Современные направления изучения культуры в научных школах Италии
Работа посвящена этапам формирования итальянских исследований культуры на примере деятельности университетов, научных журналов, проектов и сообществ в Италии. Целью работы является выявление и аналитический обзор наиболее популярных и актуальных направлений изучения культуры в Италии.
В качестве теоретической базы были использованы работы А. Грамши, Ж.-Ф. Лиотара, П. Вирно, Я. Ассмана, У. Эко, М. Комета, А.Арканджели, Д. Бахманн-Медик, П. Бёрка и К. Гинзбурга. Актуальность и новизна работы аргументируются отсутствием комплексных исследовательских работ по изучению современных тенденций исследования культуры в Италии на русском языке.
В работе рассматриваются развитие и становление Cultural Studies, а также эволюция культуральной истории и зарождение микроистории в Италии. Отражены перспективы постколониальных и гендерных исследований. Представлена разработка концепта культурной идентичности и его осмысление в итальянских научных школах через призму мемориальных исследований, урбанистики, а также посредством анализа мегабренда «Made in Italy».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ CULTURAL STUDIES В ИТАЛИИ…………………. 8
1.1. Дисциплины комплекса Studi Culturali (Cultural Studies) в
университетах Италии …………………………………………………………………………… 13
1.2. Научные издания и платформы в сфере Cultural Studies …………………… 29
ГЛАВА II. КУЛЬТУРАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ В ИТАЛИИ ……………………………. 35
2.1. Исследование культуральной истории в работах П. Бёрка и А.
Арканджели ………………………………………………………………………………………….. 36
2.2. «Межуниверситетский центр культуральной истории» в Италии …….. 42
2.3. Микроистория как одно из направлений изучения социокультурных
процессов ……………………………………………………………………………………………… 47
2.3.1. Зарождение микроисторического подхода ………………………………… 47
2.3.2. Происхождение термина «микроистория» ……………………………….. 49
2.3.3. Микроисторический подход в исследованиях Карло Гинзбурга …… 51
ГЛАВА III. ПОСТКОЛОНИАЛЬНЫЕ И ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В
ИТАЛИИ …………………………………………………………………………………………………. 55
3.1. Постколониальные исследования в Италии ……………………………………… 56
3.2. Развитие гендерных и феминистских теорий …………………………………… 61
ГЛАВА IV. КОНЦЕПТ ИДЕНТИЧНОСТИ И ЕГО ОСМЫСЛЕНИЕ В
ИТАЛЬЯНСКИХ НАУЧНЫХ ШКОЛАХ …………………………………………………. 67
4.1. Мемориальные исследования ………………………………………………………….. 67
4.2. Изучение идентичности в современных Urban studies ……………………… 74
4.3. Разработка концепта идентичности в работах У. Эко и П. Вирно …….. 81
4.4. «Made in Italy» как один из паттернов итальянской идентичности……. 84
4.4.1. Образовательные программы «Made in Italy» в Италии …………….. 85
4.4.2. Итальянская эногастрономическая культура ……………………………. 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………… 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………….. 103
Актуальность исследования. Изучение культуры является неотъемле-
мой частью социогуманитарного знания и позволяет выявить наиболее острые
проблемы культурных реалий, требующие обсуждения и разрешения. В
настоящий момент среди них можно выделить вопросы кросс-культурного
взаимодействия и межкультурного пограничья, проблемы миграционных и
глобализационных процессов, а также гендера и идентичности. В свою оче-
редь, для глобального осмысления текущих социокультурных процессов важ-
ность представляет международная научная коммуникация, позволяющая
быть в курсе современных тенденций Cultural Studies и знакомиться с опытом
зарубежных коллег. В российской академической среде исследовательские
направления изучения культуры объединены термином «культурология». Од-
нако на Западе подходы к анализу культурных процессов структурированы не-
сколько иначе и не выделены в отдельную науку. В англосаксонской традиции
за комплексом исследований культуры, как известно, закрепился термин
Cultural Studies, в немецкой академической среде – Kulturwissenschaft. В отече-
ственной историографии становление англосаксонской и немецкой школ осве-
щено достаточно полно, в отличие от итальянских культурных исследований.
Однако в силу востребованности Italian Studies и традиционно живого инте-
реса к итальянской цивилизации систематизация направлений изучения куль-
туры в Италии весьма перспективна и актуальна.
Итальянские Cultural Studies (Studi Culturali) развивались по нескольким
каналам. С одной стороны, свое влияние оказала «неаполитанская школа»,
шедшая вслед за британскими традициями Cultural Studies. С другой стороны,
получила развитие и другая ветвь исследований, разработкой которой занима-
лись, во-первых, итальянские германисты, развивавшие методологию немец-
кой филологии, во-вторых, философы культуры, испытавшие воздействие А.
Грамши. Как показало исследование, в настоящее время Studi Culturali крайне
редко представлены в итальянских университетах в качестве самостоятельных
направлений подготовки специалистов, являясь составным элементом образо-
вательных программ филологов, лингвистов, социологов, психологов и исто-
риков. Эти обстоятельства обуславливают специфику структурирования ита-
льянских направлений изучения культуры и затрудняют понимание итальян-
ской системы изучения культуры и ее подходов. В связи с этим вопрос ком-
плексного осмысления итальянских культурных исследований является от-
крытым и крайне актуальным, требуя дальнейшей разработки. В представлен-
ном исследовании мы предпримем попытку сделать аналитический обзор со-
временных направлений изучения культуры и их становления в научных шко-
лах Италии. Подобный анализ может быть продолжен и дополнен как отече-
ственными, так и зарубежными итальянистами.
В настоящем исследовании под сочетанием «научные школы» Италии
подразумеваются, прежде всего, университеты, университетские департа-
менты1, образовательные программы и направления подготовки, учебные дис-
циплины, научные журналы, интернет-платформы, научные проекты и сооб-
щества, направленные на популяризацию изучения культуры.
Целью нашего исследования является аналитический обзор наиболее
популярных и актуальных направлений изучения культуры в Италии.
Объектом исследовательской работы выступает процесс изучения куль-
туры и преподавания Cultural Studies в Италии.
Предметом исследования является научно-педагогическая деятельность
итальянских ученых, а также функционирование научных центров и проектов
по изучению культуры в Италии.
Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:
– проследить становление и эволюцию культурных исследований в Италии;
В данном исследовании использован термин Департамент (итал. Dipartimento) в качестве одного из универ-
ситетских подразделений, аналогичных факультетам или институтам в российской системе высшего образо-
вания. Однако департамент не является полным их эквивалентом по причине упразднения факультетов в ита-
льянских вузах в 2010 г. В связи с этим нами было принято решение использовать в настоящем исследовании
прямое значение понятия Dipartimento – департамент.
– рассмотреть образовательный процесс в области Cultural Studies в итальян-
ских вузах;
– выявить основные центры и проекты по изучению культуры в Италии;
– выделить научные платформы и издания, направленные на разработку кон-
цептов исследования культуры;
– проанализировать сферу научных интересов итальянских исследователей
культуры;
– определить наиболее актуальные и популярные темы изучения культуры в
Италии.
Методология представленного исследования обусловлена целью, зада-
чами и спецификой объекта изучения. В работе были использованы сравни-
тельно-исторический и критический методы, а также метод кросс-культурного
и компаративного анализа. Особенности поставленной цели предполагают си-
стемный подход, включающий в себя синтез информации и ссопоставление
данных.
Эмпирической базой исследования является обобщение деятельности
ряда итальянских университетов, научных платформ и изданий, которые были
определены методом выборки. Анализ официальных сайтов итальянских ву-
зов осуществлялся посредством поиска материала через ключевые слова и спе-
циальные культурологические термины, такие как, например, Cultural Studies,
Studi Culturali, Postcolonial Studies, Gender, Cultural Identity, Memory Studies и
другие. В ходе работы были изучены учебные программы и исследовательская
деятельность порядка 42 итальянских университетов и 23 научных сообществ.
В итоге в качестве платформ для более глубоко анализа в представленном ис-
следовании были отобраны организации, максимально отвечающие заявлен-
ным критериям2.
Исследование показало, что формирование итальянских культурных ис-
следований может быть прослежено по нескольким направлениям. 1) Южная
группа итальянских ученых, или «неаполитанская школа» университета
«L`Orientale», развивая англистику, в изучении культуры опиралась на мето-
дологию британских исследований. В наши дни на базе «L`Orientale» по-
прежнему осуществляется научная коммуникация между итальянскими иссле-
дователями и учеными из Великобритании, при этом англистика развивается
стремительнее, чем Cultural Studies, в рамках которых отдается предпочтение
разработке вопросов постколониализма. 2) Влияние немецкой филологии, ко-
торая развивалась как межкультурная дисциплина, соответствующая совре-
менным наукам о культуре, обусловило вовлечение в культурные исследова-
ния итальянских филологов, прежде всего, германистов. В ходе работы мы
убедились, что развитие Cultural Studies (Studi Culturali) остается прерогативой
Департаментов филологии и лингвистики, в состав которых на данный мо-
мент, как правило, входит изучение мировых культур и цивилизаций. 3)
Огромное влияние на течение культурных исследований в Италии оказали тео-
рии А. Грамши. Итальянский философ уже в начале XX в. сформулировал тео-
рию культурной гегемонии, согласно которой современные революции ве-
дутся борьбой за сознание, что находит подтверждение в гибридных войнах
современности. Кроме того, концепция «угнетенных классов» создала теоре-
тическую базу в том числе для Subaltern Studies.
Среди наиболее актуальных и популярных итальянских исследований
культуры нами были выделены следующие темы. 1) Анализ средиземномор-
ского пространства на базе университетов Болоньи, «L`Orientale», Мессины и
Бари (три последних расположены на Юге страны).
2) Изучение межкультурного взаимодействия, дихотомии Я-Другой и
миграции в учебных заведениях «L`Orientale», Пармы, Триеста, Тренто, Боло-
ньи и Турина, а также в рамках издания «Altre Modernità».
3) Разработка вопросов постколониализма ведется на платформе
«Postcolonialitalia» и в работах А. Скакки, А.дель Бока, Р. Бенедуче, А. Гниши
и в Центре постколониальных исследований «L`Orientale» (Я. Чемберс, М. Ку-
адраро, Ч. Янничело).
4) Теоретические разработки, направленные на осмысление гендерных
исследований, реализованы в работах М.Мьели, А.Браво, А. Таронны, Р. Бак-
колини, В.Фортунати, С. Воли и исследовательской деятельности проекта
«ACUME».
5) Значимым «итальянским» подходом к изучению культуры являются
культуральная история и ее раздел микроистория (П. Бёрк, А. Арканджели,
«Межуниверситетский центр культуральной истории»).
6) Проблема множественной идентичности разбирается философом П.
Вирно; самоидентификация посредством создания образа врага и противопо-
ставления себя ему – в теории У.Эко. Городская идентичность является одной
из центральных исследовательских тем вузов Тренто (Ф. Дечимо), Турина
(Дж. Семи), Болоньи (Школа исследований проблем города и территории
Ce.P.Ci.T.), а также Университета «Сапиенца» и университетского журнала
«Tracce Urbane». Анализ идентичности, Города и культурной памяти представ-
лен в Университете Тренто (С.Баджо, Дж.Пройетти); в Болонском универси-
тете – проектом «Умберто Эко» и профессорам А. Дзирони, П.Виоли; сотруд-
ничеством Туринского университета и общества «ISMEL», а также деятельно-
стью центра «Labont» (Т. Андина, Н. Сидди) и проектом «EDUKA». Изучение
феномена «Made in Italy» как одного из паттернов итальянской идентичности
в большей степени распространено в передовом регионе Апеннинского полу-
острова – Ломбардии, и отражено в статьях исследователя и практика в этой
области профессора Ф. Папы. Развитие темы итальянской эногастрономиче-
ский культуры и проблем глобализации получило в Университете гастрономи-
ческих наук, а также работах М. Монтанари, А. Капатти, С. Чинотто.
Несмотря на очевидную разницу подходов к изучению культуры на
уровне структурных подразделений итальянских и российских вузов и отсут-
ствие привычного видения Cultural Studies, подобно стандартному направле-
нию «Культурологии» (51.03.01), в ходе исследования были выявлены схожие
программы. Так, например, отечественные подходы исследования культуры
можно выделить в учебных планах востоковедческих программ Болонского
университета и Ка-Фоскари в Венеции. В свою очередь, комплекс дисциплин,
аналогичных изучению культуры в рамках филологических исследований в
Италии, нашли отражение в одном из ведущих вузов России – Московском
государственном университете. Дело в том, что в МГУ функционирует два об-
разовательных направления по культурологии, одно из которых открыто в
2009 г. на Факультете иностранных языков и регионоведения (Кафедра срав-
нительного изучения национальных литератур и культур), что свидетель-
ствует о сближении Cultural Studies с филологическими исследованиями и в
российских научных школах. Для того, чтобы понять, оправдает ли себя по-
добная система в России и будут ли создавать отдельные образовательные
программы Studi Culturali в Италии, должно пройти некоторое время. Анализ
этих тенденций вырисовывает пути дальнейшего развития представленного
исследования, а также обуславливает перспективность направления.
Результаты исследования могут стать частью учебных пособий в обла-
сти Cultural Studies, обратить внимание переводчиков на актуальные статьи по
исследованию культуры на английском и итальянском языках. В свою оче-
редь, аналитический обзор университетских программ может помочь студен-
там при выборе направления академической мобильности или поиска учеб-
ного заведения в Италии.
1. Андина Т. Размышления о трансгенерационном сообществе. Гра-
ницы и связи между поколениями // Studia Culturae / пер. с англ. Кравченко
Е.Ю., Николаева Ж.В. 2019. Вып. 2 (40). С. 7-16.
2. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и по-
литическая идентичность в высоких культурах древности / пер. с нем. М.
М. Сокольской. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 368 с.
3. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. – М., 2003.
– 512 с.
4. Бахманн-Медик Д. Культурные повороты. Новые ориентиры в
науках о культуре / Д. Бахманн-Медик. – М.: НЛО, 2006. – 504 с.
5. Бёрк П. Что такое культуральная история? / Пер. с англ. И. Полон-
ской; под науч. ред. А. Лазарева. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики,
2015. – 240 с.
6. Бхабха Х. Местонахождение культуры // Перекрестки / пер. с англ.
Г. Гобзема. 2005. № 3-4. С. 161-191.
7. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / пер.
с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской. – М.: Республика; Культурная
революция, 2006. – 269 с.
8. Вирно П. Грамматика множества: к анализу форм современной
жизни / пер. с ит. А. Петровой под ред.А. Пензина. – М.: ООО «Ад Марги-
нем Пресс», 2013. – 176 с.
9. Гинзбург К. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в. /
пер. с итал. М.Л.Андреева, М.Н.Архангельской. – М.: «Российская полити-
ческая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. – 272 с.
10.Гинзбург К. Мифы-эмблемы-приметы: Морфология и исто-
рия. Сборник статей / пер. с ит. и послесл. C. JI. Козлова. – М.: Новое изда-
тельство, 2004. – 348 с.
11.Грамши А. Избранные произведения в 3-х томах. Тюремные
тетради / пер. с итал. И. С. Бондарчука, Э. Я Егермана, И. Б Левина. Т.3. –
М.: Изд-во иностранной литературы, 1959.
12.Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы
глазами современников. – М.: Искусство, 1989. С.18-19.
13.Держивицкий Е. В. Проблемы политико-культурной иден-
тификации Италии: традиция и современность // Studia Culturae. 2012. №
14. С. 237 – 261.
14.Дианова В.М. История культурологии: учебник для бакалав-
ров / В.М. Дианова, Ю.Н. Солонин. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издатель-
ство Юрайт, 2013. – 461с.
15.Каган М.С. Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Соло-
нина, М. С. Кагана. – М.: Высшее образование, Юрайт Издат., 2009. – 566
с.
16.Каппати А., Монтанари М. Итальянская кухня. История од-
ной культуры / пер. с итал. В. Бабицкой, А. Красильщик, К. Тименчик. –
М.: Новое литературное обозрение, 2006. – 480 с.
17.Костанцо С. Виртуальное единство. Странная судьба народа
святых, мореплавателей и героев. // Studia Culturae. 2012. № 14. С. 279 –
306.
18.Кранк И.И. Проблема кризиса культуры Италии в философ-
ском наследии Антонио Грамши // Гуманитарные и социально-экономиче-
ские науки. 2011. № 5 (60). С. 77-81.
19.Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / пер. с фр. Н.А.
Шматко. М.; СПб: Ин-т эксперимент. социологии: Алетейя, 1998. 159 с.
20.Медик Х. Микроистория // THESIS: Альманах / пер.
Т.И.Дудниковой. 1994. Вып.4. С. 193-202.
21.Михайлова-Смольнякова Е. С. Покажи мне, как ты танцу-
ешь, и я скажу, кто ты // Шаги/Steps. 2019. Т. 5., № 3. С. 260-266.
22.Монтанари М. Голод и изобилие. История питания в Европе
/ пер. с итал., примеч. А. Миролюбовой. – СПб. : Александрия, 2009. – 276
с.
23.Николаева Ж.В., Андина Т. «Made in Italy»: Культурное от-
чуждение или коллективная память? Аннотация круглого стола // Studia
Culturae. 2017. Т. 1, № 31. С. 95 – 99.
24.Николаева Ж.В., Очеретяный К.А. Мода на Италию: преодо-
ление культурного отчуждения // Studia Culturae. 2017. Т. 1, № 31. С. 100 –
107.
25.Николаева Ж. В. К вопросу о современном понимании куль-
турной идентичности итальянцев // Studia Culturae. 2012. № 14. С. 262 – 278.
26.Николаева Ж.В. Культурная идентичность нации: Пример
Италии // Учебно-методические материалы кафедры культурологии, фило-
софии культуры и эстетики: учебное пособие / под ред. А.М. Алексеева-
Апраксина, Ж.В. Николаевой, А.В. Смирнова. – СПб.: СПбГУ, 2017.
27.Николаева Ж. В. М. Монтанари и итальянская идентичность
// Studia Culturae. 2013. №16. С. 300-310.
28.Николаева Ж.В. Учебно-методический комплекс по дисци-
плине «Культурная идентичность нации: пример Италии» // Studia
Culturae. 2017. Вып. 4 (40). С. 169-195.
29.Папа Ф. «Made in Italy» в итальянских университетах //
Studia Culturae. 2017. Вып. 1 (31). С. 157-166.
30.Савино Дж. Норма политической морали: интеллектуаль-
ный проект Антонио Грамши // Социология власти. 2017. Т. 29, №2. С. 84-
96.
31.Саид. Э. Ориентализм. Западные концепции Востока / пер. с
англ. А. В. Говорунова. – СПб.: Русский Mip, 2006. – 637 с.
32.Саид Э. Фрейд и неевропейское // Синий диван. 2005. №6.
С. 7-37.
33.Сидди Н. Город прото-дигитальной эпохи // Studia Culturae.
2018. Вып. 3 (37). С. 154-163.
34.Спивак Г. Ч. Могут ли угнетенные говорить? // Введение в
гендерные исследования. Ч. II: Хрестоматия / под ред. С. В. Жеребкина.
Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С. 649-670.
35.Эко У. Сотвори себе врага. И другие тексты по случаю
(сборник) / пер. с итал. Я. Арькова, М. Визель, Е. Степанцова. – М.: АСТ.
Corpus, 2014. – 352 с.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!