Системные методы в семейной медиации

Бабаева Юлия Владимировна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Конфликты в семье можно назвать самыми многогранными, глубокими, с большим количеством неосознаваемых компонентов и сложно поддающихся разрешению. Значимость системных методов в том, что они дополняют существующий арсенал методов, которого недостаточно для эффективного решения семейных конфликтов.
Новизна заключается в том, что рассматриваемые в исследовании особенности работы с семьей, типичные трудности, с которыми сталкивается медиатор в семейной медиации, а также методы, актуальные для конкретных проблемных ситуаций, вносят вклад в теорию и практику медиации, так как до сих пор не нашли должного освещения в литературе.
Объектом исследования являются системные методы в работе с семьей. Предметом исследования является применение системных методов в семейной медиации.
Цель настоящей работы заключается в том, чтобы показать возможности системных методов и необходимость их более активного использования в семейной медиации. Для достижения этой цели в ходе исследования были реализованы следующие задачи. Проанализирована литература по теме и раскрыты основные понятия, используемые в диссертации. Показаны особенности семьи как объекта работы специалиста. Показан системный характер структуры семьи и семейных взаимоотношений. Показана актуальность расширения методического арсенала медиатора в работе медиатора с семьей. Выявлены методы, отражающие сложность семейной структуры и ее системность. Показана специфика применения системных методов для решения проблем в процессе медиации по сравнению с психологией, психотерапией. Показана органичность, необходимость и роль системных методов в семейной медиации на материале анализа случаев из практики. Проведено пилотное исследование, разработан опросник по исследованию системных методов. Проведено исследование по использованию системных методов медиаторами. На основе материалов исследования сформулированы рекомендации по применению системных методов в семейной медиации.
Практическая значимость. Несмотря на важность системных методов практически для всех специалистов «помогающих» профессий, данное направление недостаточно используется в практике семейной медиации. Исследование доказывает, что системные методы позволяют эффективно разрешать конфликты. Результаты исследования помогут сделать более богатым инструментарий медиатора, позволят ему эффективно работать с конфликтами. Так как технология многих системных методов достаточно проста, то их могут осваивать и активно включать в практику не только опытные медиаторы или медиаторы с психологическим образованием, но и начинающие медиаторы, а также представители других профессий.
Результаты исследования подтвердили сформулированные гипотезы. Системные методы родственны семейной медиации и органично вписываются в нее, так как отражают системный характер семейных конфликтов. Системные методы необходимы и могут эффективно использоваться в семейной медиации, а в ряде сложных конфликтных случаев в семье их разрешение без системных методов невозможно. Применение системных методов позволяет расширить круг медиабельных случаев в семейной медиации. Применение системных методов способствует развитию личности медиатора, осознанию и решению его собственных проблем, что помогает следовать базовым принципам медиации и является профилактикой профессионального выгорания медиатора.
Результаты свидетельствуют, что системные методы органично вписываются в концепцию семейной медиации и они адекватны задачам, которые ставятся перед медиатором в работе с семьей. Работа вносит вклад в решение вопроса о том, где находятся границы медиации, приемлемости применения методов из различных сфер, прежде всего, юридической практики, психологического консультирования и психотерапии. В исследовании формулируются условия применения методов из смежных сфер деятельности, которые позволяют медиации сохранять ее уникальность и соблюдать базовые принципы.
Результаты исследования могут представлять ценность как для исследователей, изучающих теорию семейных систем, а также могут быть включены в курсы обучения специалистов в области медиации и конфликтологического консультирования.

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………. 2

ГЛАВА 1. Теоретические основы работы (сущность понятий «медиация»,
“система”, “системные методы”). ……………………………………………………………. 7

§1. Семья и семейная медиация ……………………………………………………………. 7

§2. Свойства системы и системные методы ………………………………………… 21

ГЛАВА 2. Особенности семейной медиации и ее инструменты ……………… 27

§1. Семья как система ………………………………………………………………………… 27

§2. Проблемы в медиации, которые определяются системным характером
семьи …………………………………………………………………………………………………. 38

ГЛАВА 3. Применение системных методов в практике семейной медиации
……………………………………………………………………………………………………………… 46

§1. Эмпирическое исследование, направленное на выявление
распространенности и особенностей использования системных методов в
семейной медиации среди специалистов. ……………………………………………. 46

§2. Обсуждение результатов исследования и выводы …………………………. 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………….. 67

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ………………………………………. 69

ПРИЛОЖЕНИЕ. …………………………………………………………………………………… 75

Специфику семейных конфликтов можно определить как
многогранную, глубокую, с большим количеством неосознаваемых
компонентов, сложно поддающихся разрешению. Разная степень выражения
эмоций – активная у женщин и более пассивная у мужчин, – также мешает
сторонам понять друг друга. Сложными для разрешения являются
внутрисемейные конфликты на основе различий в культуре и религии.
Конфликты внутри семьи обычно сопровождаются сильными
эмоциями, которые создают напряженность в отношениях (вплоть до разрыва
отношений) и в некоторых осложненных случаях приводят к тому, что члены
семьи не в состоянии обсудить сложившуюся ситуацию друг с другом.
«Способность эффективно общаться друг с другом обычно бывает у них (у
сторон) сильно нарушена»1. Конфликтные ситуации в семье находятся на
очень высоком уровне в шкале стрессовых событий. Так, по уровню
переживаемого стресса, развод идет на втором месте, уступая только смерти2.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что часто
существующий арсенал методов медиации оказывается недостаточным для
эффективного решения семейных конфликтов. Практика медиации
предъявляет очень высокие требования к специалисту. От него требуется
способность быть нейтральным, беспристрастным. Медиатор должен уметь
отделить проблему от личности другой стороны и от собственной личности,
владеть переговорными, коммуникативными и собственно медиативными
навыками3. Для выполнения этой и многих других задач медиатору
необходимо понимать, каким образом взаимосвязаны члены семьи, как
внутри конкретной семьи распределяются роли, что влияет на поведение
сторон и становится истинным источником семейных конфликтов.
1
Friedman, G., Himmelstein, J. Challenging conflict: Mediation through understanding. Chicago, IL:
American Bar Association, 2009. P. 6-7.
2
Holmes Т.Н., Rahe R.H. The Social Readjustment Rating Scale // Journal of Psychosomatic Research.
1967. Vol. 11. P. 213-218.
3
Иванова Е.Н. Проблема дифференцированности в медиации [Электронный ресурс] / Иванова
Е.Н. – Режим доступа: https://elis.psu.ru/node/565272 (дата обращения: 21.04.2020).
Необходимы дополнительные методы, которые отвечали бы сложности
характерных для семьи взаимоотношений. Такими методами, которые
учитывают сложность семейных отношений, являются системные. По оценке
специалистов в области семейной медиации, они используются реже, чем
необходимо4. Данная работа призвана внести вклад в понимание роли
системных методов в семейной медиации.
Новизна. Рассматриваемые в исследовании особенности работы с
семьей, типичные трудности, с которыми сталкивается медиатор в семейной
медиации, а также методы, актуальные для конкретных проблемных
ситуаций, вносят вклад в теорию и практику медиации, так как до сих пор не
нашли должного освещения в литературе.
Практическая значимость работы связана с тем, что, несмотря на
важность системных методов практически для всех специалистов
«помогающих» профессий, данное направление недостаточно используется в
практике семейной медиации. Результаты исследования показывают
возможность сделать более богатым инструментарий медиатора, что
позволит ему эффективнее работать со сложными семейными конфликтами.
Технология многих системных методов достаточно проста для освоения,
поэтому их могут активно включать в практику не только опытные
медиаторы с психологическим образованием, но и начинающие, а также
представители других профессий.
Объектом исследования являются системные методы в работе с
семьей.
Предметом исследования является применение системных методов в
семейной медиации.
Цель настоящей работы заключается в том, чтобы показать
возможности системных методов и необходимость их более активного
использования в семейной медиации.
Задачи исследования формулируются в соответствии с
4
Паркинсон Л. Семейная медиация . М.: МЦУПК, 2016. – 316 С.
вышеуказанной целью:
1. Проанализировать литературу по теме и раскрыть основные понятия,
используемые в диссертации.
2. Показать особенности семьи как объекта работы специалиста.
3. Показать системный характер структуры семьи и семейных
взаимоотношений.
4. Показать актуальность расширения методического арсенала
медиатора в работе медиатора с семьей.
5. Выявить методы, которые отражают сложность семейной структуры
и ее системность.
6. Показать специфику применения системных методов для решения
проблем в процессе медиации по сравнению с психологией, психотерапей.
7. Показать органичность, необходимость и роль системных методов в
семейной медиации на материале анализа случаев из практики.
8. Провести пилотное исследование, разработать опросник по
исследованию системных методов.
9. Провести исследование по использованию системных методов
медиаторами.
10. На основе материалов исследования сформулировать рекомендации
по применению системных методов в семейной медиации
Теоретическая значимость. Данное исследование отвечает
современному запросу на развитие теории медиации. Работа вносит вклад в
решение вопроса о том, где находятся границы медиации, приемлемости
применения методов из различных сфер, прежде всего, юридической
практики, психологического консультирования и психотерапии5. В
исследовании формулируются условия применения методов из смежных
сфер деятельности, которые позволяют медиации сохранять ее уникальность
и соблюдать базовые принципы.
Иванова Е.Н. Методы эффективной работы медиатора в разных сферах практики // Вестник
ННГУ. 2015. № 4. С. 133.
Результаты свидетельствуют, что системные методы органично
вписываются в концепцию семейной медиации и они адекватны задачам,
которые ставятся перед медиатором в работе с семьей.
Результаты исследования могут представлять ценность как для
исследователей, изучающих теорию семейных систем, а также могут быть
включены в курсы обучений специалистов в области медиации и
конфликтологического консультирования.
Теоретико-методологическая основа исследования. Существенный
вклад в изучение системных методов семейной медиации внесли такие
авторы, как Варга А. Я., Добряков И. В., Хамитова И. Ю., Иванова Е. Н.,
Эйдемиллер Э. Г. А также труды авторов зарубежной литературы:
Берталанфи Л., Боуэн М., Маданес К., Минухин С., Паркинсон Л., Фишман и
другие. Их работы в значительной мере способствовали изучению системных
методов и их внедрению в системную семейную медиацию.
Методы исследования. В ходе работы было проведено эмпирическое
исследование, в котором применялись анкетирование, аналитический и
сравнительный метод, статистическая обработка результатов исследования.
Анализ научной литературы с использованием индукции, дедукции, метод.
В качестве гипотез исследования были сформулированы следующие
утверждения:
1. Системные методы родственны семейной медиации и органично
вписываются в нее, так как отражают системный характер семейных
конфликтов.
2. Системные методы необходимы и могут эффективно использоваться
в семейной медиации, а в ряде сложных конфликтных случаев в семье их
разрешение без системных методов невозможно.
3. Применение системных методов позволяет расширить круг
медиабельных случаев в семейной медиации.
4. Применение системных методов способствует развитию личности
медиатора, осознанию и решению его собственных проблем, что помогает
следовать базовым принципам медиации и является профилактикой
профессионального выгорания медиатора.
Структура работы соответствует логике выполнения поставленных
задач и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной
литературы и приложений.
В первой главе данного исследования представлен краткий обзор
литературных источников о семье, медиации, семейной медиации, системе и
системных методах.
Во второй главе показан системный характер структуры семьи и
семейных взаимоотношений. Рассмотрены типичные проблемы в медиации,
которые определяются системным характером семьи. Приведены примеры
применения системных методов в работе с системными конфликтами.
В третьей главе представлены результаты эмпирического
исследования, направленного на использование системных методов в
семейной медиации. Заключительная часть главы содержит ограничения
проведенного эмпирического исследования, а также выводы и рекомендации,
которые можно сделать на основе исследования.

Результаты исследования показали:
1. Применение системных методов делает более богатым
инструментарий медиатора, позволяя ему эффективнее работать со
сложными семейными конфликтами. Освоение методов системной медиации
помогает медиатору соответствовать высоким требованиям, которые
предъявляет к нему практика медиации.
2. Технология некоторых системных методов достаточна проста для
освоения, поэтому ее могут активно включать в практику не только
медиаторы с психологическим образованием, но и начинающие специалисты,
а также представители других профессий. Результаты исследования
показывают, что если специалист знаком с основой теории систем, то он
может работать более эффективно и двигаться к цели по короткому пути.
3. Освоение системных методов развивает способность медиатора быть
нейтральным, беспристрастным, владеть переговорными,
коммуникативными и собственно медиативными навыками.
В ходе изучения материала и подготовки исследования были
сформулированы следующие гипотезы:
1) Системные методы отражают комплексный характер сложных
конфликтов в семье. (Гипотеза 1 подтвердилась)
2) Системные методы успешно использоваться в семейной медиации,
а в ряде сложных случаев в семье разрешение конфликта без
системных методов невозможно. (Гипотеза 2 подтвердилась)
3) Опытные специалисты осознают системный характер сложных
конфликтов, поэтому они активно изучают и применяют системные
методы. Применение системных методов способствует
расширению круга медиабельных случаев в семейной медиации.
(Гипотеза 3 подтвердилась)
4) Освоение системных методов помогает медиатору в работе над
своей личностью, расширяет психические и физические ресурсы
медиатора. (Гипотеза 4 подтвердилась)

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Роль гендерного фактора в управлении конфликтом
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет