Сравнительный анализ экспозиционной деятельности научно-технических музеев в России и за рубежом

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Грохотова Татьяна Игоревна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Настоящее исследование посвящено сравнительному анализу экспозиционной деятельности отечественных и зарубежных научно-технических музеев. Актуальность темы обусловлена необходимостью повышения социокультурного статуса отечественных научно-технических музеев.Улучшение качества экспозиционной работы позволит решить данную проблему. Для этого был изучен опыт экспозиционной деятельности зарубежных музеев и произведен сравнительный анализ экспозиционной деятельности отечественных и зарубежных музеев данного профиля. В качестве основных трудов, посвященных тематике становления и развития научно-технических музеев, следует отметить работы проф. Г. Г. Григоряна, положившие начало изучению истории и специфики деятельности научно-технических музеев. Л. М. Кожина в своих трудах изучала значимость музеев науки и техники с исторической культурологической точки зрения.Большое внимание вопросам научно-технических музеев уделили Л. Н. Бакаютова в своей диссертации “Модернизация деятельности технических музеев: отечественный и зарубежный опыт: на примере музеев связи” и А. К. Филякова в своей диссертации “Технический музей в формировании научного мировоззрения”. В результате сделаны следующие выводы: экспозиция научно-технического музея показывает отношение человека к науке и технике, которое влияет на принцип показа предметов техники. Отечественные научно-технические музеи воспринимаются, как собрание малопонятных приборов и аппаратов. Когда зарубежные музеи науки и техники с момента их создания были больше ориентированы на широкие слои посетителей, детей и молодежь. Основной проблемой отечественных и зарубежных научно-технических музеев является то, что их экспозиции очень редко раскрывают проблему взаимодействия человека и техники, ее влияние, как положительное, так и негативное, на жизнь людей. На экспозиции научно-технического музея необходимо соединять историческую экспозицию и интерактивные объекты, так как внедрение интерактивных технологий позволит нарушить монотонность поступления информации. Однако необходимо соблюдать баланс между подлинными предметами и интерактивными объектами, поскольку цель научно-технической экспозиции показать историю техники во всей широте. Значимость исследования состоит в том, что были изучены современные методы экспозиционной деятельности музеев науки и техники, а также осуществлен сравнительный анализ экспозиционной деятельности отечественных и зарубежных музеев, что помогло при создании методических рекомендаций по модернизации экспозиции Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Актуальность темы исследования:
Исторически музеефикация предметов техники пришлась на вторую половину XIX в. – период возникновения крупной промышленности. Необходимость развивать торговлю привели к проведению во второй половине XIX в. международных и национальных индустриальных выставок, в которых нашли отражение национальная гордость индустриально развитых стран. Под воздействием первых промышленных выставок возникли идеи создания национальных технических музеев, которые должны были воспринять «духовность» этих выставок и сохранить ее во времени для укрепления, как национального, так и социального статуса инженеров и инженерной деятельности.
В основе концепции научно-технических музеев лежит принцип широкой популяризации, прежде всего среди детей и молодежи, научных знаний с помощью специальных экспонатов – демонстрационных устройств, обеспечивающих игровой, активный контакт посетителей с экспозицией. Уже на начальном этапе развития музеев технического профиля обнаруживается их особенность, которая связана с предметом техники, а именно с ее функциональностью. Экспонирование техники связано с необходимостью демонстрации действия, показа и разъяснения устройства, принципов работы.
К научно-техническим музеям относятся те музеи, которые:
-документируют исторический процесс развития науки и техники;
-имеют в своей коллекции памятники науки и техники;
-пропагандируют историю развития техники и научного знания;
-ведут работу по популяризации основ научно – технических знаний.
Актуальность диссертационного исследования определяется потребностью повышения социокультурного статуса отечественных научно-технических музеев. Улучшение качества экспозиционной работы позволит решить данную проблему. Для этого необходимо изучить опыт экспозиционной деятельности зарубежных музеев, поскольку за рубежом технические музеи – одни из самых популярных и востребованных, тогда как отечественные музеи данного профиля – наоборот, малопосещаемые и произвести сравнительный анализ экспозиционной деятельности отечественных и зарубежных музеев данного профиля. Однако не стоит забывать, что не все приемы, которые используются в экспозициях зарубежных музеев мы можем применить в отечественных. Это связано с национальной самобытностью в техническом прогрессе, которую необходимо отражать при экспонировании предметов техники. Важно, чтобы научно-технический музей выработал индивидуальные принципы и методы интерпретации своего собрания.
Кроме того, актуальность исследования определяется недостатком отечественных и зарубежных научных работ, которые были бы посвящены изучению истории технических музеев, их экспозиционной деятельности.
Научная новизна исследования состоит в сравнительном анализе экспозиционной деятельности отечественных и зарубежных научно-технических музеев, на основании которого были сформулированы методические рекомендации по модернизации экспозиции Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Степень научной разработки проблемы:
В процессе написания данного диссертационного исследования были использованы источники, относящиеся к нескольким тематическим группам. Теоретические основы изучения процесса формирования музейной экспозиции, а также экспозиции музеев науки и техники составляют работы, посвященные теории музейной коммуникации: Я. Долака, П. Менша, А. Е. Закса, П. В. Аксенова, Л.Л. Винокуровой, М.Т. Майстровской.
Следующую группу анализируемых исследований составляют работы, посвященные вопросу изучения истории и становления научно – технических музеев в России и за рубежом. Данная группа представлена работами: Г. Г. Григоряна, К. Хадсона, В. П. Грицкевича, В. П. Зайцева.
Для описания и анализа современных методов экспозиционной деятельности научно-технических музеев большое значение имели работы: Д. А. Агаповой, А.П.Буслакова, О.В. Ванеевой, П.В. Аксенова, Н.Никишина, Д.Е.Озеровой, Н.А.Личак, А.Земко, Ж-П.Натали, Ж.Ландри, Г. Кнерр.
В качестве основных трудов, посвященных теме становления и развития научно-технических музеев, следует отметить работы проф. Г. Г. Григоряна, положившие начало изучению истории и специфики деятельности научно – технических музеев. Л.М.Кожина изучала значимость музеев науки и техники с исторической и культурологической точки зрения. Большое внимание вопросам научно-технических музеев уделила Л.Н. Бакаютова в диссертации «Модернизация деятельности технических музеев: отечественный и зарубежный опыт: на примере музеев связи» и А.К.Филякова в диссертации «Технический музей в формировании научного мировоззрения».
Объект исследования: музейная экспозиция как пространственно – временная форма представления историко-культурного наследия.
Предмет исследования: экспозиционная деятельность научно – технических музеев.
Целью диссертационной работы является сравнение экспозиционной деятельности научно – технических музеев в России и за рубежом.
Решение следующих задач позволяет достигнуть поставленной цели:

Принципы экспонирования техники в отечественных научно-технических музеях и зарубежных отличаются друг от друга. Отечественные музеи науки и техники, в большинстве своем, представляют собой хранилище технических предметов, понятных и интересных для специалистов в данной области. Зарубежные научно-технические музеи с самого начала своего возникновения ориентировались не только на специалистов в области техники, но и на широкие круги населения. В них экспонаты демонстрировали действия научных законов в доступной для посетителей форме.
Традиционное построение экспозиций, которое характерно для отечественных научно-технических музеев, базируется на принципах оптимальной демонстрации коллекций. Однако сегодня построение экспозиции переосмысливается. Этому способствуют изменения социокультурного заказа общества. Сегодня в экспозицию стали привносить динамику, которую можно получить с помощью интерактивных предметов.
В соответствии с задачами, поставленными в диссертационном исследовании, были сделаны следующие выводы:
В ходе изучения экспозиционной деятельности научно-технических музеев в России и за рубежом было выявлено, что отношение человека к технике влияло на принципы ее экспонирования. Так в XVIII веке предмет техники воспринимался как творение искусства, поэтому он демонстрировался как законченное произведение без трактовки его социальной роли. В XIX веке отношение к технике меняется, теперь предмет техники является отражением индустриальной мощи государства. Именно поэтому в это время возникают всемирные промышленные выставки, на которых демонстрировались передовые разработки индустриальных стран. Результатами выставок стали организация музеев науки и техники, в которых создавались экспозиции, демонстрирующие технику в действии. В XX веке формируется научно-технический музей, который отражает историю и социальную роль техники.
Музеи науки и техники призваны, с помощью экспозиций, показывать эволюционные периоды и скачкообразные изменения в развитии технических средств. Однако возникает проблема выборки предметов науки и техники, которые могли бы наглядно продемонстрировать этот процесс. Сложность заключается в том, что начиная с конца XIX века, научно-технические средства стали частью повседневной жизни, увеличилось их количество и разнообразие. Из этого следует, что перед музеями встает проблема, связанная с необходимостью постоянного введения на экспозицию дополнительных экспозиционных комплексов, новых объектов, которые способны продемонстрировать современные разработки в области техники. Только в таком случае экспозиция музея будет отражать все этапы развития научно-технического знания.
Особенность демонстрации предметов техники связана с их функциональностью. Экспонирование техники сопряжено с необходимостью демонстрации действия, показа и разъяснения устройства, принципов работы. Предметы техники так же отображают историю познания человеком окружающего мира, природных явлений и открытия научных законов.
Рассмотрев интерактивные технологии в научно-технических музеях, можно сделать выводы, что подобные технологии позволяют нарушить монотонность поступления информации, поскольку задействуют не только визуальный канал восприятия предмета, но и другие (тактильный, вербальный). Интерактивные предметы дают возможность самостоятельно приводить в действие установки, экспериментировать и как бы участвовать в процессе открытия природных законов. Благодаря этому у посетителей формируются ощущения, впечатления и переживания, лично выработанные результатами проведения собственного опыта. Интерактивность способствует лучшему пониманию и запоминанию информации, полученной посетителями музея. В качестве интерактивных предметов могут выступать специальные установки (сенсорные киоски, интерактивный стол), демонстрационные макеты и подлинные музейные предметы.
Так как особенностью научно-технических музеев является необходимость демонстрации предмета техники, принципа ее работы и строения, то нагляднее и понятнее это будет продемонстрировать с помощью интерактивных объектов.
Изучение специфики сайнс-центров показало: в отличие от традиционных технических музеев, сосредоточенных на истории развития техники, сайнс-центры с помощью интерактивных предметов демонстрируют физические законы или принципы функционирования различных технических объектов. На сегодняшний день нет единого определения того, чем в действительности являются научные центры, так как существует два противоположных определения: сайнс-центры как новый тип научно – технических музеев; сайнс – центры как объекты, не являющиеся в полной мере музеями. Также существует угроза трансформации научно-технических музеев из учреждения культуры в объекты индустрии развлечений.
По результатам исследования был предложен комплекс методических рекомендаций по модернизации экспозиции Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации:
– Создание специального демонстрационного оборудования позволит наглядно иллюстрировать посетителям принципы работы экспонатов;
-Многие залы перегружены большим количеством представленных экспонатов, поэтому следует убрать из экспозиции часть предметов;
-Необходимо внедрение в экспозицию интерактивных киосков, содержащих поясняющую информацию, информацию о размещении экспонатов и об инженерах, внесших вклад в развитие железной сети дорог России;
– Изменение аннотаций к экспонатам сделает информацию о предметах понятнее и познавательнее для простых посетителей;
Научно-технические музеи в современном обществе должны показывать в своей экспозиции прошлое и настоящее. Расположение предметов техники в хронологическом порядке является устаревшей формой экспозиционной деятельности для научно-технических музеев, которая не позволяет посетителю музея познакомиться с разными сторонами предметов. Экспозиции научно-технических музеев необходимо соединить в себе традиционный принцип показа экспонатов с включением интерактивных предметов.

Агапова Д. А. Культура участия: миллионы диалогов // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. М., 2012. С. 8 – 21.
Адамс М. Д. Роль музея в распространении знаний / М.Д. Адамс // Museum. 1984. № 141. С. 14 — 18.
Баданина М. С. Музейный текст и проблема его интерпретации посетителями музея // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №70. С. 50 – 54.
Батурин Ю.М. О возможной концепции музея истории науки и техники // Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. Годичная научная конференция. Т.1. Общие проблемы развития науки и техники. История физико-математических наук. М., 2013. С. 16 – 23.
Бланш Б. Дворец, объединяющий человека и науку // Museum. 2001. № 208. С. 43 – 47.
Борисова Н. А. Инновационные подходы к освоению экспозиционного пространства в Центральном музее связи имени А.С. Попова//X научно – практическая конференция. Российский научно – технический музей: проблемы и перспективы. М., 2012. С.31 – 33.
Борисова Н.А., Васильева Т.С., Фролова О.В. Экспозиция «Радиовещание» в Центральном музее связи имени А.С.Попова // Материалы IV всероссийской конференции музеев связи. Музеи связи: популяризация науки и техники. СПб., 2013. С. 52 – 56.
Брусникин В.В. Концепция интерактивной экспозиции вещательных радиоприемников // Материалы IV всероссийской конференции музеев связи. Музеи связи: популяризация науки и техники. СПб., 2013. С. 71 – 76.
Буслаков А. П. Интерактивные экспозиции // Особенности и специфика экспозиционной деятельности в научно-техническом музее. М., 2000. С. 69 – 72.
Винокурова Л. Л. Виды экспозиции. Учебные зоны в экспозиционном пространстве // Особенности и специфика экспозиционной деятельности в научно-техническом музее. М., 2000. С. 66– 68.
Водорез Е. Л. Музей техники в концептуальном аспекте на примере музеев железнодорожного профиля // Studia Culturae. 2006. №. 9. С. 199-210.
Выявление и ранжирование памятников науки и техники: Вещевые источники: копии, модели, макеты: Метод. рекомендации / Политехнический музей // Сост. Г.Г. Мерцалова. М., 2001.
Галкина Т.В. О выявлении эффективных форм в музейно-педагогической деятельности в российских и зарубежных музеях науки и техники // Вестник ТГПУ. 2014. №3. С. 145 – 152.
Горбунов И.В. Архитектоника музейной экспозиции: Предметно-пространственная среда и основы функционального и художественного проектирования музеев // Витебск: ВГУ им. П.М. Машаерова., 2015.
Григорян Г.Г. Научно-технические музеи и принципы идентификации памятников науки и техники // Советский научно-технический музей: Проблемы и перспективы. Киев., 1990. С. 6 – 13.
Григорян Г.Г. Проблема идентификации памятников науки и техники // Особенности и специфика экспозиционной деятельности в научно-техническом музее. М., 2000. С. 16 – 22.
Григорян Г. Г., Кожина Л. М. История и закономерности формирования музейных фондов технических музеев // Музейные собрания научно-технических музеев: история, проблемы, перспективы. М., 1996. С. 11 – 67.
Григорян Г.Г., Кожина Л.М. История техники и музейное дело // История техники и музейное дело. 2002. №2. С. 7 – 19.
Григорян Г.Г., Кожина Л.М. Музейные собрания научно-технических музеев:  история, проблемы, перспективы: Материалы по музееведению в области истории науки и техники и научно-технических знаний.   М.: Знание, 1996.
Григорян Г. Г., Кожина Л. М. Научно-технические музеи и культурное наследие в области техники // Вопросы истории естествознания и техники. М., 2003. № 4. C. 75 — 87.
Григорян Г.Г., Кожина Л.М. Техника как объект музейной деятельности// Тезисы научной конференции 1997.
Грин Дж. П. Обновленный Музей науки и промышленности в манчестере // Museum. 2001. № 208. С. 1- 8.
Грицкевич В. П. История музейного дела до конца XVIII века. СПб., 2004.
Данилов В. Неформальные методы популяризации научных знаний в Чикагском музее науки и промышленности // Музеи науки и техники. 1986. № 2. С. 16 – 21.
Данилов В. Техника: случайность или выбор? // Музеи науки и техники. 1986. № 2. С. 22 – 24.
Данчева Г.Г. Взрослый посетитель Политехнического музея // Российский научно-технический музея: проблемы и перспективы: Материалы VIII научно-практической конференции (16 – 18 декабря 2002). – М., 2003. С. 101 – 108.
Долак Ян Музейная экспозиция музейная коммуникация // Вопросы музеологии. 2010. №1. С. 106 – 117.
Жекова Т.Л. Популяризация научных основ и принципов действия объектов техники как одна из особенностей экспозиции в научно – техническом музее // Особенности и специфика экспозиционной деятельности в научно-техническом музее. М., 2000. С. 34– 36.
Закревская Г. П. Центральный музей железнодорожного транспорта России // Страницы истории железнодорожного транспорта России. Сборник трудов. СПб., 2004. С. 3 – 21.
Земко А. Зарубежные музеи науки и научно – познавательные центры // Музей. М., 2007. № 3. С. 64 – 69.
Земко А. Зарубежные музеи науки и научно – познавательные центры // Музей. М., 2007. № 4. С. 63 – 70.
Земко А. Зарубежные музеи науки и научно – познавательные центры // Музей. М., 2007. № 9. С. 62 – 68.
Иванова Т. С. Комплектование фондов в технических музеях // Советский научно-технический музей: Проблемы и перспективы. Киев., 1990. С. 53 – 58.
Клепшова Д. Национальный музей в Праге // Музеи науки и техники. 1986. № 2. С.48 – 54.
Кнерр Г. Музеи техники: новая публика, новые партнеры // Museum. 2001. № 208. С. 8 – 13.
Кожина Л. М. Основы музейного документирования истории техники // Разработка методов и научного аппарата выявления, ранжирования и музеефикации памятников науки и техники. М., 2000. С. 8 – 12.
Кожина Л. М. О формировании музейного собрания Политехнического музея // История техники и музейное дело. М., 2007. вып. 4., Ч. 1. С. 9 – 23.
Кожина Л. М. Проблемы музейного экспонирования техники // Особенности и специфика экспозиционной деятельности в научно-техническом музее. М., 2000. С. 22 – 27.
Комарова Е. М. Научно – познавательная функция научно – технического музея // IX научно – практическая конференция. «Российские научно – технический музей: проблемы и перспективы». СПб., 2008. С.13-14.
Литвинов В. В. Практика современной экспозиции. М., 2006.
Макеева И.А. Использование интерактивных методов музейной деятельности в гражданском воспитании детей – сирот ( из опыта работы ) //Вестник Томского государственного университета. 2013. No 366. С. 121–125
Менш П. Коммуникация: язык экспозиции // Вопросы музеологии. 2014. №1. С. 254 – 272.
Михеев В. P. Подходы к классификации памятников науки и техники // Разработка методов и научного аппарата выявления, ранжирования и музеефикации памятников науки и техники. М., 2000. С. 20 – 31.
Мокина С. Н. организация работы над экспозицией, этапы подготовки музейной экспозиции // Особенности и специфика экспозиционной деятельности в научно – техническом музее. М., 2000. С. 37 – 42.
Музеи связи: историческое и культурное наследие: Материалы 3-й Всероссийской конференции музеев связи (14-16 сентября 2011) / под ред. Н.А. Борисова. СПб.: Центральный музей связи имени А.С. Попова, 2011.
Музеи связи: популяризация науки и техники: Материалы IV Всероссийской конференции музеев связи (10-12 октября 2013 г.) / нач. ред. Н.А. Борисова. СПб.: Центральный музей связи имени А.С. Попова, 2013.
Натали Ж-П., Ландри Ж. Город науки и техники Ла Виллет // Museum. 1986. № 208. С. 64 – 72.
Никишин Н.Об интерактивности // Музей № 9. М. 2016. С. 40-44.
Особенности и специфика экспозиционной деятельности в научно-техническом  музее / под. ред. Г.Г. Григорян. М.: Знание, 2000.
Озерова Д.Е., Личак Н.Е. Музеи науки и техники: от образовательного центра до «научного аттракциона». Ярославль. 2011.
Памятники истории естествознания и техники в собраниях музеев РСФСР: Метод.разраб // Гос. ист. Музей/ Подгот. П.В. Боярский, Л.Е. Майстров, А.М. Разгон. М., 1979.
Покровский Н. Н. Музей техники, как реконструкция научной предметно-пространственной среды // Новые” и “вечные” проблемы философии. 1998. С. 86 – 94.
Покровский Н.Н. Научная концепция Музея науки и техники. / Покровский Н.Н. // Гуманитарный ежегодник. 2001. Вып. 2. С. 80-90.
Покровский Н.Н. Научная и инновационная деятельность СО АН СССР. Музееведческий аспект / Покровский Н.Н. // История науки и техники. 2006. Вып. 2. С. 3-7.
Покровский Н.Н. Научная концепция экспозиции «Вычислительная техника» / Покровский Н.Н. // История науки и техники. 2009. Вып. 3. С. 140-151.
Покровский Н.Н. Научная концепция Сибирского политехнического музея / Н. Н. Покровский // Гуманитарные науки в Сибири. 2012. № 3. С. 57-60.
Покровский Н.Н. Приборы и техника научного эксперимента. Опыт создания экспозиции. / Покровский Н.Н. // Гуманитарные науки в Сибири. 1997. № 2. С. 116 – 124.
Полякова М.А. Изучение и использование памятников науки и техники // Памятниковедение науки и техники: теория, методика, практика. М., 1988. С. 119.
Фернандес. Г., Бенльоч М. Интерактивные экспозиции: ревкция посетителей // Museum. 2001. № 208. С. 53 – 59.
Филякова А.К. Аксиология музейного предмета в техническом музее (на примере музея городского электрического транспорта г. Санкт- Петербурга) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. СПб., 2015. № 3-2. С. 282 – 285
Филякова А. К. Неформальные методы популяризации научного знания в технических музеях. Доступ: http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2015_3-1_47.pdf
Филякова А. К. Технический музей в формировании научного мировоззрения: диссертация… кандидата культурологии: 24. 00. 03. СПб., 2017.
Хадсон К. Влиятельные музеи. Новосибирск, 2001.
Черкашева А.С. Принципы построения выставочного пространства (на примере отдела летательных аппаратов музея Шедевров науки и техники в Мюнхене) // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Сборник научных трудов. СПб., 2011. Часть 3. С. 33 – 38.
Янушек И. “Музей контекста”: соединение науки и культуры // Museum. 2001. № 208. С. 21 – 24.
 Литература на иностранном языке:
Oppenhimer F. The Exploratorium: A Playful Museum Combines Perception and Art in Science Education // Americal journal of physics, № 40/7б, 1972.
Kluger, Reinhard Museen der Technik – Dusseldorf, 1992.
Liam J. Bannon, Luigina Ciolfi Designing Interactive Museum Exhibits: Enhancing visitor curiosity through augmented artefacts // Eleventh European Conference on Cognitive Ergonomics. Catania (Italy), September 2002.
Nazor O. The Young and Revolutionary: technological Museums // Museology and Techniques. 2007. P. 81 – 83.
Peter J.T. Morris Science for the Nation. Perspectives on the History of the Science museum // Peter J.T. Morris. – London, Science museum, 2010.
Friedman A.J. The evolution of the science museum. Режим доступа: http://www.prirodopolis.hr/images/The%20evolution%20of%20the%20science%20museum.pdf
Электронные ресурсы:
Аксенов П.В. Интерактивные методы в научно-техническом музее. Режим доступа: http://www.t-z-n.ru/archives/inter.pdf
Аксенов П. В. Экспозиции технических музеев – от истории создания вещей к истории развития идей, или путь превращения технических музеев в инновационные центры. Режим доступа:
Ванеева О.В. Комплексное использование интерактивных технологий в рамках музейного пространства. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnoe-ispolzovanie-interaktivnyh-tehnologiy-v-ramkah-muzeynogo-prostranstva
Зайцев В. П. Первые всемирные промышленные выставки в Лондоне // Новая и новейшая история. Режим доступа: http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/HISTORY/CRYSTAL.HTM
Крылова И.В. Технические памятники истории: к проблеме интерпретации в информационном пространстве музейной экспозиции. Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=Li554KsqJdhqQi7BhVo4Vei43sp7InVybCI6Imh0dHA6Ly9pY3VsdHVyZS5zcGIucnUvaW5kZXgucGhwL3N0dWN1bHQvYXJ0aWNsZS9kb3dubG9hZC8yNDUvMjQ0IiwidGl0bGUiOiIyNDQiLCJ1aWQiOiIwIiwieXUiOiIzNjA2MDEzOTQxNDY1ODQyNDI0Iiwibm9pZnJhbWUiOnRydWUsInRzIjoxNDk0MDc3MzI0NTI5fQ%3D%3D&lang=ru
Крылова И.В. К вопросу об интерпретации памятников науки и техники в музейной экспозиции. Доступ: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-interpretatsii-pamyatnikov-nauki-i-tehniki-v-muzeynoy-ekspozitsii
Оппенгеймер Ф. Целесообразность научного музея. Режим доступа: http://www.t-z-n.ru/archives/opengeimer.pdf
Филякова А.К. Культурно – образовательный потенциал визуализации природы электричества на базе музея городского электротранспорта в Санкт – Петербурге. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-obrazovatelnyy-potentsial-vizualizatsii-prirody-elektrichestva-na-baze-muzeya-gorodskogo-elektrotransporta-v-sankt
Черненко В.В., Резников В. Ф., Миронов Ю. В. Опыт модернизации музейной экспозиции «Земля и ее геосферы». Режим доступа: ttp://museolog.rsuh.ru/pdf/183_chernenko_rggu_2010_242_249.pdf

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Сравнительный анализ экспозиционной деятельности научно-технических музеев в России и за рубежом»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету