Развитие системы маркетинговых исследований с целью выпуска и реализации конкурентоспособной продукции на фармацевтических предприятиях
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СИСТЕМЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………..7
1.1. Современные подходы к определению “маркетинга” и “маркетинговых исследований”: цели, задачи и характеристика основных инструментов и методов маркетинговых исследований……………………………….7
1.2. Показатели и критерии оценки конкурентоспособности продукции предприятия……………………………………………………………………………………………..16
1.3. Механизмы обеспечения выпуска и реализации конкурентоспособности продукции фармацевтического предприятия в условиях рынка…………………………………………………………………………………………28
1.4. Обзор рынка фармацевтической продукции……………………………….36
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ…………………46
2.1. Оценка экономической деятельности АО НПК «Катрен»……………46
2.2. Анализ маркетинговой деятельности предприятия……………………..52
2.3. Меры, предпринимаемые АО НПК «Катрен» для повышения конкурентоспособности фармацевтической продукции……………………………..59
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ РОСТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНСОТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………68
3.1. Характеристика системы маркетинговых исследований, которые применяются на предприятии АО НПК «Катрен»………………………………………68
3.2. Разработка эффективной модели маркетинговых исследований (стратегии) выпуска и реализации фармацевтической продукции для роста конкурентоспособности предприятия АО НПК «Катрен»…………………………..72
3.3. Оценка эффективности предлагаемой модели маркетинговой стратегии………………………………………………………………………………………………….89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….94
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………99
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в разработке комплекса теоретических, методических положений и практических рекомендаций по формированию организационно-экономических направлений повышения конкурентоспособности предприятия фармацевтической отрасли и производимой им продукции на основании маркетинговых исследований.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в обобщении и систематизации научных положений, методологических принципов оценки и анализа маркетинговой деятельности предприятия.
Практическая значимость настоящей работы заключается в том, что в результате выполнения настоящей работы будут разработаны рекомендации для роста конкурентоспособности предприятия АО НПК «Катрен» на рынке фармацевтической продукции. Данные мероприятия могут быть использованы в экономической деятельности предприятия при маркетинговых исследованиях рынка продукции, и как следствие, повышения его известности, прибыльности и рентабельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая и третья) [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы “КонсультантПлюс”. – Режим доступа: http://consultant.ru/online.
2. Об обращении лекарственных средств [Электронный ресурс] : федер. закон от 12.04.2010. № 61-ФЗ : [ред. от 25.06.2012]. – Доступ из справ.-правовой системы “КонсультантПлюс”.
3. Об утверждении Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения [Электронный ресурс] : приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 04-02-2011 № 1222н [зарегистрировано в Минюсте РФ 04.02.2011, Регистрационный № 19698, Текст приказа официально опубликован не был]. – Доступ из справ.-правовой системы “Гарант”. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12082719/# 12082719.
4. Об утверждении порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников [Электронный ресурс] : приказ Минздрава от 09.12.2008 № 705н [зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2009, Регистрационный № 13459, Текст приказа официально опубликован не был]. – Доступ из справ.-правовой системы “Гарант”. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12065725/#12065725.
5. О федеральной целевой программе “Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу” [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 17.02.2011 № 91. – Доступ из справ.-правовой системы “Гарант”. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12083677/#12083677.
6. Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : приказ Минпромторга РФ от 23.10.2009 № 965. – Доступ из справ.- правовой системы “КонсультантПлюс”. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94066.
7. Об утверждении Стратегии развития медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 31.01.2013 № 118. – Доступ из справ.-правовой системы “Гарант”. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70239972/#review.
8. Абдразаков Р.И. Многокритериальный подход к оценке конкурентоспособности организаций / Р.И. Абдразаков // Менеджмент в России и за рубежом. – № 2. – 2010. – С. 22.
9. Андронов Д. А. Управление стратегической конкурентоспособностью компании // Экономика, предпринимательство и право. 2017. № 5 (5). C. 16–21.
10. Ашмарина С.И. Факторы предпринимательской среды функционирования предприятий, обусловливающие их устойчивое развитие и конкурентоспособность в рамках национальной и глобальной экономики [Текст] / С.И. Ашмарина, Е.А. Кандрашина // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 9. – С. 31-36.
11. Блэк Д. Экономика: Толковый словарь: Англо-русский / Дж. Блэк, Общ. ред. И.М.Осадчая. – М. ИНФРА-М; Весь Мир, – 2019.– 840 с.
12. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов 3-е изд. / Под общ. Ред. Г.Л. Багиева.- СПб.: Питер, 2017. – 246 с. (с.112).
13. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/ Под общей ред. проф. Г.Л. Багиева. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2016. – С.39.
14. Балашов А.И. Формирование механизма устойчивого развития фармацевтической отрасли [Текст] : дис. … д-ра экон. наук / А.И. Балашов ; СПбГУЭФ. – СПб., 2012. – 73 с.
15. Булатова И.С. Методологический подход к повышению конкурентоспособности / И.С. Булатова // Сфера услуг: инновации и качество. – 2016. – №23. – С. 64-68.
16. Виноградова С.В., Маркина Н.В., Юдникова Е.С., Яненко М.Б. Маркетинг торгового предприятия: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2017. – С. 130.
17. Воронов Д. С. Оценка конкурентоспособности предприятия. – Режим доступа: vds1234.narod.ru (Дата обращения: 22.11.2019)
18. Герчикова И. Н., Менеджмент: учебник / И.Н. Герчикова. – Москва: 7-е изд., перер. и доп. – м.: юнити-дана, – 2017. – С.290.
19. Головачев А.С. Конкурентоспособность организации / А.С. Головачев. – Москва: изд. Высшая школа. – 2016. – С. 369.
20. Головачев А. С. Конкурентоспособность организации; Вышэйшая школа – М., 2017. – 157 c.
21. Гордон И. Маркетинг партнерских отношений [Электронный ресурс] – URL: http://www.elitarium.ru/2011/06/01/marketing_partnerskikh_otnoshenijj.html. – 2014. (Дата обращения: 23.11.2019)
22. Государственное регулирование: барьеры или стимулы для развития рынка? Тенденции фармацевтического рынка России — 2019 Исследовательский Центр компании «Делойт» в СНГ Москва, 2019 г.
23. Дзахмишева И.Ш. Методика оценки конкурентоспособности услуги в розничной торговой сети / Дзахмишева И.Ш. // Маркетинг в России и за рубежом. №3. – 2011. – С. 93.
24. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб. Пособие / П.С. Завьялов. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 310 с.
25. Завьялов, П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие / П.С. Завьялов. – М.: НИЦ ИНФРА-М, – 2014. – С. 177.
26. Кершенбаум В.Я. Конкурентоспособность и проблемы развития компании: учебное пособие: моногр. / ред. А.И. Владимиров // В.Я. Кершенбаум. – Москва: Национальный институт нефти и газа. – 2017. – С. 390.
27. Кетов Н.П., Овчаренко Н.Г. Маркетинг взаимодействия: теоретические аспекты, практика реализации российскими корпорациями. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Эверест», 2017. – С.28.
28. Кретов И.И. Организация маркетинга на предприятии: Практическое пособие. – М.: Юристъ, 2014. – С.96.
29. Ким А.Р. Оценка маркетинговых стратегий предприятий и основные направления их усовершенствования // Наука и образование сегодня. 2018. – № 2 (25). – С. 21-23.
30. Краснянская О.В., Мандыч И.А. Процесс управления маркетинговым потенциалом фирмы // Российский технологический журнал. 2018. – № 1 (21). – С. 63-72.
31. Лифиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг : учебник для бакалавров / И. М. Лифиц. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 437 с.
32. Морозов В. Формирование конкурентных преимуществ в отрасли // Маркетинг. – 2017. – N 5. – С.90-99.
33. Минко И.С., Степанова А.А. Маркетинг: Учеб. пособие / Под ред. И.С. Минко.: СПб.: НИУ ИТМО; ИХиБТ, 2013. – 155с.
34. Миронов М.Г., Ваша конкурентоспособность: учебник / М.Г. Миронов. – Москва: Изд. АльфаПресс., – 2018. – С.52.
35. Мокроносов А.Г., Маврина И.Н., Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А.Г. Мокроносов, И.Н. Маврина. – Екатеринбург: Изд. Урал. ун – та, 2014. – С. 101.
36. Обзор тенденций на глобальном и российском фармацевтическом рынке. Государственное регулирование: барьеры или стимулы для развития рынка? Тенденции фармацевтического рынка России – 2019 Исследовательский Центр компании «Делойт» в СНГ Москва, – 2019 г.
37. Осадчук Е.В. Конкурентоспособность в Интернете. Как сделать свой проект успешным / Е.В. Осадчук. Москва: изд. Бином. Лаборатория знаний. – 2015. – С. 132.
38. Попов С. Конкурентоспособная стратегия на основе корневых компетенций // Экон. стратегии. – 2017. – N 11. – С.70-79.
39. Савельева Н.А. Управление конкурентоспособностью фирмы: учеб. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 382 с.
40. Соболева О.В. Маркетинговая деятельность: цель, виды, подходы к определению понятия. Вестник Псковского государственного университета. Серия «Экономика, право и управление», 2015. – 48-54с.
41. Стаценко Е.В., Терехова Н.А. Механизм определения уровня конкурентоспособности предприятия // Международный научный журнал «Символ науки». – 2016. – № 4. – С. 223-225.
42. Сысоева Е.А., Факторы конкурентоспособности предприятия: подходы и составляющие [Электронный ресурс] // Экономические науки: электрон. научн. журн. – 2010. – №12. Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru (Дата обращения: 25.11.2019)
43. Сервис SWOT-анализ online – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.masterplans.ru/swot-analysis.html (Дата обращения: 25.11.2019)
44. Фасхиев Х.А. Определение конкурентоспособности предприятия / Х.А. Фасхиев // Маркетинг в России и за рубежом. – 2019. – №4. – С. 75.
45. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: Экономика, стратегия, управление: Учебник. – М.: ИнфраМ, 2017. – 241 c.
46. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: Учеб.пособие. – М.: Эксмо, 2016. ¬ 254 с.
47. Чайникова Л.Н., Чайников В.Н. Конкурентоспособность предприятия : учеб.пособие – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2017. – 300 с.
48. Шепелев А.В. Теоретический анализ понятия конкурентоспособности организации на современном этапе развития экономики / А.В. Шепелев // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 12-4 (53-4). – С. 850-855.
49. Шепелев А.В. Исследование современных факторов конкурентоспособности [Текст] / А.В. Шепелев, А.М. Измайлов // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 12-4 (53-4). – С. 864-867.
50. Шилова Е.В. Управление конкурентоспособностью фармацевтических промышленных предприятий: автореф. дис. … канд. экон. наук : 08.00.05 / Е. В. Шилова. – Ижевск, 2012. – 19 с.
51. Экономика предприятия: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. В. Колышкин [и др.]; под ред. А. В. Колышкина, С. А. Смирнова. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 498 с.
52. Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. СМК соответствует требованиям ISO 9001:2008
53. US Competitiveness in the World Economy / B.R. Scott, G.C. Lodge (eds). – Boston : Harvard Business School Press, 1985. – 89 р.
54. Официальный сайт компании “Протек”. Режим доступа: https://www.protek.ru/about/ (Дата обращения: 27.11.2019)
55. Официальный сайт компании “Пульс”. Режим доступа: http://puls.ru/about/ (Дата обращения: 27.11.2019)
56. Официальный сайт компании “ФармКомплект”. Режим доступа: https://www.pharmk.ru/about/ (Дата обращения: 27.11.2019)
57. Режим доступа: http://pinme.ru/pin/544d04db1f85119d70056ba1/ (Дата обращения: 29.11.2019)
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!