М., 1978. Ч. 1. С. 88-89.
65. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Холодов, Ж.К.; Кузнецов В.С. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 480 с.
66. Шликенридер, П. Лыжный спорт / П. Шликенридер. – Мурманск: Тулома, 2008. – 288 с.
67. Hirtz, P. Koordinative Fahigkeiten in Training-swisheschaft / P. Hirtz // Trainingswissenschaft. – Berlin, 1994. – P. 137-145.
68. Hirtz, P. Koordinativ-motoriche Entwiscklung in der Pubesczenz / In G. Ludwig & Ludwig (Hrsg.) // Koordinative Fahigkeiten – Koordinative Kompetenz. – 2002. – Kassel Universitats-Bibliothek Kassel (S.153-158).
69. Rynkiewicz, T. Struktura zdolnosci motorycznych oraz jej globalne I lokalne przejawy / T. Rynkiewicz // Akademia Wychowania Fizycznego im. Eugeniusza Piaseckiego w Poznaniu. – Poznan, 2003. – 72 s.
70. Starosta, W. Motorjcrne zdolnosci koordynacyjne. Znaczenie, Struktura, Uwarunkowania, Ksztaltowanie / W. Starosta. – Warszawa : Instytut sportu, 2003. – 564 p.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!