Сведения о музыке классической эпохи в схолиях к Аристофану

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Сычев Дмитрий Олегович
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

«Сведения о музыке классической эпохи в схолиях к Аристофану»

Для исследователей античной музыки свидетельства из комедий Аристофана представляют большую ценность. Для их интерпретации привлекается широкий спектр античных источников, в том числе схолии.
Их понимание и интерпретация определяют многие аспекты современных исследований в самых разных областях науки об античности. Однако древние схолии – не самый связный и логичный комментарий. Их внутренняя противоречивость усугубляется за счет грамматических и риторических примечаний из византийских школ и искажений при переписывании. Объектом исследования являются сведения о музыке в древних схолиях. Выбор темы продиктован ее недостаточной изученностью.
Цель работы состоит в том, чтобы провести критический анализ «музыкальных» схолиев и сделать выводы об их достоверности и значимости; по возможности составить представление о преемственности и изменении музыки.
Работа поделена на три главы, отражающие задачи по достижению цели. В первой главе рассматриваются схолии о музыкантах и их музыке. Во второй главе разбираются сведения о номах. Третья глава предоставляет разбор схолиев о застольных песнях и καμπαί в Новой музыке.
Вывод оказывается неоднозначным. С одной стороны, информация о музыке классической эпохи в схолиях поверхностна, а иногда определенно должна быть признана недостоверной. С другой стороны, в схолиях встречаются ценные детали, указывающие на преемственность сведений о музыке.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. МУЗЫКАНТЫ ……………………………………………………………………….. 7
I. 1. Кратин и Артемон …………………………………………………………………………. 7
I. 2. Мосх и Дексифей …………………………………………………………………………. 15
I. 3. Херид ………………………………………………………………………………………….. 21
I. 4. Фринихи………………………………………………………………………………………. 32
I. 5. Кинесий ………………………………………………………………………………………. 46
ГЛАВА II. НОМЫ …………………………………………………………………………………. 71
II. 1. Ном Олимпа ……………………………………………………………………………….. 71
II. 2. Ортийский ном …………………………………………………………………………… 77
II. 3. Полимнестовы номы …………………………………………………………………… 88
ГЛАВА III. МУЗЫКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ…………………………….. 96
III. 1. «Изгибы» (καμπαί) …………………………………………………………………….. 96
III. 2. Сколии…………………………………………………………………………………….. 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………… 118
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………………. 120
I. Издания античных авторов …………………………………………………………….. 120
II. Словари и справочные издания …………………………………………………….. 123
III. Научная литература …………………………………………………………………….. 123

В комедиях Аристофана музыке, несомненно, отводится важная роль.
Музыкальная проницательность и талант композитора позволяли комедио-
графу сочинять узнаваемые пародии и пастиши, создавать каламбуры со сло-
вами из музыкальной сферы и даже выступать музыкальным критиком 1. Для
исследователей античной музыки эти «музыкальные» пассажи представляют
большую ценность, однако понять их однозначно не всегда удается: ведь они
были рассчитаны на античного зрителя, который имел возможность непо-
средственно слышать музыкальные произведения классической эпохи. Для
интерпретации того или иного места привлекается широкий спектр античных
источников – художественные тексты, научные трактаты, словари и т.п. Не
последнее место среди них занимают схолии – античные комментарии.
Схолии к Аристофану можно поделить на две группы: древние (scholia
vetera) и более поздние (scholia recentiora). Древние схолии связаны с работой
Александрийской школы в первые века ее существовавания (ок. III – I вв. до
н.э.). В III в. до н.э. над Аристофаном в той или иной мере работали Лико-
фрон, Каллимах и Эратосфен 2. Судя по всему, объемные работы о древней
комедии Ликофрона и Эратосфена (Athen. 485d; Phot. ε 2227) послужили для
создания комментариев: ученые неоднократно упоминаются и цитируются в
схолиях.
Первый обширный комментарий был создан Эвфронием 3 . Вероятно,
комментарии писал и его ученик, Аристофан Византийский, который стал
главой Александрийской библиотеки ок. 200 г. до н. э. 4 Его заслугой принято
считать издание комедий и введений к ним (сохранившиеся стихотворные
ὑποθέσεις – вероятно, потомки этих введений) 5.
Pintacuda 1982, 5-6.
2
Dickey 2007, 29.
3
Ibid.
4
Pfeiffer 1968, 172.
5
Dubner 1998, 22.
В младшем поколении пояснения к комедиям, судя по всему, писали
Каллистрат, Аристарх (ученики Аристофана) и Тимахид Родосский 6. Калли-
страт комментировал по меньшей мере шесть комедий Аристофана (Athen.
495a); а Аристарх, занявший в итоге пост главы Александрийской библиоте-
ки, как минимум восемь. Тимахид Родосский известен только как коммента-
тор «Лягушек»7. Также нужно упомянуть ученика Аристарха, Аммония (род.
ок. 170 г. до н. э. 8), и его примечательный труд о людях, которые высмеива-
ются в комедиях – «Κωμῳδούμενοι». Очевидно, что он сыграл значительную
роль в решении проблем просопографии при создании схолиев (см. Σ Vesp.
1238a; Σ Av. 1297).
Работы этих и других ученых были собраны в один комментарий Ди-
димом в конце I в. до н.э. или начале I века н.э. Затем в I или II веке Симмах
составил другой комментарий, используя труд Дидима как главный источник.
Вероятно, он и послужил архетипом сохранившихся до нас схолиев, когда
стал переписываться 9.
Хотя древних схолиастов от классической эпохи отделяло несколько
столетий, их объяснения имеют большое значение, в частности, из-за доступа
к античным текстам, которые позднее были утрачены. Однако древние схо-
лии – не самый связный и логичный комментарий. Часто приводятся несопо-
ставимые точки зрения и используются перефразирования уже упомянутого.
Внутренняя противоречивость схолиев усугубилась за счет грамматических и
риторических примечаний из византийских школ, а также из-за искажений
при переписывании.
Поздние схолии представлены в трудах византийских ученых (ок. XIV
– XV вв. н. э.): Иоанн Цец, Фома Магистр, Деметрий Триклиний. Эти схолии
представляют меньшую ценность, чем древние, поскольку они слишком уда-
лены от эпохи Аристофана по времени, а большая их часть является перепи-
Dickey 2007, 29.
7
Ibid.
8
D’Alessandro 2018, 108.
9
Dickey 2007, 29.
сыванием древних схолиев. В работе будут рассматриваться почти исключи-
тельно древние схолии.
Итак, работа посвящена тем схолиям, которые касаются музыки клас-
сической эпохи. Проблематика исследования лежит в области интерпретации
античных комментариев и соответствующих комедийных пассажей, опреде-
ления степени достоверности сведений схолиастов и их значения для совре-
менных изысканий в сфере античной музыки и наследия Аристофана. Выбор
темы продиктован недостаточной изученностью, отсутствием комплексных
работ по тематике. По этой причине научная литература представлена в ос-
новном современными комментариями к комедиям и статьями, подробно
разбирающими тот или иной частный вопрос интерпретации.
Среди комментариев нужно выделить пояснения к комедиям «Ахар-
няне» в издании Д. Олсона10, к «Птицам» в издании Н. Данбар 11 и к «Осам» в
издании З. Байлса и Д. Олсона12. Они часто затрагивают сведения схолиастов
и дают им критическую оценку. Среди статей стоит выделить многочислен-
ные работы Н. Алмазовой, которые дают всесторонний анализ сведений о
номах, затрагивая схолии к Аристофану; подробную статью о Кинесии Дж.
Франклина 13, а также работу А. Хартвига 14 о Хериде, в которой с опорой на
схолии выстраивается теория о двух разных музыкантах тезках, высмеянных
у Аристофана. Среди общих работ по античной музыке необходимо упомя-
нуть ставшую классической работу М. Веста15 и труд Б. Циммермана16 об ис-
тории дифирамба. В отношении истории науки полезными оказались труд Р.
Пфейффера17, основательно разбирающий сведения об античных ученых; ра-
Olson 2002.
11
Dunbar 1998.
12
Biles, Olson 2015.
13
Franklin 2017.
14
Hartwig 2009.
15
West 1992.
16
Zimmermann 1992.
17
Pfeiffer 1968.
бота Э. Дики18 о традиции античных комментариев и краткий, но содержа-
тельный обзор истории схолиев Н. Данбар 19.
Круг источников в работе представлен изданиями комедий Аристофана
и схолиев к ним; вспомогательными источниками можно назвать издания
других античных авторов. Те издания, по которым приводится текст в работе,
можно увидеть в списке источников. Текст схолиев и детали о рукописной
традиции чаще всего приводится по лучшему на данный момент 20 многотом-
ному изданию, выходившему в разное время под редакцией В. Костера, Д.
Холверды и Н. Вилсона, однако для трех комедий – «Лягушки», «Женщины в
народном собрании» и «Лисистрата» – используется стандартный текст Ф.
Дюбнера ввиду отсутствия в распоряжении прочего. Метод изучения источ-
ников в работе включает в себя филологический анализ, интерпретацию тек-
ста, сравнение и сопоставление с другими источниками.
Наконец, цель работы состоит в том, чтобы предоставить критический
анализ «музыкальных» схолиев и сделать выводы об их достоверности и зна-
чимости; по возможности составить представление о преемственности и из-
менении музыки. Необходимо отметить, что задачи исследования ограничи-
ваются рассмотрением тех схолиев, которые допускают их проблематизацию
(были исключены очевидные и однозначные комментарии). Кроме того, для
целесообразности в работу не вошли схолии, которые хотя и относятся к пе-
сенным пассажам комедий, не затрагивают их музыкальный аспект.
Dickey 2007.
19
Dunbar 1998, 18-29.
20
Dickey 2007, 30.

В данной работе был проведен критический анализ связанных с музы-
кой схолиев и сделаны выводы об их достоверности и значимости с опорой
на античные источники и специальную литературу.
В первой главе схолии рассматривались в связи с музыкантами, упоми-
наемыми в комедиях. Сведения о Кратине, уподобляемом Артемону, – хоро-
ший пример непоследовательных, порой непонятных схолиев. Было показано,
что схолиаст обладал информацией об Артемоне, но не смог найти убеди-
тельного объяснения сравнению; о песенном же творчестве Кратина сообща-
ется совершенно невнятно, судя по всему, не без помощи выведения из кон-
текста.
В комментариях о Мосхе, в отличие от Дексифея, содержатся некото-
рые детали о музыке, которые можно признать достоверными. Они незначи-
тельны, но удостоверяют наличие неизвестных нам биографических источ-
ников.
Схолии о Хериде показали небрежное отношение к музыкальным тер-
минам и злоупотребление выведением из контекста. Попытки найти в схоли-
ях подтверждение существования двух Херидов признаны несостоятельными.
Часть о Фринихах выявила недостаточную осведомленность схолиаста
о биографии Фриниха-трагика, что, судя по всему, привело к выдумыванию
Фриниха-танцора; положительный результат работы схолиаста состоит в том,
что он смог атрибутировать песни из трагедий Фриниха, хоть и называя его
порой мелическим поэтом.
Сведения о Кинесии и его музыке оказались интересными в отношении
предоставляемых версий толкования и атрибуции измененных строк Анакре-
онта, однако, как показал анализ, биография и сочинения Кинесия были из-
вестны схолиастам лишь в общих чертах.
Вторая глава была посвящена сведениям о номах. Было доказано, что у
схолиастов было общее представление о характере номов Олимпа, но о му-
зыкальном термине «синавлия», судя по всему, приходилось строить догадки.
Ортийский ном в схолиях также представлен лишь в общих чертах; мы
показали, что информация о нем выводилась за счет интерпретаций упоми-
наний в литературных источниках и вдобавок значений прилагательного
«ὄρθιος».
О номах Полимнеста, как оказалось, комментатор ничего не знал, од-
нако есть вероятность, что один из их схолиев дает ключевую информацию о
связи Полимнеста и непрристойного поведения. В целом сведения о номах –
слабая сторона схолиев: так, исходя из контекста комедий признаются суще-
ствующими «белый» и «ортрийский» номы.
В третьей главе разбирались застольные песни и загадочные «καμπαί» в
Новой музыке. Толкования в схолиях «καμπαί» интересны и не согласуются с
тем, как их чаще всего понимают современные ученые. Версии о связи со
строфической структурой и пением слабым голосом были отвергнуты в ходе
работы, однако по третьей версии – καμπαί как «периоды» (περίοδοι) – выне-
сти однозначное решение не удалось.
Наконец, схолии о застольных песнях, несмотря на их недостатки,
предоставляют нам много уникальной информации: цитату из Дикеарха, не-
сколько, как принято считать, правильных атрибуций авторства сколиев, тек-
сты застольных песен.
Таким образом, информация о музыке классической эпохи в схолиях не
всегда вызывает доверие, а та, что вызывает, представлена в незначительных
объемах. Судя по всему, со времен Аристофана ко времени написания ком-
ментария музыка сильно изменилась, а упоминаемые в комедиях песни и но-
мы перестали исполняться, так что о них оставалось судить лишь по немно-
гочисленным письменным свидетельствам.

I. Издания античных авторов

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Сведения о музыке классической эпохи в схолиях к Аристофану»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Влияние И.С. Тургенева на раннее творчество А.П. Чехова
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поток сознания как кинематографический прием
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поэтика женских образов в прозе А.П. Чехова
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Каноны Косьмы Маюмского: опыт филологического анализа
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет