Управление методической работой в образовательной организации в условиях внедрения профстандартов
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1 Теоретические основы управления методической
работой в образовательной организации в условиях внедрения профстандартов……………………………………………………………10
1.1 Сущность и содержание управления методической работой
в образовательной организации……………………………………10
1.2 Профессиональный стандарт педагога как условие его
профессионального роста………..…………………………………21
1.3 Организационная модель управления методической работой
в образовательной организации в условиях внедрения
профстандартов………………………………………………………………..28
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по управлению
методической работой в МОБУ Бурунчинская СОШ в
условиях внедрения профстандартов………………………………36
2.1 Анализ действующей системы управления методической
работой в МОБУ Бурунчинская СОШ……………………………….36
2.2 Опыт реализации организационной модели управления
методической работой в МОБУ Бурунчинская СОШ……………..51
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы…… 59
Заключение………………………………………………………………… 65
Список литературы………………………………………………………. 69
Приложения……………………………………………………………….. 77
– Приложение А Протокол наблюдения за педагогической деятельностью………………………………………………………………77
– Приложение Б Содержание методической поддержки и
сопровождения педагогов…………………………………………………79
Актуальность исследования. В настоящее время российская система образования находится в стадии стремительного обновления, импульсом которому послужили, с одной стороны, процессы реформирования общества в целом, а с другой – логика развития самой образовательной системы. Модернизация образования, обновление всех компонентов образовательного процесса повысили планку требований к педагогическим работникам. Сегодня педагог должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи. В соответствии с этим, одним из основных направлений модернизации системы общего образования, повышения его качества и эффективности в решении образовательных задач является кадровое обеспечение образовательного процесса и уровень профессионализма педагогов. Не случайно во всех стратегических документах, определяющих развитие образования на длительный период, особое внимание уделяется повышению профессионализма педагогов на протяжении всей педагогической деятельности. В связи с этим особое место в системе непрерывного образования педагогических работников принадлежит методической работе, организуемой внутри общеобразовательного учреждения.
Стратегически важным решением в ходе реформирования системы образования была реализация дорожной карты по формированию условий эффективной деятельности образовательных организаций по всей территории Российской Федерации. Основным концептом изменений был пересмотр предъявляемых требований к участникам образовательного процесса в рамках реализации нового формата профессионального стандарта педагога как инструмента исполнения этих требований.
Главной особенностью методической работы, отличающей ее от других способов повышения квалификации, является взаимосвязь повседневной педагогической деятельности с решением конкретных проблем, выдвигаемых образовательным процессом. Поэтому перед руководителем конкретного образовательного учреждения стоит серьезная проблема не просто выбора собственного варианта внутрикорпоративного методического сопровождения педагогов, а обеспечения его перевода в инновационный статус, обеспечивающий высокий уровень соответствия педагогов требованиям профессионального стандарта. Для того чтобы обеспечить эффективность управления качеством методической работой, необходимо тщательно отслеживать осуществляемый процесс, при необходимости вносить коррективы в содержание и действия всех субъектов. Таким образом, руководители школы испытывают потребность в осуществлении управления методической работой в условиях внедрения профстандартов.
Степень изученности проблемы исследования.
Проблема организации методической работы в образовательных учреждениях не нова и рассматривалась различными исследователями.
Инновационные подходы к организации методической работы в образовательной организации изучали С.К. Абдуллина, В.В. Ворошилов, Г.В. Головин, О.Ю. Заславская, Л.П. Ильенко, В.М. Лизинский, Т.Н. Макарова, Н.В. Немова. Андрагогический подход к организации методической работы в образовательной организации разрабатывали Т.Г. Браже, И.О. Вербицкая, С.Т. Вершловский, СИ. Змеев, A.M. Новиков.
Особое значение в рамках данного исследования представляют исследования, связанные с пониманием сущности методической работы (Е.В. Блохина, В.И. Дружинин, С.А. Ивлев, С.Г. Молчанов), управлением ею в условиях образовательного учреждения (И.И. Бурлакова, К.С. Буров, Л.П. Ильенко, Н.В. Немова, И.В. Никишина, М.М. Поташник, Л.И. Шадрина,), а также интеграции подготовки и сопровождения педагогов к внедрению профессионального стандарта в системе методической работы (О.А. Бекетова, Е.Э. Воропаева, И.О. Котлярова, Г.И. Оглоблина и др.).
Обозначенные выше исследования показывают, что потребность в организации методической работы в образовательном учреждении сохраняется и достаточно актуальна, но возрастает необходимость пересмотра ее содержания и форм деятельности с учетом требований профстандартов. Меняется позиция участников методической работы. Учитель становится активным субъектом организуемых методических мероприятий. В связи с этим, необходим поиск разноплановых форм методического сопровождения, предполагающие высокую степень активности всех ее субъектов и личную заинтересованность педагогов к профессиональному совершенствованию, росту и развитию. Кардинальные изменения происходят и в управлении методической работой в условиях образовательного учреждения, что требует проведение дополнительных исследований.
Таким образом, в современной практике управления методической работой в образовательной организации существует ряд противоречий, которые требуют разрешения:
между необходимостью быстрой адаптации системы методической работы к изменяющимся условиям современного образования и инертностью механизмов управления методической работой;
между необходимостью обеспечения условий для методического обеспечения внедрения профстандартов и ограниченными возможностями существующей традиционной системы методической работы;
между изменением роли методических общностей в развитии образовательной организации, усложнением содержания их деятельности и недостаточной подготовленностью руководителей методических подразделений к эффективному управлению методической работой.
Разрешение данных противоречий составило проблему исследования.
В соответствии с обозначенной проблемой сформулирована тема исследования: «Управление методической работой в образовательной организации в условиях внедрения профстандартов».
Цель исследования: разработать и апробировать организационную модель управления методической работой в образовательной организации в условиях внедрения профессиональных стандартов.
Объект исследования: система методической работы в образовательной организации.
Предмет исследования: процесс управления методической работой в образовательной организации в условиях внедрения профстандартов.
Гипотеза исследования: процесс управления методической работой в образовательной организации в условиях внедрения профстандартов будет эффективным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
целенаправленность и непрерывность внутрикорпоративного методического сопровождения и поддержки педагогов в условиях образовательного учреждения, обеспечивающие каждому педагогу возможность постоянно оттачивать свои педагогические компетентности;
приоритетность активной субъект-субъектной позиции во взаимодействии между учителями в процессе совместной деятельности в рамках методической работы;
перераспределение ролевых позиций при решении профессиональных задач.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и содержание методической работы в образовательной организации, особенности управления ею.
2. Изучить основные положения профессионального стандарта педагога как условия профессионального роста педагога.
3. Разработать организационную модель управления методической работой в образовательной организации в условиях внедрения профстандартов.
4. Опытно-экспериментальным путем апробировать организационную модель управления методической работой на примере МОБУ Бурунчинская СОШ.
Методологическая основа исследования:
системный подход, раскрывающий управление методической работой как целостный и сложноорганизованный процесс (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, В.С. Степин, Ю.Г. Юдин и др.);
компетентностный подход, позволяющий рассматривать управление методической работой как аспект профессионального роста педагога в условиях внедрения профессионального стандарта (В.А. Адольф, В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской и др.);
личностно-деятельностный подход, способствующий рассмотрению процесса управление методической работой с учетом возможностей и потребностей педагогов и их активного включения в методическое направление профессионально-педагогической деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Д.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн и др.);
Теоретическая основа исследования:
исследования по проблемам организации методической работы в образовательных учреждениях (В.В. Краевский, А.К. Маркова, Л.М. Митина, A.M. Моисеев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова);
проблемы развития внутришкольной системы методической работы, обучения и повышения квалификации педагогических кадров образовательного учреждения (Т.М. Давыденко, В.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, СВ. Кульневич, B.C. Лазарев, В.М. Лизинский, A.M. Моисеев, М.М. Поташник, В.П. Симонов, Р.Г. Чуракова).
вопросы введения профессионального стандарта педагога (А.А. Антонова, И.М. Клименко, А.В. Коптелов, Г.Ф. Магасумова, О.Х. Мирошникова, Н.Е. Попова, Б.Е. Стариченко и др.).
Методы исследования: анализ философской, управленческой и психолого-педагогической литературы; разработка и проведение экспериментальной работы; анкетирование, интервьюирование, диагностические методики; сравнительный анализ данных, описание результатов и окончательное оформление работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке в в обосновании содержания методической работы в условиях внедрения профстандартов, в разработке организационной модели управления методической работой в общеобразовательной организации.
Практическая значимость состоит в том, что разработанная модель управления методической работой в условиях перехода на профессиональный стандарт педагога и организационно-педагогические условия ее реализации могут быть внедрены в деятельность общеобразовательного учреждения.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Методическая работа в образовательной организации представляет собой процесс изменения внутренних условий развития образовательного учреждения в соответствии с изменением внешних условий развития системы образования, который имеет целью постоянное обновление набора качественных образовательных услуг в зависимости от запроса государства и общества и систематическое совершенствование профессионализма педагогических кадров для предоставления данных услуг.
2. Управление методической работой предполагает целостность двух подсистем: методической работы, учитывающей не только приоритетные направления в системе образовании, но и профессиональные интересы и потребности педагогического коллектива; управленческой деятельности, предполагающей последовательность и продуманность методического сопровождения профессионально-педагогической деятельности коллектива в условиях внедрения профстандартов.
3. Модель управления методической работой в образовательной организации опирается на системный, компетентностный и личностно-деятельностный подходы, строится на принципах приоритетности практико-ориентированных форм внутрикорпоративного обучения; гибкости методического сопровождения; персонифицированного сопровождения педагогов и ориентирована на построение персонального пространства профессионально-личностного развития и саморазвития каждого педагога в соответствии с требованиями профстандартов.
4. Организационно-педагогическими условиями управления методической работой в образовательной организации выступают: целенаправленность и непрерывность внутрикорпоративного методического сопровождения и поддержки педагогов в условиях образовательного учреждения, обеспечивающие каждому педагогу возможность постоянно оттачивать свои педагогические компетентности; приоритетность активной субъект-субъектной позиции во взаимодействии между учителями в процессе совместной деятельности в рамках методической работы; перераспределение ролевых позиций при решении профессиональных задач.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Бурунчинская СОШ» Саракташского района Оренбургской области.
Этапы исследования: Исследовательская работа проводилась поэтапно в течение 2019-2021 гг.
На первом этапе (сентябрь 2019 – август 2020) изучалась и анализировалась литература по проблеме исследования. Определялись методологические и теоретические основы исследования, формулировался научный аппарат исследования. Формировалась научно-методическая база для проведения экспериментальной работы.
На втором этапе (сентябрь 2020 – май 2021) проверялись основные выводы и положения в процессе экспериментальной работы; апробировалась модель управления методической работы в образовательной организации в условиях перехода на профессиональный стандарт педагога.
На третьем этапе (июнь – декабрь 2021) систематизировались и обобщались данные экспериментальной работы; формулировались общие выводы и оформлялись результаты исследования.
Структура работы: Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения, списка литературы и приложений. Основное содержание работы изложено на 76 страницах, список литературы включает 66 источников.
1. Абдурахмонова, Н.С. Методическая работа в образовательном учреждении: организация, содержание, эффективность [Электронный ресурс] / Н.С. Абдурахмонова // Школьная педагогика. – 2015. – № 2. – С. 17-19. – Режим доступа: https://moluch.ru/th/2/archive/8/238/
2. Адольф, В.А. Профессиональные задачи как целевой вектор реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] / В.А. Адольф, Н.Ф. Яковлева // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2016. – № 1 (35). – Режим доступа: https https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-zadachi-kak-tselevoy-vektor-realizatsii-kompetentnostnogo-podhoda-v-obrazovanii.
3. Антонова, А.В. Профессиональный стандарт педагога: новые требования и квалификационные характеристики современного учителя / А.В. Антонова, И.М. Клименко // Педагогическое образование в России. – 2014. – №6. – С.81-86.
4. Бережнова, Л.Н. Содержание и технология мониторинга, определяющие уровень профессиональной компетентности учителя / Л.Н. Бережнова, С.И. Назарова // Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования : сб. науч. ст. / под общ. ред. И.И. Соколовой, Т.А. Каплунович. – СПб.: Филиал ФГБНУ ИУО РАО в СПб, 2016. – С. 108-118.
5. Блохина, Е.В. Методическая работа: понятие, сущность, управление / Е.В. Блохина. – Курган, 2003. – 34 с.
6. Бобровникова, Е.Р. Научно-методическое сопровождение деятельности современного учителя / Е.Р. Бобровникова, С.Л. Фоменко // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 2. – С. 49-53.
7. Бородкина, Н.В. Тьюторское сопровождение профессионального развития педагога: учебно-методическое пособие / Н.В. Бородкина, А.В. Золотарева и др. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. – 326 с.
8. Буркова, Р.Р. Управление методической работой в школе на основе праксеологического подхода [Электронный ресурс] / Р.Р. Буркова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 40-44. – Режим доступа: https http://e-koncept.ru/2017/770809
9. Бурлакова, И.И. Технологические основы системы управления качеством подготовки учителя: монография / И.И. Бурлакова. – Москва: Российский новый университет, 2014. – 288 c.
10. Буров, К.С. Направленность управления методической работой на обеспечение качества образовательного процесса / К.С. Буров // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки», 2013. – Том 5, № 1. – С. 105-114.
11. Буров, К.С. Управление методической работой в образовательном учреждении: учебное пособие / К. С. Буров. – Челябинск: Цицеро, 2012. – 47 с.
12. Василенко, Н.В. Структура, содержание и формы методической работы в образовательном учреждении / Н.В. Василенко // Все для администратора школы. – 2015. – № 6 (42). – С. 2-32.
13. Волкова, Я.Ю. Аспекты внедрения профстандарта «Педагог» / Я.Ю. Волкова // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. – 2019. – № 14. – С. 8-10.
14. Воропаева, Е.Э. Методическое сопровождение совершенствования готовности педагога к инновационной деятельности [Электронный ресурс] / Е.Э. Воропаева // Научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2014. – № 101. – С. 1344-1356. – Режим доступа: https https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskoe-soprovozhdenie sovershenstvovaniya-gotovnosti-pedagoga-k-innovatsionnoy-deyatelnosti
15. Гладик, Н.В. Внутришкольное управление научно-методической работой: история, теория, технологии / Н.В. Гладик. – Москва: 5 за знания, 2008. – 208 с.
16. Гринин, Л.Е. Профессиональный стандарт педагога. Индивидуальный образовательный маршрут педагога / Л.Е. Гринин, Н.Е. Волкова-Алексеева. – Волгоград: Учитель, 2015. – 244 с.
17. Дружинин, В.И. Методическая работа в образовательном учреждении / В.И. Дружинин. – Курган: ИРОСТ, 2011. – 138 с.
18. Зайцева, Н.В. Организация методической работы в школе / Н.В. Зайцева // Управление современной школой. Завуч. – 2015. – № 3. – С. 39-97.
19. Зотова, С.С. Управленческий цикл и профессиональный стандарт / С.С. Зотова // Вестник педагогического опыта. – 2019. – № 46. – С. 19-21.
20. Ивлев, С.А. Методическая работа в образовательном учреждении / С.А. Ивлев. – Москва, 2014. – 48 с.
21. Ильенко, Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях / Л.П. Ильенко. – Москва: АРКТИ, 2003. – 90 с.
22. Кашапов, М.М. Профессиональное становление педагога. Психолого-акмеологические основы / М.М. Кашапов, Т.В. Огородова. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 183 с.
23. Кобякова, Н.Н. Система организации методической работы в условиях концептуальных изменений в образовании / Н.Н. Кобякова // Перспективы развития современного образования: от дошкольного до высшего: сборник статей Девятых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами / Отв. ред. С.Г Воровщиков, О.А. Шклярова. В 2 ч. Ч. 2. – Москва: МПГУ, 2017. – C. 400-405.
24. Ковальчук, О.В. Методическая работа в школе: новый формат / О.В. Ковальчук, В.С. Кошкина // Человек и образование. – 2020. – № 3 (64). – С. 16-21.
25. Кульневич, С.В. Организация и содержание методической работы / С.В. Кульневич, В.И. Гончарова, Т.П. Лакоценина // Управление современной школой. Выпуск 2. – Ростова-н/Д.: Учитель, 2003. – 288 с.
26. Лизинский, В.М. О методической работе в школе / В.М. Лизинский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 160 с.
27. Магасумова, Г.Ф. Подготовка к введению профессионального стандарта «Педагог» в образовательной организации (управленческий аспект) / Г.Ф. Магасумова, А.В. Коптелов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2016. – № 2 (27). – С. 5-16.
28. Мазурина, М.А. Подходы к исследованию методической работы педагогов [Электронный ресурс] / М.А. Мазурина, С.Н. Юревич // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5 (2). – Режим доступа: https http://eduherald.ru/ru/article/ view?id=15673
29. Макарова, Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе / Т.Н. Макарова. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2019. – 160 с.
30. Махмудова, Ш.Ф.Г. Основные формы организации методической работы в школе / Ш.Ф.Г. Махмудова // Студенческий вестник. – 2020. – № 14-1 (112). – С. 54-56.
31. Методическое сопровождение профессионального развития учителя обществознания / под. ред. Л.Е. Гринина, Н.Е. Волковой-Алексеевой. – Волгоград: Учитель, 2019. – 173 с.
32. Миронов, А.В. Методическое обеспечение образовательного процесса: пособие для магистрантов / А.В. Миронов. – Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2016. – 95 c.
33. Мирошникова, О.Х. Профессиональный стандарт педагога: международный опыт и региональные компоненты / О.Х. Мирошникова // Интернет-журнал Науковедение. – 2015. – №3 (28). – С. 164-175.
34. Молодых, Е.Н. Современные формы методической работы в школе в условиях реализации ФГОС общего образования: инструменты и технологии / Е.Н. Молодых // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. – № 2 (38). – С. 105-118.
35. Морозова, О.Ю. Управление методической работой как фактор обеспечения качества образовательного процесса [Электронный ресурс] / О.Ю. Морозова. – Режим доступа: https http://docplayer.ru/62826554-Upravlenie-metodicheskoy-rabotoy-kak-faktor-obespecheniya-kachestva-obrazovatelnogo-processa.html
36. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: Монография / М.Н. Певзнер и др.; под ред. М.Н. Певзнера, О.М. Зайченко. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. – 316 с.
37. Некрасов, А.Ю. Проектный подход к организации методической работы в школе: инновационный педагогический проект (Модуль проекта «Системная модернизация методической работы в школе в условиях ФГОС») / А.Ю. Некрасов, Т.Б. Харисов; НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования». – Казань: Школа, 2018. – 55 с.
38. Нефедова, Ю.В. Научно-методическое сопровождение деятельности педагога в современной школе: / Ю.В. Нефедова, Е.В. Журавлева // Вестник ТОГИРРО. – 2015. – № 1 (31). – С. 342-344.
39. Никишина, И.В. Технология управления методической работой в образовательном учреждении / И.В. Никишина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 126 с.
40. Об образовании в Российской Федерации: новый федеральный закон № 273-ФЗ: принят 21 декабря 2012 года. – М.: Проспект, 2014. – 160 с.
41. Пашкевич, А.В. Мониторинг профессиональной компетентности педагога ОУ / А.В. Пашкевич. – Волгоград: Учитель, 2016. – 342 с.
42. Петренко, А.А. Проектирование научно-методической деятельности в образовательном учреждении / А.А. Петренко. – Рязань: РИРО, 2010. – 80 с.
43. Подушкина, И.М. Формирование методической политики общеобразовательного учреждения / И.М. Подушкина. – Курск: Наука-Пресса, 2016. – 325 с.
44. Попова, Н.Е. Профессиональный стандарт «Педагог»: от теории к практике / Н.Е. Попова, О.А. Еремина // Педагогическое образование в России. – 2017. – №3. – С.15-21.
45. Приказ Министерства труда и соцзащиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: зарегистрирован Минюстом 06.12.2013, рег. № 30550 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html.
46. Пустовалова, В.В. Оценка результатов методической работы / В.В. Пустовалова. – Томск: Информационно-методический центр, 2015. – 92 с.
47. Решетников, В.Г. Организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка деятельности педагогов в условиях модернизации образования / В.Г. Решетников // Омский научный вестник. – 2013. – № 5 (122). – С. 174-177.
48. Ривкин, Е.Ю. Профессиональный стандарт педагога. Развитие ценностных компетенций / Е.Ю. Ривкин. – Волгоград: Учитель, 2015. – 268 с.
49. Сангаджиева, Н.В. Управление методической работой образовательной организации в современных условиях / Н.В. Сангаджиева // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2019. – № 1(10). – С. 56-60.
50. Сафина, З.Н. Компетентностный подход в образовании взрослых / З.Н. Сафина // Материалы международной научно-практической конференции «Образование взрослых: глобальный диалог». – СПб.: РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге», 2003. – С. 26-29.
51. Святина, М.А. Пропедевтика и применение профессионального стандарта «педагог»: история и современность / М.А. Святина // Учебный год. – 2019. – № 4 (57). – С. 63-66.
52. Скриптунова, Е.А. Методика расчета индекса вовлеченности персонала [Электронный ресурс] / Е.А. Скриптунова // Управление человеческим потенциалом. – 2010. – № 2. – С.97-109. – Режим доступа: https https://grebennikon.ru/article-5bnb.html
53. Суходубова, Н.А. Эффективные формы методической работы на современном этапе в условиях школы / Н.А. Суходубова // Научный аспект. – 2019. – Т. 4. – № 1. – С. 367-373.
54. Тоистева, О.С. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации [Электронный ресурс] / О.С. Тоистева // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 2. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sistemno-deyatelnostnyy-podhod-suschnostnaya-harakteristika-i-printsipy-realizatsii-1
55. Томилина, И.В. Внутришкольная программа научно-методического сопровождения деятельности педагога в условиях современной школы / И.В. Томилина // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2015. – № 2 (4). – С. 41-43.
56. Урусова, З.М. Личностно-ориентированный подход как стратегия современного образовательного процесса [Электронный ресурс] / З.М. Урусова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2013. – № 2. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-orientirovannyy-podhod-kak-strategiya-sovremennogo-obrazovatelnogo-protsessa
57. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Майнулов. – М.: Изл-во Ин-та Психотерапии, 2018. – 488 с.
58. Фиалкина, Т.В. Методическое сопровождение профессионализации педагога на основе индивидуального образовательного маршрута / Т.В. Фиалкина // Пермский педагогический журнал. – 2014. – № 5. – С. 31-37.
59. Филимонюк, Л.А. Инновационные подходы в управлении методической работой / Л.А. Филимонюк // Новая наука: теоретический и практический взгляд. – 2016. – № 10 (1). – С. 93-99.
60. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
61. Чикурова, М.В. Организация методической работы в школе в условиях введения ФГОС: методическое пособие / М.В. Чикурова. – Ижевск: Изд-во ИПК и ПРО УР, 2012. – 67 с.
62. Чурилова, О.Л. Совершенствование учебно-методической работы в школе в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога / О.Л. Чурилова // Педагогический поиск. – 2017. – № 6. – С. 2-6.
63. Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста. Инновационная подготовка и компетентностный подход / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 8. – С. 26-31.
64. Шадрина, Л.И. Управление методической работой в профессиональной образовательной организации: монография / Л.И. Шадрина, А.И. Павлова. – Тамбов : ООО «Консалтинговая компания Юком», 2017. – 148 с.
65. Щебетюк, В.В. Система оценки профессиональной компетентности педагога на основе профессионального стандарта [Электронный ресурс] / В.В. Щебетюк, Д.А. Попов, И.В. Тесленко // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – Режим доступа: http://scienceforum.ru/2015/article/2015008817″>http://scienceforum.ru/2015/article/2015008817
66. Ямбург, Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? / Е.А. Ямбург. – М.: Просвещение, 2014. – 176 с.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!