Совершенствование системы фиксирования обстоятельств дорожно-транспортных происшествий
Введение….………………………………………………………..…………… 5
1 Состояние вопроса. Цели и задачи исследования………………………… 6
1.1 Описание имеющейся системы оформления дорожно-транспорт-
ных происшествий……………………………………..………………… 7
1.1.1 Порядок самостоятельного оформления ДТП………………….. 9
1.1.2 Порядок оформления ДТП с участием ГИБДД………………… 11
1.2 Существующие формы и методы фиксации обстоятельств
ДТП…………………………….……………………………………………. 13
1.3 Нормативные акты, регламентирующие порядок действий при ДТП
и требования к оформлению документов………….…………………. 18
1.4 Выводы по главе, цели и задачи исследования………………………. 19
2 Оценка возможности применения фотограмметрических
способов
фиксации 21
ДТП……………………………………………………………………………………
2.1 Правовые особенности получения и использования
результатов
фотограмметрической съемки места происшествия при
расследовании ДТП……………………………………………………..
2.2 Обзор оборудования для фиксации обстоятельств ДТП…………….. 27
2.2.1 Применение фотографических методов фиксирования
обстоятельств ДТП и построения
схемы……………………….
2.2.2 Применение фотограмметрических методов
фиксирования
обстоятельств ДТП и построения 33
схемы………………………..
2.2.3 Применение методов 3-D сканирования для фиксации
обстоятельств ДТП и построения
схемы………………………..
3 Разработка требований к применяемому оборудованию для
фотограмметрического метода фиксации ДТП……………………..……. 39
3.1 Методика построения моделей на основе фотограмметрической
съемки……………………………………………………………………. 39
3.1.1 Система координат снимка. Элементы внутреннего
ориентирования снимка…………………………………………..
3.1.2 Особенности измерения координат на цифровом снимке…….. 42
3.1.3 Система координат объекта, элементы внешнего
ориентирования снимка………………………………………….. 44
3.1.4 Элементы внешнего ориентирования пары снимков………….. 46
3.1.5 Системы координат модели объекта. Элементы взаимного
ориентирования пары снимков………………………………….. 47
3.1.6 Преобразование координат из систем координат стереопары
идеального случая аэросъёмки в систему координат объекта… 49
3.1.7 Преобразование координат из систем координат стереопары в
систему координат объекта………………………………………
3.2 Анализ программного обеспечения для 3-D моделирования и
фотограмметрической
обработки………………………………………
3.2.1 Аutodesk
ReCap……………………………………………………
3.2.2 Agisoft
PhotoScan………………………………………………….
3.2.3 Autodesk
ReMake………………………………………………….
3.2.4
Pix4d………………………………………………………………..
3.2.5 CYBID
PHOTORECT……………………………………………..
3.2.6
DroneDeploy……………………………………………………….
3.3 Практические рекомендации по внедрению метода фиксации
на
основе разработанной 66
модели…………………………………………..
3.3.1 Устройство и принцип работы квадрокоптера…………………. 66
3.3.2 Внешний вид и технические характеристики…………………… 68
3.3.3 Управление БПЛА………………………………………………… 69
4 Методика фиксации ДТП с использование
БПЛА……………………….
4.1 Практические рекомендации по внедрению метода фиксации
на
основе разработанной
модели…………………………………………..
4.2 Регистрация БПЛА согласно требованиям Воздушного Кодекса
РФ…………………………………………………………………………
4.3 Требования к точности при фиксации следов ДТП……………..…… 74
4.4 Эмпирическая оценка возможности использования предлагаемой
методики фиксации обстоятельств ДТП………………………………
4.5 Преимущества предлагаемого метода фиксации ДТП………………. 84
Заключение……………………………………………………………
……….
Список использованных
источников…………………………………………
Приложение А. Извещение о дорожно-транспортном
происшествии……..
На современном этапе развития российского общества одним из
приоритетных направлений развития является обеспечение безопасности
дорожного движения. Анализ статистических данных дает основания
утверждать, что аварийность на автомобильном транспорте наносит
огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и
отдельным гражданам. За последние 10 лет парк легковых автомобилей в
России вырос на 37 % – с 31,8 млн. штук в начале 2009 года до 43,5 млн.
штук к началу 2019 года. Рост автомобильного парка влечет за собой
Дорожно-транспортные происшествия занимают превалирующее место
в перечне факторов, обуславливающих уровень травматизма и гибели людей,
значительных материальных затрат в разного рода ситуациях, связанных с
несчастными случаями.
Изучение статистических данных показало что несовершенство
системы сбора и обработки данных о ДТП не позволяет в полной мере
реконструировать картину происшествия. Отсутствие данных в протоколе
осмотра места происшествия из-за кажущейся на первый взгляд их
незначительности, которые и составляют фактическую базу при
реконструкции полной картины происшествия, существенно снижают
вероятность формирования достоверных и обоснованных выводов.
В ходе выполнения магистерской диссертации были определены
требования к оборудованию для оперативной фиксации обстоятельств ДТП,
определены параметры входных и выходных данных, требования к точности.
На их основе была построена математическая модель, которая легла в основу
предлагаемого метода фиксации обстоятельств ДТП.
Был проведен эксперимент в ходе которого смоделировано дорожно-
транспортное происшествие с участием двух автомобилей. Была произведена
фотофиксация с помощью квадрокоптера с высоты четырех метров, с
продольным наложение фотоснимков 30-40 %, под углом 40 градусов.
Полученные фотоизображения загружены в приложение Autodesk ReCap
Foto, с помощью которого была реконструирована 3-D картина ДТП. По
данной модели в ходе работы были найдены расстояние между
автомобилями, угол под которым произошло столкновение, а также для
проверки точности определена длина транспортного средства Toyota Vista,
погрешность составила 3 мм.
Были даны практические рекомендации по использованию
предлагаемого метода фиксации.
Были выявлены потенциальные преимущества предлагаемого метода
фиксации над существующим методом, которые основаны на:
– увеличении точности, с которой производится фиксация обсто-
ятельств дорожно-транспортного происшествия на в 10 раз по сравнению с
традиционным методом, точность предлагаемого метода составляет 1 мм;
– уменьшение временного ресурса, затрачиваемого на фиксационные
мероприятия на 57 % от 1 часа 10 минут при традиционном методе до 30
минут при предлагаемом методе фиксации обстоятельств ДТП;
– разгрузка улично-дорожной сети, уменьшение заторовых ситуаций и
так называемых «пробок» на УДС.
90
1ГИБДД [Электронный ресурс]: Сведения о показателях состояния
безопасности дорожного движения – Режим доступа: http://www.gibdd.ru;
2Блинкин, М.Я Безопасность дорожного движения: история
вопроса, международный опыт, базовые институции / М.Я Блинкин. — М.:
ИД ВШЭ, 2013. — 240 c.;
3Зотов Б.Л. Автотехническая экспертиза при расследовании
автодорожных происшествий / Б.Л. Зотов. – М.: Госюриздат, 2012. – 178 с.
4Консультант Плюс [Электронный ресурс]: Постановление
Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 04.12.2018) “О Правилах дорожного движения”.О Правилах
дорожногодвижения”О Правилах дорожного движения”. –Режимдоступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709/;
5Разумов Э.А., Молибога Н.П. Осмотр места происшествия / Э.А.
Разумов, Н.П. Молибога. – К., 2014. – 120 с.;
6Консультант Плюс [Электронный ресурс]: “О Правилах дорожного движения”.Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях”О Правилах дорожного движения”. от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 17.06.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2019) “О Правилах дорожного движения”. – Режим
доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/;
7Лисов Н.Н. Криминалистическое учение о фиксации
доказательственной информации в деятельности по выявлению и раскрытию
преступлений . автореф. дис. д.ю.н. / Н.Н. Лисов.-М., 1995.- 56 с.;
8 Селиванов НА., Дворкин А.И, Завидов Б.Д. и др. Расследование
дорожно- транспортных происшествий : справ.-метод, пособие ; под ред.
В.А. Алферова и Федорова В.А. – М., 20012. – С. 50 – 52.;
9Белкин Р.С. Курс криминалистики. В 3 т. Т. 2: Частные
криминалис-тические теории / Р.С. Белкин. – М., 2007. – 117 с.;
10Басалаев А.Н. Фиксация результатов осмотра места
происшествия : автореф. дисс.-.к.ю.н. / А.Н. Басалаев. – Л., 2012. – 70 с.;
11Консультант Плюс [Электронный ресурс]: Приказ МВД России
от 23.08.2017 N 664 (ред. от 21.12.2017) “О Правилах дорожного движения”.Об утверждении
Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел
Российской Федерации государственной функции по осуществлению
федерального государственного надзора за соблюдением участниками
дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в
области безопасности дорожного движения”О Правилах дорожного движения”. (Зарегистрировано в Минюсте
России06.10.2017N48459)–Режимдоступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280037/;
12Консультант Плюс [Электронный ресурс]: Федеральный закон от
25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 01.05.2019) “О Правилах дорожного движения”.Об обязательном страховании
гражданской ответственности владельцев транспортных средств”О Правилах дорожного движения”. (с изм. и
доп.,вступ.всилус01.06.2019)–Режимдоступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280055/;
13Бобир Н.Я., Лобанов А.Н. Федорук Г.Д. Фоторамметрия / Н.Я.
Бобир, А.Н. Лобанов. Г.Д. Федорук. – М., 2014. – С. 5-6;
14Криминалистическая фотография: Курс лекций: В 2 ч. Ч. 1.
Основы криминалистической фотографии. Фотографирование на месте
происшествия и при производстве других следственных действий. –
Волгоград, 2004. – С. 14-15;
15Консультант Плюс [Электронный ресурс]:”О Правилах дорожного движения”.Уголовно-
процессуальный кодекс Российской Федерации”О Правилах дорожного движения”. от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред.
от 01.04.2019, с изм. от 13.06.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2019)
– Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/;
16Консультант Плюс [Электронный ресурс]: “О Правилах дорожного движения”.Конституция
Российской Федерации”О Правилах дорожного движения”. (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с
учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от
30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от
21.07.2014N11-ФКЗ)–Режимдоступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/;
17Консультант Плюс [Электронный ресурс]: Федеральный закон
“О Правилах дорожного движения”.Об оперативно-розыскной деятельности”О Правилах дорожного движения”. от 12.08.1995 N 144-ФЗ – Режим
доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/;
18Карпеева Л.М., Мусиенко А.И. Применение средств
фотофиксации при ДТП / Л.М. Капнеева, А.И. Мусиенко // – М., 2011. – С.
45-60.;
19ИлазоновД.А.Экспертизадорожно-транспортных
происшествий: Учебник для вузов / Д.А. Илазонов. – М.: Транспорт, 2014. –
225 с.;
20Душена С.В., Егоров А.Г., Зайцев В.В., Хрусталев В.Н.
Криминалистическая фотография : учебник ; под. ред. проф. А.Г. Егорова. –
Саратов, 2003. – С. 175 — 188;
21Шамаев А. А. Применение фотограмметрических методов
фиксации обстоятельств ДТП / А. А. Шамаев. – Москва: Эксперт-
криминалист, 2016. – 130 с.;
22Домке Э.Р. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных
происшествий: Учебное пособие / Э.Р. Домке.- Пенза: Изд. ПГУАС, 2005. –
154 с.;
23Демидова Т.В., Беляева М.И. Применение фотофиксации следов
при осмотре места дорожно-транспортного происшествия / Т.В. Демидова,
М.И. Беляева. – Москва: Эксперт-криминалист, 2015. – 150 с.;
24Сафонов, А.А., Колотушкин С.М., Кочубей А.В. Компьютерные
технологии в криминалистической фотографии: теоретические и прикладные
вопросы : учеб, пособие / А.А. Сафонов, С.М. Колотушкин, А.В. Кочубей. –
Волгоград, 2005. – С. 44;
25Kотов, Р.А. Методы 3-D сканирования на транспорте / Р.А.
Котов, Б.А. Семенихин // Будущие науки – 2015 – С.314-318;
26Антипов, И.Т. Математические основы пространственной
аналитической фототриангуляции / И.Т. Антипов. – М.: Картгеоцентр-
Геодезиздат, 2013. – 296 с.;
27Краснопевцев, Б. В. Прикладная фотограмметрия / Б. В.
Краснопевцев. – М.: МИИГАиК, 2012. – 77 с.;
28Лэтчфорд Е. У. Обзор программ для 3-D моделирования
[Электронныйресурс]// Фотограмметрия.-Режимдоступа:
http://fotogrammetry.ru/memo/3dd.htm (дата обращения: 20.06.2019);
29Чалкин Н.И., Пушнов А.В., Чубченко А.А. Осмотр, фиксация и
моделирование механизма образования внешних повреждений автомобилей с
использованием их масштабных изображений c БПЛА: учебное пособие /
Н.И. Чалкин, А.В. Пушнов, А.А. Чубченко. – М., 2015. – 95 с.;
30Зайцев А.А. Беспилотные ЛА зарубежных стран / А.А. Зайцев. –
М.: Армейский сборник, 2015. . – 94 с.;
31Беспилотные системы официальный сайт фирмы ОАО ZALA
AERO GROUP [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL:
http://zala.aero;
32Консультант Плюс [Электронный ресурс]: Воздушный кодекс
Российской Федерации”О Правилах дорожного движения”. от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред 31.12.2017) – Режим
доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7529/;
33Консультант Плюс [Электронный ресурс]:Приказ Минтранса
России от 06.12.2016 N 373 “О Правилах дорожного движения”.О внесении изменений в Административный
регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления
государственной услуги по выдаче разрешений в случаях, установленных
законодательством Российской Федерации, на выполнение международных
полетов из аэропортов, с аэродромов Российской Федерации, не открытых
Правительством Российской Федерации для международных полетов,
утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от
26 июля 2012 г. N 271″О Правилах дорожного движения”. (Зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2016 N
44984)–Режимдоступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209807/;
34Консультант Плюс [Электронный ресурс]: Приказ Минтранса
России от 05.12.2013 N 457 (ред. от 07.12.2017) “О Правилах дорожного движения”.Об утверждении
Административного регламента Федерального агентства воздушного
транспорта предоставления государственной услуги по государственной
регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного
реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации”О Правилах дорожного движения”.
(Зарегистрировано в Минюсте России 13.03.2014 N 31590) – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160330/;
35Селиванов Н.А. Расследование дорожно- транспортных
происшествий / Н.А. Селиванов : справ.-метод, пособие ; под ред. В.А.
Алферова и Федорова В.А. – М., 2016. – С. 50 – 52.;
36Лисов Н.Н. Криминалистическое учение о фиксации
доказательственной информации в деятельности по выявлению и раскрытию
преступлений. автореф. дис..д.ю.н. / Н.Н. Лисов.-М., 2015.- С. 31.;
37Карпеева Л.М., Мусиенко А.И. Доказательственное значение
материалов, полученных в результате применения средств фотофиксации,
киносъемки, видео- и звукозаписи / Л.М. Капнеева, А.И. Мусиенко //
Российская юстиция. – М., 2011. – С. 40-50.;
38 СТО 4.2–07–2014 Система менеджмента качества. Общие
требование к построению, изложению и оформлению документов учебной и
научной деятельности. – Введен впервые: дата введения – 16.11.2010. – 60 с.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!