Управление формированием готовности педагога к внедрению современной системы оценки качества дополнительного образования
Введение………………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы управления формированием готовности педагога к внедрению системы оценки качества дополнительного образования………………………………………………. 9
1.1. Современная система оценки качества образовательных результатов как инструмент формирования жизнеспособной личности 9
1.2. Сущность профессиональной готовности педагога к внедрению системы оценки качества дополнительного образования……………………… 24
1.3. Модель управления формированием готовности педагога к внедрению системы оценки качества дополнительного образования………. 33
Глава 2. Апробация модели управления формированием готовности педагога к внедрению системы оценки качества дополнительного образования в МБУДО «Дворец творчества детей и молодежи»………. 40
2.1. Анализ существующей системы развития профессиональной компетентности педагога дополнительного образования в ДТДиМ……….. 40
2.2. Ход и результаты апробации модели управления формированием готовности педагога к внедрению системы оценки качества дополнительного образования в ДТДиМ……………. 49
Заключение…………………………………………………………………………………………… 71
Список литературы……………………………………………………………………………… 76
Приложения…………………………………………………………………………………………. 83
Актуальность исследования. В стремительно меняющемся пространстве, окружающем современного человека, возникает необходимость соответствия реалиям, введения инноваций и развития таких компетенций, которые позволят полноценно реализовывать собственную индивидуальность в социуме. Система образования должна быть нацелена на создание и становление конкурентоспособного человеческого ресурса. В современных условиях система образования должна быть стабильной и одновременно динамично развивающейся, а это требует внесения в образовательное законодательство нормативных конструкций для закрепления данной системы.
Системные изменения, основы которых были заложены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [23] и нововведения, внедряющиеся в образование Российской Федерации, предъявляют все новые требования ко всей структуре, создают механизм поступательных позитивных преобразований в каждом ее сегменте. Главной задачей образования становится обеспечение учащихся знаниями и навыками, которые будут актуальны в обозримом будущем, формирование и развитие таких личностных качеств обучающихся, которые позволят ему максимально адаптироваться к социальному пространству, реализовывать себя наиболее адекватными способами в сложном, противоречивом современном обществе.
Особым видом образования, закрепленном в Законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 ФЗ от 29.12.2012) является дополнительное образование. В данной работе мы акцентируем вопросы, связанные с особенностями дополнительного образования детей как системообразующего фактора развития образования в целом, а также функционирование системы оценки качества дополнительного образования [37].
Основанием актуализации проблемы качества образования в нашей стране стало, прежде всего, общественное беспокойство о снижении уровня развития выпускников школ, о катастрофическом падении грамотности и культуры граждан нашей страны. Именно поэтому главной задачей модернизации российского образования становится обеспечение его современного качества. В решении всех этих задач отведена роль и дополнительному образованию детей как наиболее эффективной форме развития личности, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Готовность педагога к оценке качества образования особым образом актуализируется в системе дополнительного образования детей, характеризующейся нестандартизированностью, вариативностью, интенсивностью инновационных процессов. Однако у педагогов дополнительного образования имеются трудности, связанные с неразработанностью данного вопроса. В общеобразовательных учреждениях качество образования оценивается в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО). В настоящий момент развита целая система институтов оценки результатов образования (ЕГЭ, ГИА, централизованное тестирование, международные сравнительные исследования качества образования и др.) В дополнительном образовании такого стандарта на данный момент нет.
Достижение качества дополнительного образования требует совершенствования системы на организационном, содержательном, и финансово-экономическом уровне. Учитывая специфику дополнительного образования следует признать, что серьезной проблемой является рассогласование процесса модернизации дополнительного образования с готовностью педагогов к внедрению новой системы оценки качества дополнительного образования (СОК ДО).
В связи с этим формирование готовности педагога к внедрению СОК ДО является управленческой проблемой и определяет необходимость ее анализа с позиций педагогической науки и менеджмента в образовании.
Важную роль для настоящего исследования сыграли работы, раскрывающие различные аспекты проблемы формирования готовности педагога к модернизации системы образования (Л.А. Акимова, Ю.В. Воронина, К.В. Кондрашова, О.Н. Коптяева, О.В. Савкова), особенности работы педагога дополнительного образования детей и организационно педагогические условия повышения его квалификации (С.Л. Васильченко, Т.Н. Гущина, В.Г. Кочеткова, В.И. Лушников, Д.Е. Яковлев).
В последнее десятилетие активно обсуждается проблема повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов дополнительного образования в системе высшего педагогического образования (С.Л. Васильченко, Л.В. Заремба, Е.А. Леванова, Е.В. Мещерякова, В.С. Пель, Н.Л. Плетнева и др.).
Среди диссертационных исследований, посвященных отдельным проблемам управления можно назвать следующие работы: А.И. Щетинской и А.Б. Фоминой, предметом исследования которых стало педагогическое управление деятельностью учреждения дополнительного образования детей; Г.К. Вещиковой, направленной на изучение социально-педагогических условий совершенствования управления учреждениями дополнительного образования детей; М.О. Чекова, в которой проведено обоснование организационно-педагогических условий продуктивного функционирования системы дополнительного образования детей.
Затрагиваются в современных исследованиях и проблемы управления качеством дополнительного образования детей (М.А. Вострова, В.В. Комаров, Л.Г. Логинова, С.В. Мехедова, М.М. Хадиев).
Однако при всей разработанности вопроса, на сегодняшний день отсутствуют исследования, раскрывающие проблему формирования готовности педагога к оценке качества дополнительного образования детей.
Основанием для разработки данного исследования явилась выявленная проблема: возникновение противоречия между, с одной стороны, высокими требованиями, предъявляемыми к дополнительному образованию детей как части системы образования, способствующей развитию человеческого потенциала и, с другой стороны, – неподготовленностью педагогов дополнительного образования к внедрению СОК ДО как инструмента формирования личности.
Цель исследования: разработать и апробировать организационно-управленческие условия формирования готовности педагога к внедрению СОК ДО.
Объект исследования: система управления организацией дополнительного образования.
Предмет исследования: управление формированием готовности педагога к внедрению СОК ДО.
Гипотеза исследования: внедрение системы оценки качества дополнительного образования будет эффективным при реализации совокупности организационно-управленческих условий:
создание мотивационного ресурса: мотивация и стимулирование педагогов;
создание нормативно-правового ресурса: разработка соответствующих локальных актов;
создание системы эффективной подготовки кадров: внутрифирменное обучение и повышение квалификации;
создание информационного ресурса: создание медиатеки и работа официального сайта организации, открытый доступ к информации;
создание научно-методического ресурса: дайджест публикаций, методические рекомендации, бизнес-план внедрения эффективного контракта;
создание финансово-экономического ресурса: разработка эффективного контракта с критериями мотивации и стимулирования;
создание материально-технического ресурса: инвентаризация и план материально-технического обеспечения.
В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Выявить особенности современной системы оценки качества образовательных результатов как инструмента формирования жизнеспособной личности.
2. Выявить сущность профессиональной готовности педагога к внедрению СОК ДО.
3. Разработать модель управления формированием готовности педагога к внедрению СОК ДО.
4. Проанализировать существующую в МБУДО «Дворец творчества детей и молодежи» систему развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования.
5. Выявить эффективность разработанной модели управления формированием готовности педагога к внедрению СОК ДО в ходе опытно-экспериментальной работы в МБУДО «ДТДиМ».
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: умозаключения, классификация и дифференциация материала; анкетирование, интервьюирование, проектирование и диагностические методики; сравнительный анализ данных, описание результатов и окончательное оформление работы.
Научная новизна исследования:
уточнены структура и содержание готовности педагога к внедрению СОК ДО в учреждении дополнительного образования детей как интегративного качества личности, включающего: мотивационно-ценностное отношение к профессиональной деятельности; осознанность сущности, способов, средств оценки качества образовательного процесса; умение увидеть педагогическую проблему и осуществить ее анализ.
определена сущность системы оценки качества образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей, представляющая собой творческую инновационную деятельность педагога по обеспечению самоопределения ребенка, становления его субъектной позиции, совместного с педагогом и родителями проектирования им целей, процесса и результатов своего образования;
разработана модель формирования готовности педагога к внедрению СОК ДО, базирующаяся на системно-деятельностном, личностно-ориентированном подходах и отражающая логику и внутреннюю динамику исследуемого процесса, совокупность педагогических условий, содержание, методы и средства;
обоснована совокупность управленческих решений формирования готовности педагога к внедрению СОК ДО (система критериев СОК ДО, информационная среда, система мотивации, система стимулирования).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ходе работы будут изучены современные системы оценки качества дополнительного образования ведущих специалистов и проведен анализ проблемы, даны определения и раскрыто содержание основного понятийного аппарата системы управления качеством дополнительного образования детей, разработано содержание компонентов готовности педагога к внедрению СОК ДО.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная в диссертации концепция системы управления качеством дополнительного образования детей может быть использована как основа формирования готовности педагогов к внедрению СОК ДО, а выводы о содержании, средствах и критериях эффективности системы управления качеством дополнительного образования детей открывают возможность повышения уровня управленческой компетентности работников сферы дополнительного образования.
Апробация исследования: Основные положения исследования, его результаты отражены в публикациях автора, обсуждались на заседаниях кафедры управления образованием ИПК и ППРО ОГПУ.
База исследования: Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБУДО «Дворец творчества детей и молодежи» г. Оренбурга.
1. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф – [Электронный ресурс] – URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/4155 (дата обращения: 05.06.2017).
2. Аронова, Л. Исследование российского рынка СПО / Л. Аронова – [Электронный ресурс] – URL: http://www.opennet.ru/docs/RUS/fss_history (дата обращения: 05.06.2017).
3. Астраханцева, С.В. Управление качеством обучения и воспитания в учреждении дополнительного образования / С.В. Астраханцева // Дополнительное образование. – 2006. – № 9. – С. 12-15.
4. Бабаева, Д.В. Маркетинг образовательных услуг: состояние и перспективы развития / Д.В. Бабаева // Научно-методический электронный журнал «Концент». – 2013. – Т. 4. – № 34. – С. 686-690.
5. Березина, В.А. Дополнительное образование детей в современных условиях / В.А. Березина. // Нормативные документы образовательного учреждения. – 2016. – № 3. – С. 17-19.
6. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Беспалько. – Воронеж: ВГУ, 1977. – 304 с.
7. Бодрых, О.Р. Теория и практика эффективного администрирования / О.Р. Бодрых // Управление качеством образования. – 2012. – №8. – С. 30-35.
8. Болотов, В.А., Ефремова, Н.Ф. Система оценки качества образования / В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова. – М.: Логос, 2007. – 192 с.
9. Буйлова, Л.Н., Кленова, Н.В. Методика определения результативности образовательной деятельности детей / Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова // Дополнительное образование. – 2004. – № 12. – С. 24-29.
10. Вербицкий, А.А., Пучкова, Е.Б. Возможности теста как средства диагностики качества образования: мифы и реальность / А.А. Вербицкий, Е.Б. Пучкова // Высшее образование в России. – 2013. – № 6. – [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-testa-kak-sredstva-diagnostiki-kachestva-obrazovaniya-mify-i-realnost (дата обращения: 04.04.2018).
11. Воропаева Е.Э. Структура и критерии готовности педагога к инновационной деятельности / Е.Э. Воропаева // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. – [Электронный ресурс] – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13880 (дата обращения: 05.06.2017).
12. Вострова, М.А. Акмеологический подход педагога к управлению качеством дополнительного образования детей : Дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / М.А. Вострова. – Санкт-Петербург, 2003. – 183 c.
13. Гарантии качества профессионального образования: тезисы докладов Международной научно-практической конференции. − Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. − 235 с.
14. Горшунов, А.П. Новые подходы к управлению образовательным учреждением в условиях реализации ФГОС / А.П. Горшунов // Научные исследования в образовании. – 2012. – № 4. – С. 36-46.
15. Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы». – [Электронный ресурс] – URL: http://pandia.ru/text/78/291/15045.php (дата обращения: 27.12.2017).
16. Демакова, И.Д. Гуманизация воспитательной деятельности педагога: междисциплинарный подход / И.Д. Демакова // Известия ВГПУ. – 2009. – № 5 (38). – С. 129-133.
17. Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности : материалы II Международной научно-практической конференции / Челябинск, 15-16 октября 2015 г. / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2015. – 532 с.
18. Карпов, A.B. Психология управления / А.В. Карпов. – М.: Гардарики, 2000. – 584 с.
19. Кодолов, С.М. Система контроля и оценки результатов деятельности участников образовательного процесса / С.М. Кодолов // Дополнительное образование. – 2005. – №8. – С. 17-24.
20. Комаров, В.В. Региональная модель управления качеством дополнительного образования детей : Дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / В.В. Комаров. – Казань, 2002. – 228 с.
21. Конституция Российской Федерации. Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 05.02.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26.02.2014, в «Собрании законодательства РФ», 03.03.2014, № 9, ст. 851.
22. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р). – [Электронный ресурс] – URL: http://74330s020.edusite.ru/DswMedia/koncepciyadolgosrochnogosocial-no-yekonomicheskogorazvitiyarossiyskoyfederaciinaperioddo2020goda.pdf (дата обращения: 27.12.2017).
23. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393). – [Электронный ресурс] – URL: http://sinncom.ru/content/reforma/index1.htm (дата обращения: 27.12.2017).
24. Концепция общероссийской системы оценки качества образования / под ред. А. Н. Лейбовича. — М.: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, 2006.
25. Концепция развития дополнительного образования детей: распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года №1726-р – [Электронный ресурс] – URL: http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения: 05.06.2017).
26. Крылова, Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. – М.: Народное образование, 2000. – 272 с.
27. Кувшинова Н.А. Особенности внедрения новой системы оценки качества в дополнительном образовании / Н.А. Кувшинова // Модернизация регионального образования: опыт педагогов Оренбуржья : Научно-методический журнал. – 2017. – № 1 (13). – [Электронный ресурс] – URL: http://www.orenipk.ru/nauka/jour/1_13_17_9_Kuvsh.pdf (дата обращения: 27.12.2017).
28. Кудряшова, М.Е. О качественном и эффективном обучении в вузе и ключевых условиях качественного обучения в высшей школе / М.Е. Кудряшов // Европейский журнал социальных наук. – 2013. – Т. 2. – № 8. – С. 76-83.
29. Лазарев, В.С. Направления и задачи совершенствования инновационной деятельности в образовании / В.С. Лазарев // Педагогика. – 2013. – № 3. – С. 2-14.
30. Леднев, В.С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству / В.С. Леднев. – М.: МГАУ, 2016. – 120 с.
31. Логинова, Л.Г. Развитие системы управления качеством дополнительного образования детей в современных условиях России : Дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / Л.Г. Логинова. – М., 2004. – 436 c.
32. Матвиевская, Е.Г. Оценка уровня достижений учащихся: проблема создания современного инструментария / Е.Г. Матвиевская // Знание. Понимание. Умение. – 2007. – № 3. – [Электронный ресурс] – URL: http: //www.zpu-jornal.ru (дата обращения: 27.12.2017).
33. Матвиевская, Е.Г., Тарасенко, В.В. Эффективность управленческой деятельности руководителя образовательной организации: проблемы и решения / Е.Г. Матвиевская, В.В. Тарасенко // Вестник ЧГПУ. – 2016. – № 9. – [Электронный ресурс] – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-upravlencheskoy-deyatelnosti-rukovoditelya-obrazovatelnoy-organizatsii-problemy-i-resheniya (дата обращения: 04.02.2018).
34. Николаева, И.П. Экономический словарь / И.П. Николаева. – М.: Проспект, 2013. – 160 с.
35. Новейший философский словарь : 3-е изд., исправл. – Мн. : Книжный Дом, 2003. – 1280 с.
36. Новиков, А.М. Как работать над диссертацией: пособие для начинающего педагога-исследователя. – 5-е изд. – М.: Изд-во «Эгвес», 2013. – 104 с.
37. Об образовании в Российской Федерации: новый федеральный закон № 273-ФЗ: принят 21 декабря 2012 года. – М.: Проспект, 2014. – 160 с.
38. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Русский язык, 1998. – 796 с.
39. Осьминина, А.И. Управление качеством дополнительного образования детей / А.И. Осьмина // Проблема результата и качества деятельности учреждения дополнительного образования. – Ярославль, 1997. – 156 с.
40. Оценка достижения планируемых результатов. Начальная школа / Под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. – 214 с.
41. Панасюк, В.П. Развитие теории и современные проблемы управления и оценки качества образования / В.П. Панасюк // ЧиО. – 2013. – № 3(36). – [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-teorii-i-sovremennye-problemy-upravleniya-i-otsenki-kachestva-obrazovaniya (дата обращения: 04.04.2018).
42. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бада. – М. : Большая Сов. Энциклопедия, 2002. – 528 с.
43. Постановление Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 г. № 551-пп «О стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года».
44. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 г. № 613 н) – [Электронный ресурс] – URL: http://base.garant.ru/71202914/ (дата обращения: 27.12.2017).
45. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.».
46. Рожкова, Ю.И. Совершенствование предоставления услуг в сфере образования / Ю. И. Рожкова, Е. Ю. Королёва // Образовательная среда сегодня: стратегии развития : материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 дек. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 3 (4). – С. 428-434.
47. Саитбаева, Э.Р. Мартыненко, Н.А. Управление внедрением новой системы оценки качества образовательных результатов в сельской школе / Э.Р. Саитбаева, Н.А. Мартыненко // The Emissia. Offiine Letters электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал). – [Электронный ресурс] – URL: http://www.emissia.org/offline/2015/2401.htm (дата обращения: 27.12.2017).
48. Сенашенко, В.В. Дополнительное образование: идеи и решения / В.В. Сенашко // Высшее образование в России. – 2010. – №5. – С. 10-12.
49. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: ноу-хау в образовании: учебное пособие по курсу «Управление педагогическими системами» / В.П. Симонов. – М.: Высшее образование. – 2017. – 357 с.
50. Система оценки качества образования: Мировая практика и российский опыт / под ред. В.С. Леднева. – М.: МФПУ «Синергия», 2016. – 426 с.
51. Словарь иностранных слов – 15-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1988. – 608 с.
52. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 28.05.2015 г. № 996-р) [Электронный ресурс] – URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 27.12.2017).
53. Стрижов, А.М. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений / А.М. Стрижов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2015. – №3. – С. 14-19.
54. Тряпицына, А.П. Современные тенденции развития качества педагогического образования / А.П. Тряпицына // ЧиО. – 2012. – № 3 (32). – [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-kachestva-pedagogicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 04.04.2018).
55. Туманова, К.Р. Проблема оценки качества дополнительного образования детей / К.Р. Туманова // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 1. – [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-otsenki-kachestva-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey (дата обращения: 04.04.2018).
56. Туманова, К.Р. Проблема управления развитием конкурентоспособности дополнительного образования детей / К.Р. Туманова // Вестник ЧГАКИ. – 2012. – № 3 (31). – [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-upravleniya-razvitiem-konkurentosposobnosti-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey (дата обращения: 04.04.2018).
57. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) – [Электронный ресурс] – http://base.garant.ru/55170507/ (дата обращения: 09.01.2018).
58. Федоров, В.А., Колегова, Е.Д. Инновационные технологии в управлении качеством образования: Учеб. пособие / Под ред. Г.М. Романцева. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2006. – 226 с.
59. Федоров, С.Е. Новое качество образования и его оценка при реализации компетентностного подхода / С.Е. Федоров // Инновации. – 2008. – № 11. – [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novoe-kachestvo-obrazovaniya-i-ego-otsenka-pri-realizatsii-kompetentnostnogo-podhoda (дата обращения: 04.04.2018).
60. Фурсин, С.Н. Применение маркетинга образовательных услуг как фактор совершенствования качества образования / С.Н. Фурсин // Проблемы развития территории. – 2013. – № 2 (64). – С. 104-112.
61. Хершген, Х. Маркетинг: основы профессионального успеха: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 334 с.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!