Управление коммуникациями в системе дополнительного образования
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы управления
коммуникациями в образовательной организации…………9
1.1 Сущность и виды коммуникаций…………………………………… 9
1.2 Коммуникация как функция управления организацией………16
1.3 Модель управления коммуникациями в образовательной организации………………………………………………………………23
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по апробации
модели управления коммуникациями в образовательной
организации..…………………………………………………………………………36
2.1 Анализ предпосылок внедрения модели управления
коммуникациями в образовательной организации…………………36
2.2 Опыт реализации модели управления коммуникациями
в ЦППРД «Орион» Дворца творчества детей и молодежи
г. Оренбурга…………………………………………………………………………48
Заключение………………………………………………………………..65
Список литературы………………………………………………………. 69
Приложения……………………………………………………………….. 76
– Приложение А Реализуемые дополнительные
общеобразовательные программы ЦППРД «Орион»…………………76
– Приложение Б Система управления организационными
коммуникациями в МАУДО «ДТДиМ»…………………………………81
– Приложение В Форма онлайн-записи на психолого-медико-педагогический консилиум ЦППРД «Орион»…………………………….
85
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. С коммуникативными процессами каждый человек сталкивается в своей жизнедеятельности постоянно. Это формирует многообразие измышлений о данном явлении, рассмотрение его как многогранного объекта в исследованиях в рамках педагогики и психологии, социологии и культурологии, экономике и других науках. Актуализируется проблема развития коммуникаций и в связи с интенсивной информатизацией различных сфер общественного уклада, внедрением в них информационно-коммуникационных технологий, развития социальных сетей и сети Интернет.
Коммуникационные процессы связаны с различными видами деятельности человека, одной из которых является управленческая деятельность. Во время коммуникаций формируются взаимосвязи между участниками деятельности, а управление коммуникациями регламентирует их содержание и процесс построения. Управление носит целенаправленный, системный характер и реализует такие функции как мотивация, координация, контроль, коррекция и т.д., что в совокупности обеспечивает эффективное взаимодействие между руководителем и подчиненными [31].
Развитие коммуникаций на сегодняшний день обусловлено разработкой алгоритмов и способов организационного общения и взаимодействий в человеческом обществе, быстрым появлением и обновлением современных технических средств и методов передачи информации, а также их интенсивным использованием. Это касается всех сфер жизнедеятельности человека, в том числе и системы образования и актуализирует проблему исследования коммуникаций в образовании [21].
Сегодняшняя ситуация в образовании характеризуется активными модернизационными процессами, вследствие которых меняются подходы к управлению образовательной организацией, происходит обновление системы управления, которая все больше становится ориентированной на создание в образовательной организации единого коммуникативного пространства и применение новых механизмов управления коммуникациями, обеспечивающих эффективное становление жизнеспособности личности обучающихся [33].
Кроме того, управление в образовательной организации коммуникативными процессами формирует ее репутацию в общественном сознании, осознанность и востребованность образовательных услуг со стороны потребителя и ее конкурентноспособность в целом.
Все вышесказанное позволяет заключить, что успешность функционирования и развития современной образовательной организации во многом зависит от внедрения в практику их управленческой деятельности новых форм и технологий управления коммуникациями.
Степень изученности проблемы исследования.
К проблеме управления коммуникациями в образовательной организации обращаются многие исследователи. Коммуникации как сферу человеческой деятельности изучали Л.А. Афанасьев, В.М. Березин, Л.М. Гончарова, Л.В. Куликова, Г.Г. Почепцов и др. Общие теоретические вопросы управления коммуникациями рассматривали А.С. Волков, О.И. Олейник, С.А. Паксюткин, Г.Я. Рубин и др. Проблеме управления коммуникациями в образовании уделяли внимание Т.М. Давыденко, Ю.А. Конаржевский, B.C. Лазарев, A.M. Моисеев, М.М. Поташник, В.П. Симонов, П.М. Третьяков, Т.И. Шамова и др.
Вместе с тем, при наличии достаточно большого количества исследований, проблема управления коммуникациями в образовательных организациях остается недостаточно разработанной.
Сказанное выше показывает, что в настоящее время в теории и практике управления образованием существует ряд противоречий между:
потребностью государства и общества в развивающихся образовательных организациях, обеспечивающих воспитание подрастающего поколения в соответствии с требованиями времени и недостаточным обновлением модели управления этой системой в плане формирования коммуникативного пространства;
потребностью образовательных организаций в эффективных социальных механизмах управления и недостаточно разработанными подходами к управлению коммуникациями;
повышающимся значением современных информационных технологий в управленческих процессах и преобладающим использованием традиционных каналов коммуникаций в управлении образовательной организацией.
Актуальность исследования и выделенные противоречия обусловили проблему исследования: Каковы возможности расширения методов коммуникаций в современной образовательной организации?
Обозначенные противоречия актуализирует тему исследования: «Управление коммуникациями в образовательной организации».
Цель исследования: обосновать организационные условия управления коммуникациями в образовательной организации.
Объект исследования: коммуникации в образовательной организации.
Предмет исследования: процесс управления коммуникациями в образовательной организации.
Гипотеза исследования: процесс управления коммуникациями в образовательной организации будет успешным, если будут реализованы следующие организационные условия:
применение комплексных информационных ресурсов, в том числе Интернет-порталов, сайтов, которые позволят осуществлять взаимодействия и устанавливать удаленную коммуникацию;
внедрение и развитие систем электронного документооборота, позволяющих объединять пространственно разобщенные рабочие места и пространственно разобщенных пользователей, в том числе тех, которые могут находиться в других городах.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность и виды коммуникаций.
2. Уточнить функции коммуникации в управлении организацией.
3. Провести анализ управления коммуникациями в образовательной организации.
4. Разработать и апробировать модель управления коммуникациями в образовательной организации.
5. Оценить эффективность реализованной модели управления коммуникациями в образовательной организации и предложить перспективные направления совершенствования.
Методологическая основа исследования: комплексный подход, опирающийся на принципы диалектики, историзма и системности, что дает возможность рассмотреть проблему управления коммуникациями в системе образования во взаимосвязи явлений общественного развития, благодаря чему обеспечивается единство исторического и логического, анализа и синтеза в познании исследуемого феномена.
Теоретическая основа исследования: работы отечественных и зарубежных философов, в которых рассмотрены различные аспекты коммуникации, особенности коммуникационных процессов в современных условиях развития цивилизации.
Методы исследования: анализ литературных и нормативно-правовых источников; контент-анализ документов, мониторинг текущего состояния коммуникаций, SWOT-анализ; разработка и проведение экспериментальной работы; осуществление анализа полученных данных.
Теоретическая значимость исследования: в исследовании проведен анализ применения современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе исследован вопрос функционирования систем электронной коммуникации (видеоконференцсвязи, социальных сетей, мессенджеров, систем электронного документооборота); разработана модель управления коммуникациями в образовательных организациях.
Практическая значимость заключается в формировании новой системы электронных коммуникаций в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион» МАУДО «ДТДиМ» для целей обеспечения удаленных (дистанционных) взаимодействий, а также в развитии групповых удаленных коммуникаций; в разработке рекомендаций для руководителей ОО по введению данного вида коммуникаций в образовательной организации.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Коммуникации в структурном подразделении не могут рассматриваться независимо от общей системы управления коммуникациями, особенно в линейно-функционально управляемых организациях. Поэтому механизм организационных коммуникаций в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион» может рассматриваться только в целом по организации, поскольку предлагаемые изменения в части образовательной работы не могут быть независимыми от общей информационной и организационной политики МАУДО «ДТДиМ».
2. Разработана модель организационных коммуникаций для Центра психолого-педагогической реабилитации детей «Орион», которая включает в себя следующие блоки: целевой (определяется целями и ориентирами управления коммуникациями в образовательной организации); содержательно-деятельностный (предполагает определение содержания нового типа коммуникаций в образовательной организации); организационного (определяющего организационные условия реализации нового типа коммуникаций) и результативного (оценка преобразований, утверждение наиболее эффективных методов коммуникации). Данная модель учитывает особенности традиционных коммуникаций, реализуемых в образовательной организации, и внедряемых электронных коммуникаций и позволяет объединить информационно-аналитический компонент деятельности образовательной организации, учебно-воспитательный и организационно-распорядительный компоненты. Модель позволяет осуществлять удаленные (межличностные, групповые и межгрупповые) коммуникации.
3. Организационными условиями управления коммуникациями в образовательной организации являются: применение комплексных информационных ресурсов, в том числе Интернет-порталов, сайтов, которые позволят осуществлять взаимодействия и устанавливать удаленную коммуникацию; внедрение и развитие систем электронного документооборота, позволяющих объединять пространственно разобщенные рабочие места и пространственно разобщенных пользователей, в том числе тех, которые могут находиться в других городах.
4. Использование электронных коммуникаций позволяет обеспечивать групповое дистанционное общение множества участников учебно-воспитательного процесса в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион». В этом смысле эффективно применение официального сайта образовательной организации, а также мессенджеров, социальных сетей и специализированных систем электронного документооборота.
Экспериментальная база исследования: Центр психолого-педагогической реабилитации детей «Орион» Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» г. Оренбурга (ЦППРД «Орион»).
Этапы исследования: Написание магистерской диссертации осуществлялось в течение 2018-2020 гг. поэтапно.
На первом этапе (сентябрь 2018 – август 2019) изучалась и анализировалась литература по проблеме исследования. Определялись методологические и теоретические основы исследования, формулировался научный аппарат исследования. Формировалась научно-методическая база для проведения экспериментальной работы.
На втором этапе (сентябрь 2019 – май 2020) проверялись основные выводы и положения в процессе экспериментальной работы; апробировалась модель управления коммуникациями в образовательной организации.
На третьем этапе (июнь – декабрь 2020) систематизировались и обобщались данные экспериментальной работы; формулировались общие выводы и оформлялись результаты исследования.
Структура работы: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Основное содержание работы изложено на 75 страницах, список литературы включает 61 источник.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абабков, Ю.Н. Маркетинговые коммуникации образовательного учреждения [Электронный ресурс] / Ю.Н. Абабков, Г.А. Павлова // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2010. – № 4 (6). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/marketingovye-kommunikatsii-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.
2. Автоматизированные системы обработки информации и управления в экономике: Учебник / А.Б. Николаев и др.; Под ред. А.Б. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 224 с.
3. Алешина, И.Н. Паблик рилейшинз для менеджеров и маркетологов / И.Н. Алешина. – М.: ГУ ВШЭ, 2017. – 196 с.
4. Алиев, В.С. Информационные технологии и системы финансового менеджмента: Учебное пособие / В.С. Алиев. – М.: Форум, ИНФРА-М, 2011. – 320 c.
5. Афанасьев, Л.А. Человек как объект коммуникации: универсальное и специфическое. Монография / Л.А. Афанасьев и др. – Воронеж, 2006. – 338 с.
6. Бакулев, Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. Учебное пособие / Г.П. Бакулев. – М.: Аспект пресс, 2016. – 176 c.
7. Барышников, Н.В. Основы профессиональной межкультурной коммуникации: Учебник / Н.В. Барышников. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 368 c.
8. Березин, В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации / В.М. Березин. – М.: Изд-во РУДН, 2015. – 183 с.
9. Бойко, В.Й. Искусство коммуникации / В.Й. Бойко. – М.: ДЕКОМ, 2014. – 508 c.
10. Волков, А.С. Принципы и модель управления коммуникациями в системе маркетинга фирмы [Электронный ресурс] / А.С. Волков // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. – 2012. – № 1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-i-model-upravleniya-kommunikatsiyami-v-sisteme-marketinga-firmy.
11. Вусик, И.В. Управление интегрированными маркетинговыми коммуникациями: дис. … канд. экон. наук : 08.00.05 / И.В. Вусик. – Москва, 2014. – 176 c.
12. Ганаева, Е.А. Образовательный маркетинг. Учебное пособие / Е.А Ганаева. – М.: Издательство СГУ, 2009. – 142 с.
13. Голова, А.Г. Интегрированные маркетинговые коммуникации / А.Г. Голова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2016. – № 6 . – С. 37-47.
14. Голубкова, Е.Н. Маркетинговые коммуникации / Е.Н. Голубкова. – М.: Трикста, 2015. – 165 с.
15. Гончарова, Л.М. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / Л.М. Гончарова и др. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 352 c.
16. Есина, А.С. Основы теории коммуникации / А.С. Есина, Е.Н. Арестова. – М.: КноРус, 2016. – 256 c.
17. Жарская, И.А. Система маркетинговых коммуникаций учреждения высшего образования: сочетание «классических» и «цифровых» инструментов / И.А. Жарская // Бизнес Информ. – 2019. – № 12 (503). – С. 438-446.
18. Землянская, Н.Б. Коммуникационная политика вуза и ее реализация в системе маркетинга образовательных услуг: дис. … канд. экон. наук : 08.00.05 / Н.Б. Землянская. – Москва, 2001. – 165 c.
19. Измайлова, Е.А. Формирование маркетинговой коммуникационной политики и позитивного имиджа вуза на рынке образовательных услуг: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Е.А. Измайлова. – СПб., 2005. – 159 c.
20. Ильина, И.А. Роль цифровых коммуникаций в образовании / И.А. Ильина // Современные тенденции и технологии развития потенциала регионов: Сборник статей первой Национальной научно-практической конференции. – СПб.: Издательство: Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, 2020. – С. 156-159.
21. Инновационный менеджмент: учебник / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 392 с.
22. Капкова, Е.Е. Сайт образовательной организации как канал маркетинговых коммуникаций школы [Электронный ресурс] / Е.Е. Капкова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбург. гос. ун-т. – Электрон. дан. – Оренбург: ОГУ, 2017. – Режим доступа: https://pandia.ru/text/80/257/25599.php
23. Кметь, Е.Б. Формирование эффективной коммуникационной политики высшего учебного заведения: дис. … канд. экон. наук : 08.00.05 / Е.Б. Кметь. – Владивосток, 2006. – 209 c.
24. Костомаров, М.Н. Коммуникации как среда реализации функций информационного менеджмента / М.Н. Костомаров // Управление персоналом. – 2017. – № 12. – С. 59-62.
25. Куликова, Л.В. Межкультурная коммуникация: теоретические и прикладные аспекты. Монография / Л.В. Куликова // Красноярск: РИО НУ, 2004. – 268 с.
26. Максимова, А.А. Основы педагогической коммуникации: Учебное пособие / А.А. Максимова. – М.: Флинта, 2015. – 168 c.
27. Мани, И.Б. Система маркетинговых коммуникаций / И.Б. Мани // Маркетинг. – 2010. – № 3. – С. 56-62.
28. Матвиевская, Е.Г. Подготовка руководителей образовательных организаций в системе дополнительного профессионального образования к эффективному управлению ресурсами: культурно-антропологический подход [Электронный ресурс] / Е.Г. Матвиевская, Е.А. Ганаева, С.В. Масловская // Вестник ЮУрГГПУ. – 2016. – № 9. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-rukovoditeley-obrazovatelnyh-organizatsiy-v-sisteme-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-k-effektivnomu.
29. Москвитин, Г.И. Совершенствование управлениями коммуникациями в организации / Г.И. Москвитин, О.В. Вершинина, Л.А. Лето // Вестник московского гуманитарно-экономического института. – 2020. – № 2. – С. 201-210.
30. Мэскалл, Б. Ключевые слова в средствах массовой информации / Б. Мэскалл. – М.: АСТ, 2013. – 272 c.
31. Назаров, М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования / М.М. Назаров. – М.: Либроком, 2014. – 360 c.
32. Нахимова, Е.А. Основы теории коммуникации: Учебное пособие, стер / Е.А. Нахимова, А.П. Чудинов. – М.: Флинта, 2015. – 164 c.
33. Об образовании в Российской Федерации: новый федеральный закон № 273-ФЗ: принят 21 декабря 2012 года. – М.: Проспект, 2014. – 160 с.
34. Олейник, И.Л. Роль деловых коммуникаций в управлении организацией / И.Л. Олейник // Экономика, управление и право в современных условиях: Межвузовский сборник статей. Под общей редакцией М.М. Матвеевой. Тольятти, 2020. – Тольятти: Издательство: Автономная Некоммерческая Организация «Институт судебной строительно-технической экспертизы», 2020. – С. 74-77.
35. Паксюткин, С.А. Управление инструментами маркетинговых коммуникаций на примере управления рекламой / С.А. Паксюткин // The scientific heritage. – 2020. – № 47-7 (47). – С. 30-32.
36. Петряева, А.В. Коммуникация как функция управления организацией / А.В. Петряева // Сборник статей по результатам Всероссийской научно-практической конференции, 19 июня 2020 года, г. Оренбург, ФГБОУ ВО «ОГПУ». Оренбург: ООО «Агенство Пресса», 2020 г. – С. 329-336.
37. Пинегина, И.Т. Оценка эффективности коммуникаций в управлении организацией: монография / И.Т. Пинегина, Я.А. Хандога. – Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2020. – 97 с.
38. Почепцов, Г.Г. Коммуникативные технологии XX века / Г.Г. Почепцов. – М.: Логос, 2016. – 142 с.
39. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. – М.: Логос, 2016. – 160 с.
40. Пуряев, А.В. Роль коммуникаций в деятельности образовательной организации (на примере Кемеровского госуниверситета) / А.В. Пуряев, Е.А. Морозова // Экономика, управление и финансы: современные теории и практические разработки: Сборник научных трудов по материалам III Международного экономического форума молодых ученых, 2017. – С. 231-244.
41. Пушкарев, Ю.В., Пушкарева, Е.А. Виртуализация социальной коммуникации в образовании: ценностные основания информационного развития / Ю.В. Пушкарев, Е.А. Пушкарева // Science for education today. – 2020. – № 10. – С. 73-90.
42. Романов, А.А. Массовые коммуникации / А.А. Романов, Г.А. Васильев. – М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2013. – 240 c.
43. Рубин, Г.Я. Оценка эффективности деятельности по управлению организационными коммуникациями [Электронный ресурс] / Г.Я. Рубин, Е.С. Суровцева // Организатор производства. – 2009. – № 4. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-deyatelnosti-po-upravleniyu-organizatsionnymi-kommunikatsiyami.
44. Рябков, О.А. Современная коммуникационная политика образовательных организаций / О.А. Рябков, Н.В. Рябкова // Вестник МГОУ. Серия «Экономика». – 2014. – № 4. – С. 21-29.
45. Словарь иностранных слов – 15-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1988. – 608 с.
46. Соколов, A.B. Общая теория социальной коммуникации / A.B. Соколов. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 461 с.
47. Солошенко, Л.А. Управление коммуникациями в системе образования: дис. … канд. филос. наук : 09.00.11 / Л.А. Солошенко. – Н. Новгород, 2005. – 180 с.
48. Социальная информациология: Словарь / Сост. Л.И. Мухамедова; Под общ. ред. В.Д. Попова. – М.: Изд-во РАГС, 2006. – 278 с.
49. Суровцева, Е.С. Комплексная методика измерения организационных коммуникаций [Электронный ресурс] / Е.С. Суровцева // Научный журнал КубГАУ – Scientific Journal of KubSAU. – 2007. – № 33. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnaya-metodika-izmereniya-organizatsionnyh-kommunikatsiy-1.
50. Сучкова, Е.Е. Совершенствование коммуникационного взаимодействия в управлении персоналом: дис. … канд. экон. наук : 08.00.05 / Е.Е. Сучкова. – Курск, 2018. – 160 с.
51. Тамошина, Г.И. Составные элементы маркетинговых коммуникаций [Электронный ресурс] / Г.И. Тамошина, Т.С. Бавыкина // Вестник ВГУИТ. – 2012. – № 1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sostavnye-elementy-marketingovyh-kommunikatsiy.
52. Тарасов, Е.Ф. К построению теории речевой коммуникации / Е.Ф. Тарасов // Теоретические и прикладные проблемы речевого общения: сб. науч. ст. – М., 1979. – С. 9-86.
53. Усынин, В.В. Коммуникации как фактор эффективного управления субмуниципальной образовательной системой [Электронный ресурс] / В.В. Усынин // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 7. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikatsii-kak-faktor-effektivnogo-upravleniya-submunitsipalnoy-obrazovatelnoy-sistemoy.
54. Фирова, И.П. Коммуникации в управлении современным предприятием / И.П. Фирова и др.; под ред. М.М. Глазова. – СПб.: Типография ООО «Турусел», 2020. – 128 с.
55. Цурикова, Л.В. Проблема естественности дискурса в социальной коммуникации / Л.В. Цурикова. – Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 2002. – 256 с.
56. Чарыкова, О.Н. Основы теории языка и коммуникации: Учебное пособие для бакалавров / О.Н. Чарыкова, З.Д. Попова, И.А. Стернин. – М.: Флинта, 2012. – 312 c.
57. Череповская, Н.А. Коммуникации как инструмент эффективного управления / Н.А. Череповская // Проблемы теории и практики управления. – 2020. – № 9. – С. 123-138.
58. Шарков, Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации: Учебник / Ф.И. Шарков. – М.: Дашков и К, 2013. – 488 c.
59. Шунейко, А.А. Основы успешной коммуникации: Учебное пособие / А.А. Шунейко, И.А. Авдеенко. – М.: Флинта, 2016. – 192 с.
60. Язык и массовая коммуникация: Социолингвистическое исследование. – М.: Наука, 1984. – 277 с.
61. Якунин, Д.А. Исследование понятия и форм маркетинговых коммуникаций [Электронный ресурс] / Д.А. Якунин // ТДР. – 2009. – № 7. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-ponyatiya-i-form-marketingovyh-kommunikatsiy.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!