Роль гендерных стереотипов, транслируемых современным российским и зарубежным кинематографом в процессе социализации современной молодежи (по результа
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………… 2
1 Гендерный стереотип как социально-психологическое явление…….. 8
1.1 1.1 Понятие гендерной социализации и стереотипизации……….….. 8
1.2 Роль гендерных стереотипов в процессе социализации…….…… 15
2 Роль гендерных стереотипов, транслируемых современным российским и зарубежным кинематографом в процессе социализации современной молодежи (по результатам исследования) ..………………………………………………………….. 22
2.1 Гендерные стереотипы в представлениях молодежи …………… 22
2.2 Мужские стереотипы поведения в современном кинематографе. 31
2.3 Женские стереотипы в современном кинематографе……………. 48
2.4 Влияние гендерных стереотипов в современном кинематографе на процесс социализации молодежи ……………………………… 60
Заключение……………………………………………………………………. 72
Список использованных источников………………………………………. 76
Приложение А Программа социологического исследования …………… 84
Приложение Б Анкета………………………………………………………. 91
Приложение В Бланк и кодификатор контент-анализа…………………… 98
Приложение Г Таблицы……………………………………………………. 103
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Кино является одним из самых популяризированных и массовых произведений искусств. На последнее десятилетие приходится пик популярности кинематографа.
В две тысячи тринадцатом году Фондом «Общественное мнение» было проведено социологическое исследование, одной из задач которого стало выяснить, насколько распространенным является кинопросмотр в качестве досуговой деятельности. Было выяснено, что интерес к кино широко распространен среди россиян: 81% респондентов смотрят фильмы по телевизору не реже раза в неделю [37].
Молодое поколение является основным потребителем продуктов современного кинематографа. Это связано с тем, что в настоящее время технологии дают возможность просматривать любые фильмы, не покидая своего дома. Молодёжь в отличие от предшествующих поколений достаточно быстро овладевает новыми технологиями, что позволяет не отрываться от просмотра кинофильмов.
Кинематограф наряду с семьей, группой ровесников, обучением, трудом и организациями является фактором социализации молодежи. Поэтому актуальной проблемой для современного общества представляется то, какие гендерные модели поведения закладываются в сюжеты тех или иных отечественных фильмов [65, с. 61].
Многие зрители и кинокритики обвиняют современный кинематограф в утрате воспитательной функции молодежи. Проблема исследования заключается в том, что гендерные стереотипы, транслируемые в современном российском и зарубежном кинематографе, способны оказывать влияние на поведенческие ориентиры молодежи. Особенно актуальной эта проблема становится в условиях растущей популярности кино как досуговой деятельности и изменения функциональной нагрузки современного кинематографа.
Степень научной разработанности. Стоит отметить, что развитие знания о стереотипизации до той формы, которая имеет место на сегодняшний день, во многом связано с работами таких классиков социологии, как У. Липпман, Т. Адорно, П. Бурдье, И. Кон, В. Ядов, Н. Бердяев [2, 3, 9, 52]. О природе гендерных стереотипов говорил еще Аристотель, который считал, что женское и мужское начало абсолютно отличаются друг от друга по их предназначению [6, с. 213]. Подобная точка зрения обнаруживается в работах таких ученых как В.Ф. Эрн, Т. Шибутани, П.У. Штейнбург, которые посвятили свои работы изучению оппозиции феминности и маскулинности, подчеркивали противостояние логичности, разума и сознательности мужчины и инстинкта, интуиции женщины [79, с. 401], [82, с. 58].
Стереотип в рамках психологических теорий изучали такие исследователи как Ш.М. Берн, А.А. Бодалев, Е. Виолетт, В. Дуаз, Д. Кац, Г.В. Оллпорт, К. Силверт, Р. Таджури [10]. Изучением места и роли стереотипов в сознании человека занимались У. Липпман, Т. Адорно, П. Бурдье, Э. Фи, в работах которых предпринимается попытка теоретического осмысления стереотипа как социально-культурного явления. Изучением стереотипов мужского и женского поведения в социокультурном контексте занимались И.С. Кон, А. Адлер, Д.Л. Бест, Д.Е. Вильямс, Г. Хофстед [14]. Также многими авторами стереотип рассматривается в качестве метода воздействия на человека, среди них Р. Чалдини, Ф. Зимбардо, М. Ляйппе [27, 78]. В их работах содержится мысль о том, что воздействие стереотипов может быть использовано как орудие автоматического влияния на человека.
Среди отечественных ученых, изучавших природу возникновения и формирования гендерного стереотипа необходимо отметить В.А. Ядова, Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева, Ю.А. Сорокина [72, 84]. О гендерных стереотипах и их влиянии на социализацию в статье пишут Р.Г. Железнева, И.С. Клецина, О. В. Митина, Н.И. Ажгихина, А.А. Альчук, С.Ю. Барсукова, О.В. Туркина [4, 25, 38, 56].
О роли кинематографа в актуализации гендерных стереотипов пишут О.А. Воронина, Т.А. Клименкова, И.Д. Фомичева, Б.А. Грушин, Е.И. Кукушкин, Л.Б. Логунова, Я.В. Любивый, А.К. Уледов, И.Л. Викентьев [13, 15, 77]. Исследователи говорят о том, что важно внедрить в сознание потребителя именно положительный стереотип, либо уменьшить силу отрицательного стереотипа. О.В. Баскакова, Е.А. Соколова, Н.И. Гетьманенко, В.И. Крыжановская, Н.А. Изволов утверждают, что кинофильмы навязывают телезрителям идею о том, что мужчины и женщины ассоциируются с конкретными образами (например, заботливая мать, успешный бизнесмен) [7, 16, 30, 43, 71].
Объектом исследования выступают гендерные стереотипы в современном российском и зарубежном кинематографе. Его предмет – влияние гендерных стереотипов на процесс социализации современной молодежи. Цель исследования – изучить влияние гендерных стереотипов, транслируемых в современном российском и зарубежном кинематографе, на процесс социализации молодежи. Основными задачами являются следующие:
изучить гендерные стереотипы как социально-психологическое явление; рассмотреть содержание процессов гендерной социализации и стереотипизации;
определить роль гендерных стереотипов в процессе социализации;
выявить представления молодежи о содержании гендерных стереотипов в жизни и современном кинематографе;
выявить содержание и направленность мужских и женских стереотипов, транслируемых современным российским и зарубежным кинематографом;
определить влияние гендерных стереотипов, транслируемых современным российским и зарубежным кинематографом, на процесс социализации молодежи.
Теоретико-методологическая основа настоящей диссертационной работы определяется несколькими группами концепций социологии: 1) конструкционистское направление в исследовании гендера Дж. Батлера, O.E. Ворониной, Е.А. Здравомысловой, Р. Коннела, уточняющее содержание понятия «гендер» в контексте данного исследования; 2) теоретический анализ природы социального стереотипа, раскрывающийся в трудах Г. Олпорта, У. Липпмана, а также их последователей Г. Тэджфела, Д. Хамльтона, К. Брели, Д. Каца – представителей когнитивного и социокультурного подходов; 3) теоретический анализ средств массовой информации и проблем их влияния на социализацию российской молодежи О.В. Баскаковой, Т.А. Клименковой, Т.Н. Ананьевой, В.А. Архипова, И.Ю. Глинской [18].
Методы исследования. В рамках исследования был применен комплекс методов теоретического анализа: системный, сравнительный и социокультурный. Для решения обозначенных задач были использованы научные методы, основанные на теоретическом анализе литературы – монографии, статьи и иные материалы периодических изданий. Также были применены методы социологического опроса и контент-анализа.
Эмпирическая база представлена результатами прикладного социологического исследования, проводимым в три этапа: На первом этапе был проведен пилотажный интернет-опрос, по результатам которого были отобраны 10 кинокартин для их дальнейшего анализа. Количество респондентов – 30 человек в возрасте от 18 до 30 лет. На втором этапе был проведен контент-анализ современных российских и зарубежных кинофильмов, который позволил выявить гендерные стереотипы поведения, носителями которых являются главные герои. На третьем этапе проводился социологический опрос с целью определения степени влияния гендерных стереотипы современного кинематографа на процесс социализации молодежи.
Новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
выявлены наиболее популярные продукты современной российской и зарубежной киноиндустрии, с точки зрения российской молодежи;
проведен комплексный теоретико-методологический анализ гендерных стереотипов в современном российском и зарубежном кинематографе;
выявлены и подробно описаны гендерные стереотипы мужского и женского поведения, транслируемые в современном российском и зарубежном кинематографе, проведен сравнительный анализ их содержания, определены ядро и периферия гендерных стереотипов;
выявлены представления современной российской молодежи относительно содержания гендерных стереотипов поведения россиян; определен набор основных качеств, характеризующие российских мужчин и женщин; выявлены эталонные гендерные характеристики;
изучено влияние гендерных стереотипов, транслируемых современным российским и зарубежным кинематографом, на процессы социализации молодежи.
Положения, выносимые на защиту:
гендерная социализация человека начинается в детстве, когда у индивида складываются представления о себе как о носителе социального набора женских или мужских ролей. Гендерная ориентация человека в повседневной жизни упрощается вследствие благополучного процесса усвоения гендерных стереотипов и последовательного следования им;
гендерные стереотипы оказывают воздействие на поведение индивида посредством нормативно-информационного давления, которое принуждает его следовать гендерным нормам. В процессе гендерной социализации индивид стремится соответствовать предписанной ему гендерной роли с целью получения социального одобрения и избегания общественного осуждения;
большинство стереотипов мужского поведения, транслируемых современным российским и зарубежным кинематографом, характеризуются традиционно маскулинными качествами, такими как уверенность в себе, лидерство, упрямство, сила, высокий интеллект/смекалка, стремление к доминированию;
современный российский и зарубежный кинематограф в большинстве случаев демонстрирует женщин в качестве носителей традиционно маскулинных качеств;
кинематограф наряду с семьей, группой ровесников, школой и другими институтами является фактором социализации молодежи в современном обществе. Кинематограф как продукт развития культуры во многом отражает уже существующие гендерные стереотипы, создает и транслирует на зрителей новые. Гендерные стереотипы конструируются кинематографом и предлагаются кинозрителям в качестве образцов поведения.
Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы. Теоретически и инструментально выделены и описаны гендерные стереотипы поведения, транслируемые современным российским и зарубежным кинематографом. Выявлены главные характеристики гендерных стереотипов поведения киноперсонажей. В работе конкретизированы образы маскулинности/феминности в современном кино.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в расширении области знаний о кинематографе как факторе, оказывающем влияние на процесс формирования стереотипов мужского и женского поведения и на механизмы гендерной идентификации и социализации личности. Материалы проведенного исследования могут быть применены при разработке и чтении курсов по социологии кино, теории культуры, психологии, социальной антропологии, а также в качестве базы для дальнейших исследований данной проблематики.
Апробация работы. По теме диссертационной работы было опубликовано 2 научные статьи. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой социологии Кубанского государственного университета.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников и четырех приложений. Первая глава посвящена рассмотрению понятия гендерного стереотипа как социально-психологического явления. Во второй главе изучаются стереотипы мужского и женского поведения, транслируемые современным российским и зарубежным кинематографом и их влияние на процесс социализации молодежи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1 Авдулова, Т.П. Гендерная социализация и структура общения в отрочестве [Текст] / Т.П. Авдулова // Психологические исследования. – 2009. – №2. – С. 34-42.
2 Адорно, Т. Исследование авторитарной личности [Текст] / Т. Адорно. – М.: Академия исследования культуры, 2001. – 416 с.
3 Адорно, Т. Типы и синдромы. Методологический подход (фрагменты из «Авторитарной личности») [Текст] / Т.Адорно // Социологические исследования. – 1993. – № 4. – С. 75-85.
4 Ажгихина, Н.М. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа [Текст] / Н.М. Ажгихина // Гендерные исследования. – 2010. – №5. – С. 41-50.
5 Алешина, Ю.Е. Полоролевая дифференциация как комплексный показатель межличностных отношений супругов [Текст] / Ю.Е. Алешина // Гендерные исследования. – 2010. – №5. – С. 55-63.
6 Аристотель. О возникновении животных [Текст] / Аристотель. – М.: Издательский центр РГГУ, 1996. – 250 с.
7 Баскакова, О.В. Воздействие СМИ на формирование общественного мнения и ценностных ориентаций населения [Текст] / О.В. Баскакова // Актуальные проблемы современной науки. – 2004. – №6. – С. 15-19.
8 Бендас, Т.В. Гендерная психология [Текст] / Т.В. Бендас. -СПб.: Питер, 2004. – 431 с.
9 Бердяев, Н.А. Русская идея [Текст] / Н.А. Бердяев. – СПб.: Мыслители русского зарубежья, 1992. – 270 с.
10 Берн, Ш.М. Гендерная психология [Текст] / Ш.М. Берн. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 210 с.
11 Буренкова, Е.В. Психология телесности: теоритические и практические исследования [Текст] / Е.В. Буренкова. – М.: МГППУ, 2008. – 320 с.
12 Васюра, С.А. Гендерная психология [Текст] / С.А. Васюра // Вестник Удмурского университета. – 2005. – №8. – С. 57-62.
13 Викентьев, И.Л. Приемы рекламы и public relations [Текст] / И.Л. Викентьев. – М.: ТРИЗ-ШАНС, 2015. – 380 с.
14 Вильямс, Д.Л. Измерение стереотипов, связанных с полом: исследование тридцати народов [Текст] / Д.Л. Вильямс. – М.: НЧП «Издательство Магистр», 2007. – 109 с.
15 Воронина, О.А., Клименкова, Т.А. Гендер и культура [Текст] / О.А Воронина, Т.А Клименкова. – М.: Институт социально–экономических проблем народонаселения РАН, 1992. – 172 с.
16 Гетьманенко, Н.И. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены [Текст] / Н.И. Гетьманенко // Социологические исследования. – 2001. – №12. – С. 122-130.
17 Гидденс, Э. Социология [Текст] / Э. Гидденс. – М: УРСС, 2005. – 632 с.
18 Глинской, А.В. Гендерные стереотипы [Электронный ресурс] / А.В. Глинской // Гендер Ру. – 2010. – Вып. 9. – Режим доступа: http://gender.ru/glossary/gender-stereotypes (дата обращения: 4.04.18).
19 Гогузева, Т.Б. Мужчины и женщины — гендерные стереотипы и роли [Электронный ресурс] / Т.Б. Гогузева // Ватандали. – 2014. – Вып. 7. – Режим доступа: http://vatandash.ru/index.php?article=1805 (дата обращения: 11.12.17).
20 Грабчак, А.С. Такие переменчивые роли: гендерные стереотипы в кино [Текст] / А.С. Грабчак // Журнал о культуре и обществе «Хороший вкус». – 2015. – №3. – С. 2-10.
21 Гройс, Б. Медиаискусство в музее [Текст] / Б. Гройс // Художественный журнал. – 2002. – №40. – С. 12-19.
22 Гройс, Б. Экранизация философии [Текст] / Б. Гройс // Искусство кино. – 2000. – №6. – С. 16-35.
23 Джеймс, Ф.Л. Самоисполняющееся пророчество: гендер с социально-психологической точки зрения [Текст] / Джеймс Ф.Л. – СПб.: Питер, 2001. – 161 с.
24 Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование [Текст] / Г.Д. Дмитриев. – М.: Народное образование, 1999. – 208 с.
25 Железнёва, Р.Г. Влияние гендерных стереотипов на процесс самоидентификации современной женщины [Текст] / Р.Г. Железнёва // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – №1. – С. 67-75.
26 Захарова, И.В. Стереотип как основная проблема гендерной социализации [Текст] / И.В. Захарова // Журнал научных публикаций аспирантов и докторов. – 2010. – №4. – С. 4-9.
27 Зимбардо, Ф. Социальное влияние [Текст] / Ф. Зимбардо, Ф. Ляйппе. – СПб.: Питер, 2000. – 448 с.
28 Зорин, В.О. Исследование влияния телевидения на сознание молодёжи [Электронный ресурс] / В.О. Зорин // Оставь свой след в науке. – 2011. – Вып. 5. – Режим доступа: http://nauchforum.ru/node/3735 (дата обращения: 17.12.17).
29 Ивашкин, А.Е. Кинематограф как инструмент манипуляции [Текст] / А.Е. Ивашкин. – М.: Материк, 2010. – 115 с.
30 Изволов, Н.Я. Феномен кино: история и теория [Текст] / Н.Я. Изволов. – М.: Материк, 2005. – 164 с.
31 Ильин, Е.П. Дифференциальная психология мужчин и женщин [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 514 с.
32 Ильин, Е.П. Пол и гендер [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 688 с.
33 Карепова, Э.В. Влияние гендерных стереотипов на восприятие в современном обществе [Текст] / Э.В. Карерлва // Актуальные проблемы практической психологии. – 2009. – №3. – С. 4-12.
34 Каркищенко, Е.В. Гендерные стереотипы: дискуссионные формирования и репрезентации в коммуникативном поведении подростков [Электронный ресурс] / Е.В. Каркищенко // Московский Государственный университет имени М. В. Ломоносова. – 2013. – Вып. 4. – Режим доступа: http://www.philol.msu.ru/~ref/dissertatsiya2014/d_karkishenko.pdf (дата обращения 13.01.18).
35 Ким, Л. Гендерные стереотипы [Текст] / Л. Ким // Введение в теорию и практику гендерных отношений. – 2007. – №8. – С. 34-45.
36 Киммел, М. Гендерное общество [Текст] / М. Киммел. – М.: РОССПЭН, 2006. – 464 с.
37 Кино: что и как смотрят россияне. 14.11.2013 [Электронный ресурс] // ФОМ. – Режим доступа: http://fom.ru/Kultura-i-dosug/11192 (дата обращения: 03.06.2018).
38 Клецина, И.С. Гендерная психология [Текст] / И.С. Клецина. – СПб.: Питер, 2009. – 496 с.
39 Кон, И.С. Социальная психология [Текст] / И.С. Кон // О социально-психологических корнях этнических предубеждений. – М.: Новый Мир, 1961. – 205 с.
40 Кон, И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей [Текст] / И.С. Кон. – М.: Новый Мир, 2009. – 776 с.
41 Кон, И.С. Этнические стереотипы мужского и женского поведения [Текст] / И.С. Кон. – М.: Наука, 1991. – 320 с.
42 Кондратенко, Г.М. Вопросы теории печати в свете социальной психологии. Вопросы теории и практики массовых форм пропаганды [Текст] / Г.М. Кондратенко. – М.: Новый Мир, 2003. – 198 с.
43 Крыжановская, Н.В. Кино в контексте социализации [Текст] / Н.В. Крыжановская // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2012. – № 3. – С. 75-85.
44 Кузнецов, И.Н. Стереотипы мужского и женского поведения [Текст] / И.Н. Кузнецов // Соционика, ментология и психология личности. – 2010. – №7. – С. 5-15.
45 Курамшев, А.В. Гендерная социализация [Электронный ресурс] // Вестник РГТЭУ. – Режим доступа: http://www.unn.ru/pages/vestniki_journals/99990201_West_soc_2004_1(3)/23.pdf (дата обращения: 13.10.17).
46 Кутуева, А.С. Образ женщины в кино: разрушение стереотипов [Электронный ресурс] // Азербайджанский Гендерный Информационный Центр. – Режим доступа: http://www.gender-az.org/index.shtml?id_doc=8667 (дата обращения 01.01.18).
47 Лебедева-Любимова, А.Н. Психология рекламы [Текст] / А.Н. Лебедева-Любимова // Психология: Учебник для экономических вузов. – СПб.: Питер, 2006. – 608 с.
48 Легенина, Т.Б. Полоролевые стереотипы и гендерная социализация в семье [Электронный ресурс] // Супер Инф Ру. – Режим доступа: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2045 (дата обращения: 12.11.17).
49 Легенина, Т.Б. Роль гендерных стереотипов в процессе воспитания [Текст] / Т.Б. Легенина // Институт этнологии и антропологии РАН. – 2003. – №3. – С. 40-53.
50 Ленин, К.Р. Советское и Российское кино – в чем разница? [Электронный ресурс] / К.Р. Ленин // Жизнь Журнал. – 2015. – Режим доступа: http://lenin-kerrigan.livejournal.com/626509.html (дата обращения 12.01.18).
51 Ленькова, Р.В. Социология молодежи [Текст] / Р.В. Ленькова. – М.: Юрайт, 2014. – 416 с.
52 Липпман, У. Общественное мнение [Текст] / У. Липпман. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. – 384 с.
53 Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 1998. – 267 с.
54 Макушина, О.П. Гендерные особенности самоактуализации личности в современном обществе [Текст] / О.П. Макушина // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2013. – №8. – С. 16-31.
55 Мид, М. Пол и темперамент [Текст] / М. Мид. – М.: Наука, 1988. – 429 с.
56 Митина, О.В. Гендерное поведение и стереотипы [Текст] / О.В. Митина // Женщина Плюс. – 2000. – №2. – С. 14-19.
57 Мотков, О.И. Мужское и женское: иллюзорность традиционных представлений о психологическом облике [Текст] / О.И. Мотков. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2003. – 112 с.
58 Мурова, Ю.М. Влияние фильмов ужасов на формирование психики человека [Текст] / Ю.М. Мурова // Психология, социология и педагогика. – 2015. – №6. – С. 14-24.
59 Овчаров, А.А. Мужские и женские характеры [Текст] / А.А. Овчаров // Соционика, ментология и психология личности. – 2000. – №7. – С. 3-10.
60 Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. – М.: ИТИ Технологии, 2006. – 108 с.
61 Орлова, В.В. Социализация молодёжи: потенциал регионального социума [Текст] / В.В. Орлова // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – №3. – С. 59-67.
62 Орлянский, С.А. Образы современного мужчины в отечественной культуре постсоветского периода [Электронный ресурс] / С.А. Орлянский // Супер Инф Ру. – 2014. – Вып. 2. – Режим доступа: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3852 (дата обращения: 13.12.17).
63 Первый, С.Ю. Образ “настоящего мужчины” в советских кинолентах [Электронный ресурс] / С.Ю. Первый // Лив Журнал. – 2015. – Вып. 3. – Режим доступа: http://sorok-pervyy.livejournal.com/14204.html (дата обращения: 12.12.17).
64 Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 1 [Текст] / Платон; под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса; Пер. с древнегреч. СПб.: Изд-во С. – Петерб. ун-та; ¾ Изд-во Олега Абышко, 2006. – 632 с.
65 Просунцова, Н.П. Гендерные стереотипы в речи персонажей художественных фильмов [Текст] / Н.П. Просунцова // Вестник Московского Государственного Лингвистического Университета. – 2010. – №2. – С. 60-67.
66 Рамзанова, У.Д. Исследование «Старт Маркетинг»: Портрет идеального мужчины и идеальной женщины [Электронный ресурс] / У.Д. Рамзанова // Центр гуманитарных технологий. – 2014. – Вып. 3. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2014/02/26/6607 (дата обращения 05.01.17).
67 Русяйкина, Н.В. Гендерная социализация и процесс формирования гендерных стереотипов в современном обществе [Текст] / Н.В. Русяйкина // Вестник КарГУ. – 2009. – №4. – С. 6-18.
68 Рябова, Т.Б. Этничность как фактор вариативности гендерных стереотипов [Текст] / Т.Б. Рябова // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского: Серия Социальные науки. – 2009. – №1. – С. 67-73.
69 Седов, Д.И. Влияние СМИ на социализацию подростков и молодёжь [Электронный ресурс] / Д.И. Седов // Молодёжная инициатива Балаково. – 2012. – Вып. 1. – Режим доступа: http://balmolod.ru/psixologiya-podrostkovogo-vozrasta/vliyanie-smi-i-interneta-na-socializaciyu-podrostkov-i-molodezh/ (дата обращения: 09.10.17).
70 Скрипкарь, М.В. Воздействие манипулятивных технологий кинематографа на процесс социализации и формирование ценностных ориентаций молодежи [Текст] / М.В. Скрипкарь // Читинский государственный университет. – 2009. – №3. – С. 56-67.
71 Соколова, Е.А. Репрезентация образа матери в современной прессе [Текст] / Е.А. Соколова // Наука и современность. – 2011. – №9. – С. 23-31.
72 Сорокин, Ю.А. Стереотип, штамп, клише: К проблеме определения понятий [Текст] / Ю.А. Сорокин // Общение. Теоретические и прагматические проблемы. – М.: Наука, 1998. – 448 с.
73 Стасенко, О.В. Трансляция гендерных стереотипов средствами массовой коммуникации [Электронный ресурс] / О.В. Стасенко // Супер Инф Ру. – 2014. – Вып. 2. – Режим доступа: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1961 (дата обращения: 12.12.17).
74 Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 2002. – 672 с.
75 Суковатая, В.А. Гендерная политика рекламы на постсоветском телевидении / В.А. Суковатая // Социологические исследования. – 2004. – № 2. – С. 65-69.
76 Флоренский, П.А. Имена [Текст] / П.А. Флоренский. – М.: Тайна имени, 1995. – 229 с.
77 Фомичева, И.Д. Социология СМИ [Текст] / И.Д. Фомичева. – М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2007. – 345 с.
78 Чалдини, Р. Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся [Текст] / Р. Чалдини. – СПб.: Питер, 2010. – 336 с.
79 Шибутани, Т. Социальная психология [Текст] / Т. Шибутани. – М.: Феникс, АСТ, 1969. – 544 с.
80 Штейнберг, У. Конфликты, связанные с мужской идентичностью [Текст] / У. Штейнберг. – М.: Круг внимания, 1998. – 171 с.
81 Шухова, Н.А. Гендерная психология [Текст] / Н.А. Шухова. – М.: Речь, 2010. – 272 с.
82 Эрн, В.Ф. Русская философия двадцатого века [Текст] / В.Ф. Эрн. – СПб.: Питер, 2003. – 218 с.
83 Юнг, К.Г. Психологические типы [Текст] / К.Г. Юнг. – М.: АСТ, 1998. – 720 с.
84 Ядов, В.А. К вопросу о теории стереотипизации в социологии [Текст] / В.А. Ядов // Философские науки. – 1960. – №4. – С. 47-58.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!