Вентильно-индукторный электропривод электромобиля

Иванов, Василий Николаевич Отделение электроэнергетики и электротехники (ОЭЭ)
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Объектом исследования является тяговый вентильно-индукторный электропривод электромобиля, анализ методов и принципов управления вентильно-индукторным электроприводом аэлектромобиля. В работе приведена имитационная модель вентильно-индукторного электропривода для исследования аварийных и неполнофазных режимов работы аэлектромобиля, разработка функциональных и структурных схем вентильно-индукторного электропривода электромобиля.

Вентильный индукторный двигатель (в англоязычной литературе
используется термин switched reluctance motor) – это индукторная
синхронная машина, которая преобразует энергию путём изменения
индуктивности обмоток, располагающихся на зубцах статора, во время
перемещения относительно них зубцов магнитопровода ротора. Питание к
ВИД поступает от коммутатора, который поочередно переключает обмотки
двигателя соответственно перемещению ротора. Управление коммутатором
ВИД происходит посредством микропроцессора.
ВИД представляет собой сложную комплексную систему, в которой
совместно работают различные по своей физической природе элементы. Для
успешного проектирования таких систем необходимы глубокие знания в
области механики и конструирования машин, электромеханики, электроники
и микропроцессорной техники.
Несмотря на то, что интенсивные работы по изучению и исследованию
систем электропривода с ВИД ведутся на протяжении уже двух десятилетий,
устоявшейся терминологии для обозначения самого объекта исследования до
сих пор нет. В данной работе используется термин “вентильно-индукторный
двигатель”.
Перспективность ВИД проявилась в 80-х годах ХХ века благодаря
бурному развитию технологий электронной промышленности и, в первую
очередь, силовой электроники. Большой качественный скачок в этом
направлении позволил промышленности приступить к серийному выпуску
новой элементной базы, обладающей высокими показателями по
быстродействию и предельным параметрам. Дальнейший прогресс в области
информационных технологий и компьютерной техники, наблюдающийся с
90-х годов XX века, окончательно определил место ВИД в ряду современных
и перспективных ЭМ для систем электропривода нового поколения,
позволил реализовать сложные алгоритмы управления, применить для их
создания компьютерные системы автоматизированного проектирования.
Современный ВИД представляет собой электродвигатель, работающий
совместно с электронным преобразователем, выполненным по интегральной
технологии, и микропроцессором, позволяющим осуществить оптимальное
управление двигателем с максимальными показателями качества
преобразования энергии и датчиком положения ротора.
Однако, как и любое техническое устройство, ВИД имеет и
достоинства, и недостатки.
К достоинствам ВИД следует отнести надежность и простоту
конструкции, возможность получения как сверхвысоких, так и сверхнизких
частот вращения, что, с одной стороны, во многом обуславливается
механической прочностью ротора двигателя и тем, что двигатель лишен
скользящих контактов, с другой, – электромагнитной редукцией частоты
вращения в ВИД и наличием гибкой системы управления. Как правило, ротор
ВИД обладает малым моментом инерции, что позитивно отражается на
динамике его работы. ВИД способен сохранять работоспособность даже в
суровых условиях окружающей среды в диапазоне изменения нагрузок,
начиная от холостого хода и заканчивая коротким замыканием. Простая
конструкция магнитной системы ВИД и сосредоточенные обмотки,
существенно упрощающие обмоточный процесс, делают устройство
двигателя технологичным и относительно дешевым, в сравнении с
аналогами, кроме того интегральное исполнение составляющих системы
управления заметно улучшает массогабаритные показатели машины.
ВИД обладают достаточно широким диапазоном плавного управления
частотой вращения ротора, хорошими динамическими и регулировочными
характеристиками, а также более чем удовлетворительными энергетическими
показателями. Микропроцессорная система управления ВИД дает
возможность использовать оптимальные алгоритмы управления двигателем в
соответствии с заданным режимом и осуществлять диагностику состояния
всех частей системы электропривода.
К недостаткам ВИД относят повышенный уровень шумов и вибраций,
которые возникают из-за пульсаций вращающего момента и действия
радиальных сил магнитного притяжения. Необходимость в датчике
положения ротора также считается одним из недостатков ВИД. Можно
отметить и более высокие отходы электротехнической стали, используемой
при штамповке магнитопровода двигателя, являющиеся следствием
двухсторонней зубчатости сердечников. Во время работы ВИД напряжения и
токи в фазах изменяются по законам, отличающимся от синусоидальных,
следовательно, для соблюдения требований, которые предъявляются к
потребителям электроэнергии по отдаче высших гармоник в сеть, существует
необходимость в установке фильтрующих устройств.
Однако следует заметить, что в настоящее время многие из указанных
недостатков успешно устраняются: применяются методы косвенного
определения положения ротора (бездатчиковое управление), благодаря чему
из состава ВИД исключается механический датчик положения, а шумы и
вибрации могут быть минимизированы выбором оптимального алгоритма
управления и детальным профилированием зубцовой зоны.
В последние годы на базе конструкции ВИД часто проектируют
приводы прямого действия (direct drive), т. е. приводы, в которых ЭМ
непосредственно встроена в рабочий орган исполнительного механизма с
целью максимального сокращения промежуточных кинематических передач,
исключения многоступенчатого преобразования энергии и возможности
получения более низких габаритов устройства. Это позволяет увеличить
точность перемещения и значительно улучшить динамические,
энергетические и массогабаритные показатели механизма электропривода.
Простота конструкции, а также особенности принципа действия ВИД
создают благоприятную основу для выработки удачных и оригинальных
технических решений. Бытовая техника, медицина, добыча и переработка
нефти и газа, электроэнергетика, робототехника, станкостроение,
электрический транспорт, автомобилестроение, металлургия,
аэрокосмическая промышленность – вот далеко не полный список областей,
в которых ВИД успешно конкурируют с другими типами электрических
машин.
Отличительная особенность вентильной индукторной машины
заключается в том, что конкурентоспособные относительно традиционных
электрических машин энергетические и массогабаритные показатели могут
быть получены исключительно в случае полезного использования насыщения
магнитной системы. Поэтому в таких машинах выбираются такие
конструктивные параметры и электромагнитные нагрузки, при которых в
зоне перекрытия полюсов статора и ротора достигается сильное локальное
насыщение, при соответствующих условиях переходящее насыщение
магнитной системы в целом.
В большей части работ, отмечающих достоинства ВИД, говорится о
перспективности их применения. Но, к сожалению, на данный момент
машины этого типа применяются преимущественно в электроприводах
установок широкого применения, для которых не требуются высокие
динамические показателей привода (вентиляторы, насосы, бытовая техника
различные конвейеры, малогабаритный транспорт и т.д.). Это можно
объяснить тем, что присущий ВИД дискретный характер работы в
совокупности с нелинейными магнитными характеристиками сильно
осложняет применение к ним традиционных методов синтеза регуляторов
для замкнутых структур управления необходимых, чтобы достичь требуемых
показателей качества управления выходными координатами (такими как
момент и скорость). ВИД причисляются к большому классу систем, для
которых нелинейные свойства играют огромную роль, важность которой
сложно переоценить, поэтому можно получить качественно неверные
результаты в случае пренебрежение этими свойствами.
СОДЕРЖАНИЕ

В работе был выполнен обзор отечественных и зарубежных источников
литературы по тематике тягового вентильно-индукторного электропривода и
проведен анализ устройства ВИД и принципов его работы. В результате
проделанной работы можно сказать, что ВИД обеспечивает высокие
показатели надежности и способен продолжать работу в аварийных
неполнофазных режимах.
В работе приведено математическое описание трехфазного ВИД,
рассчитана предельная тяговая характеристика электромобиля,
соответствующая равноплечей гиперболе. Электромобиль развивает
предельное тяговое усилие в F = 1466 Н. при заданной максимальной
скорости в V = 180 км/ч. Граничная скорость максимального тягового усилия
F = 12556 Н*м, составляет V = 14.4 км/ч.
Разработана имитационная модель вентильно-индукторного
электропривода электромобиля, позволяющая выполнять моделирование при
нормальных и неполнофазных режимах работы электродвигателя,
Моделирование неполнофазных режимов производилось без внесения
изменений в структуру модели ВИД, поскольку модель не требует доработок.
Моделирование производилось для минимальной m = 1100 кг и полной
m = 1600 кг масс. Пуск электромобиля производился на 3-х фазах с
последовательным отключением сначала 1-й, затем 2-й фаз. Результатами
моделирования являются временные диаграммы токов статора, момента,
развиваемого двигателем, усилия на валу двигателя, скорости вращения вала,
скорости движения электромобиля и его перемещения. По полученным
данным можно заключить следующие ключевые сведения: максимальная
скорость электромобиля V = 180 км/ч, была достигнута за t = 15 c, при
минимальной массе m = 1100 кг. Электромобиль обеспечивает заданный
момент М = 110 Н*м, как для полной m = 1600 кг, так и для минимальной m =
1100 кг, массы. Электромобиль способен продолжать движение при отказе 1-
125  68
й фазы, со снижением скорости на    100%  45% до V = 68 км/ч,
Электромобиль способен продолжать движение при отказе 1-й фазы при
минимальной массе со скоростью V = 150 км/ч, со снижением скорости на
180  150
  100%  20% . В обоих случаях происходит снижение момента
110  80
на    100%  27% до М = 80 Н. Также электромобиль способен
продолжать движение, при отказе 2-х фаз, но только, при минимальной массе
со скоростью V = 65 км/ч. Электромобиль способен стартовать на 2-х фазах,
как при минимальной, так и при полной массе и достигать указанных выше
скоростей, характерных для заданной массы.
ассмотрены различные вредные факторы, влияющие на работу
проектировщика. Рассчитаны различные виды затрат, проанализирован
бюджет затрат на научно-исследовательскую работу, по итогам всего проекта
хотелось бы отметить, что данный проект является весьма стабильным и
устойчивым, имеет минимальное количество угроз. Так же на основе
исследований хотелось бы отметить, что коммерческий и инновационный
потенциал данного проекта высок. Проект обладает высокой степенью
новизны и перспективностью.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Энергосервисный договор
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Асинхронный электропривод вентиляционной установки
    📅 2020год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Разработка имитационной модели системы электропитания тяжелого самолета
    📅 2018год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Оптимизация структуры и режимов фотоэлектростанций северных территорий
    📅 2018год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)