Специфика арабской Интернет-речи: анализ публикаций и комментариев в социальных сетях

Гамзаева Ума Магомеднабиевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Распространение Интернета и его интеграция в повседневную жизнь спровоцировало изменения в арабском языке на различных уровнях: семантическом, фонологическом, синтаксическом, графическом и др. Данная работа посвящена изучению особенностей реализации арабского языка и речи в социальных сетях в том виде, в котором они предстают в комментариях и публикациях пользователей Facebook. В ходе исследования предпринимается попытка составления комплексной характеристики общения в социальных сетях на арабском языке: выявляется его прагматическая предназначенность, рассматривается специфика осуществления в рамках данного вида общения коммуникативных стратегий и тактик, проводится анализ языковых особенностей и стиля пользователей социальных сетей.

На сегодняшний день Интернет стал такой же неотъемлемой частью жизни и функционирования современного общества, как некогда печатная пресса, радио и телевидение. Интернет пронизывает все сферы деятельности человека, среди них делопроизводство, образование, обустройство досуга и многие другие. Благодаря развитию сетевого охвата, чуть более 51 % мирового населения имеет доступ к выходу в Сеть и эти показатели продолжают стремительно расти. Появление Интернета позволило упростить большинство повседневных задач, например, получать мгновенный доступ к информации, совершать банковские операции, не выходя из дома, послужило толчком для расширения межличностной и социально значимой коммуникации и т.п. Таким образом, в ходе своего развития Интернет стал помимо информативной выполнять и коммуникативную функцию. Такой особый тип виртуальной коммуникации выходит за временные и пространственные рамки.
Социальные сети представляют собой один из основных и наиболее популярных способов сетевой коммуникации и служат как для неформального, так и для делового общения. Экономное расходование мобильного Интернет-трафика и удобный интерфейс приложений, разработанных для доступа к социальным сетям, позволяет владельцам смартфонов иметь постоянный доступ к платформам социальных сетей, что только способствует росту числа их пользователей.
Для начала, стоит обозначить, что понимается под термином «социальные сети». В данном исследовании мы рассматриваем социальные сети как один из жанров Интернет-коммуникации, который, в свою очередь, делится на поджанры. Платформы социальных сетей обладают широким разнообразием функций, разнящихся от сайта к сайту, однако основными являются предоставление данных о себе, создание и просмотр списков друзей или подписчиков и обмен информацией.
Принимая в расчет современные темпы роста использования сети Интернет, ожидается, что к 2021 году, около 80% жителей арабских стран будут иметь аккаунты в социальных сетях. Цифровая эпоха обуславливает глобальные изменения в жизни общества: повсеместная компьютеризация, создание «умных городов», кажущаяся все более близкой четвертая промышленная революция и др. Одним из ключевых следствий этой революции является слияние воедино физической и виртуальной личности человека. Для нового поколения миллениалов следы онлайн-присутствия, поведения, практик, предпочтений, настроений и образа жизни в сети являются не только отражением «виртуальных» тенденций общественного развития порой оказываются важнее подобных аспектов в реальной жизни. В связи с этим, бизнес, предприниматели, политические, общественные и культурные деятели вынуждены принимать во внимание онлайн-тренды, нужды и беспокойства общественности, высказываемые в Сети, чтобы не допустить появления политических, этнических и экономических проблем. В современной истории уже имеется не один прецедент, когда отсутствие качественного мониторинга социальных сетей и блог сферы приводило к дестабилизации политической ситуации в стране. Наиболее ярким таким примером является Арабская весна.
Предметом настоящего исследования являются речевые и лингвистические особенности публикаций и комментариев в социальной сети Facebook, позволяющие получить сведения о целях и мотивах общения, его коммуникативных стратегиях и тактиках пользователей, а также об особенностях функционирования языковых единиц в условиях онлайн-общения.
Необходимо пояснить, что в данной работе не будут рассматриваться примеры личной переписки в социальных сетях, а также материалы из различных мессенджеровых сервисов. Подобное решение главным образом обуславливается тем, что респондеты, как правило, неохотно предоставляют данные личных переписок или, намеренно упускают часть диалога, что не позволяет в полной мере проанализировать текст.
Актуальность исследования объясняется потребностью в изучении новой формы коммуникации с точки зрения арабского языка. Кроме того, изучение Интернет-коммуникация проводится в рамках междисциплинарных исследований, которым в современной научной традиции отводится наиболее пристальное внимание.
Большой число пользователей социальной сети Facebook, открытость, доступность и разнообразие представленной в ней информации, позволяет собрать материал, который обеспечивает возможность проведение обширного и исчерпывающего исследования. Также Facebook является крупнейшей платформой для межкультурной коммуникации, в том числе и среди арабских стран, что оказывает непосредственное влияние на речь, употребляемую в ходе общения в этой социальной сети.
Цель исследования – представление комплексной характеристики общения в социальных сетях на арабском языке: выявление его прагматической предназначенности, рассмотреть специфики осуществления в рамках данного вида общения коммуникативных стратегий и тактик, анализ языковых особенностей и стиля пользователей социальных сетей.
В связи с этим в исследовании возникает следующие задачи:
изучить основные положения Интернет-лингвистики, как науки характеризующей коммуникацию в Сети;
описать общие характеристики функционирования языка в рамках Интернет-коммуникации;
рассмотреть языковые средства, через которые в социальных сетях реализуется потребность в общении;
обозначить особенности Интернет-речи;
представить классификацию жанров Интернет-коммуникации;
описать общение в социальной сети с точки зрения лексики, морфологии, синтаксиса, особенностей графической организации и пр.;
Новизна исследования заключается в том, что в отличие от Интернет-коммуникации в целом, коммуникация в социальных сетях еще относительно мало изучена. Стоит также отметить, что стремительное развитие коммуникационных технологий, что вызывает необходимость постоянного обновления и дополнения уже существующих на эту тему научных работ.
Материалом исследования послужили тексты комментариев и публикаций, взятых из социальной сети Facebook. Поиск публикаций осуществлялся по тегам различной тематики, а также с помощью сайта socialbakers.com. В работе представлены текстовые материалы на литературном арабском языке (АЛЯ), а также на некоторых диалектах (напр., левантийский, египетский и др.). При подборе материалов во внимание принималось возраст, пол и, в отдельных случаях, социальное положение авторов публикаций. Также были использованы примеры арабских публикаций и комментариев из материалов научных исследований по данной теме, иллюстрирующие наиболее релевантные для исследования примеры речеупотребления.
Теоретическая значимость исследования заключается во вкладе в решение актуальных проблем языкознания, связанных с изучением семантических, функциональных, коммуникативных, прагматических, когнитивных, стилистических, а также социальных аспектов современной речи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано в исследовании социальных сетей в смежных научных областях. Например, осведомленность о специфике функционировании речи в социальных сетях поможет упростить процесс сентимент анализа, составления словарей частотности и т.д.
Теоретической базой для представленной диссертации послужили работы таких отечественных и зарубежных специалистов, как Д. Кристалл, Э. Аль-Абдулкадер, Горошко Е.И., Усачева О.Ю., Компанцева Л. Ф., Лутовинова О.В., Херринг С. и др.
При выполнении данной квалификационной использовались общенаучные методы обобщения, сопоставления и описания.
Структура работы. Представленное исследование состоит из Введения, двух Глав, Заключения, Списка литературы и трех Приложений.
В первой главе рассматриваются: основные положения Интернет-лингвистики (поскольку данная дисциплина является основным инструментом для изучения языковых особенностей Интернет-коммуникации), вопрос об отличии Интернет-речи от устной и письменной. Рассматриваются жанровая составляющая Интернет-коммуникации.
Во второй главе рассматривается функциональная составляющая ресурса Facebook; приводится анализ аудитории этой социальной сети в арабских странах. Проводится непосредственно анализ комментариев и публикаций пользователей Facebook в арабском регионе.
Работа была апробирована на научно-практическом семинаре в Московском институте электроники и математики “Новые информационные технологии в автоматизированных систем». По итогам семинара был опубликован сборник, в который вошла статья на тему «Арабский язык в рамках социальных сетей (на примере ресурса «Фейсбук»)».

Список использованной литературы
• Асмус Н. Г Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: дис. канд. филол. наук. – Челябинск, 2005. – 266 с.
• Ахренова Н. А. Теоретические основы интернет-лингвистики// Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов, 2013. – №10(28). – С. 22-26
• Базарова А. А. Гипертекстуальность как базовая характеристика интернет-СМИ // Актуальные вопросы филологических наук: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, ноябрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 151-152. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/phil/archive/25/1247/ – Загл. с экрана (02.05.2018).
• Бахтин, М. М. Проблема речевых жанров // М. М. Бахтин. Литературно-критические статьи. М. : Худ. лит., 1986. С. 428-472.
• Бирюкова Е.А. Интернет-коммуникация как средство межкультурного общения: жанровые и языковые особенности // Язык. Словесность. Культура, №6. – 2014. – С. 75-98.
• Гамзаева У.М. Арабский язык в рамках социальных сетей (на примере ресурса «Фейсбук»)/ Гамзаева У.М.// Новые информационные технологии в автоматизированных системах: материалы двадцать первого научно-практического семинара. – МИПМ им. М.В. Келдыша. – 2018. – С. 176–180.
• Горошко Е. И. Интернет-жанр и функционирование языка в Интернете: попытка рефлексии // Жарны речи. – Вып. 6 «Жанр и язык». -Саратов: Наука, 2009. – С. 11-127.
• Горошко Е. И. Теоретический анализ интернет-жанров // Жанры речи. – Вып. 5 «Жанр и культура». – Саратов : Наука, 2007. – С. 370-389.
• Горошко Е.И., Полякова Т.Л. К построению типологии жанров социальных медий. – Жанры речи 2 (12). – Харьков, Украина. – 2015. – С. 119-127
• Звегинцев В. А. Язык и лингвистическая теория – М.: Эдиториал УРСС. – 2001. – 248 с.
• Компанцева Л. Ф. Интернет-комммуникация: когнитивно-прагматический и лингвокультурологичкий аспекты. – Луганск : Знание, 2007. – 444 с.
• Компанцева Л. Ф. От классического языкознания – к интернет-лингвистике// Studia Linguistica. – 2010. – №4. – С.24-30.
• Литневская Е.И., Бакланова А.Л. Психолингвистические особенности Интернета и некоторые языковые особенности чата как исконно сетевого жанра // Вестник МГУ, Серия «Лингвистика». – 2005. – №6. – С.46 – 61.
• Лутовинова О.В. Интернет как новая «устно-письменная» система коммуникации [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-kak-novaya-ustno-pismennaya-sistema-kommunikatsii – Загл. с экрана (15.03.2018)
• Макарова П.М. Интернет-коммуникация в лингвистических описаниях// Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2009. – №557. – С. 219-230.
• Матусевич П.П. Общение в социальных сетях: прагматический, коммуникативный, лингвостилистический аспекты характеристики: дис. на соиск. учен. степ. д-ра. филолог. Наук (10. 02. 01)/ Матусевич Александра Александровна; ВГУ – Киров, 2016. – 190 с.
• Морозова О.Н. Особенности Интернет-коммуникации: определение и свойства. – СПб.: Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2010. – С. 150-157.
• Самойленко Л. В. Электронный разговоры пользователей компьютерной сетью как новояз русской речи (на примере чата). – Архангельск: Вестник АГТУ. – 2014. – №1 (57) – С. 66-70.
• Северина Е. А. Жанры коммуникации в Интернет-среде / Е.А. Северина // Вестник МГЛУ. – 2015. – № 15 (675). – С. 206–215
• Сидорова М.Ю. Интернет-лингвистика: русский язык. Межличностное общение. – М. «1989.ру». – 2006. – 193 с.
• Соболева О. В. К проблеме определения понятия «гипертекстуальность» // Вестник Челябинского гос. ун-та. – 2014. – № 7(336). – С. 72 – 75.
• Трач А.С. Особенности использования письменной речи в сети Интернет// Известия ЮФУ. Технические науки. – Ростов-на-Дону.: ЮФУ. – 2010. – С. 34-39.
• Ульянова М.А. Классификация жанров Интернет-дискурса. – Челябинск: Lingua mobilis. – № 3 (49). – 2014. – С. 102-110.
• Усачева О. Ю. К вопросу о жанрах в Интернет-коммуникации// Вестник московского государственного областного университета. Серия «Русская филология. – 2009. – №3. – С 55-56.
• Штукарева Е.Б. Языковая специфика интернет-коммуникации// Интернет-коммуникация как новая речевая формация: колл. монография/ науч. ред. Т.Н. Колокольцева, О.В. Лутовинова. – М.: ФЛИНТА: Наука, – 2012. – С 291-302.
• Щипицина Л.Ю. Социальная сеть как жанр Интернет-коммуникации/ Щипицина Л.Ю.// Медиалингвистика. – СПб. – №3 – 2014 – С 220-224.
• Abandah G. A. The Arabic Language Status in the Jordanian Social Networking and Mobile Phone Communications/ Abandah, Gheith A.; Khedher, Mohammed Zeki; Anati, Waleed A.// 7th Int’l Conference on Information Technology in Amman. – 2015. – P. 449-456.
• Abdulkafi Albirini Modern Arabic Sociolinguistics: Diglossia, Variation, Codeswitching – NY, 2016. – 438 p.
• Alabdulqader E. Computer Mediated Communication: Patterns & Language Transformations of Youth in Arabic-Speaking Populations/ Ebtisam Alabdulqader, Majdah Alshehri, Rana Almurshad & others// International Journal of Information Technology & Computer Science (IJITCS ). – 2014. – Vol. 17, Issue №1. – P. 52-66.
• Arab social media report 2017 [Electronic resource] // Сайт Mohanned Bin Rashid Al Maktoum Global Initiatives [2018]. – Режим доступа: http://www.mbrsg.ae/getattachment/1383b88a-6eb9-476a-bae4-61903688099b/Arab-Social-Media-Report-2017 (14.01.2018)
• Barnes, S. B. Computer-Mediated Communication. – Boston: Pearson Education, Inc., – 2003. – 347 p.
• Boyd D. M., Social network sites: Definition, history, and scholarship [Electronic resource] / Boyd D.M., Ellison N. B. // Journal of Computer-Mediated Communication, – 2007. – №13. – Режим доступа: [http://www.english.illinois.edu/-people-/faculty/debaron/582/582%20readings/boyd%20sns.pdf] – Загл. с экрана (13.04.2018)
• Chomsky N.Barriers: Lingvistic Inquiry Monograph Thriteen / N. Chomsky. – Cambridge; London: The MIT Press. – 1986. – 256 p.
• Crystal D. Language and the Internet. – Cambridge University Press: Cambridge, UK, – 2004. – 272 p.
• Daoudi Anissa Globalization, Computer-mediated communications and the rise of e-Arabic// Middle East Journal of Culture and Communication. – 2011. – Vol. 4, Issue №2. – P. 146-163.
• Diouri Mourad Internet Arabic. – Edinburgh University Press, – 2013. – 128 p.
• Ellison N., Boyd D. Sociality through Social Network Sites// In Dutton, W. H. (Ed.), The Oxford Handbook of Internet Studies. Oxford: Oxford University Press, 2013. – P. 151-172.
• Facebook Performance Quadrant report [Electronic resource]// Сайт socialbakers [2018]. – Режим доступа: https://www.socialbakers.com/free-social-tools/facebook-performance-report . – Загл. с экрана (8.05.2018).
• Ferguson C.A. Diglossia // Word 15 (1959), pp. 325-340
• Haggan M. Text massaging in Kuwait. Is the medium the language?// Multilingua – 2007. – 26 (4). – P. 427-449.
• Herring S.C. Computer-Mediated Conversation: Introduction and Overview [Electronic resource]// Language@Internet. – 2011. – N. 8. – Режим доступа: http://www.languageatinternet.org/articles/2011/Herring/introduction.pdf – загл. с экрана (10.04.2018).
• Internet world stats 2017 [Electronic resourse]// Сайт Internet World Stats [2018]. – Режим доступа: https://www.internetworldstats.com/stats.htm – Загл. с экрана (28.11.2017).
• Jarbou S. The Effect of Dialect and Gender on the Representation of Consonants in Jordanian Chat [Electronic resourse]// Language@Internet. – 2012. – Vol. 9, №1. – Режим доступа: http://www.languageatinternet.org/articles/2012/Jarbou
• Jordan Facebook page statistics [Electronic resourse]// Сайт Socialbakers – socialbakers [2016]. – Режим доступа : http://www.socialbakers.com/statistics/facebook/pages/total/jordan/ (Дата обращения 19.01.2016)
• Levine, P Discourse and Technology / P. Levine, R. Scollon. – Washington DC.: Georgetown University Press, 2004 // Bassey, Edem Antia (ed) Indeterminacy in Terminology and LSP. – Amsterdam : John Benjamins, 2007. – P. 119-134.
• Nazaryan A. The influence of internet on language and “Email stress”/ Nazaryan A., Gridchin A.// FACTA UNIVERSITATIS, Series: Law and Politics. – 2006. – Vol. 4, N.1. – P. 23–27.
• Peel R. The internet and language use: A case study in the United Arab Emirates// International Journal on Multicultural Societies. – 2004. – Vol. 6, №1. – P 146-158.
• Sadat F. Automatic identification of Arabic dialects in social media/ Sadat F., Kazemi F., Farzindar A.// Proceedings of International Workshop on social Media Retrieval and Analysis Conference. – 2014. – 6 p.
• The Arab World Online 2017: Digital transformations and Social Trands in the Age of the 4th Industrial Revolution [Electronic resourse]// Сайт Mohanned Bin Rashid Al Maktoum Global Initiatives [2018]. – Режим доступа: http://www.mbrsg.ae/HOME/PUBLICATIONS/Research-Report-Research-Paper-White-Paper/The-Arab-World-Online-2017.aspx загл. с экрана (03.03.2018)
• Zheltukhina, M. R. Dialogue as a Constıtuent Resource for Dramatıc Dıscourse: Language, Person and Culture / M. R. Zheltukhina, A. V. Zinkovskaya, V. V. Katermina, N. B. Shershneva // International Journal of Environmental and Science Education. – 2016. – 11 (15). – P. 7408–7420.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Специфика развития цифровой экономики в КНР
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Анализ эмотивных концептов в тексте Корана
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет