
Языковая картина мира: лингвистическая репрезентация лексем цвета

Введение ……………………………………………………….………………….3
Глава 1. Языковая картина мира…………………………………………………………..
1.1. Понятие «языковой картины мира»……………………………….
1.2. Национальная языковая картина мира……………………………..
1.3. «Концепт» как основа языковой картины мира………………..
Глава 2. Цвет в языковой картине ……………………………..…………………
2.1 Языковая и лингвоцветовая картины мира………………………….
2.2 Исследование цветовых номинаций в лингвистике…………………
2.3 Лексемы цвета как компонент национальной языковой картины мира………………………….………………………………………….
2.4 Цветовая палитра как важнейший фактор формирования самосознания нации……………………………………………………………….
Глава 3. Цвет как фрагмент ассоциативно-вербальной сети носителя языка………………………………………………………………………………
3.1. Ассоциативная природа мышления……………………………..…
3.2. Ассоциативные поля цветообозначений……………………….…..
3.3. Ассоциативное поле цветообозначения как страноведческий фон и как национально-культурные особенности мышления……………………….…..
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………
Цвет является одной из наиболее значимых категорий культуры. Интерес к проблематике, связанной с теоретическим и практическим осмыслением, а также с художественным восприятием и использованием цвета не ослабевает начиная с древнейших времён до сегодняшнего дня. Каждая историческая эпоха и отрасль науки, как и практической деятельности человека обогащает, расширяет и дополняет понимание роли цвета в окружающем мире.
Формирование лингвоцветовой картины мира происходит в соответствии с нормами национального языка и является национально обусловленной системой. Так можно говорить о существовании такого понятия как национальная лингвоцветовая картинах мира, что обусловлено наличием относительности взглядов представителей различных культур на восприятие тех или иных цветов.
Символическая, ассоциативная насыщенность семантики цвета, его «неравномерная» вербализация в различных языках – все это обуславливает сложность изучения феномена цвета в сознании и языке.
Таким образом, цвет – это важная категория познания носителей культурной информации, накопленной этносом, а цветообозначения – это «семиотические конденсаторы», выполняющие функцию механизма памяти культуры (Гатауллина 2005: 53).
Несмотря на обширную лингвистическую литературу по проблеме цветообозначений многие вопросы остаются во многом открытыми. Все вышесказанное обуславливает актуальность данного исследования.
Объектом исследования является «языковая картина мира» , цветовая номинация в лингвистике, также исследование психологии цвета в брендинге.
Предметом исследования является лексема цвет, как объект научного исследования в контексте развития человеческой культуры, а также феномен цвета в междисциплинарном изучении особенности его восприятия человеком.
Цель исследования заключается в раскрытие понятия языковая картина мира и подробное исследование цветовых номинаций в лингвистике. Рассмотрение лексем цвета, как компонента национальной языковой картины мира, изучение цветовой палитры как важнейшего фактора формирования самосознания нации. А также исследование феноменологии и психологии цвета в брендинге.
Цель исследования определила постановку следующие задач:
1. Изучить теоретическую литературу по проблеме исследования;
2. Опираясь на работы отечественных и зарубежных лингвистов, уточнить содержание понятия «языковая картина мира» и сделать анализ репрезентаций лексем цвета в лингвистике.
3. Подробно изучить место цвета в языковой и лингвоцветовой картине мира.
4. Определить сущность лексем цвета, как компонента национальной языковой картины мира.
5. Изучить цветовую палитру, как важнейшего фактора формирования самосознании нации.
6. Подробно ознакомиться с цветом, как объектом научного исследования в контексте развития человеческой культуры.
7. Проанализировать феноменология цвета как объекта междисциплинарного изучения.
8. Исследовать психологию цвета в брендинге и особенности его восприятия.
Новизна настоящей магистерской работы посвящается исследованию цвета, как объекта научного исследования в контексте развития человеческой культуры, также подробно рассматривается феноменология цвета, как объекта междисциплинарного изучения и особенности его восприятия человеком. Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом к исследованию феноменологии и психология цвета в брендинге, а также особенности его влияния и восприятия.
Гипотеза данной работы определяется положениями, выносимыми на защиту: являясь одним из базовых элементов культуры, цвет и, соответственно его языковое воплощение, отражающееся в цветовом обозначении, благодаря цвету можно увидеть универсальные и национально-специфические особенности. Цветовая гамма составляет неотъемлемую часть национальной картины мира, через призму которой народы мира воспринимают окружающую их реальность во всем её многообразии. Цвет несёт в себе значительную смысловую нагрузку, своими корнями уходящую в историю народа, при этом характер цветового восприятия имеет как сходства, так и различия в отдельных культурах. Семантика цвета является основной культурологической характеристикой, объединяющей людей по естественному семиотическому принципу цветового взаимодействия. Поскольку в цветовом образе накапливается некая сумма свойств различных предметов, цветовая палитра, таким образом, является одним из наиболее универсальных для всего человечества языков, на котором говорит и думает каждый из нас. В данном исследовании будет рассмотрена феноменология и психология цвета и особенности его восприятия.
Структура исследования определена особенностями объекта исследования, а также поставленными целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, списка словарей, цитируемой художественной литературы, интернет-ресурсов и приложения.
1. Алимпиева Р.В. Микрогруппа слова алый в структуре ЛСГ цветовых прилагательных со значением красного тона // Исследования по семантике. – Уфа, 1986. – С. 58-67.
2. Антология концептов / Под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. Том 1. – Волгоград: Парадигма, 2014. – 348 с.
3. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т. 2. Интегральное описание языка и системная лексикография. – М.: Восточная литература, 1995. – 766 с.
4. Арутюнова Н.Д. Аномалии и язык (К проблеме языковой «картины мира») // Вопросы языкознания. – 1987. -№ 3. – С. 3-19.
5. Арутюнова Н.Д. Наивные размышления о наивной картине мира // Язык о языке. – М., 2000. – С.7-19.
6. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека.- М.: Яз. рус. культуры, 2010.- 895 с.
7. Аспекты исследования картины мира / Под общ.ред. проф. В.А. Пищальниковой и проф. А.А. Стриженко. – Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2003. – 299 с.
8. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. – Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. Ун-та, 2006. – 103 с.
9. Бахилина Н.Б. История цветообозначении в русском языке. – М., 1975.
10. Белов А.И. Цветовые этноэйдемы как объект этнопсихолингвистики // Этнопсихолингвистика. -М.: Наука, 1988. – С. 49-58.
11. Белянин В.П. Психолингвистика: Учебник. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 232 с.
12. Бородина М.А., Гак В.Г. К типологии и методике историко-семантических исследований. – Л., 2009.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!