Современные направления изучения культуры в научных школах Италии

Кравченко Елизавета Юрьевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Работа посвящена этапам формирования итальянских исследований культуры на примере деятельности университетов, научных журналов, проектов и сообществ в Италии. Целью работы является выявление и аналитический обзор наиболее популярных и актуальных направлений изучения культуры в Италии.
В качестве теоретической базы были использованы работы А. Грамши, Ж.-Ф. Лиотара, П. Вирно, Я. Ассмана, У. Эко, М. Комета, А.Арканджели, Д. Бахманн-Медик, П. Бёрка и К. Гинзбурга. Актуальность и новизна работы аргументируются отсутствием комплексных исследовательских работ по изучению современных тенденций исследования культуры в Италии на русском языке.
В работе рассматриваются развитие и становление Cultural Studies, а также эволюция культуральной истории и зарождение микроистории в Италии. Отражены перспективы постколониальных и гендерных исследований. Представлена разработка концепта культурной идентичности и его осмысление в итальянских научных школах через призму мемориальных исследований, урбанистики, а также посредством анализа мегабренда «Made in Italy».

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ CULTURAL STUDIES В ИТАЛИИ…………………. 8
1.1. Дисциплины комплекса Studi Culturali (Cultural Studies) в
университетах Италии …………………………………………………………………………… 13
1.2. Научные издания и платформы в сфере Cultural Studies …………………… 29
ГЛАВА II. КУЛЬТУРАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ В ИТАЛИИ ……………………………. 35
2.1. Исследование культуральной истории в работах П. Бёрка и А.
Арканджели ………………………………………………………………………………………….. 36
2.2. «Межуниверситетский центр культуральной истории» в Италии …….. 42
2.3. Микроистория как одно из направлений изучения социокультурных
процессов ……………………………………………………………………………………………… 47
2.3.1. Зарождение микроисторического подхода ………………………………… 47
2.3.2. Происхождение термина «микроистория» ……………………………….. 49
2.3.3. Микроисторический подход в исследованиях Карло Гинзбурга …… 51
ГЛАВА III. ПОСТКОЛОНИАЛЬНЫЕ И ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В
ИТАЛИИ …………………………………………………………………………………………………. 55
3.1. Постколониальные исследования в Италии ……………………………………… 56
3.2. Развитие гендерных и феминистских теорий …………………………………… 61
ГЛАВА IV. КОНЦЕПТ ИДЕНТИЧНОСТИ И ЕГО ОСМЫСЛЕНИЕ В
ИТАЛЬЯНСКИХ НАУЧНЫХ ШКОЛАХ …………………………………………………. 67
4.1. Мемориальные исследования ………………………………………………………….. 67
4.2. Изучение идентичности в современных Urban studies ……………………… 74
4.3. Разработка концепта идентичности в работах У. Эко и П. Вирно …….. 81
4.4. «Made in Italy» как один из паттернов итальянской идентичности……. 84
4.4.1. Образовательные программы «Made in Italy» в Италии …………….. 85
4.4.2. Итальянская эногастрономическая культура ……………………………. 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………… 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………….. 103

Актуальность исследования. Изучение культуры является неотъемле-
мой частью социогуманитарного знания и позволяет выявить наиболее острые
проблемы культурных реалий, требующие обсуждения и разрешения. В
настоящий момент среди них можно выделить вопросы кросс-культурного
взаимодействия и межкультурного пограничья, проблемы миграционных и
глобализационных процессов, а также гендера и идентичности. В свою оче-
редь, для глобального осмысления текущих социокультурных процессов важ-
ность представляет международная научная коммуникация, позволяющая
быть в курсе современных тенденций Cultural Studies и знакомиться с опытом
зарубежных коллег. В российской академической среде исследовательские
направления изучения культуры объединены термином «культурология». Од-
нако на Западе подходы к анализу культурных процессов структурированы не-
сколько иначе и не выделены в отдельную науку. В англосаксонской традиции
за комплексом исследований культуры, как известно, закрепился термин
Cultural Studies, в немецкой академической среде – Kulturwissenschaft. В отече-
ственной историографии становление англосаксонской и немецкой школ осве-
щено достаточно полно, в отличие от итальянских культурных исследований.
Однако в силу востребованности Italian Studies и традиционно живого инте-
реса к итальянской цивилизации систематизация направлений изучения куль-
туры в Италии весьма перспективна и актуальна.
Итальянские Cultural Studies (Studi Culturali) развивались по нескольким
каналам. С одной стороны, свое влияние оказала «неаполитанская школа»,
шедшая вслед за британскими традициями Cultural Studies. С другой стороны,
получила развитие и другая ветвь исследований, разработкой которой занима-
лись, во-первых, итальянские германисты, развивавшие методологию немец-
кой филологии, во-вторых, философы культуры, испытавшие воздействие А.
Грамши. Как показало исследование, в настоящее время Studi Culturali крайне
редко представлены в итальянских университетах в качестве самостоятельных
направлений подготовки специалистов, являясь составным элементом образо-
вательных программ филологов, лингвистов, социологов, психологов и исто-
риков. Эти обстоятельства обуславливают специфику структурирования ита-
льянских направлений изучения культуры и затрудняют понимание итальян-
ской системы изучения культуры и ее подходов. В связи с этим вопрос ком-
плексного осмысления итальянских культурных исследований является от-
крытым и крайне актуальным, требуя дальнейшей разработки. В представлен-
ном исследовании мы предпримем попытку сделать аналитический обзор со-
временных направлений изучения культуры и их становления в научных шко-
лах Италии. Подобный анализ может быть продолжен и дополнен как отече-
ственными, так и зарубежными итальянистами.
В настоящем исследовании под сочетанием «научные школы» Италии
подразумеваются, прежде всего, университеты, университетские департа-
менты1, образовательные программы и направления подготовки, учебные дис-
циплины, научные журналы, интернет-платформы, научные проекты и сооб-
щества, направленные на популяризацию изучения культуры.
Целью нашего исследования является аналитический обзор наиболее
популярных и актуальных направлений изучения культуры в Италии.
Объектом исследовательской работы выступает процесс изучения куль-
туры и преподавания Cultural Studies в Италии.
Предметом исследования является научно-педагогическая деятельность
итальянских ученых, а также функционирование научных центров и проектов
по изучению культуры в Италии.
Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:
– проследить становление и эволюцию культурных исследований в Италии;
В данном исследовании использован термин Департамент (итал. Dipartimento) в качестве одного из универ-
ситетских подразделений, аналогичных факультетам или институтам в российской системе высшего образо-
вания. Однако департамент не является полным их эквивалентом по причине упразднения факультетов в ита-
льянских вузах в 2010 г. В связи с этим нами было принято решение использовать в настоящем исследовании
прямое значение понятия Dipartimento – департамент.
– рассмотреть образовательный процесс в области Cultural Studies в итальян-
ских вузах;
– выявить основные центры и проекты по изучению культуры в Италии;
– выделить научные платформы и издания, направленные на разработку кон-
цептов исследования культуры;
– проанализировать сферу научных интересов итальянских исследователей
культуры;
– определить наиболее актуальные и популярные темы изучения культуры в
Италии.
Методология представленного исследования обусловлена целью, зада-
чами и спецификой объекта изучения. В работе были использованы сравни-
тельно-исторический и критический методы, а также метод кросс-культурного
и компаративного анализа. Особенности поставленной цели предполагают си-
стемный подход, включающий в себя синтез информации и ссопоставление
данных.
Эмпирической базой исследования является обобщение деятельности
ряда итальянских университетов, научных платформ и изданий, которые были
определены методом выборки. Анализ официальных сайтов итальянских ву-
зов осуществлялся посредством поиска материала через ключевые слова и спе-
циальные культурологические термины, такие как, например, Cultural Studies,
Studi Culturali, Postcolonial Studies, Gender, Cultural Identity, Memory Studies и
другие. В ходе работы были изучены учебные программы и исследовательская
деятельность порядка 42 итальянских университетов и 23 научных сообществ.
В итоге в качестве платформ для более глубоко анализа в представленном ис-
следовании были отобраны организации, максимально отвечающие заявлен-
ным критериям2.

Исследование показало, что формирование итальянских культурных ис-
следований может быть прослежено по нескольким направлениям. 1) Южная
группа итальянских ученых, или «неаполитанская школа» университета
«L`Orientale», развивая англистику, в изучении культуры опиралась на мето-
дологию британских исследований. В наши дни на базе «L`Orientale» по-
прежнему осуществляется научная коммуникация между итальянскими иссле-
дователями и учеными из Великобритании, при этом англистика развивается
стремительнее, чем Cultural Studies, в рамках которых отдается предпочтение
разработке вопросов постколониализма. 2) Влияние немецкой филологии, ко-
торая развивалась как межкультурная дисциплина, соответствующая совре-
менным наукам о культуре, обусловило вовлечение в культурные исследова-
ния итальянских филологов, прежде всего, германистов. В ходе работы мы
убедились, что развитие Cultural Studies (Studi Culturali) остается прерогативой
Департаментов филологии и лингвистики, в состав которых на данный мо-
мент, как правило, входит изучение мировых культур и цивилизаций. 3)
Огромное влияние на течение культурных исследований в Италии оказали тео-
рии А. Грамши. Итальянский философ уже в начале XX в. сформулировал тео-
рию культурной гегемонии, согласно которой современные революции ве-
дутся борьбой за сознание, что находит подтверждение в гибридных войнах
современности. Кроме того, концепция «угнетенных классов» создала теоре-
тическую базу в том числе для Subaltern Studies.
Среди наиболее актуальных и популярных итальянских исследований
культуры нами были выделены следующие темы. 1) Анализ средиземномор-
ского пространства на базе университетов Болоньи, «L`Orientale», Мессины и
Бари (три последних расположены на Юге страны).
2) Изучение межкультурного взаимодействия, дихотомии Я-Другой и
миграции в учебных заведениях «L`Orientale», Пармы, Триеста, Тренто, Боло-
ньи и Турина, а также в рамках издания «Altre Modernità».
3) Разработка вопросов постколониализма ведется на платформе
«Postcolonialitalia» и в работах А. Скакки, А.дель Бока, Р. Бенедуче, А. Гниши
и в Центре постколониальных исследований «L`Orientale» (Я. Чемберс, М. Ку-
адраро, Ч. Янничело).
4) Теоретические разработки, направленные на осмысление гендерных
исследований, реализованы в работах М.Мьели, А.Браво, А. Таронны, Р. Бак-
колини, В.Фортунати, С. Воли и исследовательской деятельности проекта
«ACUME».
5) Значимым «итальянским» подходом к изучению культуры являются
культуральная история и ее раздел микроистория (П. Бёрк, А. Арканджели,
«Межуниверситетский центр культуральной истории»).
6) Проблема множественной идентичности разбирается философом П.
Вирно; самоидентификация посредством создания образа врага и противопо-
ставления себя ему – в теории У.Эко. Городская идентичность является одной
из центральных исследовательских тем вузов Тренто (Ф. Дечимо), Турина
(Дж. Семи), Болоньи (Школа исследований проблем города и территории
Ce.P.Ci.T.), а также Университета «Сапиенца» и университетского журнала
«Tracce Urbane». Анализ идентичности, Города и культурной памяти представ-
лен в Университете Тренто (С.Баджо, Дж.Пройетти); в Болонском универси-
тете – проектом «Умберто Эко» и профессорам А. Дзирони, П.Виоли; сотруд-
ничеством Туринского университета и общества «ISMEL», а также деятельно-
стью центра «Labont» (Т. Андина, Н. Сидди) и проектом «EDUKA». Изучение
феномена «Made in Italy» как одного из паттернов итальянской идентичности
в большей степени распространено в передовом регионе Апеннинского полу-
острова – Ломбардии, и отражено в статьях исследователя и практика в этой
области профессора Ф. Папы. Развитие темы итальянской эногастрономиче-
ский культуры и проблем глобализации получило в Университете гастрономи-
ческих наук, а также работах М. Монтанари, А. Капатти, С. Чинотто.
Несмотря на очевидную разницу подходов к изучению культуры на
уровне структурных подразделений итальянских и российских вузов и отсут-
ствие привычного видения Cultural Studies, подобно стандартному направле-
нию «Культурологии» (51.03.01), в ходе исследования были выявлены схожие
программы. Так, например, отечественные подходы исследования культуры
можно выделить в учебных планах востоковедческих программ Болонского
университета и Ка-Фоскари в Венеции. В свою очередь, комплекс дисциплин,
аналогичных изучению культуры в рамках филологических исследований в
Италии, нашли отражение в одном из ведущих вузов России – Московском
государственном университете. Дело в том, что в МГУ функционирует два об-
разовательных направления по культурологии, одно из которых открыто в
2009 г. на Факультете иностранных языков и регионоведения (Кафедра срав-
нительного изучения национальных литератур и культур), что свидетель-
ствует о сближении Cultural Studies с филологическими исследованиями и в
российских научных школах. Для того, чтобы понять, оправдает ли себя по-
добная система в России и будут ли создавать отдельные образовательные
программы Studi Culturali в Италии, должно пройти некоторое время. Анализ
этих тенденций вырисовывает пути дальнейшего развития представленного
исследования, а также обуславливает перспективность направления.
Результаты исследования могут стать частью учебных пособий в обла-
сти Cultural Studies, обратить внимание переводчиков на актуальные статьи по
исследованию культуры на английском и итальянском языках. В свою оче-
редь, аналитический обзор университетских программ может помочь студен-
там при выборе направления академической мобильности или поиска учеб-
ного заведения в Италии.

1. Андина Т. Размышления о трансгенерационном сообществе. Гра-
ницы и связи между поколениями // Studia Culturae / пер. с англ. Кравченко
Е.Ю., Николаева Ж.В. 2019. Вып. 2 (40). С. 7-16.
2. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и по-
литическая идентичность в высоких культурах древности / пер. с нем. М.
М. Сокольской. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 368 с.
3. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. – М., 2003.
– 512 с.
4. Бахманн-Медик Д. Культурные повороты. Новые ориентиры в
науках о культуре / Д. Бахманн-Медик. – М.: НЛО, 2006. – 504 с.
5. Бёрк П. Что такое культуральная история? / Пер. с англ. И. Полон-
ской; под науч. ред. А. Лазарева. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики,
2015. – 240 с.
6. Бхабха Х. Местонахождение культуры // Перекрестки / пер. с англ.
Г. Гобзема. 2005. № 3-4. С. 161-191.
7. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / пер.
с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской. – М.: Республика; Культурная
революция, 2006. – 269 с.
8. Вирно П. Грамматика множества: к анализу форм современной
жизни / пер. с ит. А. Петровой под ред.А. Пензина. – М.: ООО «Ад Марги-
нем Пресс», 2013. – 176 с.
9. Гинзбург К. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в. /
пер. с итал. М.Л.Андреева, М.Н.Архангельской. – М.: «Российская полити-
ческая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. – 272 с.
10.Гинзбург К. Мифы-эмблемы-приметы: Морфология и исто-
рия. Сборник статей / пер. с ит. и послесл. C. JI. Козлова. – М.: Новое изда-
тельство, 2004. – 348 с.
11.Грамши А. Избранные произведения в 3-х томах. Тюремные
тетради / пер. с итал. И. С. Бондарчука, Э. Я Егермана, И. Б Левина. Т.3. –
М.: Изд-во иностранной литературы, 1959.
12.Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы
глазами современников. – М.: Искусство, 1989. С.18-19.
13.Держивицкий Е. В. Проблемы политико-культурной иден-
тификации Италии: традиция и современность // Studia Culturae. 2012. №
14. С. 237 – 261.
14.Дианова В.М. История культурологии: учебник для бакалав-
ров / В.М. Дианова, Ю.Н. Солонин. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издатель-
ство Юрайт, 2013. – 461с.
15.Каган М.С. Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Соло-
нина, М. С. Кагана. – М.: Высшее образование, Юрайт Издат., 2009. – 566
с.
16.Каппати А., Монтанари М. Итальянская кухня. История од-
ной культуры / пер. с итал. В. Бабицкой, А. Красильщик, К. Тименчик. –
М.: Новое литературное обозрение, 2006. – 480 с.
17.Костанцо С. Виртуальное единство. Странная судьба народа
святых, мореплавателей и героев. // Studia Culturae. 2012. № 14. С. 279 –
306.
18.Кранк И.И. Проблема кризиса культуры Италии в философ-
ском наследии Антонио Грамши // Гуманитарные и социально-экономиче-
ские науки. 2011. № 5 (60). С. 77-81.
19.Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / пер. с фр. Н.А.
Шматко. М.; СПб: Ин-т эксперимент. социологии: Алетейя, 1998. 159 с.
20.Медик Х. Микроистория // THESIS: Альманах / пер.
Т.И.Дудниковой. 1994. Вып.4. С. 193-202.
21.Михайлова-Смольнякова Е. С. Покажи мне, как ты танцу-
ешь, и я скажу, кто ты // Шаги/Steps. 2019. Т. 5., № 3. С. 260-266.
22.Монтанари М. Голод и изобилие. История питания в Европе
/ пер. с итал., примеч. А. Миролюбовой. – СПб. : Александрия, 2009. – 276
с.
23.Николаева Ж.В., Андина Т. «Made in Italy»: Культурное от-
чуждение или коллективная память? Аннотация круглого стола // Studia
Culturae. 2017. Т. 1, № 31. С. 95 – 99.
24.Николаева Ж.В., Очеретяный К.А. Мода на Италию: преодо-
ление культурного отчуждения // Studia Culturae. 2017. Т. 1, № 31. С. 100 –
107.
25.Николаева Ж. В. К вопросу о современном понимании куль-
турной идентичности итальянцев // Studia Culturae. 2012. № 14. С. 262 – 278.
26.Николаева Ж.В. Культурная идентичность нации: Пример
Италии // Учебно-методические материалы кафедры культурологии, фило-
софии культуры и эстетики: учебное пособие / под ред. А.М. Алексеева-
Апраксина, Ж.В. Николаевой, А.В. Смирнова. – СПб.: СПбГУ, 2017.
27.Николаева Ж. В. М. Монтанари и итальянская идентичность
// Studia Culturae. 2013. №16. С. 300-310.
28.Николаева Ж.В. Учебно-методический комплекс по дисци-
плине «Культурная идентичность нации: пример Италии» // Studia
Culturae. 2017. Вып. 4 (40). С. 169-195.
29.Папа Ф. «Made in Italy» в итальянских университетах //
Studia Culturae. 2017. Вып. 1 (31). С. 157-166.
30.Савино Дж. Норма политической морали: интеллектуаль-
ный проект Антонио Грамши // Социология власти. 2017. Т. 29, №2. С. 84-
96.
31.Саид. Э. Ориентализм. Западные концепции Востока / пер. с
англ. А. В. Говорунова. – СПб.: Русский Mip, 2006. – 637 с.
32.Саид Э. Фрейд и неевропейское // Синий диван. 2005. №6.
С. 7-37.
33.Сидди Н. Город прото-дигитальной эпохи // Studia Culturae.
2018. Вып. 3 (37). С. 154-163.
34.Спивак Г. Ч. Могут ли угнетенные говорить? // Введение в
гендерные исследования. Ч. II: Хрестоматия / под ред. С. В. Жеребкина.
Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С. 649-670.
35.Эко У. Сотвори себе врага. И другие тексты по случаю
(сборник) / пер. с итал. Я. Арькова, М. Визель, Е. Степанцова. – М.: АСТ.
Corpus, 2014. – 352 с.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Дискурс желания в ранней советской культуре
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Корейская каллиграфия как текст культуры
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет