Совершенствование механизма стратегического менеджмента в коммерческом банке
Введение 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ 11
1.1 Роль стратегического менеджмента в общей системе управления коммерческим банком и эволюция его становления 11
1.2 Сущность системы стратегического менеджмента 25
1.3 Содержание процесса стратегического управления в коммерческом банке 50
2 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ РЕГИОНА 67
2.1 Стратегический анализ внешней среды функционирования кредитных организаций Ставропольского края 67
2.2 Анализ внутренней среды функционирования коммерческих банков региона 80
3 РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РОСТА В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ” “105
3.1 Формирование стратегического плана банка 105
3.1.1 Совершенствование внешних процессов технологии повышения уровня продаж (TILS) 108
3.1.2 Инновационные целевые программы управления внутренними процессами продажи банковских продуктов и оказания услуг 120
3.2 Имитационное моделирование реализации технологии
продаж TILS в коммерческих банках региона 134
Заключение 150
Список использованных источников 153
Приложения 167
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современных условиях развития финансовых рынков перед отечественными кредитными организациями, подверженными влиянию нестабильной внешней среды и банковской конкуренции, остро стоят задачи увеличения собственного капитала, роста эффективности деятельности, повышения качества и расширения перечня предоставляемых услуг. В этой связи российскому банковскому сообществу необходимо усовершенствовать стратегические подходы к формированию и структурированию бизнес-процессов в направлении усиления конкурентных преимуществ и пересмотра инструментов финансового менеджмента.
Использование методов стратегического управления позволяет кредитным организациям оперативно реагировать на изменения внешней и внутренней среды, разрабатывать и внедрять целевые программы для реализации своей миссии и достижения базовых задач.
Крупнейшие банковские группы мира постоянно совершенствуют искусство стратегического менеджмента, опираясь как на инновационные научные достижения, так и на собственный практический опыт, что позволяет им сохранять поступательное развитие, повышать финансовую устойчивость и успешно выходить на новые сегменты рынка. Отечественные и зарубежные исследователи из года в год вносят коррективы в методологию финансового управления. Как следствие, пересмотр и модернизация элементов механизма стратегического менеджмента в кредитных организациях, с учетом требований современной экономики и интеграции национальной кредитно-банковской системы в международную, приобретает все большую актуальность и значимость для теории и практики банковского дела.
Степень разработанности проблемы. Теоретические и практические аспекты стратегического менеджмента организаций с разной степенью полноты рассматривались в трудах В.А. Барионова, Ю.А. Бондаря, М.З. Бора, O.P. Верховской, В.Р. Веснина, О.С. Виханского, A.JI. Гапоненко, М.А. Екатериновской, Л.Г. Зайцева, А.Т. Зуба, Г.Н. Константинова,
Б.Т. Кузнецова, Ю.Н. Лапыгина, А.Н. Люкшинова, В.Д. Марковой, Ю.А. Маленкова, Н.К. Моисеевой, А.И. Панова, P.A. Фатхутдинова и многих других. Решение проблем совершенствования механизма стратегического менеджмента представлено в работах зарубежных авторов: Д. Аакера, И. Ансоффа, Д. Сазерленда, А. Томпсона, П. Роуза, X. Макмиллана, Дж. Харрисона и др.
В ходе анализа степени разработанности исследуемой проблемы выявлено, что к настоящему времени существует небольшое количество публикаций, посвященных рассмотрению стратегического менеджмента применительно к банковской деятельности. К их числу относятся работы А.Р. Алавердова, P.A. Исаева, Е.А. Исаевой, Е.В. Кулимановой, О.И. Лаврушина, Т.Н. Лобанова, Ю.С. Масленченкова, М.А. Помориной, А.Л. Рапопорта и др.
Вопросы управления современным коммерческим банком исследуются следующими авторами: Ю.В. Амириди, В.В. Бабкиным, A.A. Битулаевой, Г.П. Бортниковым, С.Б. Егорычевой, A.B. Колесниковой, Г.П. Комиссаровым, К.И. Машонской, Т.С. Смовженко, A.B. Тютюнником и др. Изучению механизма стратегического менеджмента в кредитных организациях посвятили свои диссертации C.B. Бойко, A.B. Бочман, И.В. Коган, Э.Д. Харько и другие.
Признавая значимость проведенных зарубежными и отечественными учеными исследований, касающихся развития теоретических подходов к стратегическому менеджменту и практических мер по повышению его эффективности, их научную проработанность на фоне возрастающего динамизма внешней среды нельзя считать исчерпывающей. Кроме того, в отечественной литературе недостаточно публикаций, посвященных внедрению долгосрочных целевых программ, что предполагает необходимость дальнейшего изучения данной проблемы, её научного обоснования и практической реализации. Всё вышеизложенное подтверждает актуальность темы исследования и определяет его цель и задачи.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является совершенствование теоретико-методических подходов к формированию механизма стратегического менеджмента в коммерческом банке и разработка рекомендаций по их практической реализации. Достижению цели способствует решение ряда задач:
– исследовать эволюцию становления стратегического менеджмента и определить его место в системе общего управления коммерческим банком;
– определить базовые элементы механизма стратегического управления в кредитных организациях;
– основываясь на достижениях науки и практики, структурировать этапы процесса стратегического менеджмента в банковской сфере;
-провести анализ внутренней и внешней среды кредитных организаций, выявить «силы» и «слабости», а также существующие возможности и угрозы, на основе чего определить векторы их перспективной динамики;
-разработать комплекс целевых программ стратегического развития исследуемых банков, направленный на изменение внутренних и внешних бизнес-процессов и позволяющий устранить выявленные «слабости» и создать ключевые конкурентные преимущества;
– осуществить имитационное моделирование деятельности кредитных организаций региона с учетом роста их рыночной активности, определить эффективность предложенных стратегических альтернатив.
Предметом исследования является процесс формирования механизма стратегического управления в кредитных организациях.
Объектом исследования выступает деятельность коммерческих банков и их филиалов, функционирующих на финансовом рынке Ставропольского края.
Теоретической и методологической основой диссертационной работы послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, законодательные и нормативные акты, регулирующие банковскую деятельность в РФ, монографии, статьи в периодических изданиях, методические рекомендации по оценке эффективности стратегического менеджмента в коммерческих банках.
Инструментарно-методический аппарат исследования основан на использовании общенаучных, общеэкономических и специальных методов и приемов: анализа (системного, структурно-динамического, экономико- статистического), экспертных оценок, моделирования, группировок, монографического, абстрактно-логического и др.
Информационно-эмпирической базой диссертации послужили законодательные акты Российской Федерации, Центрального банка РФ, материалы Федеральной службы государственной статистики РФ и ее территориального органа по Ставропольскому краю, Министерства финансов Ставропольского края, официальные отчетные данные кредитных учреждений, материалы научно-практических конференций и информация из периодической экономической печати и официальных Интернет-сайтов, монографические исследования ученых и научных коллективов, а также личные наблюдения соискателя.
Рабочая гипотеза диссертации базируется на научной позиции автора, согласно которой принятию решений по расширению ресурсной и клиентской базы кредитной организации, наращиванию объема банковских операций, диверсификации деятельности, достижению целевых ориентиров способствует планомерное применение инструментов и методов стратегического управления, внедрение технологии повышения уровня продаж TILS, разработка внешних и внутренних стратегических альтернатив, комплексная реализация которых позволяет нивелировать выявленные угрозы и «слабости» и сконцентрировать внимание на использовании «сил» и возможностей.
Научная новизна результатов исследования состоит в разработке и обосновании комплекса теоретических, методических, организационных и практических рекомендаций по совершенствованию механизма стратегического управления кредитными организациями, направленных на реализацию стратегии роста и улучшение качественных показателей обслуживания клиентов.
Наиболее важные результаты исследования заключаются в следующем:
– структурирован механизм стратегического менеджмента в коммерческом банке, отвечающий требованиям цикличности, замкнутости, полноты и обоснованности проведения каждого последующего этапа, базирующегося на результатах предыдущего, способствующий повышению оперативности и эффективности принимаемых управленческих решений;
—дополнена и адаптирована к современным условиям методика комплексной оценки ключевых факторов внешней и внутренней среды региональных кредитных организаций, основанная на использовании принципов международной системы FAROUT, позволяющая провести экспресс-диагностику результативности их деятельности и выявить перспективные угрозы в реализации стратегических решений;
– применительно к коммерческим банкам региона разработаны долгосрочные целевые программы повышения уровня продаж (technology increase level of sales, TILS), ориентированные на модификацию внешних бизнес-процессов и способствующие увеличению доли рынка, повышению инвестиционно-кредитной активности банка и рентабельности его операций;
-предложены инструменты совершенствования внутренних бизнес- процессов кредитной организации, предполагающие модернизацию системы отчетности, управление знаниями банковских продуктов, внедрение принципов «Best Practice», алгоритма оценки и управления эффективностью деятельности и качеством обслуживания клиентов;
-с целью реализации стратегии роста построена многовариантная параметрическая модель развития коммерческих банков региона, базирующаяся на сочетании методов имитационного моделирования и сценарного анализа, предусматривающая выявление экономических выгод от использования предложенных стратегических альтернатив с учетом динамики объема кредитного портфеля, портфеля ценных бумаг, доходности бизнеса, уровня потерь.
Научная новизна подтверждается следующими полученными автором результатами, выносимыми на защиту:
– посредством сравнительного анализа современных концепций финансового управления в коммерческом банке обоснована иерархия элементов механизма стратегического менеджмента и предложена модель организации данного процесса, способствующая росту информативности сведений о выполнении ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicator, KPI) для выработки перспективных управленческих решений (п. 10.7 Паспорта специальности 08.00.10);
-на основе оценки факторов внешней среды кредитных организаций выявлены потенциальные возможности укрепления конкурентных позиций, расширения клиентской базы, роста инвестиционно-кредитного портфеля, увеличения собственных ресурсов, а также угрозы, связанные с сокращением количества субъектов крупного и среднего бизнеса из числа клиентов, оборота организаций сферы услуг и усиливающейся банковской конкуренцией (п. 10.7 Паспорта специальности 08.00.10);
– модифицирована современная методика оценки финансового состояния и анализа внутренней среды кредитных организаций, базирующаяся на критериях международной системы CAMEL, посредством включения в нее показателей, составляющих основу концепции экономической добавленной стоимости (economical value added, EVA) (п. 10.7 Паспорта специальности 08.00.10);
– аргументирована целесообразность использования комплекса стратегических программ, направленных на модернизацию внешних бизнес- процессов банка и предполагающих организацию работы с базой потенциальных клиентов, проведения встреч с ними, структурирование информации на основе входящих звонков, совершенствование системы перекрестных продаж, развитие партнерских отношений, внедрение которых ориентировано на повышение уровня продаж кредитной организации и создание долгосрочных конкурентных преимуществ (п. 10.7 Паспорта специальности 08.00.10);
-в рамках реализации стратегии роста представлены программы улучшения внутренних процессов обучения, мотивации, координации и контроля деятельности персонала коммерческого банка, внедрение которых направлено на повышение результативности подразделений и качества обслуживания клиентов (п. 10.7 Паспорта специальности 08.00.10);
– осуществлено сценарное и имитационное моделирование стратегического развития коммерческих банков, параметрами явились показатели достаточности капитала, деловой активности, рентабельности, потерь, позволившее минимизировать риски, связанные с внедрением инноваций и принятием перспективных управленческих решений (п. 10.7 Паспорта специальности 08.00.10).
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что она вносит вклад в расширение и углубление научного представления о системе стратегического менеджмента в коммерческом банке. В процессе исследования разработаны предложения по совершенствованию подходов к определению сущности стратегического менеджмента, алгоритма анализа внешней среды, адаптации методики оценки финансового состояния кредитных организаций, дополненной показателями концепции EVA, к современным экономическим условиям.
Непосредственное практическое значение имеют следующие результаты: комплекс целевых программ, направленных на повышение эффективности деятельности коммерческого банка за счет изменения управленческих подходов к организации внутренних и внешних бизнес- процессов (TILS), методика анализа достигнутых результатов и оценки качества обслуживания клиентов, а также алгоритм проведения имитационно- сценарного эксперимента для определения эффективности стратегических решений.
Результаты исследования могут представлять практический интерес для субъектов кредитных отношений, применяться в качестве основы для проведения анализа ключевых факторов внешней среды, выявления внутренних «сил» и «слабостей», формирования стратегической модели развития, а также использоваться как учебно-методический материал в преподавании дисциплин «Организация деятельности коммерческого банка», «Анализ деятельности коммерческих банков», «Банковский менеджмент».
Предложенные методические разработки используются в практической деятельности Ставропольского филиала ЗАО «ЮниКредит Банк».
Апробация и реализация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на I студенческой научной конференции «Молодые экономисты – будущему России» (Ставрополь, 2007 г.), всероссийской научно-практической конференции «Социально-экономические и инновационные аспекты развития региона» (Ставрополь, 2008 г.), I международной научной конференции студентов и молодых ученых «Молодые экономисты – будущему России» (Ставрополь, 2009 г.), IV межрегиональной научно-практической Интернет-конференции
«Трансформация финансово-кредитных отношений в условиях финансовой глобализации» (Ростов-на-Дону, 2009 г.), XXXIX научно-технической конференции по итогам работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов СевКавГТУ за 2009 год (Ставрополь, 2010 г.), II (IV) международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития теории и практики управления в России и за рубежом» (Ставрополь, 2010 г.), а также на научно-методических семинарах факультета экономики и финансов Северо-Кавказского государственного технического университета в 2008-2011 гг.
Публикации. По материалам диссертации опубликовано 10 научных работ общим объемом 4,09 пл., в том числе 3 статьи – в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. (ред. от 07.02.2011 г.) № 395-1 «О банках и банковской деятельности».
2. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. (ред. от 19.07.2009 г.) № 40- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
3. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. (ред. от 07.02.2011 г.) № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
4. Федеральный закон от 27 октября 2008 г. (ред. от 19.07.2009 г.) № 175- ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года».
5. Положение Банка России от 10 февраля 2003 г. (ред. от 11.11.2009 г.) № 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций».
6. Положение Банка России от 26 марта 2004 г. (ред. от 04.12.2009 г.) № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».
7. Положение Банка России от 20 марта 2006 г. (ред. от 03.11.2009 г.) № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери».
8. Положение Банка России от 26 марта 2007 г. (ред. от 08.11.2010 г.) № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации».
9. Указание Банка России от 16 января 2004 г. (ред. от 15.09.2009 г.) № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и предоставления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации».
10. Указание Банка России от 16.01.2004 г. (ред. 27.10.2009 г.) № 1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов».
11. Инструкция Банка Росси от 16.01.2004 года (ред. 08.11.2010 г.) № 110- И «Об обязательных нормативах банков».
12. Аакер, Д. Стратегическое рыночное управление [Текст] / Д. Аакер; Пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.
13. Акмаева, Р.И. Стратегический менеджмент: учебное пособие [Текст] / Р.И. Акмаева. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 432 с.
14. Алавердов, А.Р. Стратегический менеджмент в коммерческом банке: учебник [Текст] / А.Р. Алавердов. – М.: Маркет ДС, 2007. – 576с.
15. Амириди, Ю.В. ВРМ – системы в комплексе антикризисных инструментов управления банком [Текст] / Ю.В. Амириди // Аналитический журнал Управление в кредитной организации. 2009. №1 (47) — с. 73-80.
16. Амириди, Ю.В. Три мифа об управлении эффективностью и его реальность [Текст] / Ю.В. Амириди // Аналитический журнал Управление в кредитной организации. 2010. №3 (55) – с. 39-44.
17. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия [Текст] / И. Ансофф. – СПб.: Питер Ком, 1999.-416 с.
18. Ансофф, И. Стратегическое управление [Текст] / И. Ансофф. — М.: Экономика, 1989. – 519 с.
19. Аристов, С. А. Имитационное моделирование экономических процессов: учебное пособие [Текст] / С.А. Аристов. — Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного экономического университета, 2004. – 123 с.
20. Бабкин, В.В. Оценка финансового состояния кредитных организаций [Текст] / В.В. Бабкин // Аналитический журнал Управление в кредитной организации. 2006. №3 (31) – с. 62-84.
21. Бандурин, А. В. Проблемы управления корпоративной собственностью / A.B. Бандурин, С.А. Дроздов, С.Н. Кушаков. – М.: Буквица, 2000. – 160 с.
22. Банки и банковское дело [Текст] / Под ред. И.Т. Балабанова. — Спб.: Питер, 2002.
23. Банковское дело [Текст] / Под ред. Г.Г. Коробовой. – М.: ЭКОНО-МИСТЕ», 2004.
24. Банковские риски: учебное пособие / кол. авторов; под ред. О.И. Лаврушина, Н.И. Валенцевой. – М.: КНОРУС, 2007. – 232 с.
25. Банковское дело: учебник / О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, Н.И. Валенцева [и др.]; под ред. О.И. Лаврушина. -5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007. – 768 с.
26. Банковское дело: Учебник / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004. — 592 е.: ил.
27. Барионов, В.А. Стратегический менеджмент: учебник [Текст] / В.А. Барионов, В.Л. Харченко -М.: ИНФРА-М, 2006. – 237 с.
28. Битулаева, A.A. Стратегия поведения российских банков в период кризиса [Текст] / A.A. Битулаева // Аналитический журнал Управление в кредитной организации. 2008. №6 – с. 32-38.
29. Бланк, И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс [Текст] / И.А. Бланк. – 2-е изд., перераб. и доп. – К.: Эльга, Ника-Центр, 2005. – 656 с.
30. Большой экономический словарь [Текст] / Под ред. А.Н. Азрилияна. – М.: Издательство «Институт новой экономики», 2008. — 1472 с.
31. Бондарь, Ю.А. Стратегический менеджмент: учебное пособие [Текст] / Ю.А. Бондарь. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2008. – 161 с.
32. Бор, М.З. Менеджмент банков: организация, стратегия, планирование [Текст] / М.З. Бор, В.В. Пятенко. – М.: Из-во «Дело и Сервис», 2010. – 288 с.
33. Бородушко, И.В. Основы менеджмента: учебник [Текст] / И.В. Бородушко, В.В. Лукашевич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 271 с.
34. Боумэн, К. Основы стратегического менеджмента [Текст] / К. Боумэн; Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 175 с.
35. Бойко, C.B. Совершенствование методических подходов к оценке и управлению финансовой устойчивостью коммерческих банков [Текст]: Диссертация … к.э.н. 08.00.10 / C.B. Бойко. – Ставрополь, 2009. -304 с.
36. Буевич, С.Ю. Анализ финансовых результатов банковской деятельности: учебное пособие [Текст] / С.Ю. Буевич, О.Г. Королев. — 2-е изд. -М.: КНОРУС, 2005. – 160 с.
37. Васильев, A.B. Мониторинг качества банковских услуг [Текст] / A.B. Васильев, Е.Б. Герасимова, Л.С. Тишина. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос.-техн. ун-та, 2004.- 112 с.
38. Васин, A.C. Качество обслуживания и себестоимость услуг в многофилиальном банке [Текст] / A.C. Васин. – Орел, 2002. -72 с.
39. Верховская, O.P. Стратегический менеджмент: учебное пособие [Текст] / O.P. Верховская, О.П. Савичев. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 128 с.
40. Веснин, В.Р. Стратегическое управление: учебник [Текст] / В.Р. Веснин, В.В. Кафидов. – СПб: Питер, 2009. – 256 с.
41. Вешкин, Ю.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: учебное пособие [Текст] / Ю.Г. Вешкин, Г.Л. Авагян. – М.: Магистр, 2007.-350 с.
42. Виханский, О. С. Стратегический менеджмент: учебник [Текст] / О.С. Виханский. — М.: Экономисть, 2003. – 296 с.
43. Гапоненко, А. Л. Стратегическое управление: учебник [Текст] / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. -М.: Омега-Л, 2004. – 472 с.
44. Гольдштейн, Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: учебное пособие [Текст] / Г.Я. Гольдштейн. — Таганрог: Изд-во ТРГУ, 2004. – 267 с.
45. Готовчиков, И. О методах оценки экономического положения российских коммерческих банков [Текст] / И. Готовчиков // Банковские технологии. 2010. №2 – с. 37-42.
46. Грязнова, А.Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь [Текст] / А.Г. Грязнова. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 526 с.
47. Екатериновская, М.А. Стратегический менеджмент: учебное пособие [Текст] / М.А. Екатериновская. — М.: Изд-во «Спутник +», 2008. – 234 с.
48. Жованников, В.Н. Становление и развитие банковского менеджмента в современных условиях [Текст] / В.Н. Жованников. – СПб.: СПбГУЭФ, 2001. -320с.
49. Жуков, Е.Ф. Банковский менеджмент: учебник для студентов вузов [Текст] / Е.Ф. Жуков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 255 с.
50. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: учебник [Текст] / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. – М.: Экономистъ, 2007. – 416 с.
51. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика: учебное пособие для вузов [Текст] / А.Т. Зуб. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 415 с.
52. Ивлев, В. Balansed ScoreCard – альтернативные модели [Электронный ресурс] / В. Ивлев, Т. Попова // Режим доступа http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_27/article_478/
53. Исаева, Е.А. Стратегический менеджмент в финансово-кредитных организациях: учебное пособие [Текст] / Е.А. Исаева. — М.: КНОРУС, 2010. — 176 с.
54. Исаев, P.A. Применение бенчмаркинга для повышения качества и эффективности работы банка [Текст] / P.A. Исаев // Аналитический журнал Управление в кредитной организации. 2009. №6 – с. 13-19.
55. Исаев, P.A. Методика построения системы менеджмента качества и ее практическое применение / P.A. Исаев [Электронный ресурс] // Управление в кредитной организации, 2009, №1 // Режим доступа www.reglament.net.
56. Исаев, Д.В. Корпоративное управление и стратегический менеджмент, информационный аспект [Текст] / Д.В. Исаев. — Нижний Новгород: Издательский дом Государственного университета – Высшей школы экономики, 2010.-230 с.
57. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие [Текст] / Н.И. Кабушкин. -Мн.: Новое знание, 2001. – 336 с.
58. Каверин, П.М. Стратегический менеджмент: учебное пособие [Текст] /П.М. Каверин, И.В. Колесникова. -М.: Экон-Информ, 2009. – 100 с.
59. Камионский, С.А. Менеджмент в российском банке: опыт системного анализа и управления [Текст] / С.А. Камионский. — М.: Деловая библиотека «Омскпромстройбанка», 1998. – 89 с.
60. Каплан, Р. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию [Текст] / Р. Каплан, Д. Нортон. – 2-е изд. – М.: Олимп Бизнес, 2010.
– 320 с.
61. Коган, И.В. Моделирование процессов управления рыночными структурами в условиях переходного периода (на примере коммерческих банков) [Текст]: Автореферат дис. … к.э.н.: 08.00.13 / И.В. Коган. – М.: ЦЭМИ РАН, 1994.-218 с.
62. Колесникова, A.B. Планирование банковской деятельности как элемент системы управления розничным бизнесом [Текст] / A.B. Колесникова // Аналитический журнал Управление в кредитной организации. 2010. №3 (55)
– с. 8-30.
63. Константинов, Г.Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие [Текст] / Г.Н. Константинов. – М.: Бизнес Элайнмент, 2009. – 239 с.
64. Костина, Н. Моделирование риска ликвидности коммерческого банка [Текст] / Н. Костина, С. Сучок // Банковские технологии. 2007. №1 – с. 20-24.
65. Кравченко, А.И. История менеджмента: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / А.И. Кравченко. — М.: Академический проспект, 2003.-560 с.
66. Классические работы по менеджменту [Текст] / Под ред. П. Друкер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 219с.
67. Клаузевиц, К.Ф. О войне [Текст] / К.Ф. Клаузевиц. – М.: Полиграфиздат, 2010. – 320 с.
68. Кузнецов, Б.Т. Стратегический менеджмент: учебное пособие для вузов [Текст] / Б.Т. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 623 с.
69. Куницына, H.H. Бизнес-планирование в коммерческом банке [Текст] / H.H. Куницына, Л.И. Ушвицкий, A.B. Малеева. – М.: Магистр, 2009. – 383 с.
70. Купцов, М. М. Стратегический менеджмент: учебное пособие [Текст] /М.М. Купцов. – 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2011. – 184 с.
71. Кулиманова, Е.В. Моделирование деятельности корпоравтиного банка на основе имитационного подхода [Электронный ресурс] / Е.В. Кулиманова // Режим доступа: http://www.ukrstat.gov.ua
72. Лобанова, Т.Н. Система ключевых показателей эффективности деятельности банка [Текст] / Т.Н. Лобанова // Управление в кредитной организации, 2008, №4.
73. Лобачева, Т.А. Оценка качества банковских услуг [Текст] / Т.А. Лобачева, А.Ю. Сюляргина. – Екатеринбург: ИЭУРоРАН, 2008.
74. Лаврушин, О.И. Банковский менеджмент: учебник [Текст] / Кол. авторов под ред. О.И. Лаврушина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2009.-560 с.
75. Лапыгин, Ю.Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие [Текст] / Ю.Н. Лапыгин, Д.Ю. Лапыгин. – М.: Эксмо, 2010. – 432 с.
76. Лафта, Дж.К. Менеджмент: учебное пособие [Текст] / Дж.К. Лафта. — М.: ТК Велби, 2004. – 592 с.
77. Литвинов, М. CRM – стратегическая модель развития бизнеса современного банка [Текст] / М. Литвинов // Банковские технологии. 2010. №4 -с. 21-23.
78. Лычкина, H.H. Имитационное моделирование экономических процессов: учебное пособие [Текст] / H.H. Лычкина. – М.: Изд-во Государственного университета управления, 2005. – 164 с.
79. Люкшинов, А.Н. Стратегический менеджмент: учебник [Текст] / А.Н. Люкшинов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 325 с.
80. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент: курс лекций [Текст] / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 228 с.
81. Максютов, A.A. Банковский менеджмент: учебно-практическое пособие [Текст] / A.A. Максютов. -М.: Из-во «Альфа-Пресс», 2007. – 444 с.
82. Малеева, A.B. Анализ деятельности коммерческого банка: учебное пособие (курс лекций) [Текст] / A.B. Малеева. — Ставрополь: ГОУВПО «СевКавГТУ», 2008. – 523 с.
83. Маленков, Ю.А. Стратегический менеджмент: учебник [Текст] / Ю.А. Маленков. -М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2008. – 224 с.
84. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент: Курс лекций [Текст] / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 288 с.
85. Масленченков, Ю.С. Финансовый менеджмент банка: учебное пособие для вузов [Текст] / Ю.С. Масленчеков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 399 с.
86. Минцберг, Г. Менеджмент [Текст] / Г. Минцберг. – М.: Эксмо, 2009. -464 с.
87. Моисеева, Н.К. Стратегический менеджмент: учебник [Текст] / Н.К. Моисеева, Т.Д. Костина. – М.: МИЭТ, 2010. – 220 с.
88. Мэтьюз, Р. Новая матрица или логика стратегического превосходства. [Текст] / Р. Мэтьюз, А. Агеев, 3. Большаков. – М.: Институт экономических стратегий; Олма-Пресс, 2003. — 315 с.
89. Никитина, Т.В. Основы финансового менеджмента: учебное пособие [Текст] / Т.В. Никитина. – 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2000.-520 с.
90. Одегов, Ю.Г. Банковский менеджмент: управление персоналом: учебное пособие [Текст] / Ю.Г. Одегов, Т.В. Никонова, Д.А. Безделов. — М.: Изд-во «Экзамен», 2005. – 448 с.
91. Оксфордский толковый бизнес словарь [Текст] — М.: Прогресс- Академия, 2004. – 752 с.
92. Ольхова, Р.Г. Банковское дело: управление в современном банке: учебное пособие [Текст] / Р.Г. Ольхова. – 2-е изд. – М.: КНОРУС, 2011. – 304 с.
93. Официальный сайт свободной энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс] // Режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki/SWOT
94. Панов, А.И. Стратегический менеджмент: учебное пособие для вузов [Текст] / А.И. Панов, И.О. Коробейников, В.А. Панов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 303 с.
95. Петров, А.Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие для вузов [Текст] / А.Н. Петров. – СПб.: Питер, 2005. – 496 с.
96. Пленкина, В.В. Стратегический менеджмент: учебное пособие [Текст] / В.В. Пленкина, Г.А. Чистякова, О.В. Ленкова. — Тюмень: ТюмГНГУ, 2009.-196 с.
97. Поморина, М.А. Концепция стратегического финансового управления [Текст] / М.А. Поморина // Аналитический журнал Управление в кредитной организации. 2009. №5 (51) – с. 27-44.
98. Поморина, М.А. Планирование как основа управления деятельностью банка: учебник [Текст] / М.А. Поморина. – М.: Изд-во Проспект, 2008. – 315 с.
99. Разу, М.Л. Менеджмент: учебник [Текст] / Кол. авторов под ред. М.Л. Разу. – М.: КНОРУС, 2009. – 472 с.
100. Рапопорт, А.Л. Стратегия развития национальной банковской системы: тенденции современного этапа [Текст] / А.Н. Степанова // Финансы и Кредит. 2009. №40 (376) – с. 92-96.
101. Российская банковская энциклопедия [Текст] / М.: ЭТА, 1995. – 552
с.
102. Роуз, П.С. Банковский менеджмент [Текст] / П.С. Роуз. – М.: Дело, 1997.-768 с.
103. Сазерленд, Д. Стратегический менеджмент. Ключевые понятия. / Д. Сазерленд, Д. Кэнуэлл. – М.: Баланс Бизнес Букс, 2005. – 440 с.
104. Семенюта, О.Г. Банковское корпоративное управление: региональный аспект [Текст] / О.Г. Семенюта, С.Н. Яковенко // Финансы и Кредит. 2009. №19 (355) – с. 10-16.
105. Смовженко, Т.С. Инновационные стратегии зарубежных банков [Текст] / Т.С. Смовженко, С.Б. Егорычева // Деньги и кредит. 2010. №8 – с. 51-56.
106. Стратегический менеджмент: учебник [Текст] / Пер. с англ. Н.И. Алмазовой. — М.: ООО «Издательство Проспект», 2003. – 336 с.
107. Степанова, Г.Н. Стратегический менеджмент — контент эволюционной экономики XXI века: монография [Текст] / Г.Н. Степанова. – М.: МГУП, 2010.- 142 с.
108. Степанова, А.Н. Влияние финансовой архитектуры компании на её стратегическую эффективность [Текст] / А.Н. Степанова // Финансы и Кредит.
2009. №44 (380)-с. 38-45.
109. Сунь Цзы. Исскуство войны [Текст] / Сунь Цзы. — М.: София, 2008. – 224 с.
110. Сущность и содержание BMC-progect. – М.: Сосьете Женераль,
2010. -85с.
111. Тавасиев, A.M. Основы банковского дела: учебное пособие для вузов [Текст] / A.M. Тавасиев. – М.: Маркет ДС, 2006. – 568 с.
112. Теория управления: учебник [Текст] / Под ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2005.-608 с.
113. Томпсон, A.A. Стрикленд, А. Дж Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник [Текст] / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. -М.: Банки и биржи, 1998. – 576 с.
114. Труш, М.А. Стратегический менеджмент: учебное пособие [Текст] / М.А. Труш, А.И. Монич. – Норильск: НИИ, 2010.-105 с.
115. Тютюнник, A.B. Система сбалансированных показателей в банке – миф или необходимость? [Текст] / A.B. Тютюнник, К.И. Машонская //
Аналитический журнал Управление в кредитной организации. 2009. №3 — с. 24-36.
116. Умрихина, В.А. Анализ состояния региональной банковской системы Южного федерального округа и Ставропольского края [Текст] / В.А. Умрихина // Финансы и Кредит. 2009. №44 (380) – с. 25-37.
117. Управление деятельностью коммерческого банка (банковский менеджмент) [Текст] / Под ред. О.И. Лаврушина – М.: Юристъ, 2003. – 688 с.
118. Фатхутдинов, P.A. Стратегический менеджмент: учебник [Текст] / P.A. Фатхутдинов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2002 — 448 с.
119. Флейшер, К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе [Текст] / К. Флейшер, Б. Бенсуссан. – М. БИНОМ, Лаборатория знаний, 2005. – 541 с.
120. Фомина, A.B. Реализация стратегий компаний: от простого к сложному [Текст] / A.B. Фомина, Н.К. Смирнова. — М.: Moscow Business School, 2008.-210 с.
121. Фомичев, А.Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие [Текст] / А.Н. Фомичев. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.-468 с.
122. Хангер, Д.Д. Основы стратегического менеджмента. / Д.Д. Хангер, Т.Л. Уилен. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 320 с.
123. Харько, Э.Д. Имитационное моделирование процессов управления функционированием развития коммерческого банка [Текст]: Диссертация … к.э.н. 08.00.13 / Э.Д. Харько. – Кисловодск, 2007. – 258 с.
124. Хорин, А.Н. Стратегический анализ: учебное пособие [Текст] / А.Н. Хорин, В.Э. Керимов. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2009. – 480 с.
125. Чекарёв, В.В. Сущность и значение маркетинговых стратегий применяемых банками в условиях кризиса [Текст] / В.В. Чекарёв // I Международная научная конференция студентов и молодых ученых «Молодые экономисты – будущему России», СевКавГТУ, Ставрополь. Железноводск: Полиграфпром, 2009. – с. 283-286.
126. Чекарёв, В.В. К вопросу о сущности и роли стратегического менеджмента [Текст] / Чекарёв В.В. // XXXIX научно-техническая конференция по итогам работы профессорско-преподавательского состава Сев-КавГТУ за 2009 год. Том второй. Экономика. Ставрополь: СевКавГТУ, 2010.-с. 33-34.
127. Чекарёв, В.В. Стратегический анализ внешней среды функционирования коммерческих банков региона // «Современные тенденции развития теории и практики управления в России и за рубежом». Сборник докладов и тезисов II (IV) международной научно-практической конференции / Под общей ред. д.э.н., проф. Парахиной В.Н., д.э.н. Ушвицкого Л.И., к.э.н. доц. Воронцовой Г.В., к.э.н. Бобровой Е.Ф. – Ставрополь: ООО «Издательско- информационный центр «Фабула», 2010. – с. 221-225.
128. Чекарёв, В.В. Ориентиры стратегического управления банковской деятельностью в условиях финансового кризиса [Текст] / В.В. Чекарёв // Трансформация финансово-кредитных отношений в условиях финансовой глобализации: материалы IV межрегиональной научно-практической Интернет-конференции / Рост. гос. эконом, ун-т «РИНХ». – Ростов н/Д, 2009. – 192 с.
129. Чекарёв, В.В. Оценка внутренней среды функционирования коммерческих банков [Текст] / В.В. Чекарёв // Вестник Ставропольского государственного университета. 2010. №71 (6) – с. 321-327.
130. Чекарёв, В.В. Особенности реализации стратегии роста в коммерческих банках [Текст] / В.В. Чекарёв // ТЕЛКА ЕССЖОМГСШ. Том 9. №1. Часть 2. – Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2011. – с. 101-103.
131. Чекарёв, В.В. Стратегический анализ внешней среды функционирования кредитных организаций Ставропольского края [Текст] / В.В. Чекарёв // Вестник Института дружбы народов Кавказа. №1 (17). – Ставрополь: ИДНК, 2011. – с. 152-159.
132. Чухарева, О.В. Имитационное моделирование [Электронный ресурс] / О.В. Чухарева // Режим доступа: h1tp://www.chyhareva.rll/IMIT_MOD/sost_im_mod/index.html
133. Шарапова, Т.В. Стратегический менеджмент: учебное пособие [Текст] /Т.В. Шарапова. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2010.-212 с.
134. Шолохов, А.В. Стратегический и инновационный менеджмент: учебное пособие [Текст] / А.В. Шолохов. – Таганрог: Изд-во Ступина А.Н., 2010.- 168 с.
135. Шеметов, П.В. Менеджмент: управление организационными системами: учебник [Текст] / П.В. Шеметов, JI.E. Чередникова, C.B. Петухова. -М.: Омега-Л, 2008. – 406 с.
136. Шеннон, Р. Имитационное моделирование систем [Текст] / Р. Шеннон. – М.: Мир, 1978. – 417 с.
137. Шилков, В.И. Стратегический менеджмент: учебное пособие [Текст] / В.И. Шилков. – М.: ФОРУМ, 2009. – 304 с.
138. Шифрин, М.Б. Стратегический менеджмент: учебное пособие [Текст] / М.Б. Шифрин. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
139. Якимова, И.А. Анализ деятельности банка по методике CAMELS (опыт надзорных органов США) [Электронный ресурс] / И.А. Якимова // Режим доступа http://bankir.ru/technology/article/2496456
140. Baker, D. The strategic management of technology: a guide for library and information services. / D. Baker. – Chandos publishing (Oxford) ltd., 2004. – 330p.
141. Cole, G.A. Strategic management. / G.A. Cole. – Thomson learning, 2006.-256 p.
142. Harrison, J.S. Strategic Management of resources and relationship / J.S. Harrison. – Cornell University, 2003. – 380 p.
143. Heneman, R.L. Strategic reward management: design, implementation, and evaluation. / R.L. Heneman. – Information age pub inc, 2002. – 520 p.
144. Jager, C. Game theory and its application to strategic management. / C. Jager, V. Holler. -BoD, 2009. – 260 p.
145. Katsioloudes, M.I. Strategic management: global cultural perspectives for profit and non-profit organization. / M.I. Katsioloudes. – Butterworth-Heinemann, 2006. – 408 p.
146. Keller, K.L. Strategic brand management. / K.L. Keller. – Prentice hall, 2007. – 720 p.
147. Macmillan, H. Strategic Management / H. Macmillan, M. Tampoe. – Oxford, 2002. – 360 p.
148. McGee, J. The blackwell encyclopedia of management: strategic management / J. McGee. – Blackwell publishers, 2005. – 440 p.
149. Ossa, A. Strategic management process / A. Ossa. — 2010.
150. Rudi Bresser, K.F. Strategische Managmenttheorie / K.F. Rudi Bresser. – Berlin; New York: de Gruyter, 1998. – 250 p.
151. Sealey, C.W. Deposit Rate-Setting, Risk Aversion, and the Theory of Depositiry Financial Intermediates. / C.W. Sealey – Journal of Finance, 1980 (December).
152. Tidd, J. From knowledge management to strategic competence: measuring technological, market and organisational innovation. / J. Tidd. – World scientific publishing company, 2006. – 452 p.
153. White, C. Strategic management. / C. White. – Palqrave macmillan, 2004. – 1024 p.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!