Семиотический подход как основа проектирования информативных характеристик дизайна
Целью магистерской диссертации является разработка семиотического подхода к созданию и регулированию информационной насыщенности объектов дизайна. Результатом применения подхода является внешний облик объекта как набор визуальных знаков с определенным диапазоном значений.
Введение ………………………………………………………………………………………………. 13
1 Исследование вопросов по обучающей функции дизайна на базе
теоретико-методологических материалов ……………………………………………….. 17
1.1 Определение качеств промышленного дизайна как средства
коммуникации ……………………………………………………………………………………. 17
1.2 Значения дизайна с точки зрения источника обучения ………………….. 20
1.3 Сложности проектирования информативных характеристик объектов
дизайна ………………………………………………………………………………………………. 23
1.4 Возможности семиотики в решении вопросов обучения дизайном … 25
1.5 Требования к разработке семиотического подхода ……………………….. 28
2 Разработка семиотического подхода для создания информативных
характеристик объектов дизайна …………………………………………………………….. 30
2.1 Этапы проектирования информативных характеристик ………………… 31
2.2 Создание решения в виде критериев дизайна ……………………………….. 34
2.2.3 Формулирование смысла фразы с помощью рефрейминга ……….. 34
2.2.4 Определение составляющих фразы с помощью методики
проектирования информативных свойств дизайна ……………………………… 36
2.3 Создание решения в виде знаковой последовательности ……………….. 43
2.4 Апробация семиотического подхода ……………………………………………. 45
2.5 Выводы по завершению исследовательской работы ……………………… 48
3 Создание дизайна сенсорного диспенсера для общественного
использования с помощью семиотического подхода ………………………………… 50
3.1 Проблемы взаимодействия пользователя с сенсорным диспенсером и
требования к их решению ……………………………………………………………………. 50
3.2 Семиотическая модель сенсорного диспенсера …………………………….. 52
3.3 Исполнение дизайнерского решения ……………………………………………. 57
4 Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение 65
4.1 Организация и планирование работ ……………………………………………… 65
4.1.1 Продолжительность этапов работ ……………………………………………… 66
4.2 Расчет сметы затрат на выполнение проекта ………………………………… 68
4.2.1 Расчет затрат на материалы ………………………………………………………. 68
4.2.2 Расчет заработной платы ………………………………………………………….. 69
4.2.3 Расчет затрат на социальный налог …………………………………………… 69
4.2.4 Расчет затрат на электроэнергию ………………………………………………. 69
4.2.5 Расчет амортизационных расходов ……………………………………………. 70
4.2.6 Расчет прочих расходов ……………………………………………………………. 71
4.2.7 Расчет общей себестоимости разработки …………………………………… 71
4.2.8 Расчет прибыли ……………………………………………………………………….. 72
4.2.9 Расчет НДС ……………………………………………………………………………… 72
4.2.10 Цена разработки НИР ………………………………………………………………. 72
4.3 Оценка экономической эффективности проекта ……………………………. 72
5 Социальная ответственность …………………………………………………………….. 75
5.1 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности … 76
5.2 Производственная безопасность ………………………………………………….. 79
5.2.1 Анализ вредных факторов ………………………………………………………… 80
5.2.1.1 Отклонение параметров микроклимата в рабочем помещении ……. 80
5.2.1.2 Недостаток освещения на рабочих местах и дополнительное время
работы за монитором ………………………………………………………………………….. 81
5.2.2 Анализ опасных факторов ………………………………………………………… 83
5.2.2.1 Меры электрической безопасности …………………………………………… 83
5.2.3 Обоснование мероприятий по снижению уровней воздействия
опасных и вредных факторов на исследователя (работающего) ……………… 83
5.3 Экологическая безопасность ……………………………………………………….. 86
5.4 Безопасность в чрезвычайных ситуациях ……………………………………… 87
Заключение …………………………………………………………………………………………… 89
Список литературы и используемых источников …………………………………….. 91
Приложение А (справочное) Термины и определения ……………………………. 101
Приложение Б (справочное) Семиотический рефрейминг ………………………. 102
Приложение В (справочное) Модель процесса обучения использованию
объекта дизайна …………………………………………………………………………………… 103
Приложение Г(справочное) Семиотический анализ ……………………………….. 105
Приложение Д (обязательное) Конструкторская документация ………………. 112
Приложение Е (обязательное) Графическая подача проекта …………………… 115
Приложение Ж (справочное) Трудозатраты на выполнение проекта ……….. 116
Приложение З (обязательное) Раздел на иностранном языке…………………… 118
Дизайн позволяет решить большой спектр задач на благо человека,
например, привлечь внимание или организовать деятельность. Связано
это с тем, что дизайн является информационным ресурсом, который
хранит данные о возможностях материального мира, понятные для
человека. Эти данные выражены в виде информативных характеристик
объектов и являются опорой для формирования особого поведения
человека.
Поэтому немаловажной задачей дизайна является обучение тому,
как использовать изделие. От данного процесса зависят все последующие
действия человека, которому нужно решить свою потребность. Действия
такого типа являются пользовательским опытом. Приобретение новых
знаний о том, что нужно делать с объектом внимания, чтобы получить
нужный и конкретный результат, является особенностью этого опыта.
Если человек неверно интерпретирует визуальную информацию, то по
этой причине он получит неточные знания о том, как работает объект,
поэтому будет совершать ошибки в своих действиях, которые приведут к
поломке используемого изделия или навредят здоровью.
Актуальность данной научной работы связана с тем, что часто
дизайнер сталкивается с трудностями объективного представления, как
пользователь будет воспринимать свойства объекта дизайна, чтобы
совершать дальнейшие действия. Поэтому дизайнер находится в
безысходном положении. Вопросы, что создавать и есть ли возможность
управлять решениями для получения дизайна объекта, наиболее
подходящего в зависимости от особенностей восприятия конкретной
пользовательской аудитории, становятся центральными в исследовании.
Необходимость в преодолении вышеизложенных сложностей
определила проблему исследования: отсутствие методик, которые
позволяют рассматривать и создавать свойства объектов дизайн-
проектирования в виде обучающих информативных признаков, опираясь
на возможности восприятия и интерпретации этих признаков
пользовательской аудиторией. Соответственно, необходима методика,
которая позволяет находить, управлять и улучшать решения.
Гипотеза исследования заключается в следующем: к настоящему
времени вопросы обучения дизайном является востребованными,
особенно, если требуется, быстро изучить и верно понять информацию.
Текстовые и графические инструкции по эксплуатации полезны, но в
чрезвычайных ситуациях или в обстоятельствах, ограниченных по
времени обучения тому, как работает то или иное устройство, занимают
большое количество времени на обработку данных. За этот же
промежуток времени само изделие с помощью своих визуальных свойств
могло бы сообщать человеку, что с ним нужно делать. Таким образом,
внешний облик изделия может играть роль визуальной инструкции вместо
общеизвестной текстовой в упомянутых случаях.
Решить эти вопросы может семиотика, которая позволяет
рассматривать процесс использования как интерпретацию
последовательных знаков. Семиотических правил не хватает для создания
концепций в промышленном дизайне. Поэтому актуальной задачей
становится разработка усовершенствованного подхода, который включает
методику проектирования информативных свойств объектов дизайна.
Предлагаемая методика по созданию семиотической модели
объектов дизайна предназначена для моделирования сценария
использования, который приведет к объективному понимаю
разрабатываемых решений, а также для управления этим решениями,
отбора подходящих сенсорных выражений объекта. Основное
преимущество данной методики состоит в том, что дизайнер проектирует
объект, который намеренно имеет инструктивные свойства, с целью
создания верного направления восприятия у пользователя и улучшения
условий обработки информации для совершения верных действий с
объектом.
Цель научного исследования заключается в разработке методики
управления информационной насыщенностью объектов дизайна как части
семиотического подхода.
Объект исследования: информативные характеристики объекта
дизайна.
Предмет научного исследования: возможность регулировать
решения для создания наилучших условий приобретения нового
пользовательского опыта.
Объект проектирования: внешний облик сенсорного диспенсера
для общественного использования.
Научная новизна исследования состоит в том, дизайнерские
решения рассматриваются как средства для обучения человека в виде
семиотической фразы, чтобы правильно использовать изделие, где
степень влияния на процесс приобретения знаний регулируема и
управляема с помощью полученной методики в зависимости от проектной
задачи. Главной ценностью является то, что дизайнер моделирует и
предлагает решения, способствующие верной интерпретации
возможностей изделия и на этой основе совершения правильных действий
пользователем. Внедрение методики в процесс проектирования
дизайнерских решений позволит находить нужные свойства изделия,
прогнозируя восприятие пользователя.
Практическая значимость результатов ВКР: улучшение дизайн-
проектирования с помощью внедрения разработанного семиотического
подхода и методики, которые могут быть использованы независимо друг
от друга. Благодаря семиотическому подходу дизайнер может находить
коренную идею, а с помощью методики – рассматривать идею как
интерпретируемое знаковое выражение в виде дизайна, при этому уже
находясь в области решений и занимаясь только их проработкой и
совершенствованием. На этой основе практической ценностью также
является создание дизайна сенсорного диспенсера с учетом специфики
восприятия человека в условиях краткосрочного периода персонального
обучения использованию нового по своей конфигурации устройству.
Задачи диссертационной работы:
1. Исследовательские задачи:
• анализ промышленного дизайна с точки зрения функции
обучения;
• описание признаков объекта дизайна как обучающего
материала;
• определение трудностей проектирования обучающих
информативных характеристик дизайна;
• описание возможностей использования семиотического
подхода в решениях вопросов обучения дизайном;
• разработка методики проектирования дизайна на основе
семиотики, разработка инструмента по созданию семиотической модели
объекта дизайна;
• апробация методики на примере дизайна корпуса
автоматического сенсорного диспенсера.
2. Практические задачи:
• создание эскизов и 3D-модели сенсорного диспенсера с
использованием разработанной методики;
• выполнение эргономических и габаритно-компоновочных схем
сенсорного диспенсера.
3. Дополнительные задачи:
• решение задач по разделу «Финансовый менеджмент»;
• решение задач по разделу «Социальная ответственность»;
• создание реферата диссертации на английском языке;
• оформление материалов к защите ВКР.
1 Исследование вопросов по обучающей функции дизайна
на базе теоретико-методологических материалов
В данной главе освещаются вопросы обучения по
использованию изделием при помощи дизайна, описываются
трудности создания информативных характеристик дизайна. На этой
основе сформулированы признаки решения в виде подхода, которые
базируется на правилах семиотики. По итогам первой главы изложены
требования к научной разработке, что позволит в дальнейшем
определить все ее особенности, свойства, правила, преимущества и
практическое применение.
Теоретической основой исследования в области изучения
вопросов обучения дизайном являются труды следующий авторов:
Нормана Д., Михеевой М., Пирса Ч., Соссюра Ф., Папанека В. и др.
[1,2,3,4,5]. Исследуется связь промышленного дизайна и семиотики, их
группирование в решениях вопросов восприятия и интерпретации
изделия.
В процессе работы над ВКР подтвердились главные утверждения
о том, что дизайн обладает свойствами обучающего характера, являясь
средством коммуникации между желанием пользователя решить свою
определенную потребность и функцией объекта, предназначенной для
реализации этой конкретной потребности пользователя. Подтверждением
этому является анализ методологических материалов, глубинное
исследование семиотики в сфере дизайна (в особенности,
промышленного), а также разработка семиотического подхода и его
использование в дизайнерском проектировании сенсорного диспенсера.
На основании результатов ВКР можно сделать вывод, что дизайн
играет большую роль в формировании привычек, особого поведения
человека с помощью определенных свойств дизайна при взаимодействии
с объектом. От того, насколько естественно происходит коммуникация
пользователя с объектом (без каких-либо сложностей понимания, как
работает объект и что нужно делать человеку) – можно назвать ключевым
показателем эффективности, ценности, полезности дизайна. Главным
параметром определения данных качеств является информативность,
которую дизайнер не только создает, но и управляет ею в зависимости от
пользователя и его возможностей обротки информации
(физиологических, психологических, культурных, возрастных,
профессиональных и т.д.).
Также, применение семиотического подхода показало, что дизайн
– это набор решений, начиная с критериев дизайна, продолжая развитием,
детализацией, усложнением, выбором концепции и заканчивая
графической подачей проекта. Но основным результатом может быть не
сам объект и его свойства, а правила, по которому могут создавать
подобные объекты. Так, предложенное решение сенсорного диспенсера
может подходить не только к данному диспенсеру, а любым другим
автоматическим средствам, где нужно создать понятные и приятные для
использования признаки дизайна, позитивный пользовательский опыт.
Таким образом, результатами ВКР можно считать следующее:
• Исследована проблема о необходимости рассматривать дизайн
как обучающий ресурс и использовать данное представление в ходе
работы над дизайн-проектами;
• Доказано, что семиотика актуальна, полезна, значима и
применима в работе над объектами промышленного дизайна;
• На основе теоретического исследования был разработан
семиотический подход, представляющий собой совокупность методик,
правил, задач для поиска решений дизайна, связанных с взаимодействием
пользователя с объектом дизайна;
• На базе семиотического подхода, центральным и главным
научным результатом является методика проектирования информативных
свойств объекта дизайна, основное преимущество которого – это
возможность находится дизайнеру в области решений с первых этапов
работы над проектом, а также доступность к управлению,
совершенствованию этих решений;
• Использован семиотический подход в создании дизайна
сенсорного диспенсера для улучшения взаимодействия, где практическим
результатом является новая конфигурация устройства, соответствующая
выявленным критериям и способная повысить качество использования
диспенсера, формируя позитивный опыт;
• Дизайн-решением является комплексная система в виде
критериев, правил проектирования автоматических устройств подобного
типа.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!