Сбалансированная система показателей как инструмент достижения целей деятельности организации
Введение………………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Стратегический управленческий учет и достижение организационных целей компании………………………………………………………6
1.1.Современные проблемы и методы оценки деятельности предприятия….6
1.2.Понятие и сущность сбалансированной системы показателей…………..20
1.3.Сравнение зарубежного и российского опыта разработки и внедрения сбалансированной системы показателей в деятельность предприятия…….27
Глава 2. Деятельность организации ООО «Высота» в рамках перспектив системы сбалансированных показателей…………….……………………………..31
2.1.Оценка финансового состояния организации ……………………………….31
2.2.Характеристика клиентов компании и внутренних бизнес-процессов…..46
2.3.Оценка квалификации и развитии персонала……………………………….49
Глава 3. Рекомендации по разработке сбалансированной системы показателей для ООО «Высота»……………………………………………………55
3.1. Определение стратегических целей ООО «Высота»………………………55
3.2. Построение стратегической карты организации……………………………58
3.3. Формирование ключевых показателей эффективности (KPI) и стратегических мероприятий……………………………………………………………………………60
Заключение……………………………………………………………………………..70
Список литературы……………………………………………………………………73
Приложения……………………………………………………………………..………78
Актуальность темы исследования. В настоящее время для достижения успеха в условиях жесткой конкуренции и быстро меняющейся ситуации организациям необходимо уметь быстро адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и превосходить своих конкурентов по качеству, скорости предоставления услуг, широте ассортимента и цене продукции. А для этого надо иметь некий единый фундамент, обеспечивающий целенаправленное движение. Таким фундаментом являются стратегические цели компании. Чтобы реализовать на практике процессный подход, необходимо создать механизмы эффективного управления, которые позволят достичь стратегических целей.
Многие предприятия используют только прямые финансовые показатели деятельности для оценки эффективности деятельности организации и принятия решений. Но с их помощью нельзя планировать будущее развитие, они в большей степени ориентированы на прошлое и содержат мало контрольной информации, необходимой для принятия и реализации стратегических целей. И только рассмотрев причины финансовых неудач можно на ранней стадии определить тревожные отклонения, влияющие на достижение стратегических целей.
На потребность в механизмах опережающего, стратегического управления и явилась методология стратегического управления Balanced Scorecard.
Предложенная Нортоном и Капланом методика позволяет компаниям использовать в качестве ориентиров для развития не только классические финансовые показатели, но и такие важные компоненты любого бизнеса, как нематериальные активы: персонал, бизнес-процессы, отношения с клиентами. Стратегия любой компании превращается, таким образом, в систематизированную, а главное, понятную всем последовательность шагов и позволяет контролировать их выполнение на разных уровнях управления.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью формирования эффективного инструмента управления для реализации стратегических целей организации.
Степень разработанности проблемы. В диссертационной работе используются труды отечественных и зарубежных ученых и практиков. Среди большого числа научных работ в этой области следует в первую очередь отметить труды П. Ф. Друкера, Т.Питерса, Р.Дж.Экклза, Д.А.Несса, Т.Дж. Кукузза, Р.Саймонса, А.Давила, К.Нордстрема, С.Ребрика, О.С. Виханского, Л. Мейселя, К. Мак-Найра, Р. Линча и К. Кросса.
Основателями концепции сбалансированной системы показателей являются Д. Нортон и Р. Каплан, продолжили исследование Н-Г. Оливье, Ж.Рой, М.Веттер, К.Мейер, М.Г.Браун, Пол Р. Нивен, Хервиг Р. Фридаг, В.Шмидт, Э.Нили, К.Адамс, и тд.
Изучение проблемы оценки деятельности предприятий, с учетом отечественной специфики управления при ее формировании и использовании, не получило соответствующего развития.
Актуальность проблемы и недостаточная степень разработанности проблемы в отечественной литературе обозначили цели и задач исследования.
Цель исследования – разработка сбалансированной системы показателей ООО «Высота» для достижения стратегических целей.
В соответствии с целью исследования были поставлены и решены следующие задачи:
провести анализ существующих проблем и методов оценки деятельности предприятий;
рассмотреть сущность системы сбалансированных показателей и провести ее сравнительный анализ внедрения в России и за рубежом;
проведение анализа объекта исследования ООО «Высота» с позиции четырех перспектив системы сбалансированных показателей;
разработка системы сбалансированных показателей для компании.
Предметом исследования является система сбалансированных показателей как эффективный способ достижения стратегических целей организации.
Объектом выпускной квалификационной работы является организация ООО «Высота», занимающаяся реализацией мебели и товаров для дома в условиях динамично меняющейся внешней и внутренней среды.
Теоретической основой исследования послужили фундаментальные научные концепции экономической теории, теории управления, теории систем, современные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные исследованию проблем в области формирования системы оценки достижения стратегических целей предприятия.
Информационную базу исследования составили официальные статистические данные, нормативно-правовые документы Российской Федерации, материалы статей, книг, монографий или учебников, данные предприятия ООО «Высота», включая управленческую и бухгалтерскую отчетность, внутренние документы и распоряжения.
Методологической основной исследования послужили методы системного и ситуационного анализа, метод экспертных оценок, метод анализа и синтеза, а также индукции и дедукции.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке системы сбалансированных показателей в ООО «Высота», применение которых обеспечит достижение стратегических целей деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке на основе обобщения научных трудов российских и зарубежных ученых и данных организации конкретных предложений и рекомендаций для достижения стратегических целей организации.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования результатов исследования предприятиями при формировании системы показателей для функционирования предприятий.
Положение, выносимые на защиту:
– основные современные проблемы и методы оценки деятельности предприятия;
– сущность концепции сбалансированной системы показателей
– сравнительный анализ внедрения системы сбалансированных показателей в России и за рубежом;
– анализ объекта исследования ООО «Высота» с позиции четырех перспектив системы сбалансированных показателей;
– рекомендации по разработке системы сбалансированных показателей для ООО «Высота».
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. В первой главе выпускной квалификационной работы рассматривается метод системы сбалансированных показателей как элемента стратегического учета. Во второй главе проведен анализ ООО «Высота» по четырем перспективам системы сбалансированных показателей, а именно его финансовая деятельность, его внутренние бизнес-процессы, его клиенты и, наконец, его персонал. В третьей главе даны рекомендации по разработке сбалансированной системы показателей для организации ООО «Высота». В заключении приведены основные выводы, полученные в результате проведенного исследования.
Книги, монографии или учебник
1. Абрамова М.А. Финансы и кредит: учебное издание / М.Абрамова, Л.Александрова. – М.: ИД «Юриспруденция», 2016. – 184 с.
2. Гармаш А.Н. Экономико-математические методы и прикладные модели : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. Н. Гармаш, И. В. Орлова, В. В. Федосеев ; под ред. В. В. Федосеева. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2014. — 328 с.
3. Голубев, А.А Финансовый менеджмент. – Санкт-Петербург: НИУ ИТМО, 2013. – 130 с.
4. Друкер П. Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения: Пер. с англ. / П. Ф. Друкер. – М: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 288 с.
5. Друкер, П. Эффективный руководительпер. с англ. О. Чернявской. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2012. — 240 с.
6. Ионова, А. Ф. Финансовый анализ: Учеб. пособие / А. Ф. Ионова, Н. Н. Селезнева. – М.: Проспект, 2014. – 623 с.
7. Казаков О.С., Минаева Н.В. Экономика: учебник. – М.,2013. – 298 с.
8. Казакова, Н. А. Финансовый анализ : учебник и практикум / Н. А. Казакова. — М.: Юрайт, 2015. — 539 с.
9. Кандалинцев, В.Г. Инновационный бизнес: применение сбалансированной системы показателей: Учебное пособие / В.Г. Кандалинцев. – М.: Дело АНХ, 2015. – 168 c.
10. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. — 3-е изд., испр. и доп. / Пер. с англ. М. Павловой. — М.: Издательство «Олимп–Бизнес», 2017. — 320 с.
11. Каплан, Р. Стратегические карты: Трансформация нематериальных активов в материальные результаты: Пер. с англ. / Р. Каплан. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010. – 512 с.
12. Каплан, Р. Стратегическое единство: создание синергии организации с помощью сбалансированной системы показателей: Пер. с англ. / Р. Каплан, Д. Нортон. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2006. – С. 225-230.
13. Ковалёв В.В, Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью: учебно-практ. пособие. – М.: Проспект, 2016. С 338.
14. Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. – М.: Проспект, 2017. – 424 c.
15. Крылов С. И. Развитие методологии анализа в сбалансированной системе показателей: моногр. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 152 с.
16. Лапыгин Ю.Н. Стратегическое развитие организации: учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. – М.: КРОНУС, 2015. – 288 с.
17. Лисовская, И.А. Финансовая стратегия компании: концепция, методология разработки и реализации / И.А. Лисовская. – М.: Проспект, 2009.
18. Некрылова, Н.В. Анализ финансового состояния коммерческой организации: учеб. – метод. пособие / Н.В. Некрылова, А.В. Понукалин, Т.Е. Кузнецова, Л.А. Петрова. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – 100 с.
19. Нивен П. Сбалансированная Система Показателей: Шаг за шагом: максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов/ Пер. с англ. -Днепропетровск. Баланс Бизнес Букс, 2004. – 328 с.
20. Ольве Нильс-Горан, Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей: Пер. с англ / Ольве Нильс-Горан, Рой Жан, Веттер Магнус. — М.: “Вильямс, 2004. — 304 с.
21. Пожидаева, Т. А. Анализ финансовой отчетности: Учеб. пособие / Т.А. Пожидаева. – М.: Кнорус, 2014. – 320 с.
22. Румянцева Е.Е. Финансовые технологии управления предприятием: учебное пособие / Е.Е. Румянцева. – 2-е изд., стер. – М. – Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 459 с.
Нормативные правовые документы
23. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.12.2015) “Об обществах с ограниченной ответственностью”.
Электронные ресурсы
24. Макаренко, М.В. Системы показателей, модели и подходы к оценке деятельности предприятия [Электронный ресурс] / М.В. Макаренко, И.И. Малова. – Режим доступа: http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/12_2015/04.pdf
25. Официальная страница ООО «Высота». – Режим доступа: http://www.visota-store.ru.
26. РБК [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rbc.ru.
27. Чернышев И.А. Использование сбалансированной системы показателей для решения отечественных проблем оценки деятельности предприятия [Электронный ресурс] / И.А. Чернышев // Российский экономический интернет журнал ВАК. -№0420600008. – Режим доступа: http://www.e-rej.ru /Articles/2006/Chernyshov.pdf
Статьи
28. Александрова А.В., Доценко О.С. Исследование проблемных аспектов внедрения системы Сбалансированных показателей в структуру стратегического управления / А.В. Александрова, О.С. Доценко// Инновационная наука. – 2016. – № 3. – С. 13-14.
29. Бердникова Л.Ф., Портнова Е.С. Ключевые аспекты анализа финансовой устойчивости организации / Л.Ф. Бердникова, Е.С. Портнова // Карельский научный журнал. – 2016. – № 4(17). – с.33-37
30. Береговая И. Б., Морозкин А. А. Система сбалансированных показателей / И.Б. Береговая, А.А. Морозкин // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 361-364.
31. Виханский О. Менеджмент мертв. Следующий – маркетинг / О. Виханский // Секрет фирмы. – 2016. – №041. – С. 72.
32. Голевко. Е.В. Система KPI как важнейший инструмент в бизнесе // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. -№7-9. – С.21-23.
33. Голянина Е.А. Особенности технологии Бенчмаркинга и перспективы её развития в России / Е.А. Голянина // Теория и практика современной науки. – 2018 г. – №1(31). – С.177-183.
34. Грицунова С.В., Яровикова И.В. Мировой финансовый рынок: проблемы и тенденция развития / C.В. Грицунова, И.В. Яровикова // Современные тенденции науки и технологий. – 2016. – №3-10. – С. 37-39.
35. Демидович, К.А. Понятие ключевых показателей эффективности и их применение / К.А. Демидович, Л.В. Данилова // Новая наука: От идеи к результатам. – 2016. – №5-1 (84). – С.47-51.
36. Дербичева, А.А., Кузина А.Е., Мартынюк С.А. Анализ платёжеспособности и финансовой устойчивости и их роль в системе оценки финансового состояния организации / А.А. Дербичева, А.Е. Кузина, С.А. Мартынюк // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 8-4 (85-4). – С.500-504.
37. Ильин, С.Ю. Анализ деловой активности и рентабельности деятельности предприятия / С.Ю. Ильин, И.А. Кочеткова // Экономический вестник Донбасса. – 2014. – №3. – С.181-184.
38. Иоффе Я. Роль-советник / Я. Иоффе // Секрет фирмы. – 2015. – №43. – С.75.
39. Кайль, В.В. Проблемы внедрения сбалансированной системы показателей на российских предприятиях / В.В. Кайль //Российское предпринимательство. – 2013. – № 1. – С.232.
40. Кирьянова, З. В. Анализ финансовой отчетности / З.В. Кирьянова, Е.И. Седова. – М.: Юрайт, 2016. – 432 c.
41. Крайнова В.В. Обоснования выбора модели ключевых показателей деятельности судоходных компаний / В.В. Крайнова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2015 г. – №1. – С.23-32.
42. Красюк Е., Каплан Р. Ковровая балансировка / Е. Красюк, Р. Каплан // Секрет фирмы. – 2016. – №6. – С.78.
43. Крылов, С.И. Сбалансированная система показателей как аналитический инструмент стратегического управления в условиях современной рыночной экономики / С.И. Крылов // Экономический анализ: теория и практика. – 2007. – №24(105). – С. 2-10.
44. Кудрявцева С. С. Роль интеллектуального капитала в инновационной экономике / C.C. Кудрявцева // Человеческий капитал и профессиональное образование. – 2015 г. – №2(14). – С.19-25.
45. Мавлянова, Д. М. Аудит достоверности информации о текущих активах и эффективности их использования / Д.М. Мавлянова // Учет и контроль. – 2018. – №1(27). – С.17-19.
46. Милов Г. Менеджмент мертв, а я еще нет / Г. Милов // Искусство управления. – 2014. – №6. – С. 110.
47. Михаленок Н.О. Анализ и управление затратами торгового предприятия / Н.О. Михаленок // Вестник НГИЭИ. – 2016 г. – №5(60). – С.41-48.
48. Полякова, О.С. Учет брака на машиностроительном производстве / О.С. Полякова // Справочник экономиста. – 2016. – №9. – С.16-25.
49. Прокшин К. Корпоративные университеты / К. Прокшин // Секрет фирмы. – 2016. – №21. – С.76.
50. Рустамова, И.Т. Концептуальные основы управления нематериальными активами предприятий сферы услуг / И.Т. Рустамова // Вопросы современной экономики. – 2013. – №1. – С.34-48.
51. Семенов, В. И. Сравнение методов оценки денежных потоков по балансу / В. И. Семенов // Справочник экономиста. – 2015. – № 5. – С. 36-49.
52. Сулоева С.Б., Ростова О.В. Система сбалансированных показателей и ее информационная поддержка / С.Б. Сулоева, О.В. Ростова // Экономические науки. – 2016. – №5. – С.44-50.
53. Толпегина О.А. Проблемы формирования и классификации методов финансовой диагностики / О. А. Толпегина // Аудит и финансовый анализ. – 2017. – № 1. – С. 243-250
54. Федорченкова Н.Ю. Концепция и технология сбалансированной системы показателей как инструмент финансового планирования и контроля / Н.Ю. Федорченкова // Вестник магистратуры. – 2017 г. – № 12-4. – С.67-73.
55. Черников А.В. Системы сбалансированных показателей в России и за рубежом / А.В. Черников // Экономика и социум. – 2016 г. – №7(26). – С.67-73.
56. Шестакова, Е. В. Оценка рисков в управлении финансами / Е. В. Шестакова // Справочник экономиста. – 2014. – № 3. – С. 77-85.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!