Специализированные организации как неотъемлемая часть становления контрактной системы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
1.1. Развитие системы государственных закупок и их основные факторы
Государственные закупки – это процесс, который фактически отражает и обеспечивает качество отношений государства, общества и бизнеса. Государственные органы в процессе закупок представляют интересы общества и призваны максимально эффективно распоряжаться бюджетными средствами, обеспечивая высокий уровень качества жизни населения. Общество, являющееся конечным потребителем услуг и товаров, закупаемых государством, заинтересовано в получении качественных продуктов, высоком уровне обслуживания и комфортных условиях жизни.
В Адмиралтейском Регламенте 1722 года впервые за государственным органом закрепляются полномочия по проведению государственных закупок и содержится детальное описание порядка поиска подрядчиков и переговоров с ними. Интерес представляет и то обстоятельство, что в Регламенте впервые встречается представление об этапности и сроках закупочных процедур. Так после проведения публичных торгов, объявления победителя и конечной цены контракта Регламент устанавливает порядок вступления в силу состоявшегося результата торгов в течение «одного горения свечи», т.е. суток
Тогда же в 1715 году создается первый в истории России государствен-ный орган, уполномоченный в сфере государственного заказа, – Канцелярия подрядных дел. В Регламенте 1722 года вводится и первый аналог современных процедур исключения недобросовестных подрядчиков (поставщиков, исполнителей) из числа участников закупок – исследование поручительств и «верности» подрядчиков оберкомиссаром и представление результатов на решение коллегии.
На смену Канцелярии подрядных дел уже в годы правления Анны Иоанновны приходит Коммерц-коллегия. Регламент этой коллегии, принятый в 1732 году, содержит более детальные по сравнению с предшествующим правовым регулированием предписания о публикации информации о торгах и порядке допуска подрядчиков. Также в данном Регламенте вводится норма об обязанности участников закупки предоставлять справку из Коммерц-коллегии об отсутствии долгов перед государством и, соответственно, начинает вестись реестр государственных должников для целей исключения их участия в закупках.
Особо следует отметить «Учреждение о губерниях» 1775 года, в котором вводятся нормы об обязанности губернаторов осуществлять закупки преимущественно у местных производителей, что, по сути, означает проявление в закупочной политике государства политической воли не только на непосредственное удовлетворение государственных нужд, но и на использование закупочной политики в качестве инструмента для поддержки местного производства.
Судебная реформа 1864 года привела к появлению отдельных процессуальных норм, связанных с обжалованием результатов торгов. Так в ст. 1180 Устава гражданского судопроизводства указывалось, что жалобы на неправильное производство торга должны были подаваться в семидневный срок и принесение жалобы приостанавливало до ее разрешения исполнение определения об укреплении имения за покупателем
Актуальность темы исследования. Важным рычагом влияния государства на социально-экономическое развитие и экономику страны в целом является система государственного заказа через организацию и проведение закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Система закупок является действенным инструментом управления экономикой страны, так как закупки составляют значимую часть бюджета.
В статье 3 Закона о контрактной системе под контрактной системой по-нимается – совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими действий, в том числе с использованием единой инфор-мационной системы в сфере закупок, направленных на обеспечение государ-ственных и муниципальных нужд (статья 2 Закона о контрактной системе). Из данного определения следует что фундаментальными факторами законодательство выделяет:
1. Участников контрактной системы в сфере закупок
2. Осуществляемые в рамках законодательства РФ и иными нормативно-правовыми актами касающимися контрактной системы в сфере закупок действия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // СЗ РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
2. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: фед. закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ // [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2005/07/28/goszakaz.html
3. См. Письмо ФНС РФ от 26.10.2005 № ВЕ-6-17/906@ «О вступлении в силу Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. О поставках продукции для федеральных государственных нужд : Федер. закон от 13 дек. 1994 г. № 60-ФЗ // СЗ РФ. – 1994. – № 34. – Ст. 3540.
5. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : Федер. закон от 5 апр. 2013 г. № 44-ФЗ (в ред. ФЗ от 31 дек. 2017 г. № 497-ФЗ) // СЗ РФ. – 2014. – № 14. – Ст. 1536.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!