Реализация возможностей электронных образовательных ресурсов в процессе развития познавательного интереса учащихся: на примере математики
ГЛАВА I. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1. Анализ научно-методической литературы по проблемам использования электронных образовательных ресурсов при изучении математики в современных условиях образования 9
1.2. Развитие познавательного интереса учащихся при использовании электронных образовательных ресурсов в процессе обучения математики 16
1.3. Реализация возможностей электронных образовательных ресурсов в процессе обучения математики 20
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭОР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ПЛОЩАДЬ ТРАПЕЦИИ» 36
2.1.Рекомендации по отбору и использованию ЭОР, направленных на активизацию познавательного интереса обучающихся. 36
2.2. Формирование ментальной карты «Развитие познавательного интереса при обучении математике с помощью ЭОР». 49
2.3. Экспериментальная работа по проверке эффективности использования компонентов ментальной карты на примере темы «Площадь трапеции» в 8 классе 52
2.3.1. Конспект урока на тему «Площадь трапеции» в 8 классе 54
2.3.2.Опытно-экспериментальная часть исследования 74
Выводы по второй главе 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 101
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает требования на личностное развитие детей, которые приводят к результативному освоению обучающимися основной образовательной программы, включающим их готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированности их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности в основе которых лежит познавательный интерес обучающихся. Увеличение информационной нагрузки в связи с постоянно развивающимся миром – это проблема, с которой сталкивается обучающийся уже на школьных ступенях, что заставляет всех сотрудников образовательного процесса искать новые решения, ведущие к активному обучению и развитию познавательной деятельности в процессе всего урока.
Многолетний опыт Современной гуманитарной академии и научные исследования в различных областях показали, что использование электронных образовательных ресурсов предоставляет ряд возможностей в сфере обучения[64]:
– позволяет включать в образовательный процесс тот контингент населения, который не имел возможности воспользоваться традиционным обучением;
– дает возможность реализовать индивидуальную траекторию обучения в соответствии с различными особенностями личности обучающегося;
– возвышает учебный процесс по качеству;
– содействует формированию новейших образовательных концепций, а также современных моделей преподавания;
– раскрывает возможность перехода к раскрытой модификации образования, дает возможность осуществить теорию непрерывного преподавания;
– предоставляет возможность обучающимся получать знания в соответствии с современными требованиями;
– предоставляет обучающимся потенциально равные возможности обучения[64].
В связи с этим ведутся поиски современных средств обучения способствующих развитию познавательного интереса. Одним из таких средств являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР), использование которых в процессе обучения является одним из требований ФГОС ООО.
Подтверждение применения ЭОР, как средства активизации познавательного интереса, можно найти в работах Стариченко Б.Е., Сардак Л.В., Слепухина А.В. и др. Рассмотренные и проанализированные исследования дают представление о том, что представление информации с использованием интерактивных технологий помогает грамотно организовать учебный процесс, так, чтобы в дальнейшем учащиеся могли приобретать новые знания самостоятельно, участвовать в различного рода исследованиях и искать ответы на интересующие вопросы в обучении. Организация такого вида деятельности будет способствовать развитию познавательного интереса обучающихся. Если углубиться в тему о проблеме интереса к учению, без применения электронных образовательных ресурсов, также занимались Блинова Т.Л., Каптерев П.Ф., Морозова Н.Г., Толстой Л.Н., Шацкий С.Т., Щукина Г.И., и др. В своих трудах авторы прослеживали связь интереса к учению с нравственностью и образованностью человека.
Множество исследований и работ посвящены изучению ЭОР и их места в образовательном процессе. К таким работам можно отнести работы ученых: И.Г. Захарова, Е.О. Иванова, И. В. Роберт, Ю.Г.Коротенков, В.А. Трайнев, А.А.Кузнецов. Изучение возможностей электронных образовательных ресурсов позволяет повысить мотивацию к обучению, познавательный интерес и внести новые коррективы в педагогический процесс.
1. ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-52653-2006 (дата обращения: 15.10.19)
2. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200082196 (дата обращения: 15.10.19).
3. Кондаков А.М. Образование как ресурс развития личности, общества и государства: дис. … д-ра пед. наук. М., 2005.
4. Телегин А.А. Совершенствование методической системы обучения учителей разработке образовательных электронных ресурсов по информатике: автореф. дис. … канд. пед. наук Курск, 2006.
5. Баженова С.А. Использование образовательных электронных ресурсов при обучении информатике будущих социальных педагогов в педагогическом колледже: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2009.
6. Белоус Е.С. Интернет-порталы как средство обучения педагогов созданию электронных ресурсов в рамках повышения квалификации по информатике: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2013.
7. Солнышкова О.В. Повышение эффективности подготовки студентов в процессе использования интерактивных электронных образовательных ресурсов: дис. … канд. пед. наук. Бийск, 2013.
8. Беляев М.И., Григорьев С.Г., Демкин В.В. Теория и практика создания образовательных электронных изданий. М., 2003. 241 с.
9. Бородовская А.Ю. Дизайн электронных образовательных ресурсов в контексте когнитивного восприятия текста читателями: дис. … канд. пед. наук. Казань, 2016.
10. Единые требования к электронным образовательным ресурсам. М., 2011.
11. Мосунова Л.А. Теоретические подходы к определению понятия «смысловое восприятие информации // Научно-техническая информация. Серия 1, Организация и методика информационной работы. 2017. № 7. С. 1–9.
12. Мосунова Л.А. Актуальные вопросы современного книгоиздания // Advancedscience. 2017. № 3. С. 463–472
13. Бакаева О. А. О необходимости использования электронных образовательных ресурсов // Сборник по материалам XXVI Международной научно – практической конференции «Internationalscientificresearch 2017». [Электронный ресурс]. – М.: Издательство «Олимп», 2017. С. 378 – 340.
14. Бакаева О. А., Сальников А. Г. Разработка теоретической модели потока данных информационно – образовательной среды // Модели, системы, сети в экономике, технике, .природе и обществе. 2016. № 4 (20). С. 78 – 85.
15. Бакаева О. А. О важности изучения раздела «Компьютерное моделирование» общеобразовательного курса информатики. Сборник статей Международной научно – практической конференции: Новые задачи технических наук и пути их решения. 2017. С. 36 – 38.
16. Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: Аналитическая записка. – М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2011. – 12 с.
17. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»: Утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642. URL: http://www.khsu.ru/assets/units/uno/do/ Государственная_программа.docx (дата обращения: 29.04.2019).
18. Арефьева Т.С., Жидкова О.Н., Лобанова Е.И., Нисилевич А.Б., Стрижова Е.В. Открытые образовательные ресурсы: международный опыт и ситуация в России // Экономика, статистика и информатика. 2014. № 2. С. 3–8.
19. Гриншкун В.В., Краснова Г.А., Нухулы А. Особенности использования открытых электронных ресурсов и массовых учебных курсов в высшем образовании // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2017. № 2 (40). С. 8–17.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!