Воспоминания участников Исламской революции 1978-1979 гг. как источник по изучению повседневной жизни иранского революционного подполья на территории Сирии и Ливана в 70-х гг. XX в.
Данная работа посвящена проблеме повседневной жизни членов иранского исламского движения, действовавших на территории Сирии и Ливана в 1970-х гг. На основе анализа мемуарных источников был описан социальный и демографический состав сообщества иранских революционеров в сиро-ливанском регионе и выделены основные мотивы и причины их присоединения к революционному движению. Были определены основные направления деятельности иранской оппозиции в Сирии и Ливане и охарактеризованы бытовые и эмоциональные аспекты повседневной жизни революционеров.
Реконструкция повседневности иранских революционеров производилась с помощью конкретно-проблемного, системного, описательного, историко-сравнительного методов исторического исследования, адаптированных для применения в рамках микроисторического подхода к изучению исторических явлений и процессов.
Введение ……………………………………………………………………………………………………. 4
Глава 1. Мотивация и идеологическая направленность деятельности
иранского революционного подполья в Сирии и Ливане …………………………… 13
1.1 Причины и условия возникновения исламского движения в Иране ……… 13
1.2 Причины переноса революционной деятельности в Сирию и Ливан ……. 17
1.3 Личная характеристика членов революционного подполья ………………….. 20
Глава 2. Характеристика деятельности иранской оппозиции в Сирии и
Ливане в 1970-х гг. …………………………………………………………………………………… 27
2.1 Периодизация деятельности иранской оппозиции в Сирии и Ливане …… 27
2.2 Основные направления деятельности иранских революционеров в Сирии
и Ливане ………………………………………………………………………………………………….. 31
2.3 Источники финансирования деятельности революционеров………………… 38
Глава 3. Описание быта иранских революционеров на территории Сирии и
Ливана в 1970-х гг. …………………………………………………………………………………… 41
3.1 Конспирация как неотъемлемая часть революционной повседневности 41
3.2 Условия жизни членов революционного подполья………………………………. 43
3.3 Связь с семьей и родственниками ……………………………………………………….. 45
3.4 Эмоциональное измерение жизни революционеров …………………………….. 47
Глава 4. Характеристика отношений, сложившихся между членами
революционного подполья ……………………………………………………………………….. 50
4.1 Структура сообщества иранских революционеров ………………………………. 50
4.2 Межличностные отношения и основные причины конфликтов в
революционной среде ………………………………………………………………………………. 53
Заключение ……………………………………………………………………………………………… 57
Список использованной литературы…………………………………………………………. 60
Приложение А. Социальный портрет участников иранского революционного
подполья на территории Сирии и Ливана …………………………………………………. 77
Приложение Б. Перевод письма Мохсена Аллахдада Ибрахиму Йезди ……… 84
Приложение В. Перевод отрывка из книги воспоминаний Р. Сафави «От юга
Ливана до юга Ирана» ……………………………………………………………………………… 87
Актуальность темы исследования. При изучении масштабных
исторических событий и явлений, к числу которых, несомненно, можно
отнести Исламскую революцию в Иране 1978-1979 гг., внимание
исследователей сконцентрировано преимущественно на истории крупных
политических и социальных структур – сословий и сословных групп,
классов, религиозных течений, идеологических движений, политических
партий, вооруженных формирований и т.д.
Тем не менее, исторический процесс многослоен и неоднороден: его
участники являются одновременно и объектами, и субъектами колоссального
числа воздействий и манипуляций 1. При таком взгляде на исторические
события на передний план выдвигается проблема выявления связи между
крупными структурами и индивидами, деятельность которых в значительной
мере определяется их субъективным жизненным опытом2.
Местом пересечения «субъективного» и «объективного» слоев
исторического процесса, его «микро» и «макро»уровней выступает
повседневность – «культурно оформленное взаимодействие действий и
интерпретаций «действительности», специфичное для различных слоев, на
которое решающее влияние все же оказали и оказывают материальные
условия и их изменения» 3. С одной стороны, структура повседневной жизни
каждого отдельного человека сугубо индивидуальна, однако пределы ее
индивидуальности ограничены социальными и материальными условиями
жизни общества, в котором тот или иной человек существует 4. Таким
Пушкарева Н.Л. Предмет и методы изучения истории повседневности // Этнографическое обозрение. 2004.
№5. С. 12.
2
Медик Х. Микроистория // Тезис. 1994. Вып. 4. С. 197.
3
Medick H. “Missionare im Ruderboot”? Ethnologische Erkenntnisweisen als Herausforderung an die
Sozialgeschichte // Geschichte und Gesellschaft. 1984. No. 10. S. 318. Цит. по: Нарский И.В. Жизнь в
катастрофе: Будни населения Урала в 1917-1922 гг. М., 2001. С. 22.
4
Полякова И.П. Современные концепции повседневности, анализ сущности и структура повседневного
бытия людей // Вестник Томского государственного университета. 2017. №. 37. С. 89.
образом, воссоздание картины повседневности, включающей не только
бытовой план человеческой жизни, но и пути приспособления индивидов к
происходившим вокруг них событиям, а также эмоциональную сторону
переживания этих событий, открывает возможность нового взгляда на
становление исторических структур и процессов5.
Степень изученности проблемы. К настоящему моменту
повседневная жизнь представителей иранской исламской оппозиции в Сирии
Хадидчи-Даббаг. Шаhид андарзгу дар сурийе. С. 23; Ее же. Шаhид монтазэри ва мобāрэзāт-э чарики. С. 30).
Заключение
В широкой исторической перспективе значение поступков тех или
иных акторов, существенно уменьшается, а сами события, в которых они
принимали участие, по прошествии времени становятся мифами и начинают
восприниматься как некая целостность, реализовавшаяся единственно
возможным образом 210. Предложить альтернативный взгляд на исторический
процесс, продемонстрировать новые грани произошедших событий
возможно с помощью изучения повседневной жизни исторических деятелей.
В ходе данного исследования на основе анализа воспоминаний
участников иранского исламского движения была произведена попытка
реконструкции картины их повседневной жизни на территории Сирии и
Ливана в 1970-х гг. Для этого был проанализирован социально-
демографический состав членов революционного сообщества и выделены
основные мотивы и причины их присоединения к исламскому движению.
Были охарактеризованы ключевые направления деятельности иранской
исламской оппозиции на территории Сирии и Ливана, а также описаны
бытовая и эмоционально-символическая стороны жизни революционеров.
Ниже изложены основные выводы по итогам проделанной работы:
Будучи представителями разных возрастных и социальных групп,
обладая разным уровнем светского и религиозного образования, все они
присоединились к исламскому движению айатоллы Хомейни по схожим
религиозно-идеологическим и морально-психологическим мотивам.
Не имея возможности вести полномасштабную борьбу с шахским
режимом на территории Ирана, они перенесли свою деятельность за рубеж.
Выбор революционерами Сирии и Ливана в качестве своего опорного пункта
объяснялся наличием у них в этих странах тактических и стратегических
Ревель Ж. Микроанализ и конструирование социального. С. 115; Репина Л.П. Социальные катаклизмы и
кризисы в исторической памяти: Теория и практика исследований // Труды Отделения историко-
филологических наук РАН. 2008–2013 год. М., 2014. С. 214.
союзников, а также благоприятной для них внешнеполитической ситуацией в
регионе.
Период активной деятельности иранской оппозиции в Сирии и Ливане
продлился около девяти лет, с середины 1970 по февраль 1979 г. Эта
деятельность включала в себя несколько направлений, ключевым из которых
являлась организация боевой и идеологической подготовки добровольцев.
Тренировки проводились на территории лагерей палестинских
беженцев в южном Ливане и пригородах Дамаска. За идеологическую
подготовку добровольцев отвечали их старшие и более опытные товарищи по
исламскому движению, тогда как военным обучением преимущественно
занимались инструкторы из «ФАТХ». По окончании тренировок иранцы
присоединялись к отрядам палестинского сопротивления и принимали
участие в сражениях с израильской армией в южном Ливане, получая
необходимый боевой опыт. Часть членов революционного движения
оставалась в Сирии и Ливане на длительное время, тогда как остальные
совершали туда краткосрочные поездки длительностью в несколько месяцев.
Основным источником финансирования деятельности иранских
революционеров в Сирии и Ливане являлись пожертвования иранских
граждан. Большая часть финансовых потоков контролировалась лицами из
числа наиболее преданных сторонников айатоллы Хомейни.
Ключевой чертой революционной повседневности была необходимость
соблюдения правил конспирации, обусловленная активной деятельностью в
регионе агентов иранской службы государственной безопасности САВАК.
Требования конспирации определяли выбор места жительства и образ жизни
революционеров. Из-за риска быть раскрытыми большинство
революционеров полностью переходили на нелегальное положение.
Пребывание в чужой стране, жизнь под чужим именем, разрыв с
друзьями и родственниками, оставшимися в Иране, постоянное чувство
опасности, а также ежеминутная готовность погибнуть на поле боя
оказывали деструктивное влияние на эмоционально-психологическое
состояние революционеров. Средством для выхода из психологического и
духовного кризиса для многих из них стала религия. Немаловажную роль
играла и поддержка со стороны товарищей.
Негативный психологический и эмоциональный фон являлся
благотворной почвой для возникновения различных конфликтных ситуаций.
Причинами конфликтов могли стать индивидуальные особенности поведения
и черты характера революционеров, политические и идеологические
разногласия, вопросы распределения финансовых средств и полномочий и
др. Тем не менее, в большинстве случаев межличностные отношения членов
революционного подполья развивались в позитивном и конструктивном
ключе.
Следует отметить, что тема повседневной жизни иранских
революционеров оставляет широкий простор для дальнейших изысканий.
Источниковая база исследования может быть расширена за счет поиска и
привлечения дополнительных источников на персидском и арабском языке.
В частности, большой интерес представляют сведения о деятельности
иранской оппозиции в Сирии и Ливане, содержащиеся в опубликованных
документах и докладах агентов САВАК. Однако наиболее перспективным
направлением исследований представляется внедрение новых методов и
подходов из арсенала смежных гуманитарных и социальных наук для анализа
мемуарных источников на качественно ином уровне.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!