словообразовательное гнездо с корнем -слад-: функционально-семантический и лингвокогнитивный аспекты
Содержание
Введение 4
Глава I Теоретические основы изучения словообразовательной системы русского языка в лингвокогнитивном аспекте 9
I.1 Когнитивная лингвистика и её понятийный аппарат 9
I.1.1 Типы сознания. Вопрос о статусе языкового сознания 11
I.1.2 Объём понятия «картина мира» 16
I.1.3 Понятие, структура, методика исследования концепта 23
I.1.3.1 Концепт. Понятие. Категория 23
I.1.3.2 Структура концепта 27
I.1.3.3 Семантико-когнитивный анализ концепта 31
I.1.5 Способы вербализации концепта 32
I.2 Общие вопросы и основные проблемы словообразования 34
1.2.1 Термин «словообразование» в лингвистической литературе 34
1.2.2 Основные тенденции в изучении словообразования на современном этапе 38
1.2.3 Способы и элементы словообразования 42
1.2.4 Соотношение понятий словообразовательный тип, пара, цепь, парадигма, гнездо 50
Выводы 53
Глава II Словообразовательные и лингвокогнитивные особенности исследования гнезда с корнем -слад- 55
II.1 Семантико-когнивный анализ концепта, вербализованного словообразовательным гнездом с корнем -слад- 55
II.1.1 Построение номинативного поля вербализованного концепта 55
II.1.2 Анализ и описание семантики языковых средств, входящих в активное номинативное поле вербализуемого концепта 59
II.1.3 Когнитивная интерпретация результатов анализа семантики языковых средств 75
II.1.4 Верификация полученного когнитивного описания у носителей языка 78
II.2 Словообразовательная классификация единиц, входящих в состав гнезда с корнем –слад 91
Выводы 113
Заключение 115
Список используемой литературы 117
Приложение I. Перечень единиц, не вошедших в активное номинативное поле 123
Практическая значимость видится в использовании материалов данного исследования на теоретических и практических занятиях по РКИ, в лекционных курсах по словообразованию, когнитивной лингвистике, лингво-культурологии, а также при создании словообразовательных словарей.
Теоретическая значимость диссертации заключается в подходе к системе словообразования, при котором предпринимаются попытки доказать связь и взаимодействие между когнитивной семантикой и формальной стороной словообразования.
Научная новизна работы заключается в том, что анализ словообразовательного гнезда с корнем -слад- включает в себя элементы парадигматического, синтагматического и прагматического анализа. Таким образом происходит расширение границ изучения словообразовательного гнезда, ставится вопрос о рассмотрении его в качестве репрезентированного в языковом пространстве концепта.
1. Алефиренко Н.Ф. Проблема вербализации концепта. – Волгоград: Перемена, 2003. – 95 с.
2. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного анализа // Вопросы языкознания, 1995. – №1. – С. 37–67.
3. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика (синонимические средства языка). М.: Наука, 1974. – 336 с.
4. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. – М.: Языки русской культуры, 1999. – 896 с.
5. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. – М.: Academia, 1997. С. 267–279.
6. Бодуэн де Куртенэ И.А.. Избранные труды по общему языкознанию. Том І. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. – С. 302-314
7. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии. – Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2001. – 123 с.
8. Болдырев Н.Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики / Вопросы когнитивной лингвистики, 2004. – № 1 – С. 18 36.
9. Барабанов А.Ю. Словообразовательные гнезда с корнями -куд- / -чуд-, -кор- / -чар- в истории русского языка: эволюция, концептуальный анализ : дис. … канд. филол. наук.- Тула, 2011.- 196 с.
10. Вайсгербер Л. Родной язык и формирование духа. – М., 1993.
11. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. – М.: Русские словари, 1997. – С. 33 88.
12. Вендина Т. И. Введение в языкознание. – М.: Высш. шк., 2008. – 391 с.
13. Вендина Т.И. Словообразование как источник реконструкции языкового сознания // Вопросы языкознания № 4, 2002. – С. 42-72.
14. Винокур Г. О. Избранные работы. – М., 1959. – С. 419-442.
15. Виноградов В.В. Русский языка. Грамматическое учение о слове. М. – Л., 1947. С. 452 – 461.
16. Воркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. – М, 2004. – С.7 50.
17. В. Г. Гак. Метафора в языке и тексте. – М. : Наука, 1988. – 289 с.
18. Гвоздева А.А. Языковая картина мира: лингвокультурологические и гендерные особенности: на материале художественных произведений русскоязычных и англоязычных авторов: Автореф. дис. канд. филол. наук. – Краснодар, 2004.
19. Голев, Н.Д. Словообразование как эволютивный процесс [Текст] / Н. Д. Голев // Русский язык в школе : Научно-методический журнал. – 2010. – N 12. – С. 39-44.
20. Залевская А.А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. – Воронеж, 2001. – С. 36–44.
21. Залевская А.А. Введение в психолингвистику, М., 1999. – 560 с.
22. Зализняк А., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира: Сб.ст. – М.: Языки славянской культуры, 2005. – 544 с.
23. Зализняк А. Cемантическая деривация в синхронии и диахронии: проект “каталога семантических переходов ” // Вопросы языкознания. – М., 2001. – № 2. – С.13-25.
24. Земcкая Е. А. Словообразование как деятельность. — М.: Изд-во КомКнига, 2005.
25. Зенков Г.С. Проблема предмета и метода дериватологии // Исследование словообразования и лексики русского языка: Сб. науч. трудов. – Фрунзе, 1985. – С. 3-21.
26. Карасик В.И. О категориях лингвокультурологии // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности. – Волгоград: Перемена, 2001. С. 3–16.
27. Козинец С.Б. Реализация метафорического потенциала языка в словосложении // Русский язык: исторические судьбы и современ-ность: 3-й Междунар. конгресс исследователей русского языка: Труды и материалы.– М.: Изд-во МГУ, 2007. – 218 с.
28. Красных В.В. Строение языкового сознания: фрейм-структуры // Когнитивная семантика. – Ч. 1. – Тамбов, 2000. – С. 53-55.
29. Крысин Л.П. Об интернационализации фонда словообразовательных морфем // Современное русское языкознание и лингводидактика. – Вып. 2. Сборник научных трудов, посвященный 85-летию со дня рождения академика РАО Н. М. Шанского. – М., 2007. – С. 69-72.
30. Кубрякова Е.С., Соболева П.А. О понятии парадигмы в формообразовании и словообразовании.//Лингвистика и поэтика.М.,1979. – С.5-23.
31. Кубрякова E.C. Что такое словообразование. – М.: Наука, 1965. – 78 с.
32. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. – М., 1969. – 307 с.
33. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969.
34. Моисеев А.И. Основные вопросы словообразования в современном русском литературном языке. – Л.,1987. – 208 с.
35. Моисеев А.И. Типы словообразовательных гнезд. // Актуальные проблемы русского словообразования. Тезисы 5 республиканской научно-теоретической конференции.Ч.1.Самарканд, 1987. – С.282-285
36. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование. – М., 1984. – 255 с.
37. Немченко В.Н. Способы русского словообразования: Диахронный аспект. – Горький,1979. – 81 с.
38. Никитин М.В. Развернутые тезисы о концептах / Вопросы когнитивной лингвистики. – 2004. – № 1. – С. 53-64.
39. Погосова К.О. Концепты эмоций в русской и английской языковых картинах мира. Автореф. дис. канд. филол. наук. – Владикавказ, 2007. – 24 с.
40. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. – М.: АСТ: Восток – Запад, 2007. – 314 с.
41. Попова 3.Д., Стернин И.А. Язык и национальная картина мира. – Воронеж, 2002.
42. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство “Питер”, 2000, С. 279-280
43. Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты. Автореф. дисс.докт. филол. наук. – Волгоград, 2004.
44. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. – М., 1997.
45. Степанова М. Д. Методы синхронного анализа лексики (на материале немецкого языка). – М.: “Высшая школа”, 1968. – 201 с.
46. Стернин И.А. Коммуникативное и когнитивное сознание // С любовью к языку, 2002. – Москва-Воронеж – С. 44-51
47. Стернин И.А. Когнитивная интерпретация в лингвокогнитивных исследованиях // Вопросы когнитивной лингвистики, 2004. –№ 1. – С. 65–69.
48. Суслова С.С. Словообразовательные гнезда делать, работать, трудиться в современном русском языке: семантический аспект. : диссертация … канд. филол. наук – Арзамас, 2009. – 232 с.
49. Термин «концепт» как элемент терминологической культуры // Язык как материя смысла: Сборник статей в честь академика Н. Ю. Шведовой / Отв. ред. М. В. Ляпон. – М.: Издательский центр «Азбуковник», 2007. (РАН: Институт русского языка им. В. В. Виноградова). С. 606–622.
50. Улуханов И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация. М.,1996.- 224 с.
51. Ушакова Т.Н. Понятие языкового сознания и структура рече-мысле-языковой системы. Языковое сознание: теоретические и прикладные аспекты // [под ред. Уфимцевой Н.В.]. – М.: Барнаул, 2004. – С. 6-17.
52. Хайдеггер М. Время картины мира // Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления (пер. с нем.; комм. В.В. Бибихина). – М.: Республика, 1993. – С. 41–63.
53. Шафиков С.Г. Категории и концепты в лингвистике / С. Г. Шафиков // Вопросы языкознания. – 2007. – № 2. – С. 3-17.
54. Шмелёв А.Д. Русский язык и внеязыковая действительность. М.: Языки славянской культуры, 2002. – 496 с.
55. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира: модели пространства, времени и восприятия. – М.: Издательство «Гнозис», 1994. – 344 с.
56. Языковая картина мира и системная лексикография / В.Ю. Апресян [и др.]; отв. ред. Ю.Д. Апресян. – М.: Языки славянских культур, 2006. – 910 с.
57. Янценецкая М.Н. Семантические вопросы теории словообразования. Томск, 1979.
Словари, справочники и условные наименования их сокращений
1. Все трудности русского словообразования / под ред. А.Н. Тихонова, Т.Л. Беркович. М.: Астел, 2010. – 816 с.
2. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. Ярцева В.Н. М.: Сов. Энциклопедия, 1990, 683 с. – ЛЭС.
3. Словарь русского языка. В 4 т. / Гл. ред. А.П. Евгеньева, 4-е изд., испр. и доп. – АН СССР. Ин-т русского языка / – М., 1998-1999. – МАС
4. Толковый словарь русского языка / Под ред. СИ. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. -М., 1994 – Словарь Ожегова.
5. Русская грамматика в 2-х т. М.: АН СССР, 1980 – Грамматика 80.
6. Современный толковый словарь русского языка / под ред. Т.Ф. Ефремовой в 3 томах. М., 2005. – Словарь Ефремовой.
7. Абрамов Н. . Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. – М.: Русские словари, 1999 – Словарь Абрамова.
8. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. – М.: Просвещение, 1997. – 350 с.
9. Даль В.В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. II. – М.: Русский язык, 1978. – Словарь Даля
10. Кузнецов С.А. Современный толковый словарь русского языка. – М, 2008.-960 с. – Словарь Кузнецова
11. Саяхова Л.Г., Хасанова Д.М., Морковкин В.В. Тематический словарь русского языка : около 25000 слов / под ред. В.В. Морковкина – М.: Дрофа. -2010, 556 с. – Тематический словарь
12. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. – 2-е изд., стер. – М.: Русский язык, 1990.
13. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка. Русская морфемика. – М.: Школа-Пресс, 1996. – 704 с.
Перечень используемых источников
1. Воротников Ю.Л. «Языковая картина мира»: трактовка понятия // Знание. Понимание. Умение. – http://www.zpu-journal.ru/gum/new/articles/2007/vorotnikov/с.
2. Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru
3. Википедия. Свобожная энциклопедия – http://ru.wikipedia.org
4. Этимологический словарь М.Фасмера – http://vasmer.narod.ru/- Словарь Фасмера
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!