Сотрудничество Турции со странами Африки: региональные особенности

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Васильева Яна Сергеевна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВКР на тему «Сотрудничество Турции со странами Африки: региональные особенности» посвящена анализу проблем, особенностей и перспектив сотрудничества Турции и стран Африки. Введение работы сосредотачивает внимание читателя на актуальности представленной темы ВКР, постановке цели и задач исследования. Целью работы является выявлении особенностей формирования и развития экономических отношений стран различных регионов Африки и Турции в 20 – 21 вв. В первой главе анализируются особенности развития Турции и стран Африки, эволюция политико-экономических отношений, а также определяется место Турции и Африки на мировой арене. Во второй главе исследуется торгово-экономическое сотрудничество Турции со странами Африки по странам и регионам, приводятся таблицы, отражающие уровень экономического сотрудничества между партнерами. В третьей главе описываются основные сферы и проблемы сотрудничества Турции и стран Африки, а также проведен SWOT-анализ экономических отношений. В заключении сформулированы ряд выводов, главными из которых является то, что действия Турции по отношению к африканским странам можно охарактеризовать как планомерная стратегия, достигаемая за счет последовательных шагов в политической, дипломатической, торгово-экономической и гуманитарной сферах. Самый перспективный регион для Турции в сфере экономического сотрудничества – Северная Африка. Страны к югу от Сахары, в свою очередь, обладают преимуществами и перспективами в торгово-экономических отношениях с Турцией, однако существует ряд проблем, которые могут сильно повлиять на развитие будущего сотрудничества.

В 21 веке африканский континент становится одной из самых важных экономических мировых площадок, и не похоже, что это изменится, по крайней мере, в ближайшем будущем. Турция, осознавая это, стремится занять главенствующие позиции на данной территории, став основным партнером и инвестором в странах Африки. Африканские страны, которые в основном имеют малые и средние экономики, нуждаются в партнерстве для достижения экономических преобразований: по данным МВФ на январь 2021 года спад реального ВВП Южной Африки составил 7,5%, рост реального ВВП Египта – 3,6, однако в 2021 году прогнозируется спад до 2,8%. Согласно рейтингу МВФ лишь Египет и Нигерия занимают 22 и 23 место соответственно в рейтинге стран по величине валового внутреннего продукта, рассчитанного по паритету покупательной способности, а большинство остальных стран африканского континента по данному показателю не входят в первую сотню. В рейтинге по размеру номинального ВВП схожая ситуация: 38 африканских стран (70%) не входят в первую сотню. В этом контексте можно сказать, что даже наиболее развитые страны континента, например ЮАР, имеют низкие показатели по миру.
Экономически-торговые отношения Турции со странами Африки развиваются неравномерно: в 2020 году экспорт Турции в страны Северной Африки составляет более 68% всего экспорта на континент (9,5 млрд. долларов), а в остальные страны Африки – 4,1 млрд. То же самое касается импорта: объем из Северной Африки составляет 4,8 млрд., а из других стран всего 2,4 млрд. Самые большие эти же показатели приходятся всего на несколько стран: самые главные страны для экспорта Турции на континенте – Египет (3,1 млрд. долл.), Марокко (2 млрд.) и Ливия (1,6 млрд.) а страны, откуда Турция больше всего вывозит продукции – это Египет (1,7 млрд.), Ливия (1,6 млрд.) и ЮАР (887,7 млн.). Данные показатели обуславливаются рядом причин: отдаленность регионов южнее Сахары от Турции, тесное историческое сотрудничество со странами Северной Африки, а также спектр интересов Турции на африканском континенте, обусловленный наличием природных ресурсов. Основные ресурсы, ввозимые в Турцию из Африки – это сжиженные углеводородные газы (16,3% от всего импорта Турции), сырая нефть (11%), золото (7,08%) и полипропилены (4,16%). В 2019 году почти весь объем ВВП стран к югу от Сахары приходится на Нигерию (25,36%), ЮАР (19,89%), Эфиопию (5,43%), Кению (5,4%), Анголу (5,03%).
Турция – страна с быстроразвивающейся экономикой. Согласно данным МВФ за октябрь 2020 г., страна занимает 16 место в мире по размеру номинального ВВП и находится на 13 месте в мире по величине валового внутреннего продукта, рассчитанного по паритету покупательной способности. Рост реального ВВП в 2020 году составил 1,2%, а в 2021 и 2022 гг. прогнозируется рост до 6,0% и 3,5% соответственно. Данные показатели являются одними из самых высоких среди развивающихся стран, а также экономика Турции одна из сильнейших в регионе. Для дальнейшего экономического роста стране необходимо продолжать наращивать свой потенциал, искать новые рынки сбыта и места привлечения собственных ресурсов. Именно поэтому перед Турцией открываются широкие возможности в развитии взаимовыгодных отношений со странами Африки: многие страны к югу от Сахары являются для Турции относительно новыми партнерами. Плюс ко всему, в отличие от других партнеров континента Турция предпочитает действовать в рамках «мягкой силы» и установлении прочных экономических связей.
Актуальность темы продиктована ее экономической значимостью, так как изучение экономических отношений Турции со странами различных регионов Африки обусловлена возможными экономическими, политическими и социальными взаимовыгодами. На сегодняшний день Турция, а также ее положение в мировой экономике стремительно меняются, Республика старается позиционировать себя во многих направлениях, в том числе в сфере влияния на африканский континент. Прогнозирование, производимое в нашей работы с целью выявить перспективы и возможности дальнейшего развития отношений между данными регионами, позволяет более точно и конкретно охарактеризовать экономико-политический мир на последующие десятилетия.
Объект исследования – система экономических отношений между странами Африки и Турции.
Предмет исследования – особенности формирования и развития экономических отношений стран Африки и Турции.
Новизна обусловлена тем, что до начала 2000-х годов отношения Турции со странами африканского континента были недостаточно развиты, потому Турция не имела ни последовательной африканской политики, ни намерения развивать свои экономические, а также политические интересы на территории Африки. Первые конкретные шаги в сторону выстраивания всеобъемлющей политики развития отношений с африканским континентом были предприняты Турцией лишь в 1998 году, что выразилось через утверждение «Плана действий в отношении Африки», начало которому положил министр иностранных дел Турции Исмаил Джем. Новизна также обусловлена подходом автора, который заключается в сравнительном анализе мнений по рассматриваемой проблеме турецких, европейских и российских авторов и общественных деятелей. Малая степень разработанности проблемы (см. ниже) подтверждает наличие научной новизны. Следовательно, данный вопрос на сегодняшний момент не имеет исчерпывающих решений.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей формирования и развития экономических отношений стран различных регионов Африки и Турции в 20 – 21 вв.
Задачи, необходимые для достижения цели:
Выявить исторические предпосылки политико-экономического развития отношений Турции и стран Африки 19 – нач. 21 вв.
Проанализировать какие факторы стали основополагающими в развитии экономических отношений Турции со странами Африки
Охарактеризовать политико-экономические особенности развития стран Африки 19 – нач. 21 вв.
Рассмотреть основные аспекты развития экономики на африканском континенте
Определить место Турции и Африки в современном мире
Изучить основные положения, обуславливающие позицию Турции и Африки на мировой арене
Выявить и проанализировать проблемы, перспективы и особенности экономических отношений Турции с различными регионами Африки.
Структурировать и изучить экономические данные, раскрывающие особенности экономических отношений Турции с различными регионами африканского континента
Определить наиболее перспективные и целесообразные сферы сотрудничества Турции с различными регионами Африки.
Обозначить основные проблемы, препятствующие развитию экономических отношений Турции со странами континента.
Сформировать ряд шагов, которые необходимо принять Турецкой Республике и странам Африки для развития партнерских отношений.
Представить прогноз развития Турции, стран Африки и их экономического сотрудничества в будущем.
Теоретическая значимость представляет собой вклад в изучение теоретических основ в исследованиях взаимоотношений Турции и стран Африки.
Практическая значимость состоит в возможности использования работы в качестве материала для отдельных спецкурсов по экономике и культурологии.
Теоретико-методологической базой служат работы на турецком, английском и русском языках. Турецкие источники позволили составить основу для статистического анализа в исследовательской работе. К ним относятся данные с сайтов Министерства иностранных дел Турции, Турецко-азиатского центра стратегических исследований (TASAM), Турецкого агентства по сотрудничеству и развитию (ТИКА), Турецкого агентства статистики, Фонда политических, экономических и социальных исследований (SETA), а также материалы периодических изданий «Anadolu Agency», «Kastamonu İlk Haber» и «NTV Haber». Также для работы были использованы учебники по истории Турции Новичева А.Д., и Н. Стоуна и трехтомное пособие «Турецкая внешняя политика» под редакцией Баскына Орана. Статистическая основа исследования – данные МВФ, информация, сводные таблицы, предоставленные на сайте ЮНКТАД, статистические данные Всемирного Банка и данные с сайта Международного Торгового Центра. Методы исследования: сравнительно-сопоставительный, метод анализа, диалектический, хронологический, исторический методы, метод концептуального анализа.
Степень разработанности проблемы: Данный аспект внешней политики Турции долгие годы не изучался как в Турции, так и в других странах. Лишь в последние годы проблеме начали уделять внимание. В значительной части вышеупомянутые исследования охватывают только общие характеристики, хронологию событий в отношениях Турции и стран Африки, а также приводят статистические данные, не учитывая прогнозы и аналитическую информацию. Наибольший интерес среди научных работ на русском языке составляют статьи Костелянца С.В., посвященные исследованию сотрудничества Турции со странами Африки, а именно «Политика Турции на африканском направлении: новые тенденции в выборе партнеров» и «Турция и Африка: сотрудничество развивается». В данных работах автор рассматривает союз Африки и Турции с политической и социально-экономической точки зрения. Также стоит отметить работы Колесниковой М. А. «Турция и страны Тропической Африки в эпоху глобализации», «Африка в контексте глобализации: турецкая модель как альтернативный план развития континента» и Ягьи В.С. (совместно с Колесниковой М.А.) «“Три кита” турецкой политики в Африке». Совместная работа Ягьи В.С и Колесниковой М.А. посвящена рассмотрению трех основных направлений сотрудничества – политических усилий с целью упрочнения отношений, экономически-торговых связях, культурных и гуманитарных взаимодействиях. Колесникова М.А. в своих работах дает характеристику отношений Турции со странами к югу от Сахары, положительные и негативные аспекты, а также краткую хронологию «политики открытости» Турции для Африки. Важным исследователем вопроса сотрудничества Турции и Африки является Мосаки Н.З. Его работа «Турция и Африка» анализирует развитие турецко-африканских отношений с последнего десятилетия 20 в. до 2009 года, а также рассматриваются основные страны-партнеры Турции и основные сферы сотрудничества.
Среди работ, опубликованных за рубежом стоит выделить публикации Э. Тепеджиклыоглу, которая подробно занимается вопросом турецко-африканского сотрудничества, преимущественно экономической сфере отношений и политике «мягкой силы» Турции и У. Тепебаша.Данный автор акцентирует свое внимание на роли Африки на мировой арене и турецком влиянии на развитие континента. Такие исследователи как С. Карагюль в сотрудничестве с И. Арсланом в работе «Политика турецкой инициативы в отношении Африки: историческая справка, стратегическое партнерство и будущее» прогнозируют развитие отношений Турции и Африки, особенно уделяя внимание политическим и социальным сферам сотрудничества, а также совместной деятельности на мировой арене. А. Бозташ проводит в своем исследовании «Теоретический анализ активной политики Турции в отношениях с Африкой: конструктивистская теория, критическая теория и теория международного сообщества» рассмотрение сотрудничества Турции с континентом в трех различных плоскостях, что позволяет определить характер и возможности этого экономического союза.
Хронологические рамки: середина XX в. по сегодняшний день.
Структура работы: исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования.
Особенности развития Турции и стран Африки 19 – нач. 21 вв.
Эволюция политико-экономических отношений Турции со странами Африки 19 – нач. 21 вв.
Турция и Африка неразрывно связаны совместной многовековой историей. Как и часть европейских стран, Османская империя вела завоевательные войны на территории Африки. Первые отношения, которые османы установили со странами Африки, начались с Египта. Это положило начало Османской экспансии на Африканском континенте. Уже в середине XVI века Османы захватили Ливию, Тунис и Алжир, в результате чего две последние страны стали вассалами Османской Империи. Следует заметить, что турецкие исследователи не называют это «колонизацией» или «захватом».
Кризис Османской империи достиг апогея в 19 веке. Началась потеря завоеванных территорий. Уже в начале 19 века стало очевидно, что Египет стал де-факто независимым от Османской Империи, что стало отправной точкой в отдалении Турции и стран Африки.
Во время перехода от империи к республике, Турция позабыла о культурных, исторических и региональных партнерствах со странами Африки, а внешняя политика Турции полностью направлялась интересами Западных стран. Взяв курс на формирование светского государства, Мустафа Кемаль Ататюрк стал уделять особое внимание развитию Турецкой Республики именно по «европейскому» пути. Противоположные этому процессу течения, такие как панисламизм и пантюркизм были позабыты, а Турция начала идентифицировать себя европейской страной, нежели восточной. В отличии от интенсивных отношений стран Северной Африки и Османской империи, Турция со времен Первой Мировой Войны, утратив господство на континенте, реализовывала отношения со странами Африкой на самом низком уровне. А в дальнейшем, каждый шаг Турции, ставшей членом НАТО после событий Второй Мировой Войны, осуществлялся в рамках интересов Западного блока. Таким образом произошло смещение центра политических и экономических интересов Турции: сведение к минимуму отношений, общим знаменателем которых является восточно-исламское общество. Единственным представителем Турции на континенте в 1926 году было одно посольство в Аддис-Абебе.
В конце Второй Мировой Войны Турция, ставшая страной-членом НАТО по причине своей стратегической важности, избрала путь убеждения стран Африки и Азии в том, что страны не могут жить в мире в силу своих исторических особенностей, поэтому они должны вступать в такие глобальные организации, как НАТО. На тот момент эти страны либо получили независимость на конференции в Бандунге, либо еще стремились к ее получению. В результате подобных заявлений отношения Турции со странами, проводящими политику неприсоединения к подобным организациям, ухудшились.
Турция в Период холодной войны была далека и равнодушна к африканским странам, участвующим в Движении неприсоединения. Помимо этого, турецкий посол Хулуси Фуат Тугай был объявлен «персоной нон-грата» после того, как он предложил членам Революционного совета пойти на компромисс с Великобританией; отношения между Турцией и Египтом подошли к грани разрыва. После этого их отношения на протяжении многих лет непоправимо ухудшались, поскольку официальное издание Египта, газета «Аль-республика», пыталась обвинить Турцию в поддержке империализма, в попытке блокады Египта и в создании политики, индексированной для установления дипломатических и торговых отношений с Израилем.
Далее, 18-24 апреля 1955 года в индонезийском городе Бандунге, Турция, обозначившая первостепенной целью обеспечение поддержки стран, которые еще не достигли независимости и необходимость противодействия всем видам колониализма и подчинения одного народа другим, и учувствовавшая в конференции, как единственный член НАТО, действовала в противоречии собственному прошлому в вопросе азиатско-африканских стран, и пыталась убедить страны, которые хотели остаться независимыми, быть проамериканскими, выдвигая спорные тезисы. Представитель встречи, тогдашний министр иностранных дел заявил, что азиатским и африканским странам трудно оставаться независимыми, а возможность мирного сосуществования охарактеризовал как маловероятную цель, и подчеркнул постоянную коммунистическую опасность, заявив о необходимости быть сторонниками США, против Советского Союза.
Из-за сложившейся политической ситуации, Турция часто ставила себя в затруднительное положение. В последующие периоды Турция расплатилась за подобную политику на международной арене, особенно в кипрском вопросе, когда осознала необходимость в поиске поддержки со стороны ООН перед лицом этой проблемы. В этом контексте три делегации политических деятелей, дипломатов, журналистов и деятелей образования отправились в Африку, чтобы Турция могла рассказать о своем видении кипрской проблемы. Первая группа отправилась в Алжир, Марокко, Мавританию, Либерию, Гану, Нигерию, Сьерра-Леон и Сенегал, другая – в Камерун, Габон, Конго, Центральноафриканскую Республику и Чад, а последняя делегация провела официальные контакты в Абиссинии, Кении, Сомали, Бурунди, Руанде, Танзании, Малави, Мадагаскаре, Судане, Ливии и Тунисе. В выступлении в Сенате Республики Хасан Эсат Ишик, министр иностранных дел того периода, заявил, что у делегаций сложились положительные впечатления об Африке, что они связались со всеми африканскими странами. Но поскольку эти мероприятия сосредоточились на кипрском вопросе, не создавалась широкоформатная африканская политика, не начались инфраструктурные работы по развитию отношений, возобновить отношения с континентом не удалось. Действительно, континентальные страны не встали на сторону Турции перед лицом кипрской проблемы и продолжали поддерживать президента Кипра (1960-1974) Макариоса III. С исчезновением кипрской проблемы из повестки дня, отношения с континентом снова опустились до минимума.
В период с года создания независимой Турецкой Республики по 1990-е, отношения с континентом, брошенным на произвол судьбы, оставались минимальными. Это обусловлено тем, что политика Турции, в 1950-х, в период правления Демократической Партии была отредактирована в отношении политики сближения с западными странами, а на протяжении 1950, 60 и 70х, игнорировала развивающиеся страны, особенно африканские. Лишь со временем Турция осознала необходимость пересмотра внешней политики, особенно с крахом биполярной системы и с окончанием Холодной войны в начале 1990-х годов и снова направила свой взор на африканский континент в 1998 году. Так же одной из причин может являться и то, что в 1997 году ЕС отказал Турции в статусе кандидата в члены Евросоюза. В этот двадцатидвухлетний промежуток Турции и Африканскому Союзу удалось добиться успеха в развитии стратегического партнерства, несмотря на разницу в этом развитии с другими странами, конкурирующими на континенте. В рамках «Открытия для Африки» турецкое правительство стремилось исправить прошлые неудачи и проводить более динамичную и многогранную внешнюю политику в отношении Африки. Поэтому в годы, прошедшие после принятия этой политики, возросло участие Турции на континенте.
Чтобы повысить роль Турции в региональной и мировой политике, турецкое правительство также взяло на себя обязательство увеличивать потоки помощи в Африку с увеличением участия НПО. Все больше турецких компаний инвестировали свои средства в африканские страны и расширили свою деятельность, причем турецкие деловые круги теперь рассматривают Африку как перспективное направление для инвестиций.
В таблице 1 расположены в хронологическом порядке основные события и встречи, повлиявшие эволюцию политико-экономических отношений Турции со странами Африки 19 – нач. 21 вв.
Таблица 1. Хронология развития отношений Турции и Африки
Продолжение таблицы 1

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Сотрудничество Турции со странами Африки: региональные особенности»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Специфика развития цифровой экономики в КНР
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Анализ эмотивных концептов в тексте Корана
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет