Топосы культурной памяти: феномен руин (на примере Калининграда)
В исследовании осуществлен анализ и составлена характеристика руин как посредника процессов сохранения и передачи культурной памяти. В ситуации интенсификации современной жизни и размытия идентичности на индивидуальном и коллективном уровнях, все виды посредников культурной памяти, в том числе и пространственно-материальные, к которым относится руина, находятся в ситуации вызова – их эффективность и роль в изменившихся условиях находятся под вопросом. Фокусируясь прежде всего на проблемах пространственно-материальных посредников, исследование подвергает критике устоявшуюся в исследованиях памяти (memory studies) концепцию «мест памяти» П. Нора, не отвечающее в полной мере запросам обеспечения культурной преемственности и приводящее в конечном итоге не к сохранению и передаче культурных смыслов в межпоколенческом диалоге, а к их «архивированию» и оторванности от настоящего времени. В качестве альтернативы выдвигается понятие «культурного ландшафта», находящегося на стыке гуманитарной географии и феноменологии ландшафта, как более плодотворного для работы с процессами культурной памяти за счёт лежащего в его основе понятия топоса / образа. Далее в работе обосновывается возможность рассмотрения руин как особого типа культурного ландшафта, через постановку проблемы о возможности рассмотрения процесса разрушения как основы возникновения культурного ландшафта. Выявляется и анализируется взаимосвязь между кризисом исторического сознания, как значимой проблемой современности, и возрастающей динамикой взаимодействия с феноменом руин. Особое внимание уделено рассмотрению потенциала руин как фактора формирования личностной и поколенческой идентичности, а также возможностей в рамках процессов сохранения и передачи значений культурной памяти и другими возможностям функционирования руин в городском пространстве. Также работа содержит прикладное исследование, нацеленное на проверку теоретических положений на практике, проведенное на основе культурного ландшафта Калининграда, а именно: анализ формирования городской идентичности в срезе нескольких поколений в ситуации возникновения и развития нового «советского», а затем – российского города Калининграда на фундаменте руин немецкого города Кёнигсберга.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. МЕСТО КАК МЕДИАТОР ПРОЦЕССОВ КУЛЬТУРНОЙ
ПАМЯТИ ……………………………………………………………………………………………….. 12
1.1 КОНЦЕПТ «МЕСТА ПАМЯТИ» В MEMORY STUDIES…………………………………… 12
1.2 КОНЦЕПЦИЯ «КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА» ………………………………………….. 21
1.3 ТОПОС ЛАНДШАФТА …………………………………………………………………………… 30
ГЛАВА II. НЕПРЕРЫВНОСТЬ КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ: ТОПОС
РУИН ……………………………………………………………………………………………………… 40
2.1 РУИНЫ КАК ОСОБЫЙ ТИП КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА ……………………………. 40
2.1 ПОТЕНЦИАЛ РУИН В ПРОЦЕССАХ КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ …………………………. 49
ГЛАВА III. РУИНЫ КЁНИГСБЕРГА КАК МЕДИАТОР КУЛЬТУРНОЙ
ПАМЯТИ В КАЛИНИНГРАДЕ …………………………………………………………….. 65
3.1 ТОПОС РУИН: ИЗОБРЕТЕНИЕ ПРОШЛОГО ……………………………………………….. 65
3.2 МНОГОВАРИАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ ТОПОСА РУИН ………………………………. 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………… 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………… 94
Актуальность исследования обусловлена современной ситуацией
кризиса исторического сознания, бросающей вызов гуманитарным наукам и с
необходимостью требующей своего решения. Выпускная квалификационная
работа «Топосы культурной памяти: феномен руин (на примере
Калининграда)» выполнена в рамках современных исследований культурной
памяти, которые являются активно развивающейся в последние десятилетия
междисциплинарной областью исследований, интерес к которой лишь
возрастает и охватывает широкие круги научного сообщества. Однако,
несмотря на активное развитие исследований культурной памяти,
сохраняется потребность в разработке теоретической базы, выработке и
уточнении понятий, так как в пределах подхода отсутствует единство
терминологии и методологии, помимо этого существуют понятийные
пробелы и трудности переноса концепций из англо- и немецкоязычных сред
в российское поле науки. Данная работа предпринимает попытку прояснить
понятийную базу, касающуюся темы материально-пространственных
носителей культурной памяти (например, относительно понятийно
перегруженного и дискуссионного концепта «места» в Memory studies).
Культурологическая актуальность работы заключается в том, что
посредством исследования выделяется, описывается и анализируется
отдельный тип культурного ландшафта – руины, исследуется их роль как
медиатора в процессах культурной памяти; руины проблематизируются
именно в рамках культурологии, а не эстетики или сферы работы с
культурным наследием. Такой ход предполагает создание основы для
изучения всего спектра проблем и вопросов, связанного с
функционированием руин в современном городском пространстве, что на
данный момент является востребованным у общественности, если учитывать
российские локальные дискуссии по поводу необходимости сноса, тотальной
реставрации, консервации или восстановления тех или иных исторических
построек как в крупных, так и в малых городах, а также общемировую
полемику относительно руин-последствий военных и природных катастроф и
терроризма с одной стороны и активную деятельность ЮНЕСКО и других
организаций по сохранению мирового культурного наследия – с другой.
Чтобы грамотно работать с подобными ситуациями и процессами не только
на уровне общественных практик, но и на уровне теоретических
исследований – таких как междисциплинарные городские и региональные
исследования – необходимо исходить из понимания роли руин в культуре и
культурной памяти. Данное исследование также сосредоточено на теме руин
как фактора личностной и поколенческой идентификации и условия диалога
поколений, что представляет интерес не только с позиции
трансгенерационного аспекта в русле теоретических исследований культуры
памяти, но и с позиции выработки принципов и стратегий работы с руинами
как с «точкой сборки» памяти поколения и места инициации диалога разных
поколений с целью преодоления кризиса идентичности современного
человека. В работе совершается сближение исследовательских полей
городских исследований и исследований памяти.
В данной выпускной квалификационной работе «Топосы культурной
памяти: феномен руин (на примере Калининграда)», выполненной в рамках
современных культурных исследований и с привлечением походов
междисциплинарных исследований, осуществлена характеристика руин как
отдельного типа культурного ландшафта и выполнен анализ особенностей
руин как медиатора в процессах сохранения и передачи культурной памяти.
В ходе исследования проведён критический обзор значимых работ как
отечественных, так и зарубежных учёных, освещающих соответствующую
тематику, при анализе и формулировании выводов использована
методология феноменологии ландшафта и социологии культурной памяти, а
также гуманитарной географии. В качестве основного метода исследования
выступал культурологический анализ и сравнительно-сопоставительный
метод.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав,
заключения и библиографии.
В главе I «Место как медиатор процессов культурной памяти» на
основе подробного критического анализа историографии по данной
проблематике рассмотрены ключевые понятийные единицы исследования,
«место» и «культурный ландшафт», выявлен потенциал и возможные сферы
применения каждого из этих понятий в дальнейших исследованиях. Данный
анализ, соответствующий поставленной задаче прояснения понятийной базы
исследования, осуществлен в рамках актуальной и активно обсуждаемой в
научных и общественных кругах проблемы функционирования в области
исследований культурной памяти понятия «места памяти». Раскрыты такие
недостатки понятия «места памяти», как смысловая размытость и
исключение из концепта «мест памяти» – и, таким образом, из рассмотрения
в рамках исследования культурной памяти в целом – характеристик
реального пространства. В качестве пути решения проблемы обосновывается
возможность использования в качестве альтернативы понятию «мест памяти»
понятия «культурного ландшафта», а также показан тот потенциал, которым
это понятие может обладать в рамках исследований культурной памяти. В
этой связи продемонстрирована роль топоса ландшафта как одного из
значимых носителей культурной памяти и установлена специфика места как
пространственно-материального носителя культурной памяти.
В главе II «Непрерывность культурной памяти: топос руин» выявлена и
сформулирована специфика такого типа культурного ландшафта как руины,
в связи с постановкой проблемы о возможности рассмотрения процесса
разрушения как основы возникновения культурного ландшафта.
Исследованы и определены характеристики и возможности руин в качестве
медиатора в процессах культурной памяти. В этой связи особое внимание
уделено раскрытию потенциала руин как фактора, способствующего
формированию преемственности между поколениями, а также процессам
личностной самоидентификации и самоидентификации поколения. Также
установлена и проанализирована взаимосвязь между кризисом исторического
сознания, как значимой проблемой современности, и возрастающей
динамикой взаимодействия с феноменом руин.
В главе III «Руины Кёнигсберга как медиатор культурной памяти в
Калининграде» концепты и понятия, рассмотренные и обоснованные в
первых двух главах, использованы в рамках прикладного исследования роли,
которую руины исполняют в качестве медиатора культурной памяти в
г. Калининграде. Проанализировано, как в конкретном историческом и
пространственном контексте происходит считывание топоса руин,
раскрывается потенциал его многовариантности и каким образом руины
становятся «точкой сборки» при формировании идентичности. В данном
контексте испытана выработанная в исследовании методология изучения
личностного и поколенческого аспекта самоидентификации. Помимо своего
практического значения, прикладное исследование позволило проверить
потенциал концептов и понятий, выдвинутых в теоретической части, в том
числе верифицировать возможность соотношения понятий места и
культурного ландшафта.
Основные положения данной работы прошли апробацию, послужив
основой для статьи «Эссе: руины повсюду – и нигде» (с. 157-169) в выпуске
№42 (2019) научного журнала Studia Culturae, а также были вынесены в
качестве тезисов доклада «Руины: снести нельзя восстанавливать» на
межвузовской научной конференции «XIII Кагановские чтения.
Коммуникативные стратегии в современной художественной культуре».
Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, обладают
значительным теоретическим и практическим потенциалом. В рамках
междисциплинарной области исследования культурной памяти предлагается
альтернатива критикуемому понятию «места памяти» – «культурный
ландшафт», которое позволяет в гораздо большей степени раскрыть
потенциал материально-пространственных носителей культурной памяти.
Концепция культурного ландшафта расширяется за счёт обоснования
возможности рассматривать руины как особый вид такого ландшафта, и в
связи с этим раскрываются новые возможности работы с процессами
разрушения в рамках культурных ландшафтов, что открывает значительное
поле для дальнейших исследований в этом направлении. Важным выводом,
значимым для последующих исследований культурной памяти, является
обоснование потенциала руин как «точки сборки» для индивидуальной и
поколенческой идентичности. В данной работе руины также впервые
представлены как фактор, способствующий формированию преемственности
между поколениями.
Таким образом, раскрыт потенциал руин как возможной «точки
сборки» индивидуальной и коллективной идентичности, что имеет большое
значение в современной ситуации кризиса исторического сознания.
Различные способы функционирования руин в городском пространстве
могут послужить основой для поддержания различных коммеморативных
практик, объединяющих общество в целом и различные поколения между
собой. Раскрытие смыслового потенциала руин способно также сыграть
значительную роль в частотных в современности общественных дискуссиях
относительно судьбы различных руинированых зданий и ландшафтов, и
стать основой для разработки взвешенных, продуманных решений в этой
области, в том числе в рамках государственных градостроительных
концепций.
1. Аванесов С.С. Архитектурная среда и «объективное» восприятие
города (к понятию визуальной автобиографии) // Баландинские чтения.
2019. №1. С. 24-26.
2. Артамошкина Л.Е. Концептуализация биографического текста в
культурно-историческом дискурсе: Автореф. дис. … д. филос. наук.
СПб. 2013. 43 с.
3. АртамошкинаЛ.Е.Топос,ландшафт,биография:концепция
культурной памяти // Вестник КГУ. 2013. №2. С. 174-178.
4. АртамошкинаЛ.Е.Феноменологияландшафта:итальянские
впечатления В. В. Розанова // Studia Culturae. 2012. № 14. С. 179-194.
5. Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и
историческая политика / пер. Б. Хлебникова. М.: Новое литературное
обозрение. 2014. 328 с.
6. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и
политическая идентичность в высоких культурах древности / пер. с
нем. М.М. Сокольской. М.: Языки славянской культуры. 2004. 368 с.
7. Балаклеец Н.А. Творческий потенциал пространства жизненного мира
как основание социо-гуманитарных наук // Наука в различных
измерениях: сборник научных трудов II Международной теоретико-
практическойконференции,посвященнойпамятидоктора
философских наук, профессора Г. Ф. Миронова, г. Ульяновск, 17-18
мая 2010 г. / ред. Т. Н. Брысина. Ульяновск: УлГТУ, 2010. С. 234-242.
8. Бахтин А.П. Некрасивый Кёнигсберг // Кёнигсберг-Калининград
сегодня: арт-гид / сост. Е. Цветаева. Калининград: Янтарный сказ. 2005.
342 с.
9. Валлерстайн И. Изобретение реальностей времени-пространства: К
пониманию наших исторических систем / пер. Л.П. Евсеевой //
Альманах «Время мира». 2001. № 2. С. 102-116.
10. Васильев А. Memory Studies: единство парадигмы – многообразие
объектов // Новое литературное обозрение. 2012. № 117. С. 461-480.
URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2012/5/memory-studies-edinstvo-
paradigmy-mnogoobrazie-obektov.html (дата обращения: 11.05.2020)
11. Веденин Ю.А. Культурный ландшафт как хранитель памяти ойкумены
// Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2019. №1 (36).
С. 21-36.
12. Гаврилина Л.М. «Свое» и «чужое» в пространстве калининградской
региональной субкультуры // «Свое» и «чужое» в культуре: Материалы
ХI Международной научной конференции / ред. Н.Г. Урванцев.
Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет. 2017.
С. 66-68.
13. Гаврилина Л.М. Эстетическая коммуникация в пространстве культуры
(на примере Калининградской региональной субкультуры) // Вестник
Московского государственного университета культуры и искусств.
2015. № 4 (66) С.105-111.
14. Гавришина О.В. Фотография как руина // Шаги/Steps. 2018. №3-4.
С. 59-67.
15. Дементьев И.О. «Что я могу знать?»: формирование дискурсов о
прошлом Калининградской области в советский период (конец 1940-х –
1980-е годы) // ЛиТ. Исторический альманах. 2014. № 6. С. 175-218.
16. Джадт Т. «Места памяти» Пьера Нора: Чьи места? Чья память? / пер.
М. Лоскутовой // Ab Imperio. 2004. № 1. С. 44-71.
17. Замятин Д.Н. Гуманитарная география: пространство, воображение и
взаимодействие современных гуманитарных наук / Д.Н. Замятин //
Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. № 3. С. 26-51.
18. ЗамятинД.Н.Культураипространство:Моделирование
географических образов. М.: Знак. 2006. 488 с.
19. Замятин Д.Н. Пространство руин: (образ наследия в культуре) //
Общественные науки и современность. 2009. № 4. С. 148-159.
20. Замятин Д.Н. Феноменология географических образов // Журнальный
залРусскогоЖурнала:НЛО.2000.№46.
URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2000/6/fenomenologiya-
geograficheskih-obrazov.html (дата обращения: 11.05.2020)
21. Зиммель Г. Руина // Зиммель Г. Избранное: в 2 т. Т.2. Созерцание
жизни. М.: Юристъ. 1996. 607 с.
22. Каганский В.Л. Иммануил Кант и культурный ландшафт Восточной
Пруссии// Х Кантовские чтения. Классический разум и вызовы
современной цивилизации: материалы международной конференции: в
2 ч. / ред. В. Н. Брюшинкин. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта.
2010. Ч. 2. C. 51-59.
23. Калуцков В.Н. Ландшафт в культурной географии. М.: Новый
Хронограф. 2008. 320 с.
24. Кёстер Б. Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура
немецкого времени / пер. с нем. А. Шабунин. Хузум. 2000. 256 с.
25. Клемешева М. А., Костяшов Ю. В., А. Н. Попадин и др. Восточная
Пруссияглазамисоветскихпереселенцев:Первыегоды
Калининградской 58 области в воспоминаниях и документах. /
руководитель авторского коллектива Ю. В. Костяшов. СПб.: Изд-во
«Бельведер». 2002. 272 с.
26. Костяшов Ю.В. Кёнигсбергский кафедральный собор и могила
Иммануила Канта в советском Калининграде // Кантовский сборник.
2016. №4. С. 79-102.
27. Лавренова О.А. Семантика культурного ландшафта: Автореф. дис. …
д. филос. наук. 2010. 10 с.
28. ЛавреноваО.А.Стратегии«прочтения»текстакультурного
ландшафта// Эпистемология & философия науки. Т. XXII, № 4, 200.
С. 123-141.
29. Лишаев С.А. Игра руин (материалы к эстетической аналитике руины) //
Mixtura verborum’ 2013: время, история, память: философский
ежегодник. Самара: Самар. гуманит. акад.. 2014. С. 84-100.
30. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / Пер. с фр. под ред.
И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина. СПб: Ювента–Наука, 1999. 605 с.
31. Митин И. Место как палимпсест // 60 параллель. 2008. № 4. С. 20–25.
32. Нора П. Проблематика мест памяти // Франция-память. СПб:
Издательство Санкт-Петербургского университета. 1999. С. 17-50.
33. Нора П. Всемирное торжество памяти // Неприкосновенный запас.
2005. № 2 (40-41). С. 202–208.
34. Оже М. Не-места. Введение в антропологию гипермодерна / пер. с
франц. А.Ю. Коннов. М.: Новое литературное обозрение. 2017. 136 с.
35. Пахолова И.В. Феномен возможного прошлого в пространстве города
// Вестник СамГУ. 2013. №5 (106). С. 21-25.
36. ПоповаО.В. «Праздниквремени»:руиныкакархитектурные
гетеротопии // Актуальные проблемы художественного образования в
условиях реализации ФГОС / Материалы Международной научно-
практической конференции (27 – 29 марта 2019 года, Орёл) // ред. Н.А.
Косенко. Орёл: ОГУ имени И.С. Тургенева. 2019. С. 191-195.
37. Ревзин Г.И. Почему от WTC не осталось руин? // Проект Классика.
2003. №6. С. 46-49.
38. Рикёр П. Память, история, забвение. М.: Издательство гуманитарной
литературы. 2004. 567 с.
39. Серто М. Призраки в городе // Неприкосновенный запас. 2010. № 2.
URL:https://magazines.gorky.media/nz/2010/2/prizraki-v-gorode.html
(дата обращения: 05.05.2020)
40. Томан И.Б. Культ руин. Фрагменты истории // Персональная страница.
URL:http://www.culturalnet.ru/main/getfile/3016(датаобращения:
05.05.2020)
41. Фарыно Е. Куда девалось, чего нет (переделки – обломки – руины) //
Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных
и культурных исследований. 2017. №1. С. 152-193.
42. Фёдоров В.В., Давыдов В.А., Левиков А.В. Архитектурные руины в
современном мире // Архитектура и строительство России. 2013. № 11.
С. 14-21.
43. Франсуа Э. «Места памяти» по-немецки: как писать их историю? // Ab
Imperio. Империя и нация в зеркале исторической памяти: Сб. статей.
М.: Новое издательство. 2011. С. 30-45.
44. Фуко М. Другие пространства // Интеллектуалы и власть: Избранные
политические статьи, выступления и интервью / под ред.В. П.
Большакова. М.: Праксис. 2006. Ч. 3. 320 с.
45. Хлевнюк Д.О. Руина в городе: культурные ценности и опасность их
потерять / XIII Международная научная конференция по проблемам
развития экономики и общества. В 4 кн. Кн. 2. М.: Издательский дом
НИУ ВШЭ. 2012. С. 621-628.
46. Хоппе Б. Борьба против вражеского прошлого: Кёнигсберг /
Калининград как место памяти в послевоенном СССР / пер.
К. Левинсона // Ab Imperio. 2004. №2. С. 237-268.
47. Хоппе Б. «Злой город» или часть собственной истории? Об отношении
к немецкой архитектуре в Калининграде после 1945 г. // Кенигсберг –
Калининград: город, история. Калининград: Издательство РГУ им. И.
Канта. 2005. С. 82-91.
48. Чечот И.Д. Гению места Калининграда и Кёнигсберга // Кёнигсберг-
Калининград сегодня: арт-гид / сост. Е. Цветаева. Калининград:
Янтарный сказ. 2005. 342 с.
49. Шёнле А. Апология руины в философии истории // Новое
литературное обозрение. 2009 №5 (95) С.24-38
50. Шёнле А. Архитектура забвения. Руины и историческое сознание в
России Нового времени. М.: НЛО. 2018. 360 с.
51. Щукин В.Г. Заветное «где». Топофилия и методы её исследования //
Вопросы философии. 2008. № 4. С. 69-90.
52. Brodersen P. Die Stadt im Westen: Wie Königsberg Kaliningrad wurde.
Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2008. 367 S.
53. Hayden D. The Power of Place: Urban Landscapes as Public History.
Cambridge, Mass.: The MIT Press. 1997. 296 p.
54. Hoppe B. Auf den Trümmern von Königsberg: Kaliningrad 1946-1970.
München: De Gruyter Oldenbourg. 2000. 166 S.
55. Huyssen A. Nostalgia for ruins // Grey Room. 2006. №. 23. pp. 6–21.
56. Podehl M. Architektura Kaliningrada. Wie aus Koenigsberg Kaliningrad
wurde. Marburg: Verlag Herder-Institut. 2012. 420 S.
57.WeichbrodtM.IdentitätundStadtentwicklunginKaliningrad:
raumbezogene Identität, Geschichte und symbolische Architektur in der
aktuellen Stadtentwicklung in Kaliningrad. // Europa Regional. 2009. № 1.
S. 15-24.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!