Управленческий учет и внутренний контроль в организациях розничной торговли
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
1.1. Эволюция понятия управленческого учета
В российской теории и практике современного менеджмента понятие «управленческий учет» появилось недавно, вследствие этого, на сегодняшний день нет однозначного мнения о назначении, роли и сущности управленческого учета. В экономически-развитых странах понятие «management accounting» появилось XX в, а в 1972 г. управленческий учет был сформирован как самостоятельная учебная дисциплина. Связано это было с тем, что Национальная ассоциация бухгалтеров США приняла – «Стандарт профессиональных экзаменов по управленческому учету», это послужило разделению управленческого и финансового учета. Сущность управленческого учета нашла свое выражение в определении этой области экономических знаний. Управленческий учет является следствием выделения экономической информации для повышения эффективности системы управления, в ее основе лежит теория принятия решений. Появление управленческого учета стало новым явлением, это было не просто изменением в терминах, оно стало развиваться в рамках производственного учета и требовало огромных организационных и методических перестроек во всей системе бухгалтерского учета [23, с. 25]. Национальная ассоциация бухгалтеров США исходя из понимания сущности управенческого учета дало такое трактование понятию: «Управленческий учет – это процесс идентификации, измерения, накопления, анализа подготовки интеграции и передачи финансовой информации, используемой управленческим персоналом для планирования, оценки и контроля за производственной деятельностью и эффективностью использования ресурсов».
Термин «управленческий учет» в отечественной экономической литературе появляется после публикации Н. Г. Чумаченко «Учет и анализ в промышленном производстве США», 1971 и С. С. Сатуболдина «Учет затрат на производство в промышленности США», 1980. Основной задачей управленческого учета по мнению авторов стало осуществление информационно-аналитического, инструментального и методического сопровождения принятия решений с целью разработки долгосрочной и успешной модели предприятия. Сам же термин «управленческий учет» входит в оборот в 1990-х годах. Отечественные ученые также рассматривали вопросы управленческого учета рассматривались такие как: А. Ф. Аксененко, Г. А. Адамова, М. А. Вахрушина, П. С. Безруких, А. А. Володин, В. Б. Ивашкевич, В. Е. Ластовецкий, Ю. А. Мишин, О. Д. Каверина, Т. П. Карпова, В. Э. Керимов, Н. П. Кондраков, С. А. Николаевой, В. Ф. Палий, С. И. Полякова, О. В. Рыбакова, Я. В. Соколов, С. А. Стуков, С. К. Татур, В. И. Ткач, А. Д. Шер, А. Д. Шеремет, Т. В. Шишкова и т.д.
В отечественной экономической литературе существуют множество толкований определению «управленческого учета», которые различны друг с другом. Также отметим, что в законодательных актах, входящих в систему регулирования Российской Федерации, официального определения управленческого учета нет.
Актуальность темы. В современных условиях рыночной экономики работа торговых предприятий требует эффективного ведения хозяйственной деятельности для получения прибыли и выживания в условиях жесткой конкуренции. В связи с этим, неизмеримо возрастает роль управленческого учета на предприятиях розничной торговли. Управленческий учет в зарубежной теории и практике занимает достойное место, эффективность его внедрения и функционирования подтверждается той ролью, которою ему отводят многие зарубежные успешно работающие компании.
За последние годы все больше российских торговых организаций используют опыт зарубежных компаний и внедряют управленческий учет, демонстрируя его эффективное функционирование. Вследствие этого, проблема организации эффективного управленческого учета на отечественных торговых предприятиях является наиболее актуальной, поскольку он способствует установлению и предотвращению отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации, а также позволяет выявить внутрихозяйственные резервы обеспечения ее финансовой устойчивости.
Диссертационное исследование проводится с учетом специфических особенностей, характерных для отрасли и влияющих на методологический аспект построения управленческого учета. Ключевыми направлениями управленческого учета в организациях розничной торговли являются получение и использование информации для управления за товарно-материальными запасами, продажами, дебиторской задолженностью, издержками и финансовыми показателями. Форма организации и методы бухгалтерского учета для внутреннего управления – это внутреннее дело каждой организации, она определяет объекты планирования и учета, а также степень детализации, перечень затрат, их экспертизу, состав мест возникновения затрат. Все это зависит от отрасли и масштаба торговой организации, ее правовой формы, технического и технологического оборудования, типа управленческих задач и решений.
Часто при постановке управленческого учета в торговле возникает серьезная ошибка, которая не позволяет получить достоверную отчетность. Одной из причин неэффективного использования управленческого учета является человеческий фактор, например, когда сотрудники сознательно искажают информацию, не доводят до руководства реальные проблемы и сбои, маскируют ошибки, искажая данные управленческой отчетности. Таким образом, для того, чтобы обеспечить финансовую стабильность розничного торгового предприятия крайне необходим постоянный контроль основных технологических процессов деятельности, что оказывает определенное влияние на качество управления торговым предприятием. Поэтому в диссертации, рассматривается система внутреннего контроля управленческого учета.
1. Гражданский кодекс РФ. Ч.1. ФЗ №51 от 30.11.1994 г. (от 22.06.2017 N 16-П). Электронный ресурс. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1. ФЗ №146 от 31.07.1998 г. (от 19.02.2018 N 34-ФЗ). Электронный ресурс. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 2. ФЗ №117 от 05.08.2000 г. (от 13.04.2016 N 11-П). Электронный ресурс. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете». ФЗ №402 от 06.12.2011г. ( в ред. от 28.12.2017 г. №425-ФЗ). Электронный ресурс. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
5. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». ФЗ №209 от 24.07.2007 г. (от 27.11.2017 N 356-ФЗ). Электронный ресурс. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
6. Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (от 29.07.2017 N 279-ФЗ). Электронный ресурс. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
7. Федеральный закон “О защите прав потребителей” от 07.02.1992г. N2300-1 (действующая редакция от 01.05.2017 N 88-ФЗ). Электронный ресурс. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
8. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены», №530 от 15.07.2010г. (в ред. от 21.03.2016). Электронный ресурс. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
9. Приказ Минфина РФ «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению». №94н от 31.10. 2000 г. (в ред. от 08.11.2010 г. №142н). Электронный ресурс. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
10. Приказ Минфина РФ «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)», от 06.07.1999 г. №43н (от 29.01.2018). Электронный ресурс. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
11. Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации” ПБУ 10/99″ с последними изменениями и дополнениями. Электронный ресурс. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
12. Абдулхаева Л.Б., Ивашкевич В.Б.. Применение данных управленческого учета и анализа при формировании ценообразования на предприятиях розничной торговли продовольственными товарами // «Актуальные проблемы экономики и права»-№2, 2014 – С. 66-68.
13. Абдулхаева Л.Б. Управленческий анализ издержек обращения на предприятиях розничной торговли по продаже продовольственными товарами [Электронный ресурс] // Электронный периодический научный журнал «SCI-ARTICLE.RU». 2014. №4.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!