Создание единой системы управления гражданской обороной, предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожарной безопасностью на предприятии
Число ЧС в современном мире постоянно растет, ущерб увеличивается. Данная научная работа освещает проблемы современного мира и поднимает вопрос о необходимости совершенствования мероприятий по защите населения. В работе предлагается внедрение системы управления гражданской обороной, предупреждением и ликвидацией ЧС и пожарной безопасностью, и оценивается важность данной системы на предприятиях.
Введение 14
1 Обзор литературы 18
1.1 Характеристика рассматриваемого предприятия 18
1.2 Система управления 20
1.3 Определение понятий гражданская оборона, предупреждение и
ликвидация чрезвычайных ситуаций и пожарная безопасность 21
1.4 Система управления в области ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности
2 Практическая часть 36
2.1 Обоснование необходимости установления единых требований к системе
управления гражданской обороной, предупреждением и ликвидацией
чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасностью на предприятиях,
входящих в состав ПАО «СИБУР-Холдинг» 36
2.2 Экономическое обоснование необходимости разработки 49
3 Раздел «Фининсовый менеджмент, ресурсоэффективность и
ресурсосбережение» 52
3.1 Оценка коммерческого потенциала и перспективности проведения
научных исследований с позиции ресурсоэффективности и
ресурсосбережения 52
3.1.1 Потенциальные потребители результатов исследования 52
3.1.2 SWOT-анализ 53
3.2 Планирование управления научно-техническим проектом 56
3.2.1 План проекта 56
3.2.2 Бюджет научного исследования 60
3.2.3 Организационная структура проекта 64
3.3 Вывод 65
4 РАЗДЕЛ «СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ» 66
4.1 Производственная безопасность 66
4.2 Экологическая безопасность 73
4.3 Безопасность в чрезвычайных ситуациях 75
4.4 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности 76
4.4.1 Специальные (характерные при эксплуатации объекта исследования,
проектируемой рабочей зоны) правовые нормы трудового законодательства
4.4.2 Организационные мероприятия при компоновке рабочей зоны 80
Заключение 82
Список публикаций 84
Список используемых источников 85
Приложение А. Раздел магистерской диссертации, выполненный на
иностранном языке 89
Приложение Б. Стандарт Предприятия . Система управления гражданской
обороной, предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера и пожарной безопасностью 104
В ХХI веке в России не уменьшается риск возникновения чрезвычайных
ситуаций (далее – ЧС) различного характера. Кроме того, последствия
ежегодно происходящих стихийных бедствий, аварий, катастроф становятся
более тяжелыми: растут материальные потери, остаются значительными
безвозвратные потери населения, наносится непоправимый вред окружающей
среде.
Не уменьшается число ЧС природного характера, особенно таких
явлений и процессов, как: лесные пожары, ЧС гидрологического и
метеорологического происхождения. Большие опасения вызывают
потенциально опасные объекты (радиационно-, химически опасные объекты,
крупные гидротехнические сооружения).
К сожалению, все чаще возникают крупномасштабные ЧС как
техногенного, так и природного характера – торфяные и лесные пожары, аварии
на АЭС в Японии, на Саяно-Шушенской ГЭС. Появляются новые виды
эпидемий и болезней.
Военно-политическая обстановка в мире не улучшается, о чем
свидетельствуют события в Южной Осетии, Ливии, Ираке, Сирии, Турции.
Нарастает эскалация на Украине, в Афганистане. Все «горячие» точки
расположены в опасной близости от границ Российской Федерации.
Одной из характерных особенностей современных войн является тот
факт, что военное положение в странах не объявляется, даже при участии на
больших территориях крупных воинских контингентов, в связи с этим военное
положение в государствах, вовлеченных в конфликт, не вводится,
соответственно и полномасштабные мобилизационные мероприятия не
проводятся.
Другими словами, в стране, в которой по сути дела идет война,
отсутствует четкий правовой рубеж между мирным и военным положением.
Характер локальных войн и вооруженных конфликтов последних
десятилетий показал, что к возможным последствиям для населения и
территорий могут относиться:
нарушение систем управления;
массовое психологическое и информационное воздействие;
человеческие жертвы;
нарушение деятельности объектов жизнеобеспечения населения;
поражение различных видов инфраструктуры, ключевых объектов
экономики;
формирование масштабных очагов поражения от разрушения ОСП
ХОО и РОО, гидротехнических сооружений.
Исходя из вышесказанного, в условиях современного мира мероприятия
гражданской обороны и защиты населения от ЧС природного и техногенного
характера становятся более актуальными для нашего государства и общества.
Данные о ЧС показывают, что последствия стихийных бедствий, катастроф и
аварий становится все более значительными и опасными для населения,
окружающей природной среды и экономики. Так как масштабы ЧС с каждым
годом возрастают, увеличивается экономический ущерб на восстановление
последствий от происходящих ЧС, это приведет к тому, что в будущем
экономика страны не сможет восполнять потери от ЧС природного и
техногенного характера. Именно поэтому защита в ЧС остается для страны
актуальной.
Одно из главных условий успешного функционирования систем
управления, в том числе в области ГО, ЧС и пожарной безопасности – наличие
полной и качественной нормативно-правовой базы. Как показывает опыт,
любая деятельность, если она не урегулирована нормативно-правовыми
документами государства, обречена на низкую эффективность, или даже на
угасание. Более того, при отсутствии соответствующих законов со стороны
государства и других нормативно-правовых актов современное общество не
признает полезность и важность такой деятельности, не относится к ней со всей
ответственностью и не заинтересовано в её продвижении.
В то же время, изменения, происходящие во всех сферах деятельности и
взаимоотношений, требуют пересмотра подходов к защите населения и
территорий от различных угроз.
Основные факторы, определяющие необходимость пересмотра подходов
к способам защиты населения посредством системы ГО РФ:
нарастание угроз возникновения крупномасштабных ЧС;
нарастание угрозы терроризма;
изменение геополитической ситуации в мире;
новые социально-экономические условия;
усовершенствование системы государственного управления;
уменьшение вероятности применения в локальных войнах и
военных конфликтах ОМП;
усовершенствование современных средств поражения;
создание таких видов оружия, которые основаны на новых
поражающих принципах.
В соответствии с российским законодательством федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность по ведению
государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области
гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС различного
характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на
водных объектах является «Министерство Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий».
В целях обеспечения согласованности действий по вопросам защиты от
ЧС была создана «Единая государственная система предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций», которая объединила органы управления,
силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение
указанных вопросов.
Законодательство Российской Федерации обязывает все организации
планировать и осуществлять мероприятия по защите рабочих и служащих от
ЧС независимо от их организационно-правовой формы, а также разрабатывать
и осуществлять мероприятия, направленные на повышение устойчивости
функционирования объектов и обеспечение жизнедеятельности населения в
условиях ЧС мирного и военного времени.
Целью магистерской диссертации является разработка единого подхода
к системе управления гражданской обороной, предупреждением и ликвидацией
ЧС природного и техногенного характера и пожарной безопасностью в
Компании ПАО «СИБУР-Холдинг».
К задачам выпускной квалификационной работы относятся:
1. Анализ объекта исследования, для которого будет применена
разработанная система управления.
2. Изучение и анализ законодательных требований в области
гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной
безопасности.
3. Построение системы управления для исследуемого объекта,
определение основных положений, необходимых для создания эффективной
системы управления.
1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!