Развитие волонтерских инициатив в практиках работы с детьми, оставшимися без попечения родителей
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.1. Теоретико-методологические подходы к изучению волонтерской деятельности……………………………………………………………….
7
1.2. Нормативно-правовые основы работы волонтеров с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей…………..
10
1.3. Социально-психологические проблемы сиротства…………………… 17
1.4. Опыт волонтерской деятельности в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей……………………………
27
Выводы по 1 главе…………………………………………………………… 34
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ВОЛОНТЕРОВ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ
2.1. Программа исследования……………………………………………….. 36
2.2. Результаты исследования……………………………………………….. 40
Выводы по 2 главе…………………………………………………………… 53
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВОЛОНТЕРОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ
3.1. Паспорт проекта «Время волонтера»………………………………….. 56
3.2. Содержание деятельности……………………………………………… 59
3.3. Выводы и рекомендации………………………………………………… 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………… 66
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………… 74
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В последние годы волонтерство, как особое направление общественной деятельности, становится все более актуальным и значимым. Об этом свидетельствуют не только многочисленные публикации, появляющиеся на данную тематику, но и практический опыт – создаются фонды, инициативы, общественные движения, группы поддержки в социальных сетях.
Самая распространенная деятельность волонтеров в России – это помощь детям, оставшимся без попечения родителей. Проведенные исследования доказывают, что работа с волонтерами способствует нормальному взрослению детей: развиваются коммуникативные навыки, уменьшается эмоциональная неразвитость, появляются новые формы активности и труда. Кураторство, попечительство, спонсорство не столько материальное, сколько моральное помогает готовить детей к самостоятельной жизни вне детского дома, создавать условия для адекватного вхождения во взрослую жизнь.
Вместе с тем, проведенный анализ трудов отечественных и зарубежных специалистов позволил определить, что до настоящего времени деятельность волонтеров и проекты благотворительных организаций в учреждениях для детей-сирот не получили достаточного теоретического осмысления, не подвергались углубленному анализу. Исследования волонтерских инициатив и изучение форм социально-психологической адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, практически не пересекаются. Можно отметить лишь методические брошюры некоторых фондов и общественных организаций, которые раскрывают данный аспект.
Необходимо помнить, что формы работы волонтеров с детьми направлены на корректировку вполне конкретных особенностей интеллектуального, психоэмоционального развития. В связи с этим, дальнейшее развитие волонтерского участия должно касаться, прежде всего, создания и укрепления института профессионального волонтерства. Это подразумевает под собой осмысление накопленного опыта практической работы и его систематизацию, которая приведет к выявлению наиболее важных и продуктивных аспектов, а также поможет доработать некоторые проблемные моменты.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются волонтеры, работающие с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Предмет исследования – социальная работа волонтеров с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в системе детских домов.
Цели и задачи. Целью магистерской диссертации является изучение особенностей социальной работы волонтеров с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также разработка проекта, направленного на повышение профессиональной и коммуникативной компетентности волонтеров.
Для достижения поставленной цели сформулированы задачи:
1). Провести теоретический анализ литературы, посвященной взаимодействию волонтеров с детьми-сиротами, и изучить степень разработанности данной проблемы;
2). Изучить современные подходы к организации волонтерской работы с детьми-сиротами в Санкт-Петербурге;
3). Провести исследование особенностей социальной работы волонтеров некоммерческих организаций с детьми-сиротами;
4). Разработать проект программы подготовки волонтеров к работе с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Степень изученности проблемы. Волонтерская деятельность является широко изучаемым социокультурным феноменом. Организации и управлению волонтерскими инициативами посвящены работы Е.С. Азаровой, Л. В. Вандышевой, Т.С.Зубковой, О.В.Косточкиной, В.А. Лукьянова, М.В.Певной, Л.Е. Сикорской Е.И. Холостовой Л.И.Щербаковой и др. Как социальный феномен и часть российской действительности добровольчество изучали М.В.Певная, С.П. Иваненков, О.В. Ковальчук, О.И. Холина, Г.П. Бодренкова и др. Мотивация общественных инициатив рассматривается в работах Е.С.Азаровой, А.Б. Бархаева, У.П.Косовой, О.В.Митрохиной, М.В.Фирсова, Е.И.Холостовой. Глубокое исследование мотивации добровольческой деятельности провели западные ученые Р. Кнаан, Р. Голдберг-Глен М., М. Монга.
Психологическим особенностям и проблемам развития детей-сирот также посвящено множество работ зарубежных и отечественных специалистов Среди зарубежных исследователей необходимо упомянуть фундаментальные работы Дж.Боулби, М.Эйнсворт, Й.Лангмейер, З.Матейчек, Д. Гевирц, Р. Шпиц, Г.Т.Хоментаускас.
Негативные последствия институционального воспитания раскрывают работы В.С.Мухиной, А.Н.Прихожан, Н.Н.Толстых, О.Е.Смирновой, Л.И.Божович, Г.В.Семья, М.А.Кондратьева, М.И. Лисиной, И.В. Дубровиной и др. Вопросы социально-психологической и социально-педагогической помощи детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа, представлены в работах: Т.И.Шульги, Л.Я. Олиференко, А.В. Быкова, Р.В. Овчаровой и др.
Существуют и отдельные исследования добровольческих практик в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей. Среди авторов таких работ – Т.О.Арчакова, Н.В.Вараева, С.В.Довбня, Т.Ю.Морозова, О.В.Решетников, Н.Ф.Яковлева и др.
Гипотеза: в настоящее время волонтеры часто не имеют достаточной профессиональной подготовки для работы с детьми-сиротами. Организация обучающего курса для волонтеров, а также создание открытого доступа к методическим разработкам и рекомендациям в сфере работы с сиротами приведет к повышению качества социальной работы волонтеров.
Методы исследования:
– Анализ литературных источников по проблеме исследования;
– Анкетирование волонтеров;
– Интервью с координаторами волонтерских проектов;
– Контент-анализ интернет-ресурсов;
– Структурированное наблюдение за взаимодействием волонтеров с детьми;
База исследования: некоммерческая организация, благотворительный фонд помощи детям-сиротам «Время помогать».
Апробация результатов. Результаты теоретического исследования проблемы представлены на V Международном молодежном психолого-социальном конгрессе для студентов, аспирантов и молодых ученых 4 –6 мая 2017 года, статья «Добровольчество как фактор развития современного общества».
Практическая значимость работы. Полученные результаты исследования, а также разработанная программа обучения волонтеров могут быть использованы руководителями некоммерческих организаций и координаторами волонтерских групп для повышения качества предоставляемых услуг.
Структура работы включает в себя введение, три основных главы, заключение, библиографический список и приложения. Первая глава разделена на четыре параграфа и представляет собой рассмотрение теоретических, практических и законодательных основ добровольческой работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. Вторая глава содержит авторское исследование особенностей социальной работы волонтеров с детьми-сиротами, где в первом параграфе описана программа исследования, а во втором рассмотрены результаты проведенной работы. Третья глава – это проект программы подготовки волонтеров к работе с детьми-сиротами. В заключении представлены основные выводы работы, соотнесены цели и результаты исследования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Об опеке и попечительстве: Федеральный закон от 24 апреля 2008 № 48-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 17.
2. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федеральный закон от 11 августа 1995 № 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 33.
3. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 52.
4. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 января 1996 года (ред. от 30.03.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 3.
5. Авакян Т.В. Тип привязанности и особенности социального познания у детей-сирот // Психологическая наука и образование. – 2015. – Том 7. № 3. – С. 119–132.
6. Агупова И.Б. Обзор исследований, посвященных теме влияния семейных депривационных условий на психическое развитие детей // Научно-медицинский вестник центрального Черноземья. –2015. –№ 59. – С.3-9.
7. Арчакова Т.О., Базанова Е.С. Волонтерский уход за детьми-сиротами в больницах. В помощь волонтеру. – М.: БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам», 2013. – 92 с.
8. Астоянц М.С. Дети-сироты: анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения. Опыт включенного наблюдения / М. С. Астоянц // Социологические исследования. – 2016. – № 3. – С. 54-63.
9. Асхаков С.И. Справочник социального работника: словарь / С. И. Асхаков. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 440 с.
10. Байбородова Л.В. Социальная педагогика. Трудовое воспитание детей-сирот: учебное пособие / под ред. Л.В. Байбородовой; – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 291 с
11. Бодренкова Г. П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике: учебно-методическое пособие. –М.: АНО «СПО СОТИС».– 2013.– 320с.
12. Бурда А. Г. Основы научно-исследовательской деятельности : учеб. пособие (курс лекций) / А. Г. Бурда; Кубан. гос. аграр. ун-т. – Краснодар, 2015. – 145 с.
13. Вараева Н. В. Программа подготовки волонтеров к работе с детьми-сиротами и семьями в трудной жизненной ситуации «Планета друзей» / Н. В. Вараева – М.: ФЛИНТА, 2013. – 47с.
14. В интересах детей-сирот: лучшие практики работы некоммерческих организаций / Л. Тихонович, А. Сафронова. – М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2014. – 66 с.
15. Волонтерство как вид социальной деятельности: учеб.-метод. пособие для семинарских занятий и организации самостоятельной работы студентов / Л.И., Щербакова, Т.Ю. Коренюгина, М.Ф. Коренюгина, Е.А. Бондаренко. – Новочеркасск: ЮРГПУ(НПИ), 2016. – 64 с.
16. Волонтерское движение: прошлое и настоящее: учебное пособие / И. А. Потапова, Г.Р. Джумагалиева. – Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2012. – 68 с.
17. Герасимова О.Ю. Детско-родительские отношения в семьях детей с задержкой психического развития / О.Ю.Герасимова, Л.Н.Семченко, А.Ю.Маркина // Педиатрческий вестник Южного Урала. – 2016. – № 1. – С. 45-48.
18. Григорова, В. К. Детское общественное движение как фактор социализации воспитанников детских домов и интернатов / В. К. Григорова, Н. Л. Конькова // Среднее профессиональное образование. – 2014. – № 4. – С. 61-63.
19. Давыдова Н.О. Характеристика основных параметров здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Медицинский вестник Башкортостана. – 2013. – Т. 8, № 3. – С. 14–16.
20. Дети в трудной жизненной ситуации: преодоление социальной исключенности детей-сирот: ежегодный отчет [Электронный ресурс] – М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2012. – 80 с. URL: http://www.aksp.ru/work/activity/nac_strateg/files/dokl.pdf (дата обращения 15.09.2017)
21. Довбня С.В., Морозова Т.Ю. Методическое пособие по организации работы волонтеров в доме ребенка [Электронный ресурс] / Результаты проекта «Шаг Навстречу» благотворительного Фонда «Дети Наши», – 2012. – 60 с. URL:https://detinashi.ru/wp-content/material/Metodicheskoe_posobie_ po_organizacii_raboti_volonterov_v_dome_rebenka_izdanie_3.pdf (дата обращения 18.05.2017)
22. Донина О.И. Характеристика современных технологий социально-психологической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей / О.И. Донина, Е.Е. Вагина // Современные исследования социальных проблем. – 2011. – №4, Том 8. – С.8-27
23. Дорога к детям: лучшие практики содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]. – М. : Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2014. – 144 с. URL: http://www.rodmost.ru/files/Doroga_k_detyam.pdf (дата обращения 08.08.2017)
24. Досуг современной молодежи: по материалам социологического исследования / С. П. Иваненков, М. К. Селезнева, Е. С. Берковченко; под ред. С. П. Иваненкова. – СПб., 2014. – 120 с.
25. Дутова О.В. Социальная адаптация детей-сирот средствами социально-культурной деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №6. – С.1-8
26. Записная книжка волонтера. – Уфа: Альфа-реклама, 2014. – 92 с.
27. Заслонкина О.В. Теория социальной работы: учебно-методическое пособие. – Орел: Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2015. – 168 с.
28. Зинатулин А.М., Л.А. Карасева экономико-теоретический подход к организации добровольческого движения // Экономический журнал. –2011. – № 23. – С.110-115.
29. Иваненков С.П. Возможности самореализации молодежи в условиях социальных трансформаций: по материалам социологического исследования в Оренбургской области: монография / С.П. Иваненков, А.Ж. Кусжанова; Министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области. – Оренбург, 2012. – 144 с.
30. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте / пер. Г.А. Овсянникова; М.: 2011. – 334 с.
31. Лаврентьев А.В. Апробация методики внедрения волонтёрской практики в образовательный процесс // Волонтёр. Всероссийский научно-практический журнал. – 2015. – №1. – С. 48-62.
32. Латыпова Д.Ю. «Уроки добра»: учебно-методическое пособие – Казань: Издательство «Скрипта», 2012. – 36 с.
33. Лебедева Н.В. Исследование самоопределения подростков: сравнительный анализ // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2011. – № 2. – с. 73-84.
34. Михайлов Е. А. Особенности обучения детей, оставшихся без попечения родителей / Е. А. Михайлов, Е. А Михайлова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014) – Пермь: Меркурий, 2014. – С. 5-8.
35. Мельникова О.Т. Критерии оценки качественных исследований / О.Т.Мельникова, А.Н. Кричевец // Национальный психологический журнал. – 2014. – №2(14) – с. 49-51.
36. Методические рекомендации по организации и использованию добровольного труда в государственных учреждениях социальной сферы, часть 1 // Практическая библиотечка координатора добровольцев: сборник методических и практических рекомендаций, выпуск 1: в 25 ч. / под общ. ред. В.А.Лукьянова и С.Р.Михайловой, – СПб: ООО «МультиПроджектСистемСервис», – 2012. – 32 с.
37. Методическое пособие по организации работы волонтеров в доме ребенка. Результаты проекта «Шаг Навстречу»: методическое пособие / С. Довбня, Т.Ю. Морозова. – 3-е изд. – М. : Благотворительный Фонд «Дети Наши», 2012. – 62 с.
38. Морозов А. В. Социальное проектирование в социальной работе: учебное пособие / А. В. Морозов. – М. : ИНФРА-М, 2015. – 208 с.
39. Нагорова А.Ю., Вагина Е.Е. Анализ нормативно-правовой базы социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Общество: философия, история, культура. – 2014. – №4. – С. 26-30.
40. Наедине со школой: сборник / Е.С. Гобова, Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко. – М. : РПФ НИК, 2015. – 158 с.
41. Насретдинова М.М. Контент-анализ в сети интернет [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. – 2016. – № 1.
URL: http://psychology.snauka.ru/2016/01/6262 (дата обращения: 29.09.2017).
42. Основы добровольческой деятельности: учеб.-метод. пособие / под ред. А.Н.Воронова. – СПб.: «Скифия-принт», 2017. – 120 с.
43. Основы разработки и реализации социальных добровольческих программ и проектов – современный взгляд и технологии [Электронный ресурс]: учебное пособие. – СПб.: Университет ИТМО, 2017. – 81 с.
URL:http://www.kdobru.ru/netcat_files/171/143/Osnovy_razrabotki_i_realizatsii_sotsial_nyh_dob rovol_cheskih_programm_i_proektov_sovremennyy_vzglyad.pdf (дата обращения 10.05.2017)
44. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Избранные работы: учебное пособие / П.Д. Павленок. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 592 с.
45. Певная М. В. Волонтерство как социологическая проблема // Социологические исследования – 2013. – № 2. – с.110-119.
46. Певная М.В. Волонтерство как социальный феномен: управленческий подход: Диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук. – Екатеринбург, 2016. – 368с.
47. Перцовский А. Н. Особенности подготовки волонтеров для работы в учреждениях соцзащиты // Работник социальной службы. – 2010. – №5. – С.45-49.
48. Платонова Н.М., Платонов М.Ю. Инновации в социальной работе. – Москва: Академия, 2012. – 250 с.
49. Подготовка волонтеров в классическом университете / А. В. Бабичева, Л. В. Вандышева, К. О. Вартанян. – Самара : Изд-во «Самарский университет», 2012. – 168 с.
50. Помощь лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: справочник организаций / под. ред. Л. С. Огнева. – СПб. : СПб ГБУ Городской информационно-методический центр «Семья», 2017. – 48 с.
51. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 406 с.
52. Практическая библиотечка координатора добровольцев: сборник методических и практических рекомендаций, выпуск 1: в 25 ч. / под общ. ред. В.А.Лукьянова и С.Р.Михайловой. – СПб: ООО «МультиПроджектСистемСервис», 2012.
53. Программа для проведения интерактивных занятий / А. А. Дегтярев, М. А. Дегтярева, Я. В. Ковалевский, А. И. Ковалевская. – М.: Общероссийская общественная организация «Общее дело», – 2015. – 43 с.
54. Психология коммуникативной компетентности: учебник / Муравьева О.И. – Томск. Изд-во Том. ун-та, 2012. –160с.
55. Результаты социального обслуживания лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за 2016 год: аналитический отчет. – СПб.: СПб ГБУ Городской информационно-методический центр «Семья», 2017. – 20 с.
56. Решетников О.В. Социальное служение в местных сообществах, как фундамент развития институтов гражданского общества // Научно-практический журнал местного самоуправления и муниципального права. – 2013. – № 4-5. – с. 91-113
57. Российские НКО на пути к устойчивости / И. Пагава – Москва: CAF Россия, 2013. – 26 с.
58. Сикорская Л.Е. Особенности организации социально-педагогического обеспечения добровольческой деятельности в учреждениях социальной сферы // Социальное обслуживание. – 2014. – № 3. – С. 128-135.
59. Социальная работа как служение. История, современные практики, перспективные направления: хрестоматия / сост.: И. В. Астэр, Н. Ю. Кучукова, Г. Г. Судакова. – СПб.: СПбГИПСР, 2011. – 304 с.
60. Социальная работа с молодежью: учебно-методическое пособие / С. П. Иваненков, А. В. Кострикин. – СПб. : СПбГИПСР, 2012. – 76 с.
61. Социальная работа: учебник / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и Ко, 2015 –612 с.
62. Социальная работа: учебное пособие для бакалавров / под ред. Басова Н.Ф. – М.: Дашков и К. – 2015.
63. Социальная работа с целевыми группами в СО НКО: что необходимо знать добровольцам. Часть 1. Дети [Электронный ресурс] : учебное пособие / под ред. Н. М. Платоновой. – СПб. : СПбГИПСР, 2017. URL: http://kdobru.ru/netcat_files/171/143/Sotsial_naya_rabota_s_tselevymi_gruppami_v_SO_NKO_ chto_neobhodimo_znat__dobrovol_tsam_Deti.pdf. (дата обращения 06.10.2017)
64. Социально-психологическая адаптация членов замещающих семей Детской деревни-SOS / под ред. Н.А.Киселева, Псков. – Издательство «ЛОГОС Плюс». – 2014. – 280с.
65. Специализация кадрового потенциала СО НКО: профессиональная ориентация персонала и добровольцев [Электронный ресурс] : учебное пособие / под ред. Н. М. Платоновой. – СПб. : СПбГИПСР, 2017. URL: http://kdobru.ru/ netcat_files/171/143/Spetsializatsiya_kadrovogo_potentsiala_SO_NKO_professional_naya_orientatsiya_personala_i_dobrovol_tsev.pdf. (дата обращения 06.10.2017)
66. Специальная психология : учебник для академического бакалавриата / Л. М. Шипицына [и др.] ; под ред. Л. М. Шипицыной. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 287 с.
67. Теория и практика повышения социальной активности молодежи: монография / А. В. Кострикин, С.П. Иваненков. – СПб.: ФГБОУВПО «СПГУТД», – 2013. – 171с.
68. Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. Сборник (25 февраля 2013г.) / Под ред. Т.Т.Щелиной, Ю.Е. Болотина. – М: БУКИ ВЕДИ, 2013. – 304 с.
69. Теория социальной работы : учебник для бакалавров / под ред. Е. И. Холостовой, Л. И. Кононовой, М. В. Вдовиной. – М. : Издательство Юрайт, 2014. – 345 с.
70. Шульга Т.И. Психологические особенности подростков-сирот, не имеющих опыта социализации в семье. // Вестник МГППУ «Психологическая наука и образование». – 2013. – №1. – С. 77-96.
71. Шульга Т.И. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Современные научные исследования. – 2012. – № 9. – С. 3-9.
72. Энциклопедия инновационных практик социально ориентированных некоммерческих организаций / под ред. Е. И. Холостовой и Г. И. Климантовой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – 848 с.
73. Яковлева Н.Ф. Актуальные проблемы социализации воспитанников интернатных учреждений: дополнительная профессиональная образовательная программа. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. – 62с.
74. Яковлева Н.Ф. Воспитание характера детей-сирот: учебное пособие – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2014 – 364с.
75. Mapping Volunteer Work around the World: World’s Labor Statisticians Adopt New Guidelines for Measuring Volunteering [Электронный ресурс] // Johns Hopkins University Office of News and Information (2008, December 19). URL: http://ccss.jhu.edu/wp-content/uploads/downloads/2011/10/News-Release_GVMP-ICLS_12.2008.pdf (дата обращения: 06.10.2017).
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!