Визуальные стратегии актуализации фортификационных сооружений
Фортификационные сооружения, являясь одной из древнейших форм архитектуры, сыграли значительную роль в формировании пространства культуры, обособив ее от природного хаоса. Однако проблема актуализации памятников фортификационного наследия в современном социокультурном контексте, в особенности вопрос их визуального представления широкой аудитории, до сих пор не имеет своего структурно организованного решения.
В данной выпускной квалификационной работе выделены специфические характеристики фортификационных сооружений как самоценных объектов историко-культурного наследия. В ходе исследования проведен сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта адаптации и актуализации памятников фортификации. На основании проведенного анализа поставлен вопрос о необходимости более глубокого изучения проблемы визуальной презентации этой категории историко-культурного наследия, а также предложена возможная для этих целей концептуальная модель в виде визуальных стратегий актуализации. Наконец, в качестве практической апробации предложенной концепции разработаны предложения по разработке визуальной стратегии актуализации Выборгского замкового ансамбля.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Общее количество страниц выпускной квалификационной работы – 108.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. ФОРТИФИКАЦИОННЫЕ СООРУЖЕНИЯ КАК ОБЪЕКТЫ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ……………………………………………………………………. 9
1.1 Теоретические аспекты актуализации объектов культурного наследия ….. 9
1.2 Специфика фортификационных сооружений как объектов культурного
наследия ………………………………………………………………………………………………….. 18
ГЛАВА II. ОПЫТ АКТУАЛИЗАЦИИ ФОРТИФИКАЦИОННЫХ
СООРУЖЕНИЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ …………………………………………. 29
2.1 Сохранение и актуализация фортификационных сооружений в России.
Историографический обзор………………………………………………………………………. 29
2.2 Современный опыт актуализации фортификационных сооружений за
рубежом …………………………………………………………………………………………………… 38
2.3 Роль визуальных стратегий в презентации фортификационного
сооружения ……………………………………………………………………………………………… 48
ГЛАВА III. ВИЗУАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ АКТУАЛИЗАЦИИ
ВЫБОРГСКОГО ЗАМКОВОГО АНСАМБЛЯ ………………………………………….. 60
3.1 Опыт актуализации Выборгского замкового ансамбля ………………………… 60
3.2 Практические рекомендации по формированию визуальной стратегии
актуализации территории фортификационного ансамбля Выборгского замка
………………………………………………………………………………………………………………… 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………….. 82
СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………… 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………… 86
СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫЙ ИСТОЧНИКОВ ……………………………………………. 94
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………………………….. 99
Актуализация архитектурных сооружений и ансамблей является
сегодня важным проблемным полем для исследователей в области
сохранения культурного наследия. Ускорение темпа изменения городского
ландшафта негативно сказывается на объектах культурного наследия,
составляющих историко-архитектурных ландшафт города.
Фортификационные сооружения являются одним из древнейших типов
архитектурных объектов, предназначавшихся для защиты жилых,
хозяйственных сооружений и объектов, населения и войск от агрессивного
воздействия внешних факторов (природных и антропогенных). Процессы
создания укрепленных поселений в прошлом сыграли важную роль в
формировании городской среды и городской культуры. Фортификационные
сооружения представляют собой концентрированную идею преобразования
человеком окружающего мира с целью обезопасить себя и внести порядок
культуры в окружающий его мир.
В ходе проведенного исследования, посвященного объектам
фортификации в контексте их сохранения и актуализации, была определена и
проанализирована специфика объектов фортификационного наследия как
самоценной категории объектов историко-культурного наследия. В работе
проведено сравнение отечественного и зарубежного опыта актуализации
фортификационных сооружений, на основании которого сформулировано
понятие и определена роль визуальных стратегий актуализации
фортификационных ансамблей, представлены практические рекомендации по
формированию визуальной стратегии актуализации территории и
сооружений фортификационного ансамбля Выборгского замка.
В первой главе «Фортификационные сооружения как объекты
культурного наследия» исследования проведен анализ основных
определений в области сохранения и актуализации историко-культурного
наследия, были рассмотрены информационно-аксиологический и системный
подходы к культурному наследию как наиболее отвечающие нашей задаче
раскрытия интертекстуальности фортификационного наследия. Отдельное
внимание уделено ансамблям долговременной фортификации как объектам
актуализации. В результате анализа исторических, культурологических и
музейных исследований фортификационных памятников были выявлены их
характеристики и отличительные особенности в качестве самоценных
объектов историко-культурной интерпретации и презентации в современном
обществе.
Во второй главе «Опыт актуализации фортификационных сооружений
в России и за рубежом» представлено историографическое исследование
отечественного опыта в области сохранения, интерпретации и презентации
объектов и ансамблей долговременной фортификации. Также осуществлен
анализ зарубежного опыта и выделены основные тенденции в области
адаптации и актуализации фортификационных ансамблей на материале работ
западных исследователей-кастеллологов и конкретных проектов, например,
проекта Европейского центра сотрудничества в области сохранения
фортификационного наследия (ECCOFORT) «FORTE CULTURA». Опираясь
на обобщенные результаты анализа отечественного и зарубежного опыта
актуализации фортификационного наследия была обозначена проблема их
визуального представления широкой аудитории в условиях современного
массового туризма. В качестве решения обозначенной проблем визуального
восприятия современным человеком фортификационных ансамблей
предложена «визуальная стратегия», как концепт, акцентирующий внимание
на необходимости долговременного планирования визуального
представления данного типа объектов наследия.
В третьей главе «Визуальная стратегия актуализации Выборгского
замкового ансамбля» осуществлен анализ современного состояния процесса
актуализации фортификационного комплекса Выборгского замка с
последующей разработкой концептуальных предложений по
проектированию визуальной стратегии его актуализации. Визуальная
стратегия, предполагающая долговременный план визуальной интерпретации
и представления этого сложного средового комплекса, охватывает три
основных уровня актуализации его пространства: 1) постоянная экспозиция
Выборгского замка (пространство интерьеров); 2) экстерьеры замка и
территория его внутреннего двора; 3) пространство города Выборг и роль
замкового ансамбля в городском ландшафте. На каждом из этих
пространственных и семантических уровней даны рекомендации и
референсы по конкретным методам и инструментам работы с ними исходя из
цели актуализации информационного и ценностного потенциалов
Выборгского замкового комплекса как сложного, полисемантического
объекта культурного наследия.
На основании проведенного исследования сделаны следующие
выводы:
1) Объекты и ансамбли долговременной фортификации являются
самоценными объектами историко-культурного наследия, связанные
с широким историко-культурным контекстом и требующие особого
подхода в процессе их актуализации.
2) Несмотря на накопленные знания об историко-культурной ценности
объектов фортификации, как в России, так и за рубежом, сегодня
специалистам в области их актуализации необходимо
сосредоточиться на дальнейшем разграничении форм адаптации и
актуализации, а также на систематизации методов, подходов и
инструментов, отвечающих задачам визуальной презентации
фортификационных ансамблей как объектов историко-культурного
наследия.
3) Обоснована необходимость учета специфики процессов визуального
восприятия информации современным человеком и концептуальной
важности визуального образа в современной культуре. Особое
внимание в процессе актуализации фортификационного комплекса
предлагается уделять разработке визуальной стратегии как рабочему
инструменту упорядочивания и оптимизации данного процесса.
Резюмируя полученные выводы, можно говорить о формировании
положительных тенденций в области актуализации фортификационного
наследия. На международном уровне, как специалисты, так и аудитории
музеефицированных фортификационных объектов, постепенно осознают
разницу между адаптацией и актуализацией данного типа объектов наследия.
В связи с этим музеи или учреждения, исполняющие музейные функции,
стараются скорректировать свою систему презентации фортификационных
ансамблей как самоценных объектов восприятия, носителей ценного
историко-культурного опыта, национальной памяти и источники глубоких
эмоций. Логичным продолжением этого процесса представляется обращение
к долгосрочному, стратегическому планированию визуальной презентации
фортификационных комплексов, которое будет учитывать особенности
визуального восприятия современного человека и тот пространственный и
информационный контекст, в котором ему приходится взаимодействовать с
объектами прошлого.
Дальнейшая разработка проблематики актуализации объектов
фортификации может быть представлена в виде исследований в области
визуальной экологии презентации данной категории объектов культурного
наследия. В условиях высокого уровня визуального и информационного
загрязнения пространства повседневной жизни современного человека
необходимо серьезное изучение методов и инструментов визуального
представления объектов фортификации. В связи с проблематикой визуальной
экологии дальнейшего анализа требует рекреационный потенциал
фортификационных комплексов. Наконец, поставленный в данной работе
вопрос о визуальных стратегиях актуализации фортификационных
сооружений следует развивать, с одной стороны, путем их разработки и
использования на других фортификационных комплексах России, которые
так же, как и Выборгский замок, испытывают на себе негативные
последствия мнимой музеефикации, а с другой, пытаться расширить область
применения концепции визуальной стратегии для актуализации других типов
объектов историко-культурного наследия, например, археологических
комплексов, историко-архитектурных ландшафтов городов и т.д.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!