Репрезентация визуального женского образа в современном грузинском кинематографе
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Статус женщины в грузинском обществе…………………………..…6
1.1 Методология исследования……………..……………………………………6
1.2 Положение женщины в грузинском обществе в начале XX века…..…….10
1.3 Женское движение в Грузии в конце XIX – начале XX вв……………….15
Глава 2. Репрезентация образа женщины в грузинском кино……….………..21
2.1 История развития грузинского кинематографа…………………………….21
2.2 Факторы, определяющие особенности репрезентации женских образов..29
2.3 Образ женщины в современном грузинском кинематографе……………..37
Заключение……………………………………………………………………….53
Список литературы……………………………………………………………….
Введение
Магистерская диссертация посвящена специфике отражения положения женщины, транслируемого в современном грузинском кинематографе. Сегодня в современном мире всё больше растет интерес к женским исследованиям, особенно гендерный вопрос актуален в Грузии, где наблюдается конфронтация традиционных ценностей и установок (поддерживающих патриархальный уклад) с современными (нацеленными на достижение гендерного равенства).
Возможность использования киноматериала в качестве основного источника позволяет автору проследить за становлением и изменением женских образов в грузинском кинематографе. Особенность фильма состоит в том, что он не только выступает в качестве отдельного произведения киноискусства, но и отражает повседневную жизнь и сам становится механизмом воздействия на зрителя.
Хронологические рамки исследования ограничены 1991 годом – время распада Советского Союза и обретение независимости Грузией – настоящим моментом, что обосновывается крупными изменениями во всех сферах жизни общества, отразившихся в грузинском кинематографе.
Объектом исследования выступает современный грузинский кинематограф, предметом исследования – репрезентация визуального женского образа в современном грузинском кинематографе.
Целью работы является изучение визуальных женских образов в грузинском кинематографе, анализ особенностей их репрезентации и выявление их взаимосвязи с устойчивыми традиционными гендерными стереотипами в Грузии, которые в свою очередь являются эффективным механизмом гендерного поведения и социальных ролей.
В соответствии с поставленной целью в процессе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные понятия «визуальная культура», «визуальный поворот» и «репрезентация женского образа»
2. Рассмотреть положение женщины в начале XX века и исследовать специфику семейного статуса
3. Изучить основные тенденции женского движения в Грузии
4. Выполнить краткий анализ истории развития грузинского кино
5. Определить общие факторы, повлиявшие на формирование репрезентации женского образа в современное кино
6. Выявить особенности конструирования женского образа в современном грузинском кинематографе
Материалом исследования послужили фильмы: «Человек из посольства» (2006), «Женщины из Грузии» (2008 г.), «Длинные светлые дни» (2013 г.), «Жизнь Анны» (2016 г.), «Моя счастливая семья» (2017 г.). Кроме того, что режиссеры представленных фильмов собрали хорошую критику по всему миру, одними из первых коснулись вопроса «гендера» и «равенства полов», а некоторым даже удалось «эмансипировать кинематограф», выбор фильмов так же был обусловлен возможностью просматривать эти фильмы в свободном доступе.
Глава 1 посвящена теоретическим аспектам изучения визуальных женских образов и положению женщины в традиционной грузинской семье в XX в. Глава 2 посвящена краткому анализу истории развития грузинского кино, выявлению основных тенденций в репрезентации женских образов и определению общих факторов, повлиявших на формирование женского образа в грузинском кино.
Большое этнографическое значение имеют источники, собранные в Сборнике материалов для описания местностей и племён Кавказа, труды сборника Записки Кавказского отдела Императорского Русского географического общества – они ценны не только по богатству и насыщенности этнографическими материалами, но и потому, что авторы настоящих трудов неоднократно бывали в экспедициях по Грузии. Большое значение для этнографии Грузии и для положения грузинки содержится в таких фундаментальных трудах как: Волкова Н.Г., Джавахишвили Г.Н. «Бытовая культура Грузии XIX–XX веков: традиции и инновации» и Карпов Ю.Ю. «Женское пространство в культуре народов Кавказа».
При выполнении работы были использованы исследования отечественных, западных и грузинских авторов по вопросу гендера и кино: Т. Татарашвили, С. Цопурашвили, Е. Пирцхалава, Н. Сумбадзе. Оценивая степень изученности репрезентации женского образа в грузинском кинематографе, нужно отметить, что эта тема мало разработана, поэтому большинство исследований и источников собрано с различных грузинских и иностранных электронных ресурсов. Так стоит обратить внимание на работы и рецензии на фильмы кинокритика и грузинской активистки – Тео Хатиашвили.
Список литературы
1. Захарова Н. В. Визуальные женские образы: опыт исследования советской визуальной культуры: дис. канд. соц. наук. Ульян. гос. университет, Ульяновск, 2005.
2. Квливидзе. Ж . Грузинская классическая литература XIX века в советской кинодраматургии: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук
3. Морозова Е.А. Семантика женской сексуальной привлекательности в советской культуре 30-х годов // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена [Текст]. – СПб., 2009. – N 117.
4. Социология и кинематограф / под общ. ред. Жабского М.И.М., 2012.
5. Грузины/отв. ред. Л.К. Бериашвили, Л.Ш. Меликишвили, Л.Т. Соловьева; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Национальная академия наук Грузии; Комиссия по истории, археологии и этнологии НАН Грузии. М., Наука 2015.
6. Топчишвили Р., Этнография/этнология Грузии. Тбилиси, 2010 (на груз. яз).
7. Hofstede G. H. Masculinity and Femininity: the Taboo Dimension of National Cultures. SAGE Publications, 1998.
8. Mitchell W.J.T. “What is Visual Culture?”, in Irving Lavin, ed. Meaning in the Visual Arts: Views from the Outside (Princeton, NJ: Institute for Advanced Study, 1995).
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!